Программа "Родничок"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Программа кружковой работы по выразительному чтению в старшей группе "Родничок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_2.docx518.47 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\МАДОУ 15\Desktop\1 001.jpg

Все, что может трогать

сердце, наполнять и возвышать

 душу, есть поэзия.

Н.А.Бестужев.

Детский сад представляет собой фундамент, на котором базируется обучение  в школе. Именно в детском саду закладываются основы нравственности, духовного развития личности, мировосприятия, развития речи.

      Главная идея обучения и развития, которая закладывается на современном этапе – это всестороннее гармоничное развитие личности ребенка.

     Знакомство с поэзией доставит малышу радость от общения со словом и убеждает нас , взрослых, в том, что поэзия для самых маленьких – это особая область детского чтения,. Которая требует внимания и уважения, и грамотного подбора стихов.

  Казалось бы, глубинные переживания детства во все времена и у всех похожи. Но поэт чувствует по – другому и насыщает стихи сущностными приметами времени. Педагогу необходимо знакомить детей с современным классическим творчеством, а также с поэзией родного края, в частности, с творчеством Дружининой Т. В., В. Лунина, Л. Липатова, Цыденжап  Жамбиева, А. Коренева, В. Петонова,  Д.Хилтухина и т.д. Это поможет привить детям интерес к родному краю, расскажет, чем щедра и богата бурятская земля, как гостеприимен наш народ. Творчество этих поэтов говорит о существовании культурных отношений с миром. В стихах поэтов Бурятии такая музыка, такая гармония, чистота и классическая ясность. Стихи оказывают огромное влияние на детей, на  их детский ум и сердце непосредственно, влияют на формирование нравственного облика; умение различать, что хорошо и что плохо, делать то, что можно, и воздерживаться от того, что не дозволено, уважать старших, доброжелательно относиться к сверстникам, помогать  каждому, кто нуждается, быть правдивым и скромным.

    Чтобы донести  все это до маленького читателя, необходимо вести кружковую работу, где знакомство с поэтом, репертуар идет от желания детей, их настроения.

 Кружковая работа имеет свою специфику. Кроме запланированного материала, в основной части используются:

*) речевые разминки,

*) пятиминутки речевой гимнастики;

*) упражнения на технику речи (для развития силы голоса, тембра, высоты голоса);

*) синтаксические упражнения (чистоговорки, скороговорки);

*) упражнения по словарной работе.

    Эти речевые разминки проводятся легко, живо, на интересном дидактическом материале.

    Занятия по ознакомлению с поэзией требуют особого оснащения. Обязательны дидактические, методические пособия , в том числе мнемоквадраты, ( объем 1-2 строфы), мнемодорожки (2-3 строфы), мнемотаблицы,  игровые ситуации с введением  литературных персонажей.

 Важно каждое занятие организовать по – разному: в уютной групповой комнате, где дети удобно устроены на фоне классической музыки, или на фоне природы, где дети будут видеть все, что отражается в изучаемом произведении; необходимо использовать интернет- ресурсы, картины местных художников ( Д – Н. Дугаров, В.В.Инкижинов, А.В.Казанский, Г.Купцов) и познается все в  сравнении.

Кроме этого, воспитатель несет хорошую детскую книгу в семьи своих воспитанников, расширяет кругозор родителей знаниями о великих поэтах и современном поэтическом творчестве через все формы работы. Родители должны знать, что дошкольный возраст – сензитивный период  детского словотворчества. И, начиная курс « Родничок» с младшего возраста к  старшему, надо стремиться использовать этот благоприятный возраст, когда дети легко впитывают образцы речи; как правило, эмоциональны, любят воспроизводить стихи. В процессе заучивания развивается память, воображение.

   Таким образом, использование в работе с детьми произведений поэзии  способствует:

  • приобщению ребенка к основам искусства поэзии;
  • воспитанию культуры речи;
  • расширению поэтического репертуара за счет  изучения современного классического творчества и поэзии родного края;
  • нравственному, духовному, эмоционально – эстетическому обогащению.      

Содержание программы.

Реализация поставленной задачи возможно лишь при условии организации личностно – ориентированной  модели взаимодействия воспитателя с детьми. Материал для курса «Родничок» подобран на основе  объема знаний, полученных на занятиях. Поэтому в процессе кружковой работы дети расширяют, пополняют, развивают свои способности, обретают возможность свободно войти в языковое пространство произведения искусства, личностно воспринимать  материал искусства. Развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи (тон, тембр голоса, интонация) способствуют четкой дикции. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь.  

