Проектная работа Тема: «Кукольный театр как средство развития активного словаря в Дошкольном образовательном учреждении»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
В последние годы исследователи проблемы особенностей речевого развития детей дошкольного возраста отмечают снижение уровня речевого развития современных детей. Важнейшим фактором такого снижения называется дефицит общения. Родители стали уделять значительно меньше времени общению с ребенком с младенческого возраста, стали меньше разговаривать со своими детьми. Очевидно, это следствие использования гаджетов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГАОУ ДПО Институт развития образования Республики Татарстан
Кафедра дошкольного и начального общего образования
Проектная работа
Тема: «Кукольный театр как средство развития активного словаря в Дошкольном образовательном учреждении»
Выполнила:
Ф.И.О., должность, место работы.
Дмитриева Олеся Юрьевна.
МБДОУ «Детский сад №5 «Белочка»»
Научный руководитель
Р.И. Латыпова, доцент кафедры
Казань 2022 г
Аннотация
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет содержание основной образовательной программы, которое должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать различные направления развития и образования детей. Среди факторов, которые влияют на развитие личности с раннего детства, особая роль принадлежит развитию речи.
Развитие активного словаря детей – одно из направлений деятельности педагога в работе с детьми дошкольного возраста. Под «активным словарем» мы понимаем лексику и фразеологию языка, которую осмысленно и часто используют для выражения своих мыслей в устной речи.
В арсенале современного педагога существует много разных средств и методов по активации речевой деятельности. Традиционным средством в работе с детьми раннего возраста являются произведения устного народного творчества и кукольный театр. Спецификой возрастных особенностей дошкольников определяется актуальность кукольного театра в работе с детьми.
Актуальность
В последние годы исследователи проблемы особенностей речевого развития детей дошкольного возраста отмечают снижение уровня речевого развития современных детей. Важнейшим фактором такого снижения называется дефицит общения. Родители стали уделять значительно меньше времени общению с ребенком с младенческого возраста, стали меньше разговаривать со своими детьми. Очевидно, это следствие использования гаджетов. Детей уже в раннем детстве занимают просмотром мультфильмов и развивающих программ, считая, что это благотворно влияет на умственное развитие. В продаже появилось большое количество музыкальных игрушек. Мамы не поют колыбельные песни. Детские песни дети слушают в недостаточно качественном исполнении в записи, которые встроены в мягкие игрушки и различные технические устройства. Недостаток общения в раннем детстве, как известно, значительным образом сказывается общее развитие детей и, в том числе, на их речевое развитие. При недостатке общения в раннем возрасте у детей речь будет характеризоваться ситуативностью, бедностью лексикона и примитивностью используемых синтаксических структур, что приведет к снижению речевой активности. Данной проблемой занимаются такие исследователи как Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова, Л.М.Царегородцева, Т.А.Финашина и др. Низкий уровень речевой активности ограничивает возможности самореализации детей, тормозит развитие познавательной деятельности, что в последствии отразится на личностном развитии ребенка. Современные родители должны знать, что развитие речи важно стимулировать в раннем детстве. Исследователи Е.Н.Винарская, Л.Н.Галигузова, В.В.Гербова, Л.Г.Голубева, М.Г.Елагина, В.М.Касьянов, Р.Е.Левина, Г.В.Пантюхина, К.Л.Печора, Е.И.Тихеева особенно выделяют третий год жизни ребенка поскольку этот период характеризуется интенсивным развитием собственной речи ребенка, нарастанием темпа ее развития, речь становится основным средством общения.
Анализ современных источников по проблеме речевого развития дошкольников показал, что достаточно хорошо изучены особенности развития речи детей, воспитывающихся в разных условиях (А.Г. Рузская, Т.А.Финашина), особенности коммуникативной деятельности детей (Т.М. Землянухина, В.Л. Рыбкина), определены основные направления педагогической коррекции речевого развития. Однако работ, рассматривающих основные теоретические и методологические вопросы развития речевой активности детей раннего возраста совсем мало. Группы для детей младше трех лет стали открываться в дошкольных образовательных организациях в связи с реализацией потребности в дошкольном образовании. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования должны существовать группы для детей от двух месяцев, однако, в современных условиях государство может обеспечить местами в детских садах только с трех лет. Но, если позволяют условия, то детей принимают раньше. В ФГОС ДО существует образовательная область «речевое развитие», в которой определены задачи речевого развития детей раннего возраста и пути их решения.
Методологическую основу исследования составляют положения психологии о языке как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей, роли языка в развитии личности (Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, А.Р. Лурия, А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев, М.И.Лисина, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин, Д.Б.Эльконин и др.); концепция личностноориентированного подхода к процессу обучения (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский и др.); теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Л.С.Выготского, Н.И.Жинкина, А.А.Леонтьева, А.Р. Лурии; педагогические концепции развития речи детей раннего и дошкольного возраста (Л.С. Выготского, В.В. Гербовой, М.Т.Елагина, А.В.Запорожца, Е.И.Тихеевой, О.С.Ушаковой и др.). Анализ работ по проблеме исследования речевого развития детей раннего возраста и путей развития речи в дошкольном возрасте позволил выявить нам противоречие между важностью и необходимостью развития речевой активности, стимулирующей социальное и личностное развитие детей раннего возраста, и ее недостаточным ее научно-методическим обеспечением. Указанное противоречие определило проблему нашего исследования: как обеспечить динамику развития речевой активности детей третьего года жизни с помощью кукольного театра. По мнению О.С. Ушаковой, средством развития речи являются театрализованные игры [11]. Достаточно глубоко значение театрализованной деятельности изучено в трудах М.Д. Маханевой. По ее мнению, роль кукольного театра в развитии ребёнка невозможно переоценить, так как кукла помогает установить контакт с ребёнком. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми [7].
Проект составлен согласно с Инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
Реализация проекта проходила на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Белочка»». Адрес: поселок Октябрьский Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. Во второй младшей группе «Пчелки». Сроки проведения проекта С 04. 04 2022 г. по 15 0.4 2022года.
Проект «Кукольный театр как средство развития активного словаря в Дошкольном образовательном учреждении» рассчитан на две недели. Важный принцип этого проекта – интеграция, определяемая взаимосвязью и взаимопроникновением образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально коммуникативное развитие».
Цель проекта: Развитии активного словаря детей раннего возраста.
Задачи:
- создать условия для проведения театрально-игровой деятельности;
- учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, зайчики прыгают и т. д.);
- развивать речь детей, используя кукольный театр. Расширять словарный запас, побуждать понимать содержание сказок и кукольного спектакля;
- воспитывать интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.
Ожидаемые результаты:
К концу реализации проекта дети младшего дошкольного возраста должны уметь:
- Понимать несложные рассказы, сказки;
- Правильно реагировать на словесные указания; получать удовольствие от общения со сверстниками.
- Сопровождать речью игровые и бытовые действия.
- С интересом слушать доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы; рассматривает картинки, иллюстрации. При повторном чтении проговаривать слова, небольшие фразы.
Участники проекта.
Дети второй младшей группы «Пчелки».
Этапы проекта:
1этап подготовительный:
• Подбор и изучение литературы по теме проекта.
• Постановка цели и задач, составление плана работы.
• Анкетирование родителей.
• Составление календарного плана.
2 этап основной:
- Совместная деятельность педагога с детьми.
- Пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала.
- Обогащение развивающей среды.
- Изготовление атрибутов, декораций, элементов для костюмов к спектаклям.
- Активизация работы с детьми и их родителями.
- Проведение итогового занятия
Заключительный этап
Обобщение результатов и их анализ.
Календарный план
№ | Тема занятия | Программное содержание | Дата проведения |
1 | Чтение Русской народной сказки «Маша и медведь». | Познакомить детей с русской народной сказкой «Маша и медведь» (обр. М. Булатова). (Занятие по развитию речи) | 04.04.2022 |
2 | Дидактическое упражнение «Как можно медвежонка порадовать?» | Учить детей играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения. ( режимных моментах и свободной деятельности) | 04.04.2022 |
3 | Театрализованная игра | Побуждать интерес к игре, упражнять подражать интонацию голоса персонажей сказок, имитировать их действия. ( режимных моментах и свободной деятельности | 05.04.2022 |
5 | Чтение сказки Д. Биссета «Га- га-га» | Познакомить детей с новой сказкой. Упражнять в произнесении звукоподражаний. ( режимных моментах и свободной деятельности. | 06.04.2022 |
6 | Театрализованное представление кукольного театра. Сказка «Заюшкина избушка» | Познакомить детей с новой сказкой. Вызвать интерес детей к самостоятельному обыгрыванию сказки, повторению реплик героев. ( режимных моментах и свободной деятельности). | 07.04.2022 |
7 | Худ. Творчество. Лепка. «Пряники для зайчика». Упражнения по развитию артикуляционной моторики | Развивать мелкую моторику рук, учит катать из пластилина «колбаски», « Шарики соединять концы методом прищипывания , Шарики спющивать двумя руками. Занятие по (художественно эстетическому развитию ) | 07.04.2022 |
8 | Игры-подражания с речевым сопровождением. | Упражнять подражание движениям, мимике, интонации. ( режимных моментах и свободной деятельности). | 08.04.2022 |
9 | Чтение русской народной сказки «Репка» | Напомнить детям сказку «Репка». Вызвать желание рассказывать сказку вместе с воспитателем. Уточнить представления детей о том, какое животное что ест (мышка- корочку сыра, собака- косточку и.т.д.) Активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть. Учить отчетливо произносить звук «а», не большие фразы. (Занятие по развитию речи) | 11.04.2022 |
10 | Викторина | Закрепить знания о героях сказок, учить отгадывать о ком говорится в загадке. ( режимных моментах и свободной деятельности). | 11.04.2022 |
11 | Инсценированные сказки В. Сутеева « Кто сказал «мяу»?» | Доставить детям удовольствие от воспроизведения знакомой сказки. Привлекать детей к воспроизведению диалогов между героями сказки. ( режимных моментах и свободной деятельности). | 12.04.2022 |
12 | Пересказ сказки «Репка» по сюжетным картинкам | Учить детей рассказывать знакомую сказку по иллюстрированным картинкам. | 13.04.2022 |
13 | Повторение знакомых сказок. Чтение потешки «Огуречик , Огуречик..» | Вспомнить с детьми знакомые сказки. Учить детей драматизировать отрывки из произведений. Помочь детям запомнить новую потешку. | 14.04.2022 |
14 | Драматизация сказки «Репка» | Учить детей имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев. Доставить детям удовольствие от происходящего. | 15.04.2022 |
Заключение
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет содержание основной образовательной программы, которое должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать различные направления развития и образования детей. Среди факторов, которые влияют на развитие личности с раннего детства, особая роль принадлежит развитию речи. Ученые доказали, что на ранних стадиях онтогенеза речь становится основным средством общения, мышления, произвольного управления поведением.
Работа по развитию речи ведется на всех занятиях, независимо от образовательной области, которые проводит воспитатель. Задачи речевого развития решаются во всех режимных моментах, начиная с момента прихода ребенка в детский сад, на прогулке и в свободной деятельности
Театрализованная деятельность не только развивает различные умения, фантазию и помогает приобретать различные знания, но и благотворно влияет на физиологию ребенка. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение различных игровых заданий в образах животных и сказочных персонажей помогает ребенку лучше овладеть своим телом, осознать его возможности, выработать нужную пластику.
Исполнение ролей тех или иных персонажей часто сопровождается пением или танцами. Это поможет ребенку разработать чувство слуха и ритма. Использование кукольного театра как одного из видов театрализованной деятельности обеспечивает развитие самой театрализованной игры: в ней появляются начальные формы интерактивного взаимодействия. Совместная деятельность детей превращается в планируемую и осуществляется при непосредственном участии речевого взаимодействия. Диалог становится необходимой составляющей совместной деятельности, в репликах партнёров вербально представляется программа осуществления самой совместной деятельности и способности к программированию процесса.
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что в дошкольном возрасте существует четыре периода развития речи. Среди этих периодов особенно важным является второй этап первоначального овладения языком, который протекает с года до трех лет. В свою очередь в этом этапе ученые выделяют две гиперсензитивные фазы: от года до полутора лет происходит накопление первых слов, от полутора лет до трех лет происходит развитие нового вида общения. Условно с двух с половиной лет наступает вторая гиперсензитивная фаза, в ходе которой идет познание фразовой речи. Именно в этот период речь для ребенка становится средством развития психики и условием развития мышления.
На основе анализа литературы мы систематизировали условия развития речевой активности детей раннего возраста: общение со взрослыми; отношение взрослого к ребенку, обеспечивающее развитие положительных эмоций; речь воспитателя как образец для подражания; организация совместной деятельности ребёнка со взрослым; обогащение словарного запаса; совершенствование артикуляционного аппарата.
