Развиваем речь детей
статья по развитию речи (младшая группа)

Хамматова Фаина Сафуановна

 

В последнее время все чаще приходится сталкиваться с тем, что и в полтора, и в два, и даже в три года ребенок с нормальным интеллектом и слухом все еще не говорит. Кажется, что малыш все понимает, может выполнить самые разные поручения, с интересом слушает чтение и рассказы взрослого, рассматривает картинки к стихам и сказкам, показывая на них то, о чем его спрашивают, но…при этом молчит. Причин такого явления может быть несколько.

Если ребенок нормально развивается, то в год он может повторить за взрослым несколько «облегченных» слов, а в полтора сам произносит около 15 слов. Двухлетний малыш начинает общаться с окружающими с помощью фразовой речи, при этом словарный запас стремительно растет. Для трехлетнего же человека речь становится основным средством общения с окружающими.

                                                                                                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raz_slovechko.docx15.69 КБ

Предварительный просмотр:

В последнее время все чаще приходится сталкиваться с тем, что и в полтора, и в два, и даже в три года ребенок с нормальным интеллектом и слухом все еще не говорит. Кажется, что малыш все понимает, может выполнить самые разные поручения, с интересом слушает чтение и рассказы взрослого, рассматривает картинки к стихам и сказкам, показывая на них то, о чем его спрашивают, но…при этом молчит. Причин такого явления может быть несколько.

Если ребенок нормально развивается, то в год он может повторить за взрослым несколько «облегченных» слов, а в полтора сам произносит около 15 слов. Двухлетний малыш начинает общаться с окружающими с помощью фразовой речи, при этом словарный запас стремительно растет. Для трехлетнего же человека речь становится основным средством общения с окружающими.

Очень важно, чтобы у ребенка вовремя сформировалась речь, так как задержка, как правило, неблагоприятно сказывается на интеллектуальном развитии маленького человека – специалисты называют её «вторичной задержкой познавательной деятельности». В результате у не говорящего ребенка с изначально нормальными задатками будет отмечаться отставание в психическом развитии.

Кроме того, у ребенка, не владеющего речью, возникает масса других проблем, например, трудности в общении со сверстниками. Это влечет за собой сложность адаптации в детском коллективе. В результате маленький молчун чаще всего замыкается в себе, вообще отказываясь от каких бы то ни было попыток вступать в общение с окружающими. У него развивается речевой негативизм - стойкое нежелание говорить, преодолеть которое даже специалисту будет очень непросто.

Ребенок, воспитывающийся в неблагоприятных социальных условиях, неизбежно отстает в своем психическом (в том числе и речевом) развитии от сверстников.

Неблагоприятными условиями могут считаться как недостаток эмоционального и речевого общения взрослого с ребенком (даже при условии хорошего физического ухода, так и, наоборот, гиперопека, когда каждое желание ребенка, выраженное на доречевом уровне, тут же удовлетворяется. Если в первом случае ребенку некому подражать и не у кого учиться говорить, то во втором учиться просто незачем. Говоря научным языком, при таких обстоятельствах у маленького человека не формируется мотивация речевого общения.

Задержка развития речи в некоторых случаях связана с чертами характера ребенка. Так, флегматичный и робкий малыш, скорее всего, заговорит несколько позже своих сверстников. Ребенок, недавно перенесший болезнь, может заговорить чуть позже, а едва начавший говорить кроха, заболев, может на какое-то время замолчать.

Задача родителей – как можно больше говорить со своим ребенком, называя маленькому человеку предметы, которые находятся вокруг него, и озвучивая происходящие действия. Ведь с помощью близких, и в первую очередь мамы, ребенок познает мир. Именно мама объясняет, озвучивает чувства и физические состояния самого ребенка, комментирует происходящее вокруг, привлекает внимание малыша ко всему красивому, новому, интересному.

Говорить с ребенком спокойно, не спеша, простыми фразами, доступными его пониманию, стараясь избегать длинных фраз. Говорить с малышом правильно, не пытаясь подделывать свою речь под детскую (сюсюкать, а также не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными формами слов, так как все это неизбежно будет тормозить речевое развитие.

Пользоваться каждым моментом для разговора со своим малышом (пусть пока одностороннего). Накрывая на стол, показывать и называть ребенку предметы посуды; во время еды называть каждое блюдо; собираясь на прогулку, показывать малышу одежду и рассказывать, какого она цвета, какого она цвета, какого качества (например, мягкая, теплая, пушистая).

Постоянно говорить с ребенком о том, что он видит дома, на прогулке. По возможности доставлять маленькому человеку новые, необычные впечатления: например, посетить с ним зоопарк, цирк, кукольный театр, съездить на дачу или просто на загородную прогулку. Когда малыш накопит впечатления и соответственно собственный словарь понимаемых им слов, тогда и придет долгожданный момент – ребенок заговорит сам. Он больше не сможет молчать, ведь его переполнят впечатления, знания и эмоции, которыми необходимо поделиться с окружающими.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей"

Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом.( через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры.)...

Развивая мелкую моторику пальцев рук - развиваем речь детей

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики. Каждому родителю хочется видеть своего ребенка успешным, всесторонне развитым, с хорошей правильной речью. Развивая мелкую моторику пальцев рук - развив...

«Играя, развиваем речь детей. Звуки речи».

Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.Задачи:1. Образовательные:- познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук...

Семинар-практикум по развитию речи:"Развиваем речь детей и взрослых"

Семинар- практику в детском саду одна из форм работы в дошкольном учреждении. Цель: повышение компетентности педагогов в понимании значения и методики проведения таких форм методической работы как кон...

Консультация для родителей «Речь и веселый мяч» (играя, развиваем речь детей)

Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций.  Дошкольный возраст – э...