  Итак, в старшем возрасте педагог знакомит детей с малыми  фольклорными формами ( русские народные потешки) В старшем возрасте используем небылицы, способствующие развитию логики. Дополнительно вводится изучение стихов  поэтов современности и поэтов  родного края.

Логоритм проведения занятий в каждом месяце:

1занятие- ознакомление с произведением;

2 занятие-закрепление материала предыдущего занятия с отработкой техники речи с использованием  средств художественной выразительности;

3 занятие-ознакомление с новым произведением;

4-закрепление материала.

В конце года проводится фольклорный праздник. В его программу  входят чтение детьми стихов, потешек, народные игры, используются атрибуты и русские народные мелодии.

                           Цель данной программы:

 

   Формировать интерес к заучиванию и воспроизведению стихов  с использованием средств художественной выразительности.

                            Задачи курса « Родничок»:

*    Обогатить эмоциональную жизнь ребенка путем ознакомления с поэзией.

*    Воспитать художественный вкус детей, поэтический и  музыкальный слух.

*    Научить детей умелому использованию в чтении приемов художественной выразительности ( интонация, ударение, паузы, темп речи и др.)

                                        

Сроки изучения курса :  старший возраст в течение2022-2023уч. года

Расписание: 1 раз в неделю      

                  

Ожидаемые результаты:

  • Овладения детьми навыков художественного чтения (интонационная выразительность, поэтический слух, темп и др.)
  • Положительный эмоциональный отклик на поэтические произведения
  • Воспитание эстетически грамотной личности, умеющей ценить прекрасное.

Старший  возраст (Тексты стихов см. в «приложении»)

     Содержание

     Цель

Формы, средства, методы и приемы педагога.

. Сентябрь

Русская народная небылица «Повар готовил обед»

Продолжать знакомить с устным народным творчеством, разивать чувство юмора, логику, фантазию; учить воспроизводить движения  по ходу небылицы. Доставить детям  удовольствие.

Заучивание текста небылицы, закрепление небылцы в ходе воспроизведения движений по содержанию текста.

Заучивание стиха

«Семья- это мы»

Познакомить детей с данным стихотворением, донести до детей ритмичность стиха, развивать интонационную выразительность речи.

Предварительная беседа о семье.

Пальчиковая игра «Семья».

Использование приема рисования содержания  на доске.

Октябрь

Заучивание стихотворения об осени «Листопад»

Е.А. Алябьевой

Познакомить детей с новым стихотворением об осени. Развивать у детей чувство ритма и темпа в строчках со звукосочетаниями. Воспитывать эстетические чувства.

         

Заучивание стиха с непосредственным наблюдением  листопада в уголке леса на природе, используя прием похлопывания ритма.

Заучивание стихотврения «Бабушку не купишь в магазине» к празднику «День бабушки»

Учить детей эмоционально рассказывать стихотворение, вызвать ответное желание заботиться о  свой бабушке, развивать поэтический слух.

Речевая разминка, схематичное рисование стиха  вместе с детьми на доске.

Ноябрь

Заучивание стиха «У мамы, как солнышко, теплые руки»

 И. Морозовой

Познакомить детей с новым стихотворением о маме  Учить воспроизводить текст выразительно(интонации грусти и радости), в нужном темпе, воспитывать самые нежные чувства к своей маме.

 Порадовать мам  поздравлением ребенка по видео.

Беседа о  приближении праздника «День матери», использовать

Прием- рисование стиха на доске

вместе с детьми.

Русская народная песенка «Как на тоненький ледок»

Познакомить с новой песенкой. Учить воспроизводить текст выразительно, в нужном темпе, воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Беседа о приближении нового времени года- зимы, с зимними забавами. При заучивании использовать элементы драматизации.

Декабрь

Данри Хилтухин «Вороне что…»

Продолжать знакомить детей с поэзией родного края дать детям представление о птицах, природе. Воспитывать интерес к поэзии

Беседа о птицах Бурятии. Участие воспитателей, родителей и детей во всероссийском конкурсе «Здравствуй , маленькая птица», использование аудиозаписи «Голоса леса»

Алябьева Е.А.

«Балерины- снежинки»

Познакомить с новым, содержательным стихом о зиме, развивать дикцию, правильный темп речи.

Мнемотаблица , образец выразительности чтения

Запись видео и акция для родителей «Скоро, скоро Новый год!»

Январь

Алябьева Е.А. «Этих взрослых не понять»

Познакомить детей с творчеством  современной поэтессы, привлечь внимание родителей к проблемам и переживаниям своего ребенка

Развивать интонационную выразительность, громкость, темп.  

Использование приема   «рисование стиха» в процессе заучивания

Разучивание стихотворения

 С Есенина «Поет зима-аукает»

Заучивание нового стиха, раскрывающего зимние явления природы.

Беседа о зиме, сопрвождающаяся показом иллюстраций, слушанием музыки «Зима» Чайковского из серии «Времена года».Показ портрета С. Есенина. Мнеотаблица.

Февраль

Воскресенская «Не хотят дружить с Сережей»

Выучить  стих, которое интересно детям, легко заучивается. Воспитывать нравственные качества , умение при чтении использовать мимику, жесты

Использование чистоговорки

Прорисовывание стиха вместе с детьми на доске

Прохлопывание ритма. Задание на  дом: закрепить знание текста

Д.Хилтухин

«Мороз».

Продолжать знакомить с творчеством  поэта Бурятии Д. Хилтухина. Донести до детей ритм, мелодику стиха, вызвать у детей желание  выучить стих. наизусть

Прослушивание аудиозаписи.

«Метель». Имитация движений по содержанию стихотворения.

Март

Т.Бокова «Липучка-почемучка»

Заучивание стиха о маме. Воспитание любви и уважения к самому дорогому человеку- маме. Учить детей использовать средства художественной выразительности в т.ч. мимику, жестикуляцию

Чистоговорка

Мнемотаблица

Образец чтения.

«Родина» Погореловский

Заучивание стихотворения Воспитание любви к  Родине. Развивать интонационную выразительность речи.

Прорисовывание стиха на доске. Прохлопывание ритма стиха.

Запись видео и акция для родителей «Мы поздравим мамочку»

Апрель

 «Я жду, когда растает снег»

Познакомить детей с новым стихом, отражающем ожидание сезонных изменений в природе

Наблюдения в природе с использованием данного стиха

Русская народная потешка « Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий…».

Стр.386, Хр-я

Познакомить детей с новой потешкой, отражающей языковое богатство русского народа. Вызвать желание выучить потешку наизусть. Воспитание доброжелательности и уважения к себе и сверстникам

Прохлопывание ритма.

Драматизация потешки

Май

Фаст Юлия.

«Есть такое озеро,

Озеро- Байкал…»

Продолжать знакомить с природой родного края через поэтическое слово. Дать представление об озере Байкал.

Выучить стих по желанию.

Предварительная работа:

Рассматривание слайдов о Байкале, природе Бурятии. Прохлопывание ритма ладошками. Слушание музыки бурятских композиторов

Концерт для детей средней группы.

Литература:

  1. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина, М., «Просвещение», 1979г.
  2. Компанцева Л. З. Поэтический образ природы в детском рисунке.
  3. Боголюбская М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду.
  4.  Панков В. И. Ваши помощники книги.
  5. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей.
  6. Гриценко З., Жукова И. Пришли мне чтения доброго. Ж-л

       « Дошкольное воспитание», № 5 – 2002г., с. 97.

  1. Муравьева О., Михайлова М. О пользе «материнской поэзии», ж-л «Дошкольное воспитание»,№ 3 – 1998г.,с.99.
  2. Алябьева Е. А. «Читаем  детям»,Творческий центр, Москва 2009

        Интернет- ресурсы

 Список детей поэтического кружка «Родничок»:

1. Черепанова Полина- ст. «А»

2. Черепанова Ульяна- ст. «А»

3. Бабинцев Максим- ст. «А»

4. Щепин Арсений- ст. «А»

5. Коркина Олеся- ст «А»
6. Кузьменко Дарья ст. «А»

7. Кузнецова Даша- ст. «Б»

8. Дугарова Лена- ст. «А»

9. Зыков Евсей- ст. «А»

10.Кузнецова Рита- ст. «А»

 11.Балагуров Алеша- ст. «А»

Расписание:

4 занятия в месяц (по четвергам)

 

                                Уровень развития   техники речи детей:

                             

Ф и о

Речев

дыха-ние

Работа

над

голо-сом

Дик-ция

Темп

Мело-дия

Ритм

Инто-нация

Ударе-ние

Тембр

Жела-ние  заучи-вать

Чет-кос-ть

Па-мять

Внятно-сть