Межполушарное Взаимодействие
методическая разработка по развитию речи

Развитие межполушарного взаимодействия, как фактор развития речевых процессов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.pptx1.53 МБ
Файл mezhpolusharnoe_vzaimodeystvie.docx26.31 КБ
PDF icon metodichka_nebolshaya.pdf1.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Исследование применения нейропсихологических приёмов в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда» Выполнила: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД Юрышева Л.Н.

Слайд 2

Нейропсихология - наука, основным объектом изучения которой является мозговая организация психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования. Цель - понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением человека. Выделяют следующие задачи нейропсихологии: Определение закономерностей функционирования мозга при взаимодействии с внешней и внутренней средой; Нейропсихологический анализ, особенно актуальный при локальных повреждениях мозга; Оценка функционального состояния мозга в целом, а также отдельных его структур .

Слайд 3

упражнения на межполушарное взаимодействие ; кинезиологические упражнения ; упражнения на дыхание (воздушную струю) ; игры и упражнения направленные на развитие координации, общей и мелкой моторики.

Слайд 4

Эффективные упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия Межполушарная доска

Слайд 5

Эффективные упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия Упражнение «Колечко»

Слайд 6

Эффективные упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия Двуручное рисование

Слайд 7

Кинезиологические упражнения Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Слайд 8

Кинезиологические упражнения «Ладушки»

Слайд 9

Кинезиологические упражнения Упражнение «Ухо – нос- хлопок»

Слайд 10

Кинезиологические упражнения «Попробуй повтори»

Слайд 11

Кинезиологические упражнения « Резиночки »

Слайд 12

Дыхательная гимнастика

Слайд 13

Игры и упражнения на развитие координации, общей и мелкой моторики С помощью мячей

Слайд 14

Игры и упражнения на развитие координации, общей и мелкой моторики Развитие мелкой моторики

Слайд 15

самостоятельно выполнил задание – 2 б. ; Выполнил задание с стимулирующей помощью – 1б. ; не выполнил задание – 0 б. Распределение баллов за выполненные приёмы

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

 Иван Петрович Павлов

Мой стаж работы – 4 года. Три из-которых, я работала на логопедическом пункте. Я брала 2-3 раза в неделю детей на свои занятия. С начала этого года я набрала логопедическую группу, и стала много времени проводить с этими детками. Для меня стало актуально то, что у детей помимо речевой функции, нарушены память, внимание, логическое мышление, общая и мелкая моторика. Поэтому я стала изучать новые для себя области исследований.

В современном мире педагог должен повышать уровень своей квалификации благодаря приобретению новых знаний и умений из смежных областей. Для того, чтобы глубже понимать причины речевых нарушений и повысить эффективность коррекционной работы, обратимся к такой области, как нейропсихология (        СЛАЙД 1).  

Предметом исследования нейропсихологии становится внимание человека, возможности его концентрации и переключения. Также под область изучения попадают речь, эмоции, виды мышления, способность к самостоятельному принятию решений и волеизъявлений, возможности контролировать любую деятельность. Все эти механизмы нейропсихология связывает с созреванием мозговых структур, которые отвечают за то или иное физическое или мыслительное действие, совершаемое человеком.
Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность человека и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с ребёнком. Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг пластичен до 11 лет. На раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», то они будут только укореняться и наслаиваться одна на другую.    

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется вместе с ней. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.

Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной лого-коррекционной работы.

На что направлены нейропсихологические упражнения:

- развитие координации, умения ориентироваться в пространстве.

- развитие мелкой и общей моторики;

- работа над гармоничным взаимодействием полушарий;

- развитие памяти;

- активизация речи;

- работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д.

В начале года, я для себя выделила 4 подвида нейропсихологических приёмов, на которые, по моему мнению, необходимо обратить внимание. Это: упражнения на межполушарное взаимодействие, кинезиологические упражнения – направленные на совместную работу речи и движений, упражнения на дыхание (воздушную струю), и игры и упражнения направленные на развитие координации, общей и мелкой моторики (СЛАЙД)

И сейчас кратко представлю некоторые приёмы нейропсихологических упражнений, которые я использую в своей логопедической работе.

 1) Эффективные упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия:

- Межполушарная доска

Межполушарная доска это развивающая игрушка для тренировки обоих полушарий головного мозга. В результате прохождения лабиринта одновременно разными руками улучшается взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушария мозга, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

– Упражнение «Колечко»

 Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом, можно адаптировать ее для автоматизации звуков в слогах (двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Ш. (любой автоматизируемый звук).

- Двуручное рисование;

 - Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

- Упражнение  для развития мозга

Необходимо взять тетрадный лист и порвать его пополам. Ребенок берет по половинке в каждую руку (важно чтобы локти ничего не касались) и одновременно сминает их, чтобы весь листок спрятался в кулаке. Затем ему нужно спокойно, медленно и одновременно эти листочки выпрямлять. Каждая рука должна работать независимо и не помогая одна другой.  Когда работают пальцы обеих рук - активизируются различные участки головного мозга. Лист каждый раз сминается по-разному, соответственно пальцам  рук необходимо работать  каждый раз по-разному.

