Консультация для родителей "Развитие речи детей 3 лет"
консультация по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Развития речи у детей 3-4 лет. Особенности и нормы.
Воспитатели: Андреева О.Н.
Фесенко Н.Ю.
Первые тысячу дней жизни мозг ребенка развивается быстрее, чем когда-либо. И именно окружение и опыт ребенка определяют, насколько счастливым, здоровым и умным он станет. Мы, взрослые можете сделать так, чтобы каждый момент был важен для благополучия малыша.
В связи с широким распространением мультимедиа и виртуальной реальности проблема речевого развития приобретает все более тревожные очертания. Для многих родителей очень удобно посадить ребенка перед телевизором или дать планшет с яркой динамичной игрушкой, но, к сожалению, это время «родительского спокойствия» идет во вред словарному запасу и гармоничному становлению мышления. Хочется чтобы родители знали ,что к 3-4 годам у ребёнка накапливается определенный словарный запас, состоящий преимущественно из существительных и глаголов, появляются прилагательные, наречия и другие части речи. В своей речи ребёнок начинает использовать предлоги, союзы, местоимения, притяжательные прилагательные (папина машина, мамина чашка). Начинает формироваться обобщающая функция слов. Дети овладевают грамматическими формами (используют имена существительные во множественном числе, в винительном и родительном падеже и т.д.). Да , ещё мы слышим речевые ошибки в окончаниях при согласовании существительных и прилагательных, при изменении глаголов по лицам и числам и др. Но количество слов, которыми ребёнок пользуется в повседневной речи может уже насчитывать от 1500 до 2000 слов.
Возраст 3-4 лет психологи называют возрастом почемучек. Детям интересно всё, что их окружает и происходит вокруг. Поэтому главной отличительной особенностью развития речи в этом возрасте является вопросительная конструкция: почему? как? зачем? Что будет, если?. При этом родителям не важно помнить, что каждый вопрос требует ответа, но максимально понятного и краткого, так как малыши ещё не могут внимательно выслушивать длинные объяснения. Дети в возрасте 3-4 лет начинает пользоваться развёрнутыми фразами, состоящими из 3-х, 4-х и более слов. В речи преобладают простые распространенные предложения. К.И.Чуковский охарактеризовал этот период «гениальной лингвистической одарённостью»: малыши активно занимаются словотворчеством, создавая самые необычные слова и синтаксические конструкции, пытаются рифмовать, сочинять стихи, часто понятные только им самим.
Речь детей носит ситуативный характер, в этом возрасте им еще сложно самостоятельно описать содержание сюжетной картинки. Чаще они называют предметы, действующие лица, или перечисляют действия, которые совершают. В возрасте3-4 лет заметно улучшается артикуляционная моторика. Дети меньше «сюсюкают», но ещё возможны фонетические нарушения, которые не требуют специальной коррекции. Например: не чёткое произношение шипящих и свистящих звуков, [ц], [ч],; отсутствие или замены звуков [л], [р] («ыба» - рыба, «ёдка» - лодка). До 4-х лет возможны перестановки слогов в слове или сокращение структуры слова («масалёт» - самолёт, «весипед» - велосипед ).
В возрасте 3-4 лет дети активно копируют речь взрослого. Поэтому очень важно, чтобы дети слышали правильную речь окружающих его членов семьи. Нельзя «сюсюкать» с ребёнком, это может надолго задержать развитие правильного звукопроизношения.
Как правило, вредным для ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых ещё не сформировалось правильное звукопроизношение. Развитию речи детей наносит вред и постоянное общение с людьми, у которых неясная, слишком торопливая речь или с диалектными особенностями. Не всегда хорошо сказывается на развитие речи детей двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребёнок часто переносит особенности произношения одного языка на другой. Двуязычие в семье может стать причиной задержки речевого развития (ЗРР).
Речевое развитие трёхлетки предполагает большой вариант упражнений и игр. Надолго внимание малыша не удержать, 15-20 минут – предел усидчивости ребёнка в 3 года. Поэтому детям больше подходят не занятия за партой, а игры, в том числе, активные, на свежем воздухе. Развивать речь ребёнка можно во время всех бытовых дел: на пути в детский сад, во время повседневных игр и чтения сказок перед сном. Чтобы определить, в каком направлении развивать речь ребёнка, нужно понимать нормы развития в этом возрасте.
Так как трёхлетки очень много говорят – по делу и без него, с ошибками и чисто, осмысленными предложениями и несуществующими фразами то определяются усреднённые нормы речевого развития детей 3-4 лет:знает и говорит свои имя и фамилию, возраст, имена родственников. Обобщает предметы в группы, например, одежда, овощи и фрукты, звери, игрушки. Умеет рассуждать о предметах или явлениях, описывать их, делать простые выводы. Называет признаки предметов, например, яблоко зелёное, сладкое, сочное. Говорит простыми предложениями, используя подлежащее, сказуемое и одно-два второстепенных члена предложения. Использует глаголы. Регулирует громкость своего голоса. Замечает неправильное произношение звуков в собственной речи – ближе к 4 годам. Повторяет за взрослым предложения и может рассказать в общих чертах сюжет истории.
Активный словарный запас быстро пополняется – в среднем, он достигает 800-1000 слов к 3 годам и увеличивается за последующий год ещё вдвое. Пассивный словарь значительно шире, ребёнок знает значения многих слов, что говорит об усвоении родного языка. Улучшается фонематический слух. Ближе к 4 годам дети учатся различать слова, отличающиеся одной фонемой.
Обобщив вышесказанное, можем отметить, что к четырем годам при нормальных условиях развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становиться понятна окружающим. Ребёнок активно пользуется фразовой речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Общее недоразвитие речи детей дошкольного возраста""
Речь, одна из центральных, важнейших психических функций, "зеркало" протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средства самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние ...
Консультация «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами,...
Консультация «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами,...
Консультация родителей «Развитие речи детей 3-4 лет».
Как развивать правильную речь ребёнка в 3, 4 года?Все мы хотим, чтобы речь нашего ребенка была грамотной, внятной. Ребенку 3-4 лет сложно овладевать сразу и грамматикой речи (согласовывать части речи ...
Консультация "Развитие связной речи детей средней группы посредством дидактических игр"
Консультация "Развитие связной речи детей средней группы посредством дидактических игр"...
Консультация " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"
Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература...
Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"
Основными задачами детей ясельного и младшего возраста является общее развитие речи, обогащение словаря, развитие связной речи....