Артикуляционная гимнастика
картотека по развитию речи (средняя группа)
Картотека артикуляционной гимнастики
для детей средней группы
«Улыбка» Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краев и до десны. Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
| «Хоботок» Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у -у. Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
| «Домик открывается» Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит. Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
|
«Хомячок» Языком давить стараюсь, В щеку сильно упираюсь. Раздалась моя щека, Как мешок у хомяка. Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек. Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
| «Любопытный язычок» Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперед?» - Удивляется народ. Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
| «Лягушка» Ниже нижнюю губу Опущу я, как смогу. Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.
|
«Зайчик» Губку верхнюю подняв, Замер зайчик, зубки сжав. Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
| «Окошко» Рот прикрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят. Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ. Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
| «Язык здоровается с подбородком» Просыпается язык – Долго спать он не привык. И спросил у подбородка: - Эй, какая там погодка? Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
|
«Обезьянка» За нижнюю губку заложен язык – Из зеркала смотрит мартышкин двойник. Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.
| «Бульдог» За верхнюю губку заложен язык – Бульдог уступать никому не привык. Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд | «Кружок» Мой язык совсем не глуп – Ходит кругом возле губ. Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек. Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.
|
«Самовар» Щеки надую и выпущу пар, И запыхчу, как большой самовар. Цель: укреплять мускулатуру губ и щек. Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».
| «Чашечка» Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя. Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
| «Вкусное варенье» Как будто варенье лежит на губе – Слижу его «чашечкой» в ротик себе. Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
|
«Фокус» Я «чашку» выведу вперед, С нее подую вверх. И теплый воздух обдает Мой носик, например. Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
| «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны) Зубы верхние – смотри: Чищу «чашкой» изнутри. Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
| «Покусаем язычок» Выдвигай свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней. Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.
|
«Чистим зубы снаружи» Зубки верхние снаружи Нам почистить очень нужно. Зубки нижние – не хуже, Тоже чистки просят дружно. Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
| «Дуем на лопаточку» Дую, дую на «лопатку», Чтоб была широкой, гладкой. Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.
| «Маляр» Язык – как кисточка моя, И ею нёбо крашу я. Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.
|
«Иголочка» Улыбаюсь: вот шутник – Узким – узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок. Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении. Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
| «Кучер» Губы вместе я сведу, Через губы буду дуть. Поиграю я в игру И скажу лошадке: «Тпру!». Цель: отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха. Описание: Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у». Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).
| «Маятник» Влево-вправо кончик ходит, Будто места не находит. Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта |
«Змейка» А у змейки язычок Узок, тонок, как сучок. Ходит-ходит взад-вперед: Как же он не устает? Цель: развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык. Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»).
| «Индюк» Широко открыт мой рот, Язычок – назад – вперед. Лижет «чашечкой» губу И «болбочет» на бегу. Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка. Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстряется | «Пароход» Вывожу язык вперед, Закушу его – и вот: «Ы» тяну – и к нам идет Белый-белый пароход. Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» ( особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»). Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы» («пароход гудит»).
|
«Лошадка» Рот широко открываю, К нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок. И раздается щелчок. Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
| «Парус» Улыбаюсь, рот открыт: «Парус» там уже стоит. Прислоню язык, смотрю, К зубкам верхним изнутри. Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека артикуляционной гимнастики
для детей средней группы
«Улыбка» Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краев и до десны. Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10. | «Хоботок» Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у -у. Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10. | «Домик открывается» Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит. Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. |
«Хомячок» Языком давить стараюсь, В щеку сильно упираюсь. Раздалась моя щека, Как мешок у хомяка. Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек. Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд. | «Любопытный язычок» Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперед?» - Удивляется народ. Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз. | «Лягушка» Ниже нижнюю губу Опущу я, как смогу. Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз. |
«Зайчик» Губку верхнюю подняв, Замер зайчик, зубки сжав. Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз. | «Окошко» Рот прикрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят. Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ. Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд. | «Язык здоровается с подбородком» Просыпается язык – Долго спать он не привык. И спросил у подбородка: - Эй, какая там погодка? Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз. |
«Обезьянка» За нижнюю губку заложен язык – Из зеркала смотрит мартышкин двойник. Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд. | «Бульдог» За верхнюю губку заложен язык – Бульдог уступать никому не привык. Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд | «Кружок» Мой язык совсем не глуп – Ходит кругом возле губ. Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек. Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону. |
«Самовар» Щеки надую и выпущу пар, И запыхчу, как большой самовар. Цель: укреплять мускулатуру губ и щек. Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!». | «Чашечка» Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя. Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. | «Вкусное варенье» Как будто варенье лежит на губе – Слижу его «чашечкой» в ротик себе. Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку». |
«Фокус» Я «чашку» выведу вперед, С нее подую вверх. И теплый воздух обдает Мой носик, например. Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. | «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны) Зубы верхние – смотри: Чищу «чашкой» изнутри. Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. | «Покусаем язычок» Выдвигай свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней. Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. |
«Чистим зубы снаружи» Зубки верхние снаружи Нам почистить очень нужно. Зубки нижние – не хуже, Тоже чистки просят дружно. Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов. | «Дуем на лопаточку» Дую, дую на «лопатку», Чтоб была широкой, гладкой. Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. | «Маляр» Язык – как кисточка моя, И ею нёбо крашу я. Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад. |
«Иголочка» Улыбаюсь: вот шутник – Узким – узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок. Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении. Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. | «Кучер» Губы вместе я сведу, Через губы буду дуть. Поиграю я в игру И скажу лошадке: «Тпру!». Цель: отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха. Описание: Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у». Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»). | «Маятник» Влево-вправо кончик ходит, Будто места не находит. Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта |
«Змейка» А у змейки язычок Узок, тонок, как сучок. Ходит-ходит взад-вперед: Как же он не устает? Цель: развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык. Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»). | «Индюк» Широко открыт мой рот, Язычок – назад – вперед. Лижет «чашечкой» губу И «болбочет» на бегу. Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка. Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстряется | «Пароход» Вывожу язык вперед, Закушу его – и вот: «Ы» тяну – и к нам идет Белый-белый пароход. Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» ( особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»). Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы» («пароход гудит»). |
«Лошадка» Рот широко открываю, К нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок. И раздается щелчок. Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»). | «Парус» Улыбаюсь, рот открыт: «Парус» там уже стоит. Прислоню язык, смотрю, К зубкам верхним изнутри. Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...