Сообщение «Малые фольклорные формы в жизни детей младшего дошкольного возраста»
презентация по развитию речи
«Малые фольклорные формы в жизни детей младшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_yanvar_23_soobshchenie.docx | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Районная январская педагогическая секция воспитателей ДОУ муниципального образования Суворовский район.
Сообщение
«Малые фольклорные формы в жизни детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель Стрелина Е.А.
2023г.
Едва ли можно найти материал более близкий,затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный,чем тот, который связан с детским бытом, сповседневной детской жизнью, который возник и развился из исканий высокой радостидетской народной массы.Это – детский фольклор.
Г.С. Виноградов.
Детский фольклор – это синтез поэтического народного слова и движения.
Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм. К ним относятся колыбельные песни, частушки, прибаутки, сказки, потешки, заклички.
Ребенок, как губка впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно приговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор входит в повседневную жизнь малыша.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственно-эстетическое развитие детей, формируются разнообразные нравственные качества, понятия о нормах поведения в семье, обществе.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное значение, способствуют развитию образного мышления, и прежде всего развивают и обогащают речь детей.
Для того, чтобы систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества я выделила три направления:
1) Использование фольклора в непосредственно-образовательной деятельности.
2) Применение фольклорных произведений в повседневной жизни.
3) Проведение народных праздников в детском саду.
Всю работу с произведениями я строю в несколько этапов.
1 этап – предварительная работа – знакомство с персонажем,героем,животным предполагаемой потешки или сказки, рассматривание картинки, игрушки, обследованиегероя, игра с ним.
На этом этапе я как можно сильнее воздействую на чувства ребенка, вызываю эмоциональное отношение к персонажам.
2 этап –знакомство с художественным произведением: сказкой, прибауткой, потешкой.
Сначала рассказываю или читаю сказку, потешку;
Затем повторно читаю с сопровождением иллюстраций,беседую с детьми по содержанию, выборочно читаю отрывки;
Затем обыгрываем с игрушкой.
Здесь большое внимание я уделяю выразительности своей речи, чтобы ребенок понял смысл произведения, поступки героев.
3 этап – повторение потешки или сказки.Повторения необходимы,чтобы закрепить знания детей.
Сначала рассказываю сказку с использованием коврографа, настольного или кукольного театра;
Проговариваю с детьми стихотворные слова и фразы;
Проговариваю фразы с отдельным ребенком.
Использование этих приемов помогает нам закрепить навыки интонационной выразительности.
4 этап – внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности:
Использование в режимных процессах;
Чтение на занятии сразу 2-3 потешки;
Использование героев потешек и сказок на других занятиях.
Работа проводится по направлениям:
- Создание развивающей речевой среды в группе.
- Использование материалов устного народного творчества на занятиях.
- Совместная работа педагога с детьми в разных видах детской деятельности: беседы, наблюдения, прогулки, в режимных моментах.
- Работа с родителями.
Развивающая среда группы.
В группе создана зона сенсорно-речевого развития детей. В ней подобраны соответствующие игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить знания произведений фольклора, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместились книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же я поместила фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.
Работа проводится со всеми участниками образовательного процесса.
С детьми проводятсянепосредственно образовательная деятельность, игры, праздники, развлечения, прогулки с использованием фольклорного материала
С родителями проводятся:индивидуальное, групповое и подгрупповое консультирование, сообщения на родительских собраниях, совместные праздники
Как я уже говорила знакомство с народным творчеством начинается для малышей с потешек, колыбельных песенок. Детям нравится, когда я качаю в колыбельке куклу Катю и ласковым голосом приговариваю:
Баю, баю, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолоба, не скули,
Мою дочку, не буди!
Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, используя мягкую игрушку я показываю, как громко лает собачка Белолоба и может разбудить Катю.
Дети дружно просят ее: «Ты, собачка, не лай. Белолоба не скули».
После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминают песенки и переносят их в повседневную игру.
Знакомство детей с потешками начинаю с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек, персонажей коврографа и настольных театров. Дав возможность рассмотреть игрушку, я рассказываю о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняю значение новых слов, которые дети услышат в потешке.
Например, для чтения потешки «Как у нашего кота», у детей уже сформировано представление о том, что у кота шубка очень хороша, усы удивительной красы, глаза смелые, а зубки белые. Постепенно дети подрастают и я перед ними ставлю задачу не только запоминать потешку, но и самим ее обыграть.
Во время привития культурно – гигиенических навыков используюпотешки: «Закатаем рукава…», «Водичка, водичка».
Потешки «Вот и люди спят», «Ходит сон по хате» использую при укладывании детей спать.
А когда дети просыпаются, тихим, ласковым голосом приговариваю потешку
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Просыпайся мой дружок,
Подымайся малышок!
А, причесывая девочек и заплетая косы, чтобы создать радостное настроение сопровождаю этот процесс словами потешки «Расти, коса, до пояса…»
Использую потешкии при кормлении детей, или когда ребенок плачет или шумит, у меня всегда под рукой моя папка «Копилка», в которой я собрала множество песенок, потешек, дразнилок, закличек.
Чаще всего надеваю костюм бабушки – сказочницы и прихожу в группу. Дети радостно встречают, приглашают сесть и конечно же, с нетерпение ждут новой сказки.
Много времени уделяю сказкам, которые не читаю, а рассказываю и обыгрываю с помощью кукольных театров или на коврографе. Чтобы узнать, как же дети запоминали сказку и поняли ее, я подбираю соответствующий материал: дидактические игры «Назови сказку»,«Из какой сказки?», «Что сначала, что потом?».
Прибегаю и к такому приему, как прослушивание сказок перед сном. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушаться, вдуматься, в характер героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.
Знание сказок, дети реализуют в театральной деятельности. Они с удовольствием с моей помощью драматизируют полюбившиеся сказки.
Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не участие родителей в жизни группы. Их руками сделан настольный театр, и с их помощью мы приобрели кукольный театр.
Чтобы держать их в курсе всех событий, завела папку «Учимся вместе с нами», в нее ясобралапотешки, пословицы, поговорки, народные приметы, загадки, чтобы родители могли познакомится с фольклором. Провожу и беседы с родителями, знакомлю их с возможностями фольклора через консультации.
В уголок для родителей помещаю рекомендации.
Провела родительское собрание на тему «Устное народное творчество в развитии детей».
Ознакомление дошкольников младшего возраста с малыми фольклорными формами очень важно для их эмоционального, физического и речевого развития. Эта работа мной активно проводится и ее нельзя прекращать, а нужно продолжать и продолжать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самообразование"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста
ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА» САМООБРАЗОВАНИЕ «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...
Отчет по самообразованию ""Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего дошкольного возраста"
НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ...
Консультация для воспитателей младших групп "Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"
Консультация для воспитателей младших групп"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"...
Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего возраста
Материал предназначен для родителей ДОУ....
Консультация «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Консультация«РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего возраста
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего дошкольного возраста».
laquo;Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего дошкольного возраста»....