Проект "Цветы"
проект по развитию речи (средняя, старшая группа)

Сыченко Валентина Анатольевна

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «Цветы»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

1.      Закрепить знания детей о строении цветка, его особенностях, пользе.

2.      Развивать умение подбирать образные слова  и выражения.

3.       Развивать навыки использования природного материала в изготовлении работ по ручному труду.

ТИП ПРОЕКТА: Информационно - творческий.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ: Картинки с изображением цветов.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО: стихотворения о цветах, загадки.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА, ФОРМА ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: Создание альбома, проведение выставок  детских работ по теме проекта.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: Дети, воспитатели, родители.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: организация выставок для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект цветы648.39 КБ

Предварительный просмотр:

DSC00630.JPG

г. Черепаново 2018г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «Цветы»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: 

  1. Закрепить знания детей о строении цветка, его особенностях, пользе.
  2. Развивать умение подбирать образные слова  и выражения.
  3.  Развивать навыки использования природного материала в изготовлении работ по ручному труду.

ТИП ПРОЕКТА: Информационно - творческий.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ: Картинки с изображением цветов.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО: стихотворения о цветах, загадки.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА, ФОРМА ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: Создание альбома, проведение выставок  детских работ по теме проекта.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: Дети, воспитатели, родители.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: организация выставок для родителей.

ОДУВАНЧИК.

Кто не видел желтого одуванчика? Этот цветок, похожий на маленькое золотое солнышко, растет повсюду- в огородах и садах, вблизи домов и по обочинам дорог, на лугах и в полях. Расцветают одуванчики в мае. Выйдешь на луг, и, кажется, будто солнечные лучи расплескались золотыми брызгами.

В камышах гнездятся цапли,

Дремлет сонная река,

Солнце расплескала капли

На речные берега.

Стали капельки цветами,

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчиковый луг.

Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке- одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит- одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату- одуванчик не спускает с заката глаз.

Одуванчик- многолетнее растение. Его ярко- желтые мелкие цветочки собраны в круглую корзинку. Если бы каждый маленький цветок рос отдельно, то даже капелька дождя могла повредить его. Кроме того, крупное круглое соцветие цветка одуванчика привлекают пчел. На соцветии есть место, где сесть пчелке, чтобы полакомиться сладким нектаром и собрать пыльцу. Перелетая с цветка на цветок и перенося на лапках пыльцу, пчелы опыляют их.

Одуванчик- один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать не только пчелы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мед- густой и ароматный. Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время- одуванчики раскрываются в 5- 6 часов утра, а к 2- 3 часам дня уже гаснут желтые огоньки.

К концу июня, отцветая, одуванчики надевают белые пушистые шапочки. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков. Подует легкий ветерок, и разлетится по лугам и полям одуванчиковый пух. Одна корзиночка цветов дает до двухсот семечек, а все растение- до трех тысяч!

Ярко- желтый одуванчик!

Ты зачем сменил кафтанчик?181509.jpg

Был красивым, молодым,

Стал как дедушка, седым!

Как выглядит одуванчик?

Когда расцветают одуванчики?

Какие насекомые опыляют цветы одуванчика?

Как распространяются семена одуванчика?

РОМАШКА.

Попробуйте угадать, о каком цветке говорится в загадке: «Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички». Правильно о ромашке!

Как ромашка ты мила!

Твоя кофточка бела,

Воротник золотой,

На нас смотришь с добротой!

На солнечных лесных опушках, полянках, вырубках, в лугах и полях цветут летом эти красивые цветы. Белые лепестки ромашки обрамляют ярко- желтый глазок. Среди густых зеленых трав выделяется ромашка своей белой «рубашкой».

Ромашки, ромашки,

Белые рубашки,

Желтые колечки

Прибежали к речке.

За руки взялись и вот

Дружно водят хоровод!

Пчелы, бабочки, шмели видят ромашку издалека и летят к ней за медом. Они опускаются на крупные белые лепестки, пьют сок из маленьких желтых цветочков, собранных в круглую розетку в центре ромашки.