Организация коммуникативной деятельности детей в раннем возрасте должна, на наш взгляд, соответствовать определенным требованиям: соответствовать принципу событийности (связана с каким-либо событием из личного опыта ребенка); двигательная и умственная деятельность должны чередоваться; быть процессуальной (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах: умываться, одеваться, принимать пищу; действия сопровождается словами и побуждается процесс проговаривания).
Среди разнообразия средств речевого развития мы выделили включение детей в театрально-игровую деятельность, так как, на наш взгляд, действие с куклой мотивирует речевое высказывание, а выразительная речь развивается только при условии, если ребенок проявляет свои эмоции. Участие в постановках кукольного театра позволяет раскрыться стеснительным детям, у которых хорошо развита речь, но они теряются в присутствии незнакомых лиц, и создает условия для развития разных сторон речевого развития у детей с недостатками речевого развития, соответствующими возрастным нормам.
Для решения поставленных задач в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая обеспечивает совместную театрализованную деятельность и детей, и педагога, а также формирует самостоятельное творчество воспитанника. Предметно-развивающая среда группы организована в виде хорошо разграниченных зон («центров») таким образом, чтобы можно было обеспечить возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, организовывающим все основные виды детской активности. Дети самостоятельно могут менять окружающую среду группы в зависимости от замысла игры потребностей и возможностей. Такая возможность обеспечена наличием предметов, которые легко переносятся и переставляются, периодически сменяемого игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
В группе функционирует «театральный уголок», в котором находятся различные виды театра (настольный, би-ба-бо, плоскостной, пальчиковый), маски-шапочки, элементы костюмов, картинки, иллюстрации к сказкам; ширма, атрибуты (ленты, платочки, шапки и др.); наглядно-дидактические игры и пособия («Какая это сказка?», «Назови героев сказок»).
Мы подобрали систему игр и упражнений для развития речи детей с учетом особенностей их развития, подобрали систему ролевых диалогов с учетом личностных особенностей детей; подобрали систему игр-драматизаций с несколькими персонажами по русским народным сказкам, сказкам народов мира и авторским текстам; подобрали систему лексических игр для развития звуковой культуры, артикуляционного аппарата, темпа, интонации и активизации словаря.
Реализация проекта в большей степени повлияла на увеличение объема и активацию словаря, понимания значений слов, а также дети научились частично передавать содержание сказок, используя кукольный театр. Это произошло за счет чтения и разбора сказок, лексических игр, обыгрывания фрагментов сказок в играх драматизациях и через кукольный театр. Данные игры способствовали снятию напряжения, снижению тревожности, повышения смелости в ответах, развитию воображения.
Реализация проекта проходила на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Белочка»». Адрес: поселок Октябрьский Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. Во второй младшей группе «Пчелки». Сроки проведения проекта С 04. 04 2022 г. по 15 0.4 2022года.
Практическая значимость работы связана с возможностью ее использования психологами, воспитателями различных дошкольных образовательных организаций, а также специалистами других психолого-педагогических учреждений в качестве методических рекомендаций по развитию активного словаря средствами кукольного театра.
Список литературы.
- Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. / - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
- Анохина, Т.А., Васильева С.Н. Воздействие театрализованных игр на развитие речи ребенка. – В сборнике: воспитание и обучение: теория. Методика и практика сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. 2016. - С. 120-121с
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста, 2-3 года. Мозаика-Синтез, 2016.- 208 с.
- Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров/ Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 510 с.
- Коржова, Т.С. Театрализованная игра как средство воспитания коммуникативных качеств дошкольника. – Наука и образование в современном обществе: вектор развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 7 частях. ООО «Ар-Консалт». 2016. С. 25-26.
- Львов, М.Р. Основы теории речи: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/М.Р. Львов. – М.: Издательский центр Академия. 2000. 248 с.
- Маханева, М.Д.Театрализованные занятия в детском саду / - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
- Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно - методическое пособие. – Великий Новгород, 2006. - 126 с.
- От рождения до школы. Иновационная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2020. – 368с.
- Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «ТеатрТворчество-Дети»: Пособие для воспитателей, педагогов доп. образования и муз. руководителей детских садов – М.: АРКТИ, 2002. – 251 с.
- Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. 176 c.
- Ушинский, К.Д. Воспитание человека. [Электронный ресурс] К.Д. Ушинский. Режим доступа https://www.litres.ru/konstantin-ushinskiy (дата посещения 18.09.2022г)
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт - издательство «Творческий Центр Сфера -2017-80с.
- Цапкова, Ю. А. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности / Ю. А. Цапкова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 145-147.
- Шевцова, Е.Е., Забродина Л.В. Технологии формирования интонационной стороны речи. /Шевцова Е.Е. – М.: АСТ. 2009. 222 с.
Приложение
Занятие 1
Чтение Русской народной сказки «Маша и медведь».
Программное содержание
Познакомить детей с русской народной сказкой «Маша и медведь» (обр. М. Булатова).
Произведение. Русская народная сказка «Маша и медведь» (обр. М. Булатова).
Методика проведения
Воспитатель напоминает детям, какие сказки они уже знают. Затем читает сказку «Маша и медведь» так, чтобы от души порадовались её выдумке залезть в короб и спирожками и благополучному возвращению к бабушке и дедушке.
Занятие 2
Дидактическое упражнение «Как можно медвежонка порадовать?»
Программное содержание
Учить детей играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения.
Материалы. Медвежонок.
Методика проведения
- В прошлый раз вы играли и разговаривали с киской. Это видел
медвежонок. Он прибежал на занятие и просит вас рассказать, какой он
хороший, угостить его медом, сгущенкой, вареньем, фруктами, поиграть
с ним в прятки. Согласны?
Дети по очереди подходят к медвежонку, разговаривают с ним, уго-
щают его. Если, подражая друг другу, они начнут употреблять одни и те же
обращения к игрушке (например: «Мишенька, хочешь варенья?»), нужно
подсказать им, как можно иначе порадовать медвежонка («Мишенька,
я хочу угостить тебя вкусными яблоками», «Я сварила тебе компот (кашу)
и т.п.). Следует обязательно напомнить детям о том, что мишка ждет от
них ласковых слов.
Занятие 3
Театральное представление при помощи кукольного театра «Маша и медведь». При помощи кукольного театра.
Программное содержание
Познакомить с персонажами сказки, видом театра, вызвать интерес и желание запомнить сюжет сказки и отдельные строки героев.
Методика проведения
Занятие 4
Дидактическая игра
«Кто это?»
Программное содержание
Побуждать интерес к игре, упражнять подражать интонацию голоса персонажей сказок, имитировать их действия. ( режимных моментах и свободной деятельности
Методика проведения
На столе воспитателя – медвежонок. Он заглядывает в коробку, спрашивает : «Что там?»
«Сейчас узнаешь,- отвечает педагог. – Я покажу игрушки детям, а они назовут их.» Достаёт курицу, гуся, утку. Дети называют птиц.
«Это утка», - говорит медвежонок, указывает на гуся. «Нет это гусь, - возражает педагог. – Видишь, он белый, с красным клювом,у него длинная шея. Чтобы ты научился различать птиц, я попрошу детей еще назвать их.» Вызывая ребёнка, он предлагает показать мишке птицу; сказать ему: это, мишенька, гусь и. т. Если малыш правильно назвал и нашел птицу «одобряет» его ответ (гусь гогочет, утка крякает) в случаи ошибки птица «молчит». Игра повторяется 3-4 раза. Воспитатель добавляет ещё уток и кур. Читает стихотворение «Мой мишка» Читая, показывает игрушки, заранее расставленные на столе, и действует с ними: повязывает медвежонку салфетку, кормит кашей, моет ему лапу и. т. п. Показывает медвежонку кур, уток, Шарика возле будки (построена до занятия), козлёнка у корыта, гуся. Потом ведет мишку по узенькой дощечке. Это мости через речку. Мишка топает, шалит и падает в воду.
ЗАНЯТИЕ 5
тогу спеть колыбельную (2-3 раза).
ЧТЕНИЕ
СКАЗКИ Д. БИССЕТА «ГА-ГА-ГА»
Программное содержание
• Упражнять в произнесении звукоподражаний.
Материалы. Картинка с изображением гусенка или игрушка.
Произведение. Д. Биссет «Га-га-га!» (пер. с англ. Н. Шерешев-
ской).
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
Воспитатель читает детям сказку Д.Биссета «Га-га-га». Дает детям
возможность поделиться своими впечатлениями от услышанного (жестом, словом, восклицанием) и показывает им гусенка.
- Вилли - маленький гусенок. Он не знает, что все живые существа
X говорят по-своему. На его приветствие «га-га-га» котенок ответил... (мяу),
лошадка.., коровы.., куры.., петух... А почему Вилли огорчился? Кто крикнул ему обидное слово? (Мальчик крикнул ему: Кыш!) А кто порадовал малыша? (Голубой автомобиль.)
Завершая занятие, педагог предлагает детям поговорить и попрощаться с Вилли.
Занятие 6
Театрализованное представление кукольного театра. Сказка «Заюшкина избушка»
познакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»;
учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по ее
содержанию;
продолжать развивать у детей эмоциональное восприятие сказки;
продолжать развивать умение отгадывать загадки;
воспитывать дружеские взаимоотношения и взаимовыручку.
Словарная работа: лиса - Лисонька - Лисичка - сестричка; заяц - Заюшка
- Зайка - побегайка; петух - Петя – Петушок - золотой гребешок; волк – Волчок
– серый бочок; медведь – Мишенька – Михайло Потапыч; лубяная, ледяная.
Материал:
театр би-ба-бо по сказке «Заюшкина избушка», избушка зайца, избушка
лисы, петушок.
Предварительная работа:
рассказывание русских народных сказок;
отгадывание загадок о животных.
Ход занятия:
- Ребята, сядьте все на стульчики поудобнее, и послушайте меня
внимательно.
Сегодня мы с вами поговорим о сказках. Я очень люблю читать и
слушать сказки. В сказках живут добрые и веселые животные, птицы, которые,
как люди, умеют разговаривать, хитрить, смеяться, помогать людям и друг
другу.
А вы любите сказки? Сейчас я это проверю. Я буду вам читать отрывок
из сказок, а вы будете мне отвечать, из какой сказки я это прочитала.
Согласны?
«Жили - были дед и баба, и была у них ...
Снесла она яичко, не простое, золотое...» («Курочка Ряба»)
«Посадил дед...
Выросла она большая пребольшая...» («Репка»)
«...Сел медведь на крышу, да и раздавил его,
Еле успели все звери из него выскочить...» («Теремок»)
«...Вдруг навстречу ему лиса «Здравствуй, дружок! Какой ты
хорошенький». А он ей сразу песенку петь...» («Колобок»)
«...Подслушал это волк, выждал, когда коза ушла,
подошел к избушке и запел тонким голосом...» («Волк и козлята»)
«... Побежала сестрица дальше. Видит яблонька стоит.
«Яблонька, скажи, куда гуси полетели?» «(«Гуси – лебеди»)
Молодцы, ребята, много вы знаете сказок. А загадки вы умеете
отгадывать?
Загадываю загадки про животных.
Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко, любит морковку (Заяц)
Косолапые ноги, зиму спит в берлоге.
Догадайся и ответь, кто же это...(Медведь)
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, а хвостик колечком (Собака)
Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный (Петух)
Рыжая головка, хитрая плутовка.
Хвост пушистый – краса,
Кто же это... (Лиса)
Смотрите, как много вы отгадали загадок. Все эти животные живут в
одной интересной сказке, которую я вам сейчас расскажу, а называется это
сказка «Заюшкина избушка» Но для начала я предлагаю сделать сказочную
зарядку для пальчиков.
Пальчиковая игра «Заюшкина избушка»
Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между
собой в виде домика)
Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону)
Песню весело он пел (кивают головой)
И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке)
Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)
Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).
Теперь зайчишка грустный ходит (кружатся).
Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в стороны)
И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в
сторону)
К зайцу нашему подходят (идут влево 2 шага),
И ни с чем они уходят (идут вправо 2 шага).
Лишь единственный петух
Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз).
И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между
собой в виде домика)
Припеваючи, в ладу (обнимают себя).
Воспитатель показывает детям сказку, с использованием театра би-ба-бо
Беседа по сказке.
- Как называется сказка?
- Где жили лисичка и заяц?
- Почему лиса выгнала зайчика?
- Какие звери пришли на помощь?
- Кто был первым, вторым, третьим?
- А кто по-настоящему помог зайцу?
- Как лиса всех пугала?
- Как заканчивается сказка?
А теперь я хочу проверить внимательно вы слушали сказку или нет?
Дидактическое упражнение «Узнай и наложи силуэт».
- А теперь нам осталось выполнить последнее задание. Это задание
самое трудное.
Для того, чтобы нам его выполнить необходимо, вспомнить, каких
диких животных мы знаем? (дети называют диких животных).
Дети смотрят, на карточки, на которых нарисованы контуры диких
животных, а в тарелочках находятся их силуэты. Необходимо найти в
тарелочке силуэт и наложить на контур.
