План по самообразованию
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Кошеутова Инна Александровна

"Развитие мелкой моторик рук как средство развития речи у детей старшего дошольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobr.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность темы:

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт   дошкольного  образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.

В ФГОС описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.

Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать задолго до поступления в школу. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, а также проблемы с речевым развитием детей, решила взять тему по самообразованию : «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Повысить свою профессиональную компетентность в вопросах развития мелкой моторики рук как средство развитие речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Подобрать, изучить литературу, проанализировать информацию из Интернет-ресурсов.

2. Систематизировать материал для составления картотеки пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

3. Изготовить дидактические игры для развития мелкой моторики рук у детей, внедрить их в работу с детьми старшего дошкольного возраста.

4. Подготовить для родителей (законных представителей) консультативный материал по теме самообразования.

5. Подготовить и провести с педагогами семинар-практикум по теме самообразования.

6. Организовать выставку «Игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики руку детей старшего дошкольного возраста».

Срок реализации:

с 1 сентября 2022 по 30 мая 2023 года

Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители.

Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развития речи и подготовки руки к письму.

Гипотеза: при создании педагогических условий развитие тонкой моторики даёт большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей;

- консультативная работа с родителями.

Методы и приёмы работы: (объяснение, показ, беседа, игра)

- массаж кистей рук;

- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;

- лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);

- игры с кубиками, конструкторами;

- рисование с использованием шаблонов, трафаретов;

- пальчиковый театр;

- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

- нетрадиционные техники рисования;

- конструирование: работа с конструктором ЛЕГО, с деревянным конструктором, палочки Кюизенера;

- различные виды аппликаций;

- рисование по трафаретам, штриховка, лабиринты;

- дидактические игры;

- шнуровка;

- игры с мелкими предметами;

- пазлы, мозаика.

Ожидаемые результаты:

• Подобран диагностический инструментарий по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

• Разработан перспективный план.

• Разработана картотека дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

• Обогащена предметно-пространственная развивающая среда.

• Проведены консультации с родителями и педагогами, изготовлены папки – передвижки.

Форма отчета:

• Консультация на сайте ДОУ «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».

• Выставка игр и пособий, изготовленных своими руками и руками родителей.

• Презентация «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».

• Публикация фотоотчета на сайте Инфоурок в Интернете.

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук

Сроки Форма работы Практические выходы (доклады, консультации, папки-передвижки, буклеты, семинары и т. д.)

Сентябрь.  Изучение литературы

Изготовление пособия Подбор, изучение, анализ литературы и Интернет - материалов по теме самообразования. Составление перспективного плана работы с детьми и родителями по теме самообразования.

Подбор и систематизация материала для составления картотеки пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей. Подбор и систематизация консультационного материала для родительского уголка

Изготовление пособия «Рисование веревочкой»

Октябрь.   Консультация для родителей «Мелкая моторика. Что это такое и зачем она нужна?»

Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Консультация для родителей «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»

Изготовление игры «С пробками»

Ноябрь .  Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика», «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Подготовить буклет для родителей «Игры и пособия для развития мелкой моторики рук»

Привлечь родителей к пополнению уголка для развития мелкой моторики руки в группе.

Изготовление дидактической игры «Весёлые прищепки»

Декабрь .   Взаимодействие со специалистами Обмен опытом работы.

 Консультация на сайте ДОУ «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».

Пополнение картотеки пальчиковой гимнастики новыми играми.

Консультации для родителей «Развитие графических навыков у дошкольников».

Изготовление дидактической игры «Лабиринты»(с природным и бросовым материалом)

Январь.   Консультации для родителей и воспитателей «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Создание картотеки игр с массажными мячиками; с карандашами

Изготовление дидактической игры с пуговицами.

Февраль .  Консультации для родителей «Игры с песком или песочная терапия»«Подготовка руки к письму»

Изготовление дидактической игры «Волшебные палочки», Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе)

Март . Консультации для родителей  «Зачем нужны шнуровки»«Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора»

Изготовление дидактической игры «Шнуровка»

Апрель . Передвижная папка для родителей и воспитателей «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педсовете по теме самообразования.

Май . Выставка игр и пособий, изготовленных своими руками и руками родителей.

Презентация «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»

Публикация фотоотчета на сайте Инфоурок в Интернете.

Список литературы:

1. Гущина Н. П. Система работы по развитию мелкой моторики у детей школьного возраста (Из опыта работы)// Дошкольное воспитание, 2015. - №10

2. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. 2012 г.

3. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

4. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

5. Солнцева В. А., Белова Т. В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики; АСТ, Астрель - М., 2015.

6. Сыропятова Г. А. Графические диктанты. Сказочные герои. Для детей 6-10 лет; Литур-опт - М., 2012.

7. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковая гимнастика. Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста; Корона-Век - М., 2015.

8. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики; Эксмо - М., 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...