Конспект занятия "Пришла весна- прилетели птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад №19 «Мечта» Моргаушского муниципального округа Чувашской республики
Конспект ОД по экологии в старшей группе
« Пришла весна, прилетели птицы»
(Познавательно-речевое направление)
Воспитатель: Петухова В.И.
Село Большой Сундырь,2023 год
Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Задачи:
1. Образовательные: закрепление знания признаков и примет весны; закрепление знаний о жизни перелетных птиц; формирование экологического представления детей об окружающем мире; совершенствование грамматического строя речи.
2. Воспитательные: воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах; воспитывать доброе, заботливое отношение к ним; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
3. Развивающие: развитие речевой активности, активизация словаря, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, творческого воображения.
Демонстрационный материал:
Чудо-дерево, изображения птиц; аудиозапись «Голоса птиц»; скворечник; картинки с гнездами ласточки, грача, кукушки, соловья на фланелеграфе; конверты с заданиями; раскраски «Гнезда и скворечники».
Предварительная работа: Чтение стихотворений о весне, о птицах, наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций о весне, о птицах, самостоятельная изодеятельность по теме «весна»
Ход занятия: (Дети сидят полукругом)
В.: Ребята, сегодня для вас Яна приготовила загадку, послушайте ее внимательно:
ЯНА: Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?…. Д: (весна)
В.: Да, ребята, к нам пришла весна. А какая она?
Д.: Теплая, шумная, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая.
В.: Молодцы!
К нам в село весна пришла
С собой подарки принесла
Весны подарки открываем
Весны приметы называем
Проводится м/п игра «Назови приметы весны» (Д.: прилетают птицы, день становится длинней, теплее греет солнце, появляются сосульки, тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка, появляются первые цветы и.т. д.)
В.: Все верно. Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают птицы и приносят её на своих крыльях. А вы знаете птиц? А скажите, ребята, с прилётом каких птиц считают ,что наступила весна? (Ответы детей) Правильно, и в народе говорят: «Увидел грача - весну встречай!» А вот сейчас я проверю, какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, а вы должны угадать, что тут лишнее.
Проводится словесная игра «Четвёртый лишний»
«Прилетели птицы - голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы - голуби, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы - голуби, куницы, вороны и страницы.
Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.
Прилетели птицы-скворцы, грачи, соловьи, ласточки.
Прилетели птицы-синицы, воробьи, голуби, вороны.
Все вы просто молодцы!»
(Обращаю внимание на предмет, накрытый покрывалом).
В.: Ребята, а что это такое? Да это же чудо – дерево! Помните мы с вами осенью ходили в лес к Лесовичку, наблюдали, как дерево впитывает в себя влагу, оказывается эта именно та ветка. Ну и чудеса! Она уже начинает расти, на нем появляются листочки. А скажите, ребятки, кому нужны деревья? (Дети отвечают, воспитатель хвалит за правильные ответы) В,: Деревья нужны всем: и людям и животным, и насекомым, и птицам. Посмотрите, какие на нем птицы! Вы узнали их?
Д.: Грач, соловей, кукушка, ласточка, скворец.
В.:А как можно назвать этих птиц одним словом? Д.: Перелетные.
В.: А почему их называют перелетными? (ответы детей)
В.:.А почему птицы улетают в теплые края? ( ответы детей)
В,: А какие птицы остаются зимовать с нами и мороза не бояться? ( ответы детей)
В.: Весной птицы возвращаются и радуют нас своим пением. Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело. Давайте послушаем их пение
(Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»).
В.: Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
Д.: Радостное, веселое, доброе, нежное.
В.:А теперь давайте пофантазируем. Если бы птицы умели петь как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях?
Д.: О том, как они любят свою Родину, как прекрасна и неповторима наша земля, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались встрече с нами, как соскучились.
В.: Правильно! Послушайте стихотворение:( читает ребенок)
КАТЯ К: Мы слышали, как в вышине
Поют свои нам песни птицы.
Поют о солнце и весне,
И о родимой стороне,
И нет их песенок чудесней!
В.: Ребята, а кто знает, какая работа начинается у птиц весной? (Построить гнезда.)
В.: А из чего птицы строят гнезда? Из веточек, соломы, мха, коры, земли.
В.: Молодцы! А где птицы устраивают гнезда?(На деревьях, на столбах (аист).
В.: А теперь давайте посмотрим на картинки.
