Артикуляционная гимнастика
картотека по развитию речи

Еремина Елена Николаевна

Артикуляционная гимнастика - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. .

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx1023.44 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика (базовая)http://delfinyamal.ru/wp-content/uploads/2014/03/%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%A3%D0%BB%D1%8B%D0%B1%D0%BA%D0%B0.jpg

  • «Улыбочка» Улыбнуться, с напряжением. Удерживать данное положение на счет до 5.  

http://ppt4web.ru/images/581/19630/640/img0.jpg

  • «Трубочка». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы впе ред     трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до 5.
  • «Улыбочка-Трубочка». На счет один, два чередовать упр. «Лягушка» и «Хоботок».http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/83/82756/img6.jpg

  • «Заборчик». Улыбнуться без напряжения, обнажая передние верхние и нижние зубы. (Произносим звук [И]).http://21chita.detkin-club.ru/editor/1517/images/5c6722d72b40b1fff36d0c4908b03abe.png

  • «Лопаточка». Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. http://vashlogoped-online.ru/wp-content/uploads/2013/05/igolochka.jpg

  • «Иголочка». Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как «жало». Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.  http://900igr.net/datas/doshkolnoe-obrazovanie/Artikuljatsionnaja-gimnastika/0007-007-Artikuljatsionnoe-uprazhnenie-CHasiki.jpg
  • «Часики». Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как «жало». Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх. 

http://fs00.infourok.ru/images/doc/227/41873/1/img7.jpg

  • «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет один, два поочередно упираться языком то в верхние то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. http://fs00.infourok.ru/images/doc/227/41873/1/img7.jpg

  • «Вкусное варенье». Приоткрыть рот и медленно. Не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. http://fs00.infourok.ru/images/doc/294/293378/img19.jpg

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков

«Заборчик». Улыбнуться без напряжения, обнажая передние верхние и нижние зубы. (Произносим звук [И]).

«Трубочка». Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (зубы тоже должны быть сомкнуты).  Произносим звук [У].

Чередуем упражнения «ЗАБОРЧИК» и «ТРУБОЧКА». (Произносим [ИУ-ИУ]).

«Лопаточка». Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

«Накажи  непослушный язычок». Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.

 

«Блинчик». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.

  

«Горка». Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

«Чистим домик». Улыбнуться, широко открыть рот. Выполнить упражнение «Горка». Затем выполнять выметающие движения вперед.

 

«Колесо». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

Артикуляционная гимнастика для звуков [Р ],[Р’]

 «Построим забрчик» - улыбнуться, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удержать губы в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Поочередно губы «в улыбке» - «трубочкой».

«Лопаточка» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу и удержать в данном положении под счет от 1 до 5-10.

«Качели» - язык поочередно за нижними, затем – за верхними зубами.

«Маляр» - улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка небо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок.

«Вкусное варенье» - облизать широким кончиком языка верхнюю губу сверху вниз.

«Покусаем язычок» - пошлепать его губами: пя-пя-пя, удержать его зубами: та-та-та.

«Фокус» - улыбнуться, положить широкий кончик языка на верхнюю губу и сдуть ватку с кончика носа.

«Лошадка» - при открытом рте пощелкать кончиком языка.

«Индюк» - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). 
Внимание! 1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3.Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Забиваем гвоздь» - кончик языка упирается в альвеолы: д-д-д-д…, рот приоткрыт.

«Барабан» - быстро д-д-д-

Артикуляционная гимнастика для звуков [Л ]

«Месим тесто» - приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…»

«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

«Качели» - улыбнуться, открыть рот. На счет один, два поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

«Болтушка» - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее.

«Лошадка» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка.

«Чистим зубы» - приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

«Маляр» - улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения вперёд-назад.

«Пароход гудит» -  приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы].

«Парус» - улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы.

Артикуляционная гимнастика для  шипящих звуков .

«Вкусное варенье» - вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш]. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю   губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

«Гармошка» - укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

«Фокус» - вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

 «Чашечка» - научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

 «Приклей конфетку» - учить удерживать язык вверху. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.


Сказка «О Веселом Язычке»https://fs00.infourok.ru/images/doc/198/226505/hello_html_2f3b4aa7.jpg

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...