Дети выполняют задание.
Рефлексия:
С какой сказкой вы сегодня познакомились?
Кто герои этой сказки?
Лиса хорошо поступила?
Почему?
Что ещё вам не понравилось?
Кто помог зайчику?
Молодцы ребята!
Занятие 7
Худ. Творчество. Лепка. «Пряники для зайчика».
Цели: продолжать учить отщипывать кусочки теста, катать шарики; развивать мелкую моторику детей; развивать творческие способности.
Задачи: вызвать положительные эмоции, воспитывать самостоятельность, развивать желание сделать что либо для других; научить аккуратности в процессе работы.
Материалы:
— игрушечный заяц,
— тарелка из детской посуды,
— дощечка для моделирования,
— тесто.
Ход занятия:
Отгадайте загадку:
Растут на макушки
Длинненькие ушки.
Он хоть и мальчишка,
А такой трусишка!
Ну-ка угадай-ка,
Как зовется?.
(Зайка)
-Правильно, это зайчик!
Вы догадался, кто сейчас придет к нам в гости? (показ зайчика)
— Очень вкусный
Лист капустный,
Говорил мне
Зайчик грустный.
— Отчего ж ты
Зайчик, грустный?
— Потерял я
Лист капустный!
Зайчик потерял свою капусту и теперь он грустит. Давайте попробуем с вами развеселим его. А знаете как? Мы испечем вкусных пряников, положим их на тарелочку и угостим зайку!
Рассматривание настоящих пряников.
-Из чего пекут пряники? Конечно, из теста!
Возьмите кусочек теста и разомните его хорошенько руками!
«Мы тесто мнем, мнем, мнем. Мы пряники для зайчика печем, печем, печем!»
А теперь попробуй скатать шарик между ладошек. Смотри, как делаю я (показ).
А теперь давай будем отрывать маленькие кусочки теста, катаем маленькие шарики, а затем немного придавливаем его. Вот и получился наш пряник! складываем их в тарелочку.
Ну что, все готово? Давай позовем зайчика и угостим его сладкими пряниками
Задание 8
Программное содержание
Упражнять подражание движениям, мимике, интонации.
Методика проведения
Воспитатель проговаривает дети повторяют.
Птичий двор Наши уточки с утра –«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»
Наши гуси у пруда – «Га-га-га! Га-га-га!»
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Кхо-кхо, кхо-ко-ко-ко-ко!»
А наш Петя-петушок рано-рано по утру Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
Котенька – коток Котя-котенька,
коток. Котя – серенький хвосток,
Приди, котя, в гости к нам, молочка тебе я дам.
Как у коти ушки на макушки, как у коти лапки-царапки.
Как у коти хвостик трубой. Вот к нам котя пришел какой!
Занятие 6
Чтение русской народной сказки «Репка»
Программное содержание
•Напомнить детям сказку «Репка»
• Вызывать желание рассказывать сказку вместе с воспита-
телем.
. Уточнить представления детей о том, какое животное что ест
(мышка
корочку сыра, собака косточку и т. д.).
• Активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть.
• Учить отчетливо произносить звук а, небольшие фразы.
Материалы. Фигурки из набора для настольного театра
«Репка», кукла Айболит, игрушечная посуда; картина «Дедка за репку» (см.: Гербова В.В. Развитие речи в детском
саду: Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми
2-3 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ или цветную вклейку).
Произведение. Русская народная сказка «Репка».
Методика проведения
Чтение сказки «Репка»
Воспитатель рассказывает сказку, а дети договаривают слова:
- Посадил дед репку, выросла репка... (большая-пребольшая). Стал дед
репку из земли... (тянуть). Тянет-потянет, вытянуть... (не может). Позвал
дед... (бабку). Бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть...
(не могут). Кто же еще прибежал тянуть репку?
По мере того как дети называют персонажей, воспитатель достает
соответствующие игрушки. Он расставляет фигурки и предлагает детям
вместе закончить сказку:
— Мышка за... (кошку), кошка за... (Жучку), Жучка за... (внучку), внучка
за... (бабку), бабка за... (дедку), дедка за... (репку) - тянут-потянут... (вытянули репку).
По окончании чтения воспитатель спрашивает, что дед и баба сделали с репкой. (Домой отнесли, вымыли, очистили и стали есть и нахваливать: «Сладкая репка! Сладкая!»)
Дидактическое упражнение «Кто что ест?»
Воспитатель ставит фигурки деда, бабки и внучки и говорит:
— Дед, бабка и внучка едят репку и нахваливают: «Очень-очень вкусная репка». Какая репка? (Хоровой, несколько индивидуальных ответов.)
Жучка, кошка и мышка на людей глядят, репку не едят. Им внучка другую
еду приготовила. Кошке
молочка и кусочек колбаски: «Лакай, киска,
корочку сыра: «Неси,
молоко! Ешь колбаску!» (Хоровое и индивидуальные повторения.) Жучке - косточку: «Грызи, Жучка, косточку!» Мышке -
мышка, сыр мышаткам!» (Хоровые повторения.)
Далее воспитатель предлагает детям повторить, кто что ест
- Дед, бабка и внучка едят сладкую репку. Кошка ест колбаску и лакает молоко. Собака Жучка грызет косточку. Мышка лакомится корочкой
сыра.
Дидактическое упражнение «Скажи ,,а"»
Воспитатель прячет игрушки и посуду, из которой ели Жучка и кошка,
и показывает Айболита, который «говорит»:
- Здравствуйте, дети! Я добрый доктор Айболит. Пришел проверить,
не болят ли у вас горлышки. Валентина Ивановна (обращается к воспита
телю), откройте пошире рот и скажите: «А-а-а-а».
Затем педагог вместе с Айболитом подходит к каждому ребенку,
предлагает шИРОКО ОТКРЫть рот и громко произнести а-а-а.
Айболит «говорит»:
- Все здоровы и умеют произносить звук а.
Айболит «прощается» с детьми и уходит.
Рассматривание картины «Дедка за репку»
Вторую часть занятия можно провести иначе (вместо дидактических
упражнений).
оживить в памяти детей сказку, заметить
Цель этой части занятия
несоответствие текста и рисунка.
Выяснив, что дед и бабка сделали с репкой, воспитатель сообщает детям, что покажет им забавную картинку «Дедка за репку»:
— На картине все правильно? Дедка за репку, бабка... Где бабка? (Hem
бабки.) Посмотрите, может быть художник еще что-то напутал? (Вместо
внучки репку тянет внук, нет Жучки. А в хвост кошки вцепился колючий
еж.) Вот какая смешная картинка, путаница-перепутаница. Даже солнышко улыбается, наблюдая, как большущую желтую репку тянут-потянут
дед, внук, кошка да еж.