Луга, поля привольные,

Дубравы и овражки,

Березы белоствольные

И белые ромашки…

Любимый наш-

Русский пейзаж!

Как выглядит ромашка?

Где растут ромашки?

Какие насекомые опыляют ромашку?

romashka.gif

ВАСИЛЕК.

Золотится на солнце большое ржаное поле. А между наливающимися спелостью колосками синеют васильки.

Смотрят в небо васильки

Синими глазами.

Золотятся колоски,

Ходит рожь волнами.

Расстилаются поля

Без конца и края.

Хлебом кормит нас земля-

Матушка родная!

Васильки- красивые ярко- синие цветы. Цвет чистого неба и голубизны реки вобрали они. Васильками украшают букеты полевых цветов, вплетают их в венки.

На хлебных полях- пшеничных и ржаных- василек считается сорняком, но если к сотне ржаных семян добавить одно васильковое, то рожь улучшается! Когда васильков очень много, злаки удаются хуже.

Давайте вспомним, как выглядит василек.

Темно- зеленые листья, украшенные острыми зубчиками, крупный ярко- синий цветок.

Если приглядеться внимательно, то можно заметить, что цветок собран в корзиночку. В каждом маленьком цветке прячется капелька меда. Своим ярким синим цветом, хорошо заметным среди золотых колосьев ржи и пшеницы, и приятным ароматом василек привлекает насекомых, которые прилетают к цветку за душистым нектаром и сладкой пыльцой. Перелетая с цветка на цветок, пчелы и шмели опыляют цветы.

Зеленовато- желтый мед обладает приятным запахом и слегка горьковатым вкусом.

Васильки цветут все лето. Семена васильков украшены маленьким хохолком из тонких белых волосков. С помощью хохолка семена « передвигаются» по полю, они цепляются своими острыми зубчиками за почву.

Цветы васильков помогают людям излечить болезни. Их собирают, сушат, готовят из них отвары и настои, соком василька лечат раны.

Как выглядит василек?

Где чаще всего растут васильки?

Какие насекомые опыляют василек?

Как распространяются семена васильков?

Чем васильки полезны людям?centaurea-cyanus-l-001b.jpg

КОЛОКОЛЬЧИК.

Колокольчики- красивые лесные цветы. Форма цветка напоминает большой колокол. Кажется, подует ветерок и цветы колокольчика нежно зазвенят.

Динь- дон, динь- дон!

Льется нежный перезвон,

Так звенит в глуши лесной

Колокольчик голубой.

Круглые листья колокольчика расположены внизу, в середине находятся маленькие листочки, а по краям более крупные. На лугах и полях колокольчиков всегда много, ведь они растут семьями.

Расцветают колокольчики в мае. Бутон цветка похож на сложенный зонтик и сначала расположен горизонтально. Но когда бутоны раскрываются, то цветок колокольчика опускается и смотрит вниз. В цветок снизу могут залетать крупные насекомые- шмели и пчелы.

Колокольчики цветут долго, с мая по сентябрь. В конце лета созревают плоды колокольчика. Это маленькие коробочки, которые так же, как и цветы смотрят вниз. Коробочка похожа на перечницу с небольшими отверстиями.

Встречаются различные колокольчики: темно- синие, фиолетовые, сиреневые, голубые, розовые, белые.

Как выглядит колокольчик?

Почему цветки колокольчика «смотрят вниз»?

Какие насекомые опыляют колокольчик?

Как выглядят цветы колокольчика?

436960015.jpg

Модель проекта

        

ЦВЕТЫ. КАКИЕ ОНИ?

           (особенности цветка,

беседы, худ. слово,

СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА                           иллюстрации)

       (макет)        

ромашка.jpg

«ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА»

(О пользе)

        «ПРИРОДНЫЕ ДАРЫ ДЛЯ

ПОДЕЛОК И ИГРЫ»

 (занятия по ручному труду

с использованием

природного материала)

«Экологическое окно».

ТЕМА: «Одуванчик».

ЦЕЛЬ: Рассказать об одуванчике, его пользе.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ: Картинка.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО: Стихотворение об одуванчике.

Воспитатель читает детям стихотворение, задает вопросы.

В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

На высокой тонкой ножке

Все дремал он у дорожки,

А проснулся, улыбнулся:

«Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь, что разлечусь.

Тише, ветер луговой!»

Что это за цветок?

Как догадались, что это одуванчик?

Красивый цветок?

Какого цвета его пышная шапка?

Почему шапка одуванчика стала белой?

Чем хорош и полезен цветок?

«Экологическое окно».

ТЕМА: «Одуванчик».

ЦЕЛИ: Закрепить знания о строении цветка, его особенностях; научить подбирать образные слова и выражения.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ: Картинка с изображением одуванчика.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО: Стихотворение об одуванчике.

Воспитатель читает стихотворение, задает вопросы.

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик,

Подрастет, нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Что есть у цветка?

Какого цвета пышная шапочка?

Какого цвета молодой одуванчик?

С чем можно сравнить одуванчик?

Желтый, как солнышко.

Круглый, как

Мягкий, как

Белый, как

Пушистый, как

Хрупкий, как

Вот какой необычный цветок!

Одуванчик серебристый,

Как чудесно создан он:

Хрупкий, круглый и пушистый,

Солнцем теплым напоен.

На своей высокой ножке,

Поднимаясь к вышине,

Он растет и на дорожке,

И в ложбинке, и в траве.

Почему одуванчик называют цветком?  

«Экологическое окно».

ТЕМА: «Цветы».

ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять знания о строении цветов.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ: Макет цветка из бумаги; фланелеграф; разноцветные кружки; картинки ромашки, одуванчика, колокольчика, василька.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО: Стихотворения о цветах.

Воспитатель задает детям вопросы, читает стихотворения.

Что же это получилось? (показать макет цветка).Что есть у цветка?

Какие цветки? (выложить разноцветные кружки на фланелеграфе).

Белый- ромашка, желтый- одуванчик, голубой- колокольчик, василек. (выставить картинки этих цветов).

Так какие цветы вы знаете?

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики- цветы

Очень вежливы. А ты?

За что люди любят эти цветы?

Кто не может без цветов?

Почему насекомые не могут жить без цветов?

А чем еще полезны цветы?

Зачем люди выращивают цветы?

Где их выращивают?

Почему много цветов рвать нельзя?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И поляны и луга,

И не будет красоты!

ЛИТЕРАТУРА.

1.  В. М. Корнилова «Экологическое окно» в детском саду.

    Методические  рекомендации.

2.  Т. А. Шорыгина «Цветы. Какие они?».

3.  Т. И. Тарабарина «И учеба, и игра: природоведение».

4.  Н. А. Нагибина «Природные дары для поделок и игры».

9.jpg

Игротека по дидактическим играм экологического содержания через ознакомление с растительным миром

(Для всех групп)

Найди по описанию

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.

Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.

Материал: карточки с изображением растений.

Ход игры:

 Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.

Горячо - холодно

Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.

Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж.

Правило: нельзя переворачивать карточки.

Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.

Ход игры:

 Ведущий прячет персонажа (Капитошку, Лешонка, Гномика и т.п.) под карточку с изображением одного из растений. Дети в это время стоят, закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: "Тепло, холодно или горячо". Можно давать подсказки. Например: "Капитошка спрятался под деревом", "Капитошка спрятался среди луговых растений". Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.

Лото "Что где растет?"

Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.

Игровая задача: заполнить игровое поле.

Материалы: игровые поля - луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.

Ход игры:

 Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.

Скорая помощь (экологическая игра на природе)

Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.

Игровая задача: осмотреть "пациентов" - деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.

Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.

Ход игры:

дети обходят участок детского сада - "делают обход"; если есть "больные", им оказывается необходимая помощь.

Юные художники

Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.

Игровая задача: нарисовать портрет растения.

Материал: любые изобразительные материалы.

Ход игры:

Игра проводится на прогулке. "Художник" принимает заказ - нарисовать "портрет" того или иного растения и старается точно передать

особенности внешнего вида. По окончании работы организуется выставка детских рисунков.

Вершки и корешки.

Дидактическая задача. Составить целое из частей.

