Пальчиковые игры для дошкольников
картотека по развитию речи
Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму, и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry_.docx | 27.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму, и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Активно используем пальчиковые игры Е. Железновой, В. Коноваленко, О. Узоровой, которые проводятся чаще всего под музыку (как попевки, песенки), сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра. Мелодия подбирается с учетом возраста детей, но всегда несложная, легко запоминающаяся.
Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.
Тексты для этих игр подбираем простые - короткие стихотворения, русские народные песенки, потешки, считалки, не большие сказки.
НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ (цикл пальчиковых игр)
Кошка
Посмотрели мы в окошко - Делают пальцами обеих рук «окошко».
По дорожке ходит кошка «Бегают» указательным и средним
пальцами правой по левой руке
С такими усами! Показывают «длинные усы»
С такими глазами! Показывают «большие глаза»
Кошка песенку поет, «Зовут» правой рукой.
Нас гулять скорей зовет!
Песочный дом
Вот песочница большая Разводят руки в стороны.
С крышею в горошек. Руки «домиком» над головой.
Из песка мы строим дом, Стучат кулачком о кулачок.
В доме пять окошек. Показывают раскрытую
ладошку - «пять».
Первое — для зайчика, Загибают на левой руке
пальчики по очереди.
Второе - для совочка.
В третьем куколка стоит,
В четвертом - два грибочка.
В пятом кругленьком окошке
Уложили спать мы кошку. Ладошки «спят» под щечкой.
Только кошке места мало. Грозят указательным пальчиком,
Прыг! И домик наш сломала! Шлепают ладошками по коленям.
Куклы спят
В ряд колясочки стоят, Разводят руки в стороны.
Куколки в них крепко спят. Ладошки «спят» под щечкой.
Девочки всем мальчикам Грозят указательным
Пальчиком грозят: пальчиком правой руки.
-Тише, тише, не шумите!
Наших дочек не будите!
Мячик
Прыг- скок! Прыг-скок! Прыгают и хлопают в ладошки.
Красный бок, синий бок!
Это разноцветный мячик Движения кистями рук, словно лепят
снежок.
Скачет, скачет, словно зайчик!
То взлетает высоко-о-о-о! Руки вверх, тянутся на носочках.
То умчится далеко-о-о-о! Смотрят вдаль из-под «козырьки» правой
Прыг-скок, прыг-скок! Прыгают и хлопают.
Непоседа наш дружок.
Веселится детвора.
Тр-р-р - машины загудели, «Заводят мотор» руками.
Вж-ж-ж - колеса засвистели!
Отойди в сторонку, Грозят пальцем.
На площадке — гонки!
Обгоняет всех лисица Пальчиками правой руки «бегут» по левой руке.
На машинке голубой,
А за нею кукла мчится, Пальчиками левой руки «бегут» по правой руке.
Машет зрителям рукой.
Мишка в красном колпачке Стучат кулачками по коленям.
Едет на грузовичке.
Зайка тоже очень рад: Пальчиками «бегут» по телу вверх до шеи.
Дали зайке самокат.
Вот и финиш. Стоп. Руки скрестили на груди, похлопали ладошками по
плечам.
Ура! Руки вверх.
Веселится детвора! Хлопают в ладоши.
В ЛЕСУ (цикл пальчиковых игр)
Грибочки
Как в лесу-лесочке Руки сцеплены «в замок».
Выросли грибочки. Поднимают постепенно руки вверх.
Мы корзиночку возьмем Левая рука согнута в локте на подобие
И грибочки соберем: корзинки, правой «собирают в корзинку грибы»
На лесной опушке Загибают на левой руке пальцы по одному.
Красуется волнушка,
На пеньке - опята,
Дружные ребята.
А в траве - лисички,
Рыжие сестрички.
Подбоченившись стоит
Под березкой боровик.
Ну а груздь на крепкой ножке
Так и просится в лукошко!
Веселый художник
Веселый художник Плавные движения кистями
Веселою краской рук вверх-вниз.
В лесу на полянке
Цветочки раскрасил.
Белой - ромашку, Загибают пальцы по правой руке по одному.
Розовой - кашку,
Фиалку - лиловой,
А клевер - бордовой.
