Консультация для педагогов "Влияние русского народного творчества на развитие речи детей"
консультация по развитию речи
Консультация для педагогов "Влияние русского народного творчества на развитие речи детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, за клички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
- Дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – продолжать помогать им в освоении разговорной речи, родного языка. Именно речь имеет большое значение для развития ребенка, как в раннем дошкольном возрасте, так и во всем дошкольном развитии, так как она становится основным средством общения. Основная работа по развитию речи дошкольников – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Действия педагогов играют важную роль. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в дошкольном возрасте.
- Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
- Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
- Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
- Задачи образовательной деятельности по Речевому развитию:
- 1. Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи.
- 2. Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.
- 3. Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.
- 4. Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.
- 5. Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов, и выполнения обследовательских действий.
- 6. Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного слово произношения.
- 7. Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов.
- 8. Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям.
- Все эти задачи решаются, в том числе и с помощью фольклора. Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей дошкольного возраста, произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.
- Малый фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.
- Эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к условиям детского сада. В период расставания ребенка с родителями можно переключить внимание на яркую красочную игрушку (зайку, кошечку, собачку, сопровождая движения героя чтением потешки). Правильный подбор потешки, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к воспитателю.
- Многие потешки связаны с игрой. Постепенно ребенок выучивает стишки - потешки, сопровождающие игру. Таким образом, потешки способствуют развитию связанной речи, регулируют интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от её содержания, закрепляет правильное произношение отдельных звуков.
- Колыбельные песни - спутник детства. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".
- Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Заклички дают возможность ребёнку в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребёнка, артикуляционный аппарат. Коротенькие стишки уже доступны для запоминания детям младшего дошкольного возраста, они легко запоминают их и могут применить при случае.
- Поговорки и пословицы - один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
- Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.
- Скороговорки - тоже игра со словом. В них поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Произнести их трудно, при быстром произнесении органы речи не успевают перестроиться, получается, что - то не, то, и это вызывает у детей веселье, смех. Но скороговорка не только забава, она и хорошая гимнастика для органов речи.
- Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития речи каждого ребенка. В младшем дошкольном возрасте обязательны атрибуты, которые будут героями сказки. Только взяв в руки игрушку, ребенок сможет начать: «Жил-был Мишка/Зайка…». Далее Мишка может строить дом, который не строится без помощи друзей. Зайка может выращивать морковку, поливая живой водой и пр.
- Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
- Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным русским языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Постепенно у детей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Значение русского народного творчества в развитии речи детей (сказки)"
Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных чертами, свойственными человеку: они умеют говорить, действовать, думать.Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную правду жизни именн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/08/picture-891273-1486545277.jpg)
Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-1082794-1546974357.jpg)
Консультация для воспитателей на тему: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/22/picture-608849-1427037444.jpg)
Консультация для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/05/picture-1133987-1554440102.jpg)
Консультация для родителей "Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"
quot;Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"...
Консультация для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
Важнейшим источником развития выразительной детской речи являются произведения русского народного творчества......
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/26/picture-1211321-1579997827.jpg)
Консультация для воспитателей. «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно соз...