Картотека дидактических игр на развитие речи детей 3-4 лет
картотека по развитию речи (младшая группа)

Калина Галина Валерьевна

Данная подборка дидактических игр поможет воспитателям дошкольных учреждений в работе с детьми младшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по развитию речи детей 3-4 лет

Данная подборка игр поможет воспитателям в работе с детьми младшего дошкольного возраста

«Кто как кричит?»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик -чирик» (дети повторяют звукосочетание).

А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик»

(дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).

Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?

Олины помощники

Цель: Образовывать форму множественного числа глаголов.

Ход: К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, авы отгадайте, кто эти помощники и , что они помогают делать Оле. Кукла идет. Воспитатель указывает на её

-Что это? (Это ноги).

- Они - Олины помощники. Что они делают? (ходят, бегают, танцуют)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают. (Руки берут, рисуют, глаза смотрят и.т.д.)

«Часы»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход:В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так».

Как бьют часы: «Бом-бом...».

Чтобы они ходили, нужно их

завести: «трик-трак...»!

Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6раз). Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют,

часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

«Кто в домике живет?»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? - Собака лает громко: «ав-ав».

А это кто? (ответы детей) - Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).

(Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу».

А это кто? (ответы детей) - котенок мяукает тихо.

Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет:

«ав-ав» (произносится громко)? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку).

Как она лаяла? (ответы детей).

Отгадайте, кто в этом домике живет:

«мяу-мяу» (произносит тихо)? Как котенок мяукал?

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

«Медвежата мед едят»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (обязательный показ всех действий воспитателем.)

Игра повторяется 3-4 раза.

Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).

«Лягушка и лягушата»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают).

Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

«Громко — тихо»

Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

Курочка Рябушечка

Цель: Упражняться в произнесении звукоподражания.

Ход игры: Из детей выбирают курочку-рябушечку, надевают ей на голову шапочку. По сигналу водящего начинается диалог:

— Курочка-рябушечка,

Куда идешь?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, Зачем идешь?

— За водой.

— Курочка-рябушечка, Зачем тебе вода?

— Цыплят поить. Они пить хотят.

На всю улицу пищат — Пи-пи-пи!

(Русская народная песенка.) После слов «На всю улицу пищат» дети-цыплята убегают от курочки и пищат (пи-пи-пи). Дотронувшись до пойманного ребенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пойманные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором новой курочки-рябушечки.

«Пускание корабликов»

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.

Ход: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» - дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)

Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.


«Догадайся, что звучит»

Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.

Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.

«Покормим птенчиков»


Цель: Развивать речевой аппарат детей.

Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх), птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.


«Позови свою маму»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

Такая же работа проводится со всеми детьми.


«Необычная песенка»

Цель: учить распевать гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

Ход.

Воспитатель: Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках -И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

«Будь внимательным»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход: Воспитатель: у меня разные картинки, если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимаете красный кружок и называете игрушку.

«Сравни кукол»

Цель: учить детей соотносить приметы с разными характеристиками, употреблять эти характеристики при описании.

Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Ребёнок вспоминает имена кукол (Оля и Поля) и говорит: «У Оли светлые и короткие волосы, у Поли – темные и длинные. У Оли голубые глаза, а у Поли – чёрные. Оля в платье, а Поля в брюках. У кукол разная одежда»

- Куклы захотели поиграть, они взяли … (мячики). Этот мячик … (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик … (большой, красный). Что можно делать с мячами? (кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать).

- Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (средний).

- Закончите фразу, чтобы получилось складно: «Оля с мячиком играла … (и подружку потеряла). Поля очень огорчилась … (что играть не научилась). Наши куколки смеялись … (и совсем не испугались)».

- Давайте расскажем, как Оля и Поля играли.

Прием сравнения в данном случае помогает не только сопоставлять, признаки разных предметов, но и включать эти признаки в рассказывание. В дальнейших играх и упражнениях расширяется сфера сравнения и описания знакомых игрушек. Так, в игре «Куклы рисуют и гуляют» решаются следующие задачи: обратить внимание детей на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки, уметь включать их в описании.

В гости к детям снова приходят две куклы: большая и маленькая Воспитатель говорит, что куклы захотели рисовать.

- Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая… (короткий). Большая кукла нарисовала большой дом, а маленькая … (маленький). Как по-другому можно назвать маленький дом? (Домик, домишка).

- куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошёл сильный дождь. Они спрятались под ёлочку. Большая кукла спряталась под высокой ёлкой, а маленькая … (под низкой). Дождь кончился, пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая … (по узкой). Пришли они домой. Стали мыть руки. Сначала куклы открыл кран с горячей водой, а потом … (с холодной). А если смешать холодную воду с горячей, то какая вода получится? (теплая, прохладная). Пошли куклы спать. У них были разные кроватки. Какие? (высокая и низкая, большая и маленькая, широкая и узкая).

- Давайте вместе расскажем, как куклы собрались гулять. Однажды … (ребёнок заканчивает предложение).

«Кукла весёлая и грустная»

Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: весёлый – грустный, включать эти противоположные слова в рассказ.

Ход. - Пригласила девочка Катя в гости свою знакомую девочку Таню. Стали они вместе играть с куклами Олей и Полей и заметили, что Оля все время весёлая, а Поля грустная. Как ты думаешь, почему? (Полю обидели, ей стало больно, она загрустила). Какими другими словами сказать, что Поля грустная? Какая она (Печальная, расстроенная, обиженная, огорченная). Что Поля делает? (Грустит, печалится, огорчается, обижается, расстраивается). Что надо сделать, чтобы развеселить Полю? (Спеть, сплясать, рассказать весёлую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм). Какими стали Оля и Поля? (Весёлыми, радостными).

- Давайте расскажем, как Катя развеселила Полю. В гости к девочке пришла подружка. Стали они … (Играть). И вдруг они заметили, что … (Одна кукла весёлая, другая грустная). Решили девочки … (развеселить их).

Закреплять умение сравнивать необходимо на других персонажах, при этом надо расширять и задачи.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека дидактических игр по развитию речи детей среднего дошкольного возраста».

Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждениецентр развития ребенка - детский сад № 45 «Флажок»    «Картотека  дидактических игр по...

Картотека дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста.

НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ   И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ...

Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры по развитию речи рекомендую воспитателям, работающим со старшими дошкольниками....

Картотека дидактических игр по развитию речи детей подготовительной группв

В развитии ребёнка дидактические игры играют большую роль.Я предлагаю картотеку наиболее полюбившихся игр....

Картотека дидактических игр по развитию речи детей дошкольного возраста

В данной картотеке собраны различные дидактические игры по развитию речи детей дошкоьного возраста: Игры по звуковой культуре речи Игры на развитие словаря Игры на формирование граммати...