Краскою синей - красивый цветок,
Мой самый любимый резной василек. «Фонарики»
Зайка
По лесной лужайке Легко ударяют пальцами
Прыгал серый зайка. правой руки по левой ладони.
Ушками шлеп-шлеп, Показывают «ушки».
Ножками топ-топ! Топают ногами.
Он к пенечку прибежал, Ритмично шлепают по коленям.
Лапочками застучал:
«Тра-та-та! Тра-та-та!
Жизньнь у зайки - красота!
Не боюсь я никого, Качают указательным пальцем вправо-влево.
Даже волка самого. Ладошками показывают, как волк стучит зубами.
Как услышим волчий вой –
Убежим скорей домой!» «Бегают» пальчиками по коленям.
Белочка
Белочка-резвушка, Хлопки ритмично чередуются
Лесная веселушка, со шлепками по коленям.
Целый день старается – Стучат кулачком о кулачок.
На зиму запасается.
С ветки - прыг, Поднимают руки вверх
На ветку - скок! Опускают руки на плечи.
Раз - грибок! Загибают пальцы левой руки
Два - грибок! соответственно тексту.
Три - орешек в скорлупе,
Будет он лежать в дупле.
А еще в кладовочке
На тоненькой веревочке
Высохнет рябина,
Красная калина.
И зимою в холода Шлепают ладонями по плечам.
Будет белочка сыта. Хлопают в ладоши.
Медведь
Мишка по лесу ходил, Стучат кулачками по коленям.
Звонки песни выводил:
Тру-ту-ту! Тру-ту-ту! Подносят кисти рук к губам, изображая
дудочку.
Всем я лапотки сплету. Кисти рук «в замочке».
Себе - большие, Загибают пальцы правой руки по одному.
Жене - меньшие,
Сыну - с носочком,
Дочке - с цветочком,
А соседу-заиньке
Сплету лапти меленькие.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ СКАЗКИ
Зайчата и волчата
(ел. С. Арсеневского)
Педагог показывает движения пальчиками соответствен! тексту, дети повторяют.
На лесной опушке
В маленькой избушке
Жили-были зайки,
Ушки на макушке.
Надо зайкам кушать,
Надо маму слушать.
Пять ушастеньких зайчат
Сидеть спокойно не хотят.
Убежали, прыг-скок!
Через речку на мосток.
А под старою сосной
Раздавался волчий вой.
Волк с волчицею своей
Звали серых малышей:
Волчатам надо кушать,
Надо маму слушать.
Пять зубастеньких волчат
Сидеть спокойно не хотят.
Убежали, убежали,
Только пятки засверкали.
На полянке пять зубастых
Повстречали пять ушастых;
Поглядели, помолчали
И все вместе заиграли!
Поросенок
(сл. А. Усачева)
Громкий звук раздался утром рано. Хлопки,
Я в окошко выглянул спросонок: Рисуют пальцами «окошко».
Розовый, веселый, аккуратный Гладят себя по голове.
На машине ехал Поросенок. Прижимают пальцем кончик носа.
Поросенок был красив собою:
Был костюмчик в клеточку на нем, «Рисуют» пальчиками клеточки
Он вертел довольно головою. Вертят головою
Вместе с головой вертел рулем «Крутят руль»
На копытцах - белые перчатки, Гладят поочередно одну руку другой.
И панамка вышита цветами: Делают руками «домик».
Ехал он на травке поваляться «Крутят руль».
Или же в деревню в гости к маме…
Ехал Поросенок на рассвете, Поднимают руки вверх.
Розовый, похожий на зарю.. Описывают руками дугу.
И, предупреждая всех на свете, Грозят пальцем.
Нажимал на пятачок: - Хрю-хрю! Прижимают пальцем кончик носа,
говорят «хрю-хрю».
Пальчик Петя
Жил-был пальчик Петя. Воспитатель показывает палец с надетым на
него шариком.
Вышел пальчик к детям.
- Есть у вас шалуны?
Есть у вас драчуны?
- Нет у нас шалунов, Дети качают пальцами влево-вправо.
Нет у нас драчунов.
Смотри, какие малыши! Пальчики «пляшут» - движение кистями
Лучше с ними попляши! рук «фонарики».