(Дети подходят к фланелеграфу и рассматривают изображения с гнездами кукушки, соловья, грача, ласточки).
В.: Ребята, а чем люди могут помочь птицам?
Д.: Можно сделать и развесить скворечники. (Рассматривание скворечника). В.: Но мы можем помочь не только скворцам, но и другим птицам. Можно развесить по кустам вату, лоскутки, а птицы обязательно используют их для строительства своих гнезд.
В.: Ну вот, гнезда готовы, и какая же следующая забота у птиц?
Д.: Вывести птенцов.
В.: А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца?
Д.: Мама птичка, самка.
В.: А кто кормит маму, пока она высиживает яйца? Д.: Папа, самец.
В.: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. А какие враги могут быть у птиц? (кошки, хищные птицы, люди) (дети рассказывают о правилах поведения в лесу) Правильно, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили? Молодцы! Послушайте стихотворение, которое нам приготовили Сеня и Артём.
Сеня М. Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю –
Ни ловушками, ни в сетки,
Не держу их дома в клетке.
Артём П. Никогда гнезда не трону
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обижу в жизни я!
Вы согласны с ними дети? (Ответы детей).
В.: А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.
(Физкультминутка) «Воробьи и кот»(Выполнение движений в соответствии с текстом)
Воробей на веточке весело качается.
Воробей на веточке солнцу улыбается
Полетел наш воробей крылышками машет
И наверно в воздухе полечку запляшет.
Вот присел у лужицы, хочет он напиться
По воде крылом стал бить, хочет он умыться.
Ну а хитрый Васька – кот к воробью подкрался
Воробьишко, улетай! От кота спасайся!
В.: Ребята, смотрите, пока мы играли на чудо -дереве появились конвертики. Интересно, что же там может быть? Давайте проверим. ( конверт снимаю и читаю). В.: Оказывается, птицы принесли нам интересные задания.
В,: слушайте загадки. (Дети отгадывают загадку, изображение птицы появляется на чудо – дереве).
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Два огромных страшных глаза
Кругом вертит голова,
Ты её узнаешь сразу,
Коль заухает ...(Сова)
Непоседа эта птица одного с берёзой цвета. (Сорока)
В.: Ну, вот, теперь нашим птицам будет нескучно в лесу! Давайте откроем следующий конверт.
В.: Игра «У кого кто?» (Проводится игра). (Воспитатель называет птиц, а дети детёнышей-птенцов)
В.: У кукушки-кукушонок, у скворца- скворчонок, у совы- совёнок, у грача-грачёнок , у соловья- соловьёнок, у воробья -воробушек, у аиста-аистёнок, у вороны – воронёнок и т.д.
Молодцы! Справились и с этим заданием! Давайте снимем следующий конверт.
«Викторина по сказкам.»У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).
Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).
Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).
Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).
Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).
В.: Теперь птицы уверены, что вы о них знаете очень много! Ну вот, ребята, птиц на нашем чудо- дереве теперь много, а жить им пока негде. Давайте поможем им. У меня есть гнезда и скворечники, но, боюсь, птицы их не заметят. Я предлагаю вам раскрасить домики и подарить их птицам.
(Дети раскрашивают гнезда, скворечники и «дарят» их птицам).
В.: - Ребята, мне понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали на мои вопросы. Молодцы!
В.:А теперь пусть птицы выбирают себе гнезда, а мы с вами не будем им мешать.
«Викторина по сказкам.
У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).
Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).
Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).
Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).
Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии "Пришла весна, прилетели птицы". ( старшая группа)
Данное занятие расширяет и уточняет представления детей о весенних изменениях в природе, знания о птицах. Учит выделять и называть характерные особенности птиц. Формирует представление о том, чт...
Конспект занятия «Пришла весна, прилетели птицы» (для детей старшего возраста)
Открытое мероприятие для студентов ЗПК им.В.В.ВиноградоваКонспект по изодеятельностиТема: «Пришла весна, прилетели птицы»(для детей старшего возраста)Программное содержание:• Учить детей передавать в ...
Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения 6-7 летнего возраста.Тема: «Весна. Прилетели птицы».
Работа то теме перелетные птицы. Весна. развитие ориентировки в пространстве.Обогощение чувственного опыты....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Пришла весна, прилетели птицы"
Формировать любовь и интерес к природе....
НОД Конспект"Пришла весна прилетели птицы"
Конспект НОД по ФГОС для ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...