Программа "Родничок"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Программа кружковой работы по выразительному чтению в старшей группе "Родничок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_2.docx | 518.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Все, что может трогать
сердце, наполнять и возвышать
душу, есть поэзия.
Н.А.Бестужев.
Детский сад представляет собой фундамент, на котором базируется обучение в школе. Именно в детском саду закладываются основы нравственности, духовного развития личности, мировосприятия, развития речи.
Главная идея обучения и развития, которая закладывается на современном этапе – это всестороннее гармоничное развитие личности ребенка.
Знакомство с поэзией доставит малышу радость от общения со словом и убеждает нас , взрослых, в том, что поэзия для самых маленьких – это особая область детского чтения,. Которая требует внимания и уважения, и грамотного подбора стихов.
Казалось бы, глубинные переживания детства во все времена и у всех похожи. Но поэт чувствует по – другому и насыщает стихи сущностными приметами времени. Педагогу необходимо знакомить детей с современным классическим творчеством, а также с поэзией родного края, в частности, с творчеством Дружининой Т. В., В. Лунина, Л. Липатова, Цыденжап Жамбиева, А. Коренева, В. Петонова, Д.Хилтухина и т.д. Это поможет привить детям интерес к родному краю, расскажет, чем щедра и богата бурятская земля, как гостеприимен наш народ. Творчество этих поэтов говорит о существовании культурных отношений с миром. В стихах поэтов Бурятии такая музыка, такая гармония, чистота и классическая ясность. Стихи оказывают огромное влияние на детей, на их детский ум и сердце непосредственно, влияют на формирование нравственного облика; умение различать, что хорошо и что плохо, делать то, что можно, и воздерживаться от того, что не дозволено, уважать старших, доброжелательно относиться к сверстникам, помогать каждому, кто нуждается, быть правдивым и скромным.
Чтобы донести все это до маленького читателя, необходимо вести кружковую работу, где знакомство с поэтом, репертуар идет от желания детей, их настроения.
Кружковая работа имеет свою специфику. Кроме запланированного материала, в основной части используются:
*) речевые разминки,
*) пятиминутки речевой гимнастики;
*) упражнения на технику речи (для развития силы голоса, тембра, высоты голоса);
*) синтаксические упражнения (чистоговорки, скороговорки);
*) упражнения по словарной работе.
Эти речевые разминки проводятся легко, живо, на интересном дидактическом материале.
Занятия по ознакомлению с поэзией требуют особого оснащения. Обязательны дидактические, методические пособия , в том числе мнемоквадраты, ( объем 1-2 строфы), мнемодорожки (2-3 строфы), мнемотаблицы, игровые ситуации с введением литературных персонажей.
Важно каждое занятие организовать по – разному: в уютной групповой комнате, где дети удобно устроены на фоне классической музыки, или на фоне природы, где дети будут видеть все, что отражается в изучаемом произведении; необходимо использовать интернет- ресурсы, картины местных художников ( Д – Н. Дугаров, В.В.Инкижинов, А.В.Казанский, Г.Купцов) и познается все в сравнении.
Кроме этого, воспитатель несет хорошую детскую книгу в семьи своих воспитанников, расширяет кругозор родителей знаниями о великих поэтах и современном поэтическом творчестве через все формы работы. Родители должны знать, что дошкольный возраст – сензитивный период детского словотворчества. И, начиная курс « Родничок» с младшего возраста к старшему, надо стремиться использовать этот благоприятный возраст, когда дети легко впитывают образцы речи; как правило, эмоциональны, любят воспроизводить стихи. В процессе заучивания развивается память, воображение.
Таким образом, использование в работе с детьми произведений поэзии способствует:
- приобщению ребенка к основам искусства поэзии;
- воспитанию культуры речи;
- расширению поэтического репертуара за счет изучения современного классического творчества и поэзии родного края;
- нравственному, духовному, эмоционально – эстетическому обогащению.
Содержание программы.
Реализация поставленной задачи возможно лишь при условии организации личностно – ориентированной модели взаимодействия воспитателя с детьми. Материал для курса «Родничок» подобран на основе объема знаний, полученных на занятиях. Поэтому в процессе кружковой работы дети расширяют, пополняют, развивают свои способности, обретают возможность свободно войти в языковое пространство произведения искусства, личностно воспринимать материал искусства. Развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи (тон, тембр голоса, интонация) способствуют четкой дикции. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь.
