Развитие речевого дыхания
картотека по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 города Ельца»
КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания».
Учитель-логопед:
Таганчикова С.В.
Елец 2019г
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому считаем, что вопросы внедрения здоровьесберегающих технологий в практику работы муниципальных дошкольных образовательных учреждений являются приоритетным направлением в деятельности современного педагогического коллектива.
В каждом образовательном учреждении система этой работы строится по-разному, с учетом имеющихся условий, материальных возможностей, накопленного опыта.
В предложенной статье будет показан подход к использованию методов формирования речевого дыхания как одного из элементов методики здоровьесбережения детей, раскрыты основные этапы работы по формированию речевого дыхания и предложена апробированная методика работы по развитию дыхательной функции и речевого дыхания у детей с нарушением речи успешно применяемые в повседневной практике учителя-логопеда.
Дыхание - является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут. Дыхание связывает человеческий организм с биосферой и живым миром земли. Дыхательная мускулатура и диафрагма человека работают, подчиняясь его воле и сознанию.
Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика, как составная часть логопедической работы, оказывающая значительное влияние и на профилактику простудных заболеваний.
Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.
Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. В возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, т.е. на ранней стадии речевого онтогенеза идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи.
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.
В современных условиях, возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса в детских дошколных образовательных учреждений. Одним из таких эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к школе и является предлагаемая методика работы по развитию дыхательной функции и речевого дыхания у детей с нарушениями речи.
Методика работы по развитию дыхательной функции и речевого дыхания у детей с нарушениями речи включает в себя 5 основных этапов проводимых в определенной последовательности, продолжительность которых в целом не ограничивается 1-2 учебными периодами. Число одновременно занимающихся в учебной группе детей не должно превышать 5 – 6 человек:
I этап - Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике, имеет цель развить у ребенка собственное ощущение движения органов дыхания (диафрагмы и передней стенки живота), что должно способствовать развитию у него в дальнейшем грудобрюшного дыхания. Этап включает в себя 4 упражнения последовательно выполняемых в начале в положении лежа, затем сидя и стоя, которые в течении дня должны повторятся не менее 2 – 3 раз.
II этап - Развитие грудобрюшного типа дыхания, имеет цель развить сократительную активность диафрагмальной мышцы, координацию между дыханием и движениями туловища и конечностей. На данном этапе могут быть использованы элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Этап состоит из 3-х комплексов упражнений, в которых последовательно усложняются различные двигательные задачи. Именно на этом этапе, основное внимание логопеда должно быть обращено обучению детей приемам специальной дыхательной гимнастики основанной на методике дозированных «быстрых вдохов» через нос в ходе возрастающей физической активности.
III этап - Развитие фонационного выдоха. Направлен прежде всего на развитие фонационного выдоха. Он включает в себя обширный комплекс упражнений на озвучание голоса в процессе выдоха с использованиям приемов пропевания «гласных» звуков.
IV этап - Развитие речевого дыхания. Является базовым, и в соответствии с названием имеет цель развития речевого дыхания. Этап включает в себя 5 комплексов различных упражнений начинающихся с пропевания слогов и заканчивающихся произнесением нараспев фраз.
V этап - Развитие речевого дыхания в процессе произнесения текста. Цель этапа - тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста. Изменение текстов и постепенный переход детей на самостоятельное высказывание способствует закреплению навыка правильного речевого дыхания.
Основные результаты и выводы
Предложенная методика в комплексе организационно-педагогических мероприятий здоровьесберегающей деятельности педагогов в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией способствует, прежде всего, развитию объема легких, в среднем и, особенно в старшем дошкольном возрасте формированию грудобрюшного типа дыхания, а также профилактике респираторных и легочных заболеваний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.
О работе воспитателя над развитием речевого дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...
"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...
Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...
Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"
Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»
Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....