Занятие 10
Викторина «Герои сказок. Загадки с ответами»
Программное содержание.
Закрепить знания о героях сказок, учить отгадывать о ком говорится в загадке.
Ход викторины:
Дети самостоятельно играют. Вдруг раздаётся стук в дверь и заходит в группу Сказочница.
Сказочница: «Здравствуйте ребята, я Сказочница, пришла к вам в гости, сказку рассказать и вас послушать. Вы любите слушать сказки?»
Дети: «Да, любим!»
Сказочница: « А вы много сказок знаете? »
Дети: «Да много».
Сказочница: «Тогда садитесь, поудобнее, и внимательно слушайте: сейчас мы узнаем какие сказки вы запомнили. Я буду вам загадывать разные загадки по сказкам, а вы будете их отгадывать. Если вы справитесь с заданиями, тогда вас ждет новая сказка. Только будьте очень внимательны. Хорошо? »
Дети: «Да. Хорошо».
Сказочница: «Ну, тогда начнём»:
Унесла его лиса
За далёкие леса.
Но придёт на помощь кот,
Своего дружка спасёт! (петушок)
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
(колобок)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (козлятки)
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (мышка)
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? … (медведь)
Кто любил играть и петь?
Два мышонка - Круть и...(Верть)
Сказочница: «Вижу, ребятушки мои, вы хорошо эти сказки знаете. А теперь посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием. Готовы? »
Дети: «Да»
Сказочница: «Сейчас я вам буду показывать разных героев, а вы должны вспомнить какие песенки они поют в своих сказках.»
Если дети затрудняются, помочь наводящими вопросами:
- Какую песенку пел колобок, когда встретил зайчика, волка, медведя, лисичку?
- Что пела Коза своим козляткам, чтобы они открыли ей дверь?
- Что пел петушок, когда гнал лису из заюшкиной избушки?
-Что пела лисичка выманивая петушка из домика?
Сказочница: «Ребята, вы такие молодцы, что и с этим заданием справились. А теперь немножко отдохнем. Повторяйте за мной!»
«Жили-были зайчики»
Жили-были зайчики (покрутить перед собой «фонарики», показать «ушки»)
На лесной опушке, (руки вверх, пальцы врозь – «дерево», ладонями нарисовать плоскость)
Жили-были зайчики (покрутить перед собой «фонарики», показать «ушки»)
В беленькой избушке. («домик»)
Мыли свои ушки, ( провести по указательному и среднему пальцу)
Мыли свои лапочки. (имитация мытья рук)
Наряжались зайчики, (покрутить кистями рук, «Ушки»)
Надевали тапочки. (потопать ножками)
Сказочница: «Сейчас, вы мои ребятушки, будьте очень внимательны: у меня есть картинки из сказок «Теремок» и «Колобок» вам нужно разложить по порядку, как происходили действия в сказке, эти картинки. Девочки составляют «Теремок», а мальчики «Колобок». Итак, все готовы? Тогда приступаем.»
Сказочница: «И наконец, последнее задание. Я начну, а вы продолжайте, как зовут героев, называйте!»
Сказочница: «Зайчик ….»
Дети: «Побегайчик!»
Сказочница: «Волчок ….»
Дети: «Серый бочок!»
Сказочница: «Лисичка ….»
Дети: «Сестричка!»
Сказочница: «Петушок ….»
Дети: «Золотой гребешок!»
Сказочница: «Мышка ….»
Дети: «Норушка!»
Сказочница: «Лягушка ….»
Дети: «Квакушка!»
Сказочница: «Ребята, я убедилась, что вы хорошо знаете эти сказки. И можете справиться с любыми заданиями. Мне очень понравилось с вами играть. Вы очень умные, внимательные детки. Мне очень понравилось у вас, но мне пора уходить. До новых встреч, до свидания!
Занятие.10
Инсценированные сказки В. Сутеева « Кто сказал «мяу»?»
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей о внешнем виде животного;
Закрепить знания детей по чтению потешек, песенок;
Совершенствовать артикуляционный аппарат, речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух;
Учить координировать речь с движениями.
Развивающие :
Развивать речевую активность детей;
Развивать навыки фразовой речи;
Развивать игровые навыки и произвольность поведения.
Воспитательные:
Создать доброжелательную атмосферу, развивать эмоциональность;
Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование:
Игрушки: петух, курица и цыплята.
Картинка – корова (без хвоста).
Графин с молоком.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребятки! Сегодня у нас в группе кто – то появился и
говорит,мяу”.
Я везде посмотрела, но никого не нашла.
Воспитатель и дети слышат,мяу”.
Воспитатель: Это ты, сказал,мяу”?
Обращается к ребёнку.
Ребё нок: Нет.
Воспитатель: Тогда,кто” это сказал?
Пойдем искать.
Проходят по группе и подходят к петуху.
Воспитатель: Здравствуй, петя – петушок.
Рассматривают петушка (внешний вид).
Воспитатель: Давайте спросим у петушка.
Может он говорил,мяу”?
Дети обращаются к петуху:
Петушок, ты говорил,мяу”?
Петух: Нет, я говорю,ку-ка-ре-ку”.
Воспитатель: Как петушок говорит?
Ответы детей: Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель: Петушок, петушок, а ребята знают про тебя потешку.
Петушок: Расскажите пожалуйста!
Дети рассказывают потешку,Петушок, золотой гребешок”.
Петух благодарит за рассказанную потешку.
Воспитатель: Спросите петушка, может он знает кто сказал,мяу”.
Дети: Петушок! Ты знаешь, кто говорит,мяу”?
Петух: Нет, не знаю.
Воспитатель и дети прощаются с петушком.
Воспитатель: Ну что же, ребятки. Пойдемте дальше искать.
Подходят к полянке.
Воспитатель: А кто же здесь на полянке?
Ответы детей: Курочка и цыплята.
Воспитатель и дети здороваются с курочкой и цыплятами.
Воспитатель обращается к ребё нку:
Спроси у курочки, может она говорила,мяу”.
Ребё нок: Курочка, ты говорила,мяу”?
Курица: Нет.
Воспитатель: А как курочка говорит?
Дети: Ко-ко-ко.
Воспитатель: А цыплятки?
Дети: Пи-пи-пи.
Воспитатель проводит подвижную игру,Вышла курочка гулять”.
Курица благодарит детей.
Воспитатель: Спросите. Может курочка знает, кто говорил,мяу”?
Дети: Скажи, курочка, кто говорил,мяу”?
Курица: Я не знаю.
Воспитатель и дети прощаются с курочкой и цыплятами.
Подходят к столу. На столе лежит картинка с коровой.
Воспитатель: Кто это?
Ответы детей: Корова.
Воспитатель и дети здороваются с коровой.
Воспитатель: Смотрите, ребята. А коровушка, что-то грустная?
Давайте внимательно посмотрим, может поймём в чём
дело.
Рассматривают картинку (находят части тела). У коровы нету хвоста. Дети делают хвост корове.
Корова: Спасибо, ребятки.
Воспитатель: Коровушка, ты говоришь,мяу”?
Корова: Нет, я говорю,му”. Ребятки, расскажите мне что-нибудь или
спойте. А то мне одной скучно.
Воспитатель и дети поют песенку,Кто пасётся на лугу?”
Корова: Спасибо, ребятки! Повеселили меня.
,Му” молока кому?
Снова раздаётся, ,мяу!”.
Воспитатель: Ой, слышали, ребятки! Опять, ,мяу”.
Кто же это говорит? Надо искать.
Оглядываются и на ковре находят кошку.
Воспитатель: Кто это?
Ответы детей.
Воспитатель и дети здороваются с кошкой, гладят (какая шубка).
Рассматривают кошку.
Воспитатель: А что кошечка любит пить?
Дети: Молоко.
Воспитатель наливает детям и кошке молока. Дети пьют молоко.
Воспитатель: Вот и нашли того, кто говорил,мяу”.
Она молока просила. Вот почему кошечка,мяу” говорила.
Воспитатель и дети поют песенку,Киска к деткам подошла”.
Благодарят корову за молоко. А кошечку просят остаться в группе.
Воспитатель: Понравилось вам наше занятие?
ответы детей.
С кем мы сегодня повстречались?
Ответы детей.
Занятие 13
Повторение знакомых сказок. Чтение потешки «Огуречик , Огуречик..»
Программное содержание.
Вспомнить с детьми знакомые сказки. Учить детей драматизировать отрывки из произведений. Помочь детям запомнить новую потешку.
Цель: Вспомнить с детьми знакомые сказки, помогать малышам драматизировать отрывки из произведений; помочь запомнить новую потешку.
Материал: три миски разного размера, платок, игрушка-мышка, султанчики, мультимедийное оборудование.
Ход занятия
I.Вводная часть.
1.Организационный момент. (Дети сидят за столом; на столе три мисочки разного размера, спрятанные под платком)
II. Основная часть.
Повторение сказки "Три медведя".
(Воспитатель начинает рассказывать сказку "Три медведя")
Воспитатель: Дети, вспомните, как вели себя медведи, вернувшись домой? (Ответы детей. Желающим малышам педагог предлагает изобразить медведей и медвежонка, обнаруживших, что кто-то ел из их мисок).
Воспитатель: Какие были медведи? (Ответы детей).
2. Физминутка «Три медведя»
Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку)
Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх.)
Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди.)
А сынок — малютка просто. (Присесть.)
Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи.)
С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.)
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками.)
3. Повторение сказки "Волк и семеро козлят".
Воспитатель: Дети, вспомните, как вели себя козлята, догадавшись, что за дверью – волк?(Воспитатель исполняет песню волка, а дети-козлятки, выслушав волка, произносят: "Слышим, слышим! Не матушкиным голосом поешь!")
Воспитатель: Хорошо, что козлятки были не только умными, но и послушными. Мама не разрешала козляткам открывать дверь волку, и они не нарушили обещания. А вот огуречик… А вот что произошло с огуречиком вы сейчас и узнаете.
4. Чтение потешки "Огуречик, огуречик…"(Дети сидят перед экраном мультимедийного оборудования.Воспитатель предлагает послушать сказку «Сказка об огуречике» с использованием картинок на экране)
Воспитатель:Жил был огуречик, он был маленький, зелененький. Огуречик рос на грядке, среди зеленых листиков (дети рассматривают картинку, где изображён огуречик, обращают внимание на хвостик).Папа огурец и мама огурчик очень любили своего маленького сынка. Папа- огурец большой, мама- огурчик – поменьше и сынок - совсем маленький. Вся огуречная семья жила на грядке, среди зеленых листиков(дети рассматривают картинку, где изображена семья огуречика, воспитатель обращает внимание на их величину).
Воспитатель: А в другом конце грядки жила мышка. Мышка маленькая, у нее длинный хвостик, она юркая, быстро бегает, живет в норке (дети рассматривают картинку, где изображена мышка, воспитатель с детьми рассматривает мышку, обращает внимание на особенности и повадки).
Воспитатель: Папа- огурец и мама- огурчик не разрешали маленькому огуречику далеко уходить. Папа и мама говорили:
Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик –
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
(дети рассматривают картинку, где изображены папа и мама огуречика, наставляющие сыночка).
Воспитатель: Но огуречик не послушался и решил пойти на «другой конечик» грядки, где жила мышка (дети рассматривают картинку, где изображен убежавший огуречик). Идет огуречик вдоль грядки и не видит, что из норки вылезла мышка. Посмотрите, какая она маленькая, серенькая, с длинным хвостиком. Вот она притаилась под листочком. А огуречик никого не слушает и идет дальше. Мышка выскочила и бросилась в сторону огуречика, вот - вот схватит его. Еле- еле убежал огуречик.
Воспитатель: Посидел немножко огуречик, отдохнул и решил опять пойти посмотреть, где мышка живет. Ребята, а может попросим огуречика «не ходить на тот конечик». Сонечка, как ты скажешь огуречику, чтобы он не ходил? А как Богдан попросит? (Педагог побуждает детей повторить самостоятельно весь текст). А мышка поняла, что мы не дадим в обиду маленького огуречика
и ушла к себе в норку.
5. Подвижная игра "Огуречик-огуречик"
Воспитатель:Я буду бабушка, а вы – мои огурчики. Засверкало солнышко, пригрело землю, посадила бабушка огурчики на грядку(дотрагивается до детей – они приседают). Полил дождик (машет султанчиком над головами детей), стали огурчики расти (дети медленно поднимаются, качают руками, поднятыми вверх). Выросли огурчики. Мышка выскакивает из норки, огуречики убегают (игрушка-мышка догоняет детей).
III.Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня хорошее дело сделали - не дали в обиду маленького огуречика.
И мы еще раз скажем огуречику: «Огуречик, огуречик…» (повторяется вся потешка).
Драматизация сказки «Репка» Итоговое занятие
Цель:
развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
1. Развитие речи, обогащение и пополнение словарного запаса.
2. Развитие артистических способностей.
3. Воспитание интереса к театрализованной деятельности, сплочение детского коллектива.
Материалы и оборудование: костюмы для героев сказки, декорации, лопата, лейка.
Действующие лица: Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка, Репка. Сказочница.
ХОД:
Входит сказочница.
Сказочница: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!
В гости к вам я пришла неспроста.
Хочу сказку вам рассказать.
Сказку эту вы слыхали.
А вот видели? Не знаю.
Сказку вам сегодня расскажу и покажу.
Слушайте и смотрите внимательно.
В одной деревне жили старики: дед и бабка.
Выходят дети в костюмах деда и бабки.
И была у них внучка Маша.
Выходит девочка в костюме внучки.
А ещё жили с ними собачка Жучка и кошка Мурка.
Выходят дети в костюмах собаки и кошки.
Вот и вся семья!
Все герои уходят.
Сказочница: Вот решил однажды дедка
Посадить большую репку.
Выходит дед с лопатой и репкой. Дед копает огород, садит репку, вытирает пот и уходит. Репка сидит на корточках.
Сказочница: Сажал дед репку, приговаривал:
Ты расти, расти большая!
Стань богатым урожаем!
Вот и выросла репка
Крупная да крепкая,
Круглая да гладкая
Сочная да сладкая.
Репка поднимается и становится во весь рост.
Сказочница: Отдохнул дед, поспал.
А проснулся, испугался.
Что ж, ты, деда, разоспался.
Дел у нас невпроворот
Надо посмотреть, как там репка растёт?
«Дедушка» выходит из дома и идет на огород. Смотрит на репку, удивляется.
Сказочница: Выросла репка
Большая пребольшая.
Крупная да крепкая,
Круглая да гладкая,
Сочная да сладкая.
Пора тянуть репку.
Дед смотрит на репку, оглядывается, пытается обхватить и потянуть
Сказочница: Стал дед из земли репку тащить.
Дед тянет - потянет.
А вытянуть не может!
Дети, как вытянуть репку? Кто поможет?
Дети: Бабка.
Сказочница: Помогите деду, бабку позовите.
Дети: Бабка, иди репку тянуть.
Сказочница: Вот и бабка прибежала.
За дедом стала.
Бабка выходит из дома и становится за дедом.
Сказочница: Дедка за репку, бабка за дедку.
Тянут- потянут,
А вытянуть не могут.
Сказочница: Им не справиться вдвоём,
может ещё кого-то позовём!
Дети, кого позовем?
Дети: Внучку.
Сказочница: Внучка, Машенька иди
Деду с бабой помоги.
Дети зовут внучку. Выходит внучка, становится за бабкой.
Сказочница: Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку тянут – потянут.
Тянут вместе, тянут дружно!
А вытянуть репку не могут!
Сказочница: Что же делать, кого звать?
Дети: Жучку. Собаку.
Сказочница: Надо Жучку нам позвать.
Жучка, Жучка, где же ты?
К нам на помощь выходи.
Выходит Жучка становится за внучкой. Все участники выстраиваются друг за другом и тянут репку
Сказочница: Дека за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку тянут – потянут. Вытянуть не могут. Дети, кто поможет, кого позвать?
Дети: Кошку.
Сказочница: Правильно! Кошку надо бы позвать.
Мурка, Мурка, хватит спать!
Надо Деду помогать.
Иди сюда, красавица,
Нам без тебя не справиться!
Кошка Мурка, к нам сюда!
Без тебя совсем беда!
Выходит кошка. Все участники выстраиваются друг за другом и тянут репку.
Сказочница: Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку тянут – потянут. Вытянуть не могут.
Что же делать, как нам быть.
Как репку из земли вытянуть.
Сказочница: Дети, всех мы уже позвали, а репку из земли не достали.
Дети: Мышку надо позвать.
Сказочница: Мышку! Ну конечно. Про неё ведь мы забыли.
Дети зовут мышку.
Сказочница: Мышка, ты беги скорее к нам.
Репку вытянуть нужно нам.
Выходит мышка. Все участники выстраиваются друг за другом и тянут репку.
Сказочница: Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку тянут – потянут. Тянут - потянут и вытянули репку.
Сказочница: Вот и вытянули репку
Ай да, репка!
Золотая, наливная
И большая - пребольшая,-
Не найти такой нигде!
Только дети, посмотрите, наша репка слезы льет.
Репка трет глаза, как будто плачет.
Сказочница: Что случилось? Почему ты плачешь?
Сказочница подходит к репке.
Сказочница: Дети, репка устала сидеть на грядке. Хочет репка поиграть. Поиграем с репкой?
Дети: Да.
Проводится подвижная игра» Репка»
Ход игры: Дети встают в круг, в центре сидит на корточках ребёнок - «репка».
Репонька - репка Дети идут по кругу вокруг
В земле засела крепко, «репки» и поют:
На грядке сидит,
На всех глядит.
Подошли детки Подходят, поднимают репку.
Вытянули репку
На ноги поставили
Танцевать заставили. Дети хлопают в ладоши, а
Танцуй веселей ребёнок - «репка» танцует.
Своих ножек не жалей!
А теперь не зевай, Дети убегают на свои места, а
А скорей всех догоняй! «репка» догоняет.
Игра повторяется 2—3 раза.
Сказочница: Вот и сказочке пришел конец.
Тот, кто слушал, молодец.
Ждем от вас аплодисментов,
Ну, и прочих комплиментов.
Все артисты старались,
Пусть слегка и растерялись.
Скажем дружно до свидания!
До следующей встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Кукольный театр, как средство развития творческого ребёнка»
Консультация для родителей....
«Дидактические игры как средство развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста».
консультация...
«Театральная деятельность, как средство развития активного словаря и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста (4-5 лет)».
laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заста...
Статья "Дидактические игры как средство развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста"
Статья к диплому...
Кукольный театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста
Данная статья будет полезна и родителям, и педагогам. Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства.Он доставляет детям радость, развивае...
Дидактическая игра как средство развития активного словаря у детей 5-6 лет с задержкой психического развитии
Актуальность работы связана с тем, что в настоящее время в рамках введения новых ФГОС ДОО, проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последние десятилетия происходит осознание того, что формы поведения и мышления людей в современном обществе изменяются. На передний план исследований выдвигаются такие аспекты общения, ка...