 

2. Кинезиологические упражнения

На логопедических занятиях в детском саду мы регулярно выполняем кинезиологические упражнения. Это заметно повышает умственную активность и работоспособность детей, а значит и эффективность коррекционной работы.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Используем эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков (если услышишь звук Ш — ставь кулак, звук С — ставь ребро; звук Р —  кулак, звук Л —  ладонь и т.д.). Создаются карточки схематичные

«Ладушки»
Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, и не только руками, но и лежа — ногами. Затем усложните задачу:  хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая — правая», хлопок с партнером «правая — левая». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично — ногами;

Упражнение «Ухо – нос- хлопок»

Левой рукой взять себя за кончик носа, правой – за левое ухо. Одновременно поменять руки: правой взяться за кончик носа, левой – за правое ухо. Повторить несколько раз.

 «Попробуй, повтори» (Нейропсихологическая игра)

В этой игре участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Игра способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию. Набор движений, предложенный в игре, часто используется психологами в программах по психомоторному развитию и нейропсихологической коррекции детей и, несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы.

«Резиночки»

Эта игра полезна для развития мелкой моторики, внимания, пространственной ориентировки. Здесь есть специальные карточки со схемами одевания резинок на пальцы. Такую игру легко сделать самим. Так же полезен вариант без использования карточек по словесной инструкции (Одень на указательный пальчик левой руки розовую резинку, на безымянный пальчик правой руки-синюю и т.д. Таким образом закрепляем названия пальцев и понятия: «право-лево».

Игра: «Хлоп-Топ-Тук»

Это работа над темпом, ритмом речи. А так же у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

 3. Дыхательная гимнастика

Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга.

Что делать:

• пускать мыльные пузыри;

• дуть через соломинку;

• дуть на игрушечный флюгер/ветродуй;

• сдувать ватку со стола;

• дуть на бумажные кораблики, плавающие в чаше с водой;

• самостоятельно сделать из бумаги бабочку/пчёлку/листик, подвесить фигуру на ниточку и просить ребёнка на неё подуть.

4. Игры и упражнения на развитие координации, общей и мелкой моторики

  • С помощью мячей (обычные, прыгуны, кинезиологическими). 

Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения.

-На звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук  С левой;

- Если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой;

- Гласный звук услышат ушки – м

-Разноцветные мячи по порядку собери- Стукни раз, а может два, по частям скажи слова - разделить слово на слоги, ударяя яч взлетает над макушкой - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх; мячом об пол;

- Мяч кидай, где звук узнай - определить позицию заданного звука в слове;

 - составить звуковую схему слова;

- С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов;

- Лови да бросай, слово новое узнай - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши);

- Мяч бросаю, диких животных называю;

- Мяч передаю, деревья назову;
- Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья) и т.д.

  • Развитие мелкой моторики.

Развитию мелкой моторики рук способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором. Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.

Упражнения в игровой форме, стимулирующие процессы мышления, развитие речи, укрепляющие костную и мышечную ткани (за счёт разных комбинаций сжатий, растяжений и расслаблений мышц рук), тем самым подготавливая руку к письму. 

Необходимо взять лист А4, простой рис Простое упражнение, которое требует минимальной подготовки, но также является очень полезным для развития мелкой моторики, а соответственно и мозга.

  1. и зубочистки. На листе бумаги необходимо нанести небольшие линии(2-3см) и точки в хаотичном порядке. Затем необходимо выкладывать на эти линии зубочистки (или счетные палочки), а на точки рис (или гречку, горох…). Брать их необходимо по очереди сначала большим и указательным пальцем, затем большим и средним, затем большим и безымянным и большим и мизинцем правой руки. Потом также левой рукой повторить упражнение и затем двумя руками одновременно;
  2. Ручная юла;
  3. Шнуровка;
  4. Найти игрушку в крупе;

  какие результаты я получила к концу года?

шкала оценивания (слайд)слайд с диаграммой

Эти несложные игры помогут скорректировать работу двух полушарий и снизить риск развития проблем. На сегодняшний день, доказана польза нейропсихологических упражнений для детей разного возраста. Они способствуют активации мозга, а именно высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления. Таким образом, ребенок учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в саморегуляции, а соответственно и в школьном обучении.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Межполушарное взаимодействие - профилактика дисграфии".

Упражнения на межполушарное взаимодействие  улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают проц...

Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта и физического здоровья детей

Занятие разработано совместно с инструктором по физкультуре Мавриной Еленой Павловной. Практическое занятие для воспитателей. Цель которого,совершенствовать и обновлять  систему оздоровитель...

Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта и физического здоровья детей

Практическое занятие для воспитателейЦель: Совершенствовать и обновлять систему оздоровительной работы в ДОУ, формируя активную позицию в отношении личного здоровья педагога  и здоровья воспитанн...

Профилактика неуспеваемости в школе: развитие межполушарного взаимодействия головного мозга.

Практические рекомендации по развитию координации движений и моторики ребенка, способствующей развитию межполушарного взаимодействия головного мозга....

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи для развития межполушарного взаимодействия. Попробуем разобраться: что же такое эти...

Консультация для педагогов «Межполушарные связи: что это? Развитие межполушарного взаимодействия»

В представленной консультации дается понятие "межполушарное взаимодействие", перечислены возможные причины нарушения межполушарного взаимодействия и последствия таких нарушений. Также предст...

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, ...