Работа с родителями
консультация по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Как научить ребенка пересказу
Развитие речи дошкольника происходит в несколько этапов. Считается, что семилетний ребенок должен уметь изложить содержание небольшого текста. При этом требуется как подробный пересказ, так и выделение основной мысли в 2-3 предложениях. Если дошкольник не умеет пересказывать текст, то его можно научить этому.
Инструкция
На первом этапе научите ребенка понимать смысл прочитанной истории и отвечать на вопросы по основной сюжетной линии. Кто главный действующий персонаж? Что он делал? Что из этого получилось? Чем более подробно будет обсуждаться каждый учебный материал, тем больший эффект принесет этот этап для дальнейшего развития речи ребенка.
Можно использовать этот прием при чтении сказок на ночь. Сказка «с продолжением» - хорошее средство в формировании навыков пересказа. На следующий вечер начните чтение с вопроса: «Ты помнишь, на чем мы вчера остановились?». Ребенку необходимо помогать, напоминать ему основные события – в этом случае навык будет формироваться быстрее.
На втором этапе учите ребенка самостоятельно выявлять основную мысль истории, которая постепенно усложняется. Если на первом этапе материал содержит явную единую смысловую линию развития событий «Посадил дед репку. – Выросла репка…», то в дальнейшем основной сюжет «обрастает» множеством подробностей и дополнений, которые не имеют непосредственного отношения к сюжету рассказа и могут сбить с толку.
Задача на данном этапе – научить узнавать основное содержание текста любой степени сложности и сопоставлять его с названием рассказа или сказки.
На третьем этапе научите ребенка пересказывать текст с помощью опорных схем. Можно не писать план, как это часто делают взрослые. Достаточно мини-картинок, в которых емко отображается смысловая нагрузка отдельного фрагмента текста. На данном этапе можно выписывать и некоторые слова, которые смогут помочь ребенку не запутаться в развитии сюжета.
Последний этап – свободный пересказ текста без опоры. Опять начинаем с простых, знакомых малышу сказок и историй. Лучше обыграть ситуацию, попросить ребенка рассказать сказку маме, укачать братишку и т.д. Можно укладывать кукол, рассказывая им, с самого раннего возраста истории.
Уже ближе к школе вводите в ежедневную практику пересказ как самостоятельный вид деятельности. Формируйте у ребенка привычку после прочтения в обязательном порядке рассказывать то, о чем была история. Лучше это делать дважды: сразу после чтения и на следующий день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями
Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...
Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»
Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...
Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»
Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...