Тут собачка прибежала, Воспитатель показывает пальцами
Всех ребяток испугала! «собачку».
Пальцы спрятались в кулак. Дети сжимают пальцы в кулачки.
Собачке не найти никак.
Кулачки тут застучали Стучат одним кулачком о другой.
И собачку вмиг прогнали!
Снова пляшут пальчики «Фонарики».
У девочек и мальчиков.
Тут лисичка прибежала, Воспитатель показывает пальцами «лисичку».
Всех ребяток испугала!
Пальцы спрятались в кулак. Дети сжимают пальцы в кулак.
Кулачки тут застучали
И лисичку вмиг прогнали! Стучат одним кулачком о другой.
Снова пляшут пальчики «Фонарики».
У девочек и мальчиков.
Пальчики играли, Мягкие движения кистями рук.
Пальчики устали.
Вместе собрались Собираем ладошки вместе.
И под щечку улеглись. Кладут ладошки под щечку, педагоги поют
детям колыбельную.
Взгляни на пальчики свои...
(ел, Л. Гурьяновой)
Взгляни на пальчики свои Пальцы рук перед собой.
И отгадай загадку:
Каким профессиям они Пальцы в «замке».
Учились по порядку?
Большой - силач, наверняка Делают массаж каждому пальцу
соответственно тексту.
На повара учился,
Такой большой, как повара,
В богатыри годился.
А указательный, смотри,
Наверное, учитель.
Он всем указывал всегда –
Почти руководитель.
Средний палец, как спортсмен,
Длнный, сильный, нужен всем.
Он всем пальцам остальным
Ну ничем не заменим.
Безымянный молодец,
Покровитель он колец,
Он юрист и адвокат,
Пальцам старшим просто брат.
И мизинец - меньше всех,
Создан он не для помех.
Может быть, учёный он:
Силой-то не наделён.
В общем, братья хороши Хлопают в ладошки.
И живут чудесно!
Поиграй-ка с ними ты, Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Будет интересно.
Пальчиковая гимнастика.
Группа общеразвивающий направленности от 4 до 5 лет.
«Побежали вдоль реки».
Побежали вдоль реки / Движение указательного и среднего пальцев обеих рук по бедру Дети на перегонки /_ коленям ( пальчики бегут).
«Раз, два, три, четыре, пять».
Раз, два, три, четыре, пять. / Сжимать и разжимать пальцы. Вышли пальчики гулять / Выполнять движение «фонарики». Раз, два, три, четыре, пять. / Сжимать и разжимать пальцы. В домик спрятались опять. / Сжимать руки в кулак.
«Капуста».
Что за скрип? / Сжимать и разжимать пальцы.
Что за хруст?/
Это что ещё за куст? / Соединить основание ладоней, пальцы «бутоном», покрутить ими.
Как же быть без хруста? / Сделать из пальцев «шар».
Если я капуста.
Мы капусту рубим, / Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.
Мы морковку трём, / Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачками друг о друга.
Мы капусту солим, / Движение пальцев, имитирующие посыпание солью.
Мы капусту жмём. / Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки.
«Снежок».
Белый снег пушистый / Ритмично, плавно опускать руки вниз.
В воздухе кружиться. / Выполнять круговые движения кистями рук.
И на землю тихо / Ритмично, плавно опускать руки вниз.
Падает, ложиться./
А потом, а потом / Имитация сгребания снега.
Мы из снега слепим ком. / Выполнять движение «пирожки»
Ух! / Бросить снежок вперёд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры для дошкольников.
Данная презентация предназначена для родителей и воспитателей. Желаю успеха вашим малышам!...
Пальчиковые игры для дошкольников
Известно что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помога...
Картотека : "пальчиковые игры" для дошкольников с нарушением функций ОДА.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук....
Пальчиковые игры для дошкольников.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6943057","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"210","width":"251"}}]]Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются...
Пальчиковые игры для дошкольников
Пальчиковые игры для дошкольников...
Пальчиковые игры для дошкольников
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у детей, которая позволяет развивать память, внимание....
Новые пальчиковые игры с дошкольниками
Картотека пальчиковых игр...