План по самообразованию
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)
"Развитие мелкой моторик рук как средство развития речи у детей старшего дошольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobr.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность темы:
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.
В ФГОС описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.
Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать задолго до поступления в школу. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, а также проблемы с речевым развитием детей, решила взять тему по самообразованию : «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Повысить свою профессиональную компетентность в вопросах развития мелкой моторики рук как средство развитие речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Подобрать, изучить литературу, проанализировать информацию из Интернет-ресурсов.
2. Систематизировать материал для составления картотеки пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изготовить дидактические игры для развития мелкой моторики рук у детей, внедрить их в работу с детьми старшего дошкольного возраста.
4. Подготовить для родителей (законных представителей) консультативный материал по теме самообразования.
5. Подготовить и провести с педагогами семинар-практикум по теме самообразования.
6. Организовать выставку «Игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики руку детей старшего дошкольного возраста».
Срок реализации:
с 1 сентября 2022 по 30 мая 2023 года
Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развития речи и подготовки руки к письму.
Гипотеза: при создании педагогических условий развитие тонкой моторики даёт большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- консультативная работа с родителями.
Методы и приёмы работы: (объяснение, показ, беседа, игра)
- массаж кистей рук;
- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
- лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов;
- пальчиковый театр;
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
- нетрадиционные техники рисования;
- конструирование: работа с конструктором ЛЕГО, с деревянным конструктором, палочки Кюизенера;
- различные виды аппликаций;
- рисование по трафаретам, штриховка, лабиринты;
- дидактические игры;
- шнуровка;
- игры с мелкими предметами;
- пазлы, мозаика.
Ожидаемые результаты:
• Подобран диагностический инструментарий по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
• Разработан перспективный план.
• Разработана картотека дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
• Обогащена предметно-пространственная развивающая среда.
• Проведены консультации с родителями и педагогами, изготовлены папки – передвижки.
Форма отчета:
• Консультация на сайте ДОУ «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».
• Выставка игр и пособий, изготовленных своими руками и руками родителей.
• Презентация «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».
• Публикация фотоотчета на сайте Инфоурок в Интернете.
Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук
Сроки Форма работы Практические выходы (доклады, консультации, папки-передвижки, буклеты, семинары и т. д.)
Сентябрь. Изучение литературы
Изготовление пособия Подбор, изучение, анализ литературы и Интернет - материалов по теме самообразования. Составление перспективного плана работы с детьми и родителями по теме самообразования.
Подбор и систематизация материала для составления картотеки пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей. Подбор и систематизация консультационного материала для родительского уголка
Изготовление пособия «Рисование веревочкой»
Октябрь. Консультация для родителей «Мелкая моторика. Что это такое и зачем она нужна?»
Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Консультация для родителей «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»
Изготовление игры «С пробками»
Ноябрь . Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика», «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики»
Подготовить буклет для родителей «Игры и пособия для развития мелкой моторики рук»
Привлечь родителей к пополнению уголка для развития мелкой моторики руки в группе.
Изготовление дидактической игры «Весёлые прищепки»
Декабрь . Взаимодействие со специалистами Обмен опытом работы.
Консультация на сайте ДОУ «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».
Пополнение картотеки пальчиковой гимнастики новыми играми.
Консультации для родителей «Развитие графических навыков у дошкольников».
Изготовление дидактической игры «Лабиринты»(с природным и бросовым материалом)
Январь. Консультации для родителей и воспитателей «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики»
Создание картотеки игр с массажными мячиками; с карандашами
Изготовление дидактической игры с пуговицами.
Февраль . Консультации для родителей «Игры с песком или песочная терапия». «Подготовка руки к письму»
Изготовление дидактической игры «Волшебные палочки», Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе)
Март . Консультации для родителей «Зачем нужны шнуровки». «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора»
Изготовление дидактической игры «Шнуровка»
Апрель . Передвижная папка для родителей и воспитателей «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на педсовете по теме самообразования.
Май . Выставка игр и пособий, изготовленных своими руками и руками родителей.
Презентация «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»
Публикация фотоотчета на сайте Инфоурок в Интернете.
Список литературы:
1. Гущина Н. П. Система работы по развитию мелкой моторики у детей школьного возраста (Из опыта работы)// Дошкольное воспитание, 2015. - №10
2. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. 2012 г.
3. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
4. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
5. Солнцева В. А., Белова Т. В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики; АСТ, Астрель - М., 2015.
6. Сыропятова Г. А. Графические диктанты. Сказочные герои. Для детей 6-10 лет; Литур-опт - М., 2012.
7. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковая гимнастика. Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста; Корона-Век - М., 2015.
8. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики; Эксмо - М., 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...