Конспект занятия "Пришла весна- прилетели птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Петухова Вера Ивановна

Конспект по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ekologii.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №19 «Мечта» Моргаушского  муниципального округа Чувашской республики

Конспект ОД по экологии в старшей группе

« Пришла весна, прилетели птицы»

(Познавательно-речевое направление)

                                                        Воспитатель: Петухова В.И.

                     

Село Большой Сундырь,2023 год

Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Задачи:

1. Образовательные: закрепление знания признаков и примет  весны; закрепление знаний о жизни перелетных птиц; формирование экологического представления детей об окружающем мире; совершенствование грамматического строя речи.

2. Воспитательные:  воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах; воспитывать доброе, заботливое отношение к ним; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

3. Развивающие:  развитие речевой активности, активизация словаря, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, творческого воображения.

Демонстрационный материал:

Чудо-дерево, изображения птиц; аудиозапись «Голоса птиц»; скворечник; картинки с гнездами ласточки, грача, кукушки, соловья на фланелеграфе;  конверты с заданиями; раскраски «Гнезда и скворечники».

Предварительная работа: Чтение стихотворений о весне, о птицах, наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций о весне, о птицах, самостоятельная изодеятельность  по теме «весна»

Ход занятия: (Дети  сидят полукругом)

В.: Ребята,  сегодня для вас Яна приготовила загадку, послушайте ее  внимательно:

 ЯНА: Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там,

 Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

 Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал  постели.

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?…. Д: (весна)

В.: Да, ребята, к нам пришла весна. А какая она?

Д.: Теплая,   шумная, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая.

В.: Молодцы!  

К нам в село  весна пришла

С собой подарки принесла

Весны подарки открываем

Весны приметы называем

Проводится м/п игра «Назови приметы весны» (Д.: прилетают птицы, день становится длинней, теплее греет солнце, появляются сосульки, тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка, появляются первые цветы и.т. д.)

В.: Все верно. Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают птицы и приносят её на своих крыльях. А вы знаете птиц? А скажите,  ребята, с прилётом каких птиц считают ,что наступила весна? (Ответы детей)  Правильно, и в народе говорят: «Увидел грача - весну встречай!» А вот сейчас я  проверю, какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, а вы должны угадать, что тут лишнее.

Проводится словесная игра «Четвёртый лишний» 

«Прилетели птицы - голуби, синицы,  мухи и стрижи.

Прилетели птицы - голуби, вороны, галки, макароны!

Прилетели птицы - голуби, куницы, вороны и страницы.

Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.

Прилетели птицы-скворцы, грачи, соловьи, ласточки.

Прилетели птицы-синицы, воробьи, голуби, вороны.

Все вы просто молодцы!»  

(Обращаю внимание на предмет, накрытый покрывалом).

В.: Ребята, а что это такое? Да это же чудо – дерево!  Помните мы с вами осенью ходили в лес к Лесовичку, наблюдали, как дерево впитывает  в себя влагу, оказывается эта именно та ветка.  Ну и чудеса! Она уже начинает расти, на нем появляются листочки. А скажите, ребятки, кому нужны деревья?  (Дети отвечают, воспитатель хвалит за правильные ответы) В,: Деревья нужны всем: и людям и животным, и насекомым, и птицам. Посмотрите, какие на нем птицы! Вы узнали их?

Д.: Грач, соловей, кукушка, ласточка, скворец. 

В.:А как можно назвать этих птиц одним словом? Д.: Перелетные.

В.: А почему их называют перелетными?  (ответы детей)

В.:.А почему птицы улетают в теплые края? ( ответы детей)

В,: А какие птицы остаются зимовать с нами и мороза не бояться?  ( ответы детей)

В.:  Весной птицы возвращаются и радуют нас своим пением. Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело. Давайте послушаем их пение

(Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»).

В.: Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

Д.: Радостное, веселое, доброе, нежное.

В.:А теперь давайте пофантазируем. Если бы птицы умели петь как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях?

Д.: О том, как они любят свою Родину, как прекрасна и неповторима наша земля, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались встрече с нами, как соскучились.

В.: Правильно! Послушайте стихотворение:( читает ребенок)

КАТЯ К: Мы слышали, как в вышине

Поют свои нам песни птицы.

Поют о солнце и весне,

И о родимой стороне,

И нет их песенок чудесней!

В.: Ребята, а кто знает, какая работа начинается у птиц весной? (Построить гнезда.)

В.: А из чего птицы строят гнезда? Из веточек, соломы, мха, коры, земли.

В.: Молодцы! А где птицы устраивают гнезда?(На деревьях, на столбах (аист).

В.: А теперь давайте посмотрим на картинки.

 (Дети подходят к фланелеграфу и рассматривают изображения с гнездами кукушки, соловья, грача, ласточки).

В.: Ребята, а чем люди могут помочь птицам?

Д.: Можно сделать и развесить скворечники. (Рассматривание скворечника). В.: Но мы можем помочь не только скворцам, но и другим птицам. Можно развесить по кустам вату, лоскутки, а птицы обязательно используют их для строительства своих гнезд.

В.: Ну вот, гнезда готовы, и какая же следующая забота у птиц?

Д.: Вывести птенцов.

В.: А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца?

Д.: Мама птичка, самка.

В.: А кто кормит маму, пока она высиживает яйца? Д.: Папа, самец.

В.: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. А какие враги могут быть у птиц? (кошки, хищные птицы, люди) (дети рассказывают о правилах поведения в лесу)  Правильно, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили? Молодцы! Послушайте стихотворение, которое нам приготовили Сеня и Артём.

Сеня М. Я, ребята, птиц люблю.

Никогда их не ловлю –

Ни ловушками, ни в сетки,

Не держу их дома в клетке.

Артём П. Никогда гнезда не трону

Ни сороки, ни вороны,

Ни скворца, ни воробья

 Не обижу в жизни я!

Вы согласны с ними дети?  (Ответы детей).

В.: А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.

(Физкультминутка) «Воробьи и кот»(Выполнение движений в соответствии с текстом)

Воробей на веточке весело качается.

Воробей на веточке солнцу улыбается

Полетел наш воробей крылышками  машет

И наверно в воздухе полечку запляшет.

Вот присел у лужицы, хочет он напиться

По воде крылом стал бить,  хочет он умыться.

Ну а хитрый Васька – кот  к воробью подкрался

Воробьишко,  улетай! От кота спасайся!

В.: Ребята, смотрите,  пока мы играли на чудо -дереве появились  конвертики. Интересно, что же там может быть? Давайте проверим. ( конверт снимаю и читаю). В.: Оказывается, птицы принесли  нам интересные задания.

В,: слушайте загадки. (Дети отгадывают загадку, изображение птицