Конспект "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект

по развитию речи  в старшей группе

Обучение рассказыванию: составление рассказа на тему «Осень наступила».

Задачи.

Образовательная:

систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; 

продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением. 

Развивающая: 

развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику; 

продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Воспитывающая:

воспитывать любовь к природе.

 

Материал: Магнитная доска, картинки с признаками осени, сюжетные картинки  для составления рассказов, мяч.

Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах, целевые прогулки на природу.

 

Ход проведения:

Организационный момент. Рассказ-загадка.

Воспитатель: -  Ребята, посмотрите на картину и послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В   лесу  шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и  березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались  с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»

(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)

Воспитатель: Ребята, о каком времени года здесь говорится?

Дети: Об осени.

Воспитатель:А как вы догадались?

Дети:  Трава пожелтела, птицы стали улетать.

Воспитатель:А кто еще знает признаки наступления осени?

Дети:  Осенью часто идут дожди.

Дети: Осенью начинает холодать.

Дети: Бывают первые заморозки.

Дети: Листья желтеют.

Воспитатель:Давайте вспомним осенние месяца. На мольберте под разными цифрами спрятались осенние месяца. Как вы думаете, под цифрой 1 какой спрятался месяц.

Дети: – Сентябрь- как вы догадались? 

А под цифрой 2 – октябрь

А под цифрой 3 .

Молодцы назвали 3 месяца осени.

Воспитатель:А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.

«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»

Игра с мячом.

Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

Воспитатель:- листья осенью (что делают?) –

Дети: Листья осенью желтеют и опадают.

Воспитатель:-дождь осенью (что делает?) –

Дети: Дождь осенью моросит, идет.

Воспитатель:-урожай осенью (что делают?)  –

Дети: Урожай осенью убирают.

Воспитатель:- птицы осенью(что делают?) —

Дети: Птицы осенью улетают.

Воспитатель:-деревья осенью(что делают?) —

Дети: Деревья осенью роняют листья.

Воспитатель:-звери осенью (что делают?)—

Дети: Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

3.Физминутка(Пальчиковая гимнастика) “Осенний букет”.

Воспитатель:Ребята, давайте соберём осенний букет.
Хором.
Раз, два, три, четыре, пять – 
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

Воспитатель:Молодцы ребята!

А теперь я предлагаю вам разделиться на 5 команд и занять свои места.

4.Составление рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам.

Звучит музыка ветра.

Воспитатель: Ребята, ветер к нам забегал, и оставил нам листочки, посмотрите какие они красивые. (На листьях приклеены сюжетные картинки об осенних признаках.)

Воспитатель: Ребята, придумайте к своей картинке короткий рассказ, а мы все листики соединим, и у нас получится большая осенняя книга.

(Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)

Наступила осень. Стало холодно. Часто идут дожди. Дует сильный ,холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. С полей и огородов убирают весь урожай . Животные и птицы готовятся к зиме. Перелетные птицы улетают в теплые края.

5.Итог.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая, большая книга получилась у нас. Мы положим её в уголок природы.

Воспитатель: На этом наше занятие подходит к концу. Скажите, ребята: о каком времени года мы говорили  сегодня?

Дети: Об осени.

Воспитатель: Что бывает только осенью?

Дети:  Сбор урожая.

Дети: Отлет птиц.

Дети: Листопад.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_razvitiyu_rechi_osen.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

по развитию речи  в старшей группе

Обучение рассказыванию: составление рассказа на тему «Осень наступила».

Задачи.

Образовательная:

систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; 

продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением. 

Развивающая: 

развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику; 

продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Воспитывающая:

воспитывать любовь к природе.

Материал: Магнитная доска, картинки с признаками осени, сюжетные картинки  для составления рассказов, мяч.

Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах, целевые прогулки на природу.

Ход проведения:

Организационный момент. Рассказ-загадка.

Воспитатель: -  Ребята, посмотрите на картину и послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В   лесу  шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и  березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались  с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»

(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)

Воспитатель: Ребята, о каком времени года здесь говорится?

Дети: Об осени.

Воспитатель:А как вы догадались?

Дети:  Трава пожелтела, птицы стали улетать.

Воспитатель:А кто еще знает признаки наступления осени?

Дети:  Осенью часто идут дожди.

Дети: Осенью начинает холодать.

Дети: Бывают первые заморозки.

Дети: Листья желтеют.

Воспитатель:Давайте вспомним осенние месяца. На мольберте под разными цифрами спрятались осенние месяца. Как вы думаете, под цифрой 1 какой спрятался месяц.

Дети: – Сентябрь- как вы догадались?  

А под цифрой 2 – октябрь

А под цифрой 3 .

Молодцы назвали 3 месяца осени.

Воспитатель:А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.

«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»

Игра с мячом.

Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

Воспитатель:- листья осенью (что делают?) –

Дети: Листья осенью желтеют и опадают.

Воспитатель:-дождь осенью (что делает?) –

Дети: Дождь осенью моросит, идет.

Воспитатель:-урожай осенью (что делают?)  –

Дети: Урожай осенью убирают.

Воспитатель:- птицы осенью(что делают?) —

Дети: Птицы осенью улетают.

Воспитатель:-деревья осенью(что делают?) —

Дети: Деревья осенью роняют листья.

Воспитатель:-звери осенью (что делают?)—

Дети: Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

3.Физминутка(Пальчиковая гимнастика) “Осенний букет”.

Воспитатель:Ребята, давайте соберём осенний букет.
Хором.
Раз, два, три, четыре, пять – 
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

Воспитатель:Молодцы ребята!

А теперь я предлагаю вам разделиться на 5 команд и занять свои места.

4.Составление рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам.

Звучит музыка ветра.

Воспитатель: Ребята, ветер к нам забегал, и оставил нам листочки, посмотрите какие они красивые. (На листьях приклеены сюжетные картинки об осенних признаках.)

Воспитатель: Ребята, придумайте к своей картинке короткий рассказ, а мы все листики соединим, и у нас получится большая осенняя книга.

(Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)

Наступила осень. Стало холодно. Часто идут дожди. Дует сильный ,холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. С полей и огородов убирают весь урожай . Животные и птицы готовятся к зиме. Перелетные птицы улетают в теплые края.

5.Итог.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая, большая книга получилась у нас. Мы положим её в уголок природы.

Воспитатель: На этом наше занятие подходит к концу. Скажите, ребята: о каком времени года мы говорили  сегодня?

Дети: Об осени.

Воспитатель: Что бывает только осенью?

Дети:  Сбор урожая.

Дети: Отлет птиц.

Дети: Листопад.