Оборудование: в один мешочек - лук, репа, морковь, картофель

в другой – ботву этих овощей.

Игровые действия. Поиск своей пары.

Правила. Искать свой «вершок» или «корешок» можно только по сигналу. С одним и тем же  ребенком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Ход игры

Во время прогулки после уборки урожая на огороде воспитатель делит детей на две группы. Одной из них он дает корешки (лук, репа, морковь, картофель и др.), другой – вершки – ботву. «Все «вершки» и «корешки» перепутались. Раз, два, три – свою пару найди!» По этому сигналу все дети подбирают себе пару.

Угадайте, что в мешочке

Дидактическая задача. Описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Игровые действия. Угадывание на ощупь предмета.

Правила. Выбирая предмет, смотреть на него нельзя. Описать, ощупывая руками.

Оборудование. Овощи и фрукты характерной формы и различной плотности (лук, репа, редька, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.) лежат в мешочке.

Ход игры.

Воспитатель напоминает детям, что они знают игру «Чудесный мешочек», и говорит, что играть в нее можно по-иному. «Тот, кому я предложу достать из мешочка предмет, не будет его вытаскивать, а, ощупав, назовет характерные признаки». Педагог приглашает к себе одного ребенка и просит выполнить задание. Ребенок рассказывает, все дети называют предмет, который пока не видят, после этого ребенок вытаскивает его из мешочка и показывает, что в руке. Названный предмет обратно в мешочек не опускают.

Что растет на грядке

Цель: Закрепить знания детей, какие овощи и фрукты бывают и где они растут (на грядке или на дереве)

Материал: Рисунки- овощи и фрукты, изображение дерева и грядки.

Ход игры:

На столе лежат иллюстрации овощей и фруктов, дерева и грядки. Нужно выбрать иллюстрацию и сказать, что это овощ или фрукт. Сказать где он растет на дереве или на грядке.

Времена года

Цель: Учить детей видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведений животных, жизни и труде людей.

Игровое задание: Выбрать то, что соответствует данному времени года.

Правило игры: Вспомнить, что в какое время года бывает. Помогать друг другу подбирать картинки ко времени года.

Материал: «Круглый год», разделенный на четыре части (белая – зима, зеленая – весна, розовая – лето, желтая – осень). Сюжетные картинки.

Ход игры:

Загадываются  загадки о времени года, дети должны будут отгадать и рассказать, а что бывает в это время года. Нужно будет найти сюжетную картинку соответствующую отгаданному времени года.

Дел у меня не мало –

Я белым одеялом

Всю землю укрою,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня... (зима)

Несу я урожай,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь я елок

И сосен,

А зовусь я... (осень)

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи. (весна)

Зеленейся, зеленейся

Мой зеленый сад,

Расцветайте, расцветайте

Мои алые цветочки!

Поспевайте, поспевайте,

Вкусны ягоды скорей. (лето)

Что в корзинку мы берем?

Цель: Закрепить у детей знания о том, какой урожай собирают в поле, саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей в сохранении природы.

Игровое задание. Подобрать пару, загадать загадку.

Правила игры. Собирать плоды в одном месте. В загадке указывать основные признаки.

Материал. Медальоны с изображением овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а также корзинок.

Ход игры.

 У одних детей – медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок. Дети-плоды под веселую музыку или шутливую песню расходятся по комнате, движениями и мимикой изображая неповоротливый арбуз, вертлявые огурцы, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д.

Дети-корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи – с огорода, фрукты – из сада, грибы – из леса и т. д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие. В случае ошибки ребенок отпускает один плод, а у другого спрашивает, куда надо идти за его парой. Можно позвать то, что ищешь: «Ягода-малина, где ты?» Собирать больше двух плодов можно лишь в поле, саду, огороде. Из леса так много выносить не разрешается. Нарушителям запрещают вновь идти в лес. Чтобы сдать плоды, надо правильно назвать их, сказать, где собрал.

Вариант. Дети меняются ролями: собиратели становятся плодами, а плоды – покупателями. Чтобы сделать покупку, надо загадать о ней загадку (прочитать ее на память или придумать самому).