Итак, в старшем возрасте педагог знакомит детей с малыми фольклорными формами ( русские народные потешки) В старшем возрасте используем небылицы, способствующие развитию логики. Дополнительно вводится изучение стихов поэтов современности и поэтов родного края.
Логоритм проведения занятий в каждом месяце:
1занятие- ознакомление с произведением;
2 занятие-закрепление материала предыдущего занятия с отработкой техники речи с использованием средств художественной выразительности;
3 занятие-ознакомление с новым произведением;
4-закрепление материала.
В конце года проводится фольклорный праздник. В его программу входят чтение детьми стихов, потешек, народные игры, используются атрибуты и русские народные мелодии.
Цель данной программы:
Формировать интерес к заучиванию и воспроизведению стихов с использованием средств художественной выразительности.
Задачи курса « Родничок»:
* Обогатить эмоциональную жизнь ребенка путем ознакомления с поэзией.
* Воспитать художественный вкус детей, поэтический и музыкальный слух.
* Научить детей умелому использованию в чтении приемов художественной выразительности ( интонация, ударение, паузы, темп речи и др.)
Сроки изучения курса : старший возраст в течение2022-2023уч. года
Расписание: 1 раз в неделю
Ожидаемые результаты:
- Овладения детьми навыков художественного чтения (интонационная выразительность, поэтический слух, темп и др.)
- Положительный эмоциональный отклик на поэтические произведения
- Воспитание эстетически грамотной личности, умеющей ценить прекрасное.
Старший возраст (Тексты стихов см. в «приложении»)
Содержание | Цель | Формы, средства, методы и приемы педагога. |
. Сентябрь | ||
Русская народная небылица «Повар готовил обед» | Продолжать знакомить с устным народным творчеством, разивать чувство юмора, логику, фантазию; учить воспроизводить движения по ходу небылицы. Доставить детям удовольствие. | Заучивание текста небылицы, закрепление небылцы в ходе воспроизведения движений по содержанию текста. |
Заучивание стиха «Семья- это мы» | Познакомить детей с данным стихотворением, донести до детей ритмичность стиха, развивать интонационную выразительность речи. | Предварительная беседа о семье. Пальчиковая игра «Семья». Использование приема рисования содержания на доске. |
Октябрь | ||
Заучивание стихотворения об осени «Листопад» Е.А. Алябьевой | Познакомить детей с новым стихотворением об осени. Развивать у детей чувство ритма и темпа в строчках со звукосочетаниями. Воспитывать эстетические чувства.
| Заучивание стиха с непосредственным наблюдением листопада в уголке леса на природе, используя прием похлопывания ритма. |
Заучивание стихотврения «Бабушку не купишь в магазине» к празднику «День бабушки» | Учить детей эмоционально рассказывать стихотворение, вызвать ответное желание заботиться о свой бабушке, развивать поэтический слух. | Речевая разминка, схематичное рисование стиха вместе с детьми на доске. |
Ноябрь | ||
Заучивание стиха «У мамы, как солнышко, теплые руки» И. Морозовой | Познакомить детей с новым стихотворением о маме Учить воспроизводить текст выразительно(интонации грусти и радости), в нужном темпе, воспитывать самые нежные чувства к своей маме. Порадовать мам поздравлением ребенка по видео. | Беседа о приближении праздника «День матери», использовать Прием- рисование стиха на доске вместе с детьми. |
Русская народная песенка «Как на тоненький ледок» | Познакомить с новой песенкой. Учить воспроизводить текст выразительно, в нужном темпе, воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Беседа о приближении нового времени года- зимы, с зимними забавами. При заучивании использовать элементы драматизации. |
Декабрь | ||
Данри Хилтухин «Вороне что…» | Продолжать знакомить детей с поэзией родного края дать детям представление о птицах, природе. Воспитывать интерес к поэзии | Беседа о птицах Бурятии. Участие воспитателей, родителей и детей во всероссийском конкурсе «Здравствуй , маленькая птица», использование аудиозаписи «Голоса леса» |
Алябьева Е.А. «Балерины- снежинки» | Познакомить с новым, содержательным стихом о зиме, развивать дикцию, правильный темп речи. | Мнемотаблица , образец выразительности чтения |
Запись видео и акция для родителей «Скоро, скоро Новый год!» | ||
Январь | ||
Алябьева Е.А. «Этих взрослых не понять» | Познакомить детей с творчеством современной поэтессы, привлечь внимание родителей к проблемам и переживаниям своего ребенка Развивать интонационную выразительность, громкость, темп. | Использование приема «рисование стиха» в процессе заучивания |
Разучивание стихотворения С Есенина «Поет зима-аукает» | Заучивание нового стиха, раскрывающего зимние явления природы. | Беседа о зиме, сопрвождающаяся показом иллюстраций, слушанием музыки «Зима» Чайковского из серии «Времена года».Показ портрета С. Есенина. Мнеотаблица. |
Февраль | ||
Воскресенская «Не хотят дружить с Сережей» | Выучить стих, которое интересно детям, легко заучивается. Воспитывать нравственные качества , умение при чтении использовать мимику, жесты | Использование чистоговорки Прорисовывание стиха вместе с детьми на доске Прохлопывание ритма. Задание на дом: закрепить знание текста |
Д.Хилтухин «Мороз». | Продолжать знакомить с творчеством поэта Бурятии Д. Хилтухина. Донести до детей ритм, мелодику стиха, вызвать у детей желание выучить стих. наизусть | Прослушивание аудиозаписи. «Метель». Имитация движений по содержанию стихотворения. |
Март | ||
Т.Бокова «Липучка-почемучка» | Заучивание стиха о маме. Воспитание любви и уважения к самому дорогому человеку- маме. Учить детей использовать средства художественной выразительности в т.ч. мимику, жестикуляцию | Чистоговорка Мнемотаблица Образец чтения. |
«Родина» Погореловский | Заучивание стихотворения Воспитание любви к Родине. Развивать интонационную выразительность речи. | Прорисовывание стиха на доске. Прохлопывание ритма стиха. |
Запись видео и акция для родителей «Мы поздравим мамочку» | ||
Апрель | ||
«Я жду, когда растает снег» | Познакомить детей с новым стихом, отражающем ожидание сезонных изменений в природе | Наблюдения в природе с использованием данного стиха |
Русская народная потешка « Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий…». Стр.386, Хр-я | Познакомить детей с новой потешкой, отражающей языковое богатство русского народа. Вызвать желание выучить потешку наизусть. Воспитание доброжелательности и уважения к себе и сверстникам | Прохлопывание ритма. Драматизация потешки |
Май | ||
Фаст Юлия. «Есть такое озеро, Озеро- Байкал…» | Продолжать знакомить с природой родного края через поэтическое слово. Дать представление об озере Байкал. Выучить стих по желанию. | Предварительная работа: Рассматривание слайдов о Байкале, природе Бурятии. Прохлопывание ритма ладошками. Слушание музыки бурятских композиторов |
Концерт для детей средней группы. |
Литература:
- Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина, М., «Просвещение», 1979г.
- Компанцева Л. З. Поэтический образ природы в детском рисунке.
- Боголюбская М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду.
- Панков В. И. Ваши помощники книги.
- Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей.
- Гриценко З., Жукова И. Пришли мне чтения доброго. Ж-л
« Дошкольное воспитание», № 5 – 2002г., с. 97.
- Муравьева О., Михайлова М. О пользе «материнской поэзии», ж-л «Дошкольное воспитание»,№ 3 – 1998г.,с.99.
- Алябьева Е. А. «Читаем детям»,Творческий центр, Москва 2009
Интернет- ресурсы
Список детей поэтического кружка «Родничок»:
1. Черепанова Полина- ст. «А»
2. Черепанова Ульяна- ст. «А»
3. Бабинцев Максим- ст. «А»
4. Щепин Арсений- ст. «А»
5. Коркина Олеся- ст «А»
6. Кузьменко Дарья ст. «А»
7. Кузнецова Даша- ст. «Б»
8. Дугарова Лена- ст. «А»
9. Зыков Евсей- ст. «А»
10.Кузнецова Рита- ст. «А»
11.Балагуров Алеша- ст. «А»
Расписание:
4 занятия в месяц (по четвергам)
Уровень развития техники речи детей:
Ф и о | Речев дыха-ние | Работа над голо-сом | Дик-ция | Темп | Мело-дия | Ритм | Инто-нация | Ударе-ние | Тембр | Жела-ние заучи-вать | Чет-кос-ть | Па-мять | Внятно-сть |