Консультация для воспитателей по мнемотехнике.
консультация по развитию речи
Мнемотехника - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности, дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_mnemotehnike_pedagogam.pptx | 1.33 МБ |
konsultatsiya_dlya_vospitateley_mnemotehnika.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету». К . Д. Ушинский.
Мнемотехника - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности, дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
1 этап: Работа с мнемоквадратами (символами).
2 этап : Работа с мнемодорожками . Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
3 этап: Работа с мнемотаблицами .
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский.
Работая по образовательной программе, педагогам очень часто приходится заучивать с детьми стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы. И все мы знаем, что мало кто из детей умеет связно и правильно излагать свои мысли. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быструю утомляемость и отрицательные эмоции. Мы часто сталкиваемся с такими проблемами как - короткие высказывания, односложные предложения, логически не связанных между собой, отличающиеся непоследовательностью. Дети не владеют приемами и методами запоминания. Поэтому перед нами, педагогами, встаёт задача: найти такие методы и приемы, которые бы помогали детям легко и просто заучивать стихи. В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Поэтому в своей практике в работе с детьми я решила использовать приемы мнемотехники.
Мнемотехника - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Приемы мнемотехники помогают детям пройти процесс обучения в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Мнемотехника - это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Используя приемы мнемотехники, мы развиваем у детей зрительную и слуховую память, внимание, воображение, восприятие, кругозор.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. И её можно разделить на следующие этапы:
1 этап: Работа с мнемоквадратами (1 предмет в квадрате. Н-р: мяч, кукла, солнце).
2 этап: Работа с мнемодорожками. Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
3 этап: Работа с мнемотаблицами.
Мнемоквадрат - это структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это квадрат (лист бумаги, на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак). Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас.
Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. Это схема, в которую занесена определенная информация, с помощью которой дети учатся составлять истории, рассказывать сказки, заучивать стихотворения. Мнемодорожки помогают детям понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти.
Мнемотаблицы – это схема, которая объединяет в себе и мнемоквадрат и мнемотаблицу.
На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, где весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Главное, чтобы рисунок в квадрате был понятен детям.
Работу с мнемоквадратами и мнемодорожками можно начинать уже с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, постепенно усложняя текст, переходя в мнемотаблицу. На этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются яркие образы: лиса- рыжая, морковь - оранжевая, елочка- зеленая, а для старших дошкольников можно использовать чёрно-белые. Схемы для составления описательных рассказов о разных предметах (игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных и т. д) обогащают словарный запас детей.
Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихов увлекает детей, превращает занятие в игру.
Для заучивания стихотворения с помощью мнемотаблицы:
- Прочитать выразительно.
- Проговорить его с опорой на мнемотаблицу.
- Объяснить значение непонятных слов (если они есть).
- Проговорить вместе с детьми каждую строчку стихотворения.
- Дети рассказывают все стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Мнемотехника широко используется при ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов. При этом необходимо использовать речевые игры, а так же использовать настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, наблюдательность, интерес к окружающему миру.
Работая не первый год по мнемотехнике, сделала для себя вывод-что с помощью мнемотаблиц у детей появляется желание пересказывать тексты, рассказывать сказки, появляется интерес к заучиванию стихов и потешек Словарный запас выходит на более высокий уровень, увеличиваются знания об окружающем мире. Приемы мнемотехники способствуют развитию связной речи у детей дошкольного возраста, что является важным показателем их умственных способностей и готовности к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Использование мнемотехники в развитии речи детей"
Консультация для воспитателей...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 91»...
Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем....
Консультации для воспитателей « Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях введения стандартов ДО».
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К . Д. Ушинский...
Консультация для воспитателей«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений»
laquo;Использование мнемотехники при заучивании стихотворений»...
Консультация для воспитателей "Использование мнемотехники в развитии речи детей"
Консультация для воспитателей«Использование мнемотехникив развитии речи детей» (из опыта работы)На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей д...
Консультация для воспитателей "Использование мнемотехники в работе с детьми"
Речевое развитие...