Рекомендуется использовать следующие загадки:

Хоть он совсем не хрупкий,

а спрятался и скорлупку.

Заглянешь в серединку – увидишь сердцевинку.

Из плодов он тверже всех, называется ...  (орех).

Летом ягоды черны,

Летом ягоды вкусны.

– Чик! – чирикнул воробей,

Чем чернее, тем вкусней.   (Смородина)

Синий мундир,

Желтая подкладка,

А в середине — сладко.  (Слива)

Сам он гладок да пузат,

Полосат его халат.

Воробью наверняка

Не проклюнуть толстяка. (Арбуз)

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом.    (Колос)

Каждый листик – как ладошка.

Схож он с бусами немножко.

Был зеленым, а поспел он –

Стал янтарным, красным, белым. (Виноград)

Сто рубинов в толстой бочке

Я принес для младшей дочки.

Пусть попробует разок

Кисло-сладкий красный сок.  (Гранат)

Я румяную матрешку

От подруг не оторву.

Подожду, пока матрешка

Упадет сама в траву.  (Яблоко)

Низок да колюч, сладок да пахуч.

Ягоду сорвешь – всю руку обдерешь. (Крыжовник)

Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка

Что это?  (Тыква, дыня.)

Собери урожай

Цель. Научить детей  разным способам различения даров полей, садов. Воспитывать интерес и уважение к сельскохозяйственному труду.

Игровое задание. Победить в сборе урожая.

Правила игры. Помочь собрать урожай труженикам полей. Сообща составлять рассказ. Выигрывает группа, у которой набралось больше фишек.

Материал. Колоски, хлебобулочные изделия, овощи и фрукты по количеству детей, подносы. Сюжетные картинки, на которых изображены овощеводы, садоводы, хлеборобы за работой. Фишки в виде фруктов, овощей, блюд из них, хлебобулочных изделий.

Ход игры.

 Предварительно спрятав в разных местах комнаты различные плоды, сделайте вид, что очень вкусно пахнет, предложите детям определить, что может так ароматно пахнуть, и отыскать плоды. Дети собирают отдельно овощи, отдельно фрукты, отдельно колоски и хлебобулочные изделия, выкладывая их на разные подносы или выставляя перед соответствующей сюжетной картинкой. Рассматривая ее и найденные плоды, все, кто собирал их, составляют рассказ о том, как их выращивают. Пусть кто-либо из детей рассказывает, а другие его дополняют. Победители угощают овощами,

фруктами, выпечкой всех участников игры.

Вариант №1. Разделите воспитанников на две группы: труженики полей и дети. Первые, собрав урожай, рассказывают о своем труде, показывают соответствующие картинки, угощают детей. Дети в свою очередь рассказывают, что можно приготовить из овощей, фруктов, зерна. Каждый новый момент в рассказе одной группы другая отмечает фишкой.

Вариант №2. Сопровождайте рассказы детей загадками, пословицами, стихами. При повторении игры предлагайте детям вспомнить их.

Сидит бабка на грядке

Вся в заплатках.

Кто ни взглянет —

Всяк заплачет. (Лук.)

Полосатый, с гладкой кожей,

Льнет он к солнцу в день погожий

И краснеет изнутри

Ярче утренней зари. (Арбуз.)

                        Повернулось к солнцу золотое донце. (Подсолнух.)

Раскололся темный домик на две половинки,

И посыпались в ладони бусинки-дробинки. (Горох.)

                        Круглый бок, желтый бок,

                        Сидит на грядке колобок.

                        Врос в землю крепко. Что это?.. (Репка.)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява,

Кто любит щи – меня ищи. (Капуста.)

                        Длинный, зеленый, вкусный соленый. (Огурец.)

Золотое решето черных домиков полно. (Подсолнух.)

 «Что растет в родном краю»

Цель: обучать детей понимать происходящие в природе процессы, давать им представления о значении растений, чтобы показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

Обогащать словарь детей новыми названиями деревьев.

Ход игры:

Воспитатель: – Сейчас я буду называть разные деревья и кустарники, а вы выбирайте только те, что растут у нас в России. Если растут хлопайте в ладоши, если нет, молчите.

Итак:

– Яблоня. Груша. Малина. Мимоза.

– Ель. Саксаул. Облепиха. Береза.

– Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин.

– Липа. Клен. Баобаб. Мандарин.

Теперь быстро:

– Слива. Осина. Каштан.

– Кофе. Рябина. Плантан.

– Дуб. Кипарис. Алыча.

– Тополь. Сосна. Каланча.

Игра – Загадки

1. Весной — веселит,

Летом — холодит

Осенью — питает,

Зимой — согревает.(Лес)

2. Рос шар бел

Ветер дунул,

да шар улетел.

(Одуванчик)

3. Красна, сладка, душиста,

Растет низко,

К земле близко!

(Земляника)

4. Зелена, а не луг

Бела, а не снег.

Кудрява, а не голова. (Береза)  

5. Что за трава, которую

и слепой сразу узнает?

(Крапива)  

6. Какая охота разрешена

в лесу в любое время года?

(Фото-охота)

7. Из древесины какого

дерева делают бумагу, спички?

(Ель, Осина)

Зимой и летом

Одним цветом.

(Ель)

8.Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

(Береза)

9.Никто ее не пугает,

А она вся дрожит.

(Осина)

10.Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год!

(Ель)

Игра "Узнай дерево по контуру"

На доске или на фланелеграфе - контурные изображения деревьев. Нужно узнать, что это за деревья. Дети с амблиопией и расходящимся косоглазием выполняют задание на горизонтальной плоскости; со сходящимся - на вертикальной.

По аналогии с этой игрой проводится игра "Узнай дерево по силуэту".

Игра "Я - дерево"

Выбирается водящий. Воспитатель  задает ему вопросы, а остальные играющие должны догадаться, каким деревом он себя представляет.

- Что ты видишь?

- Что ты слышишь?

- Что ты чувствуешь?

- Какие у тебя листья?

- Ты сбрасываешь листья на зиму?

- Какой у тебя ствол?

- Ты высокое?

- Какие птицы живут в твоих ветвях?

- Навещают ли тебя какие-нибудь звери?

- Кто живет у твоих корней?

- Какие у тебя плоды?

"Ветер и листья"

Дети - "осенние листья". По сигналу "Ветер" дети произвольно бегают по площадке в разных направлениях ("ветер кружит листву в воздухе" ), по сигналу "Ветер стих" - быстро приседают ("листья упали на землю"). Повторить 4-5 раз.

"Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах"

Подготовка к игре. Выращивание овощей на огороде, фруктов в саду. Беседа о фруктах и овощах.

Материал и оборудование. Фрукты и овощи или их муляжи, рисунки.

Правила игры. Дошкольники делятся на "продавцов" и "покупателей": первые загадывают, вторые отгадывают их. Перед сравнением загадок ребенок их повторяет.

Описание игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в необычный магазин "Фрукты и овощи", где для покупки нужны не деньги, а загадки. Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, используя известные и придумывая свои. Затем они сравнивают загадки об одном и том же фрукте или овоще:

На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)

Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)

Аленькая, маленькая, с косточкой тросточкой. (Вишня.)

В кисло-сладкой, круглой, красной шарик спрятался прекрасно. (Вишня.)

Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)

 Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь. (Арбуз.)

Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста.)

Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста.)

Лесные ягоды.

Дидактическая задача: вспоминаем и повторяем

Участникам игры предлагается в течение пяти минут написать названия лесных ягод и отметить съедобные они или ядовитые.

Затем каждый участник игры зачитывает свой список. Победителем становится тот, кто вспомнил больше названий лесных ягод и правильно определил их съедобные качества.

Кто больше вспомнит названий цветов

Игрокам показывается плакат (или фотография) вначале с одним цветком, затем двумя, тремя и более цветами.

Правила игры такие же, как и в подобной игре с рисунками (фотографиями) деревьев и кустарников.

Показывать можно вначале любые хорошо известные цветы (розы, гвоздики, ромашки, васильки...), а затем постепенно вводить все больше и больше цветов из Красной книги, а также ядовитых и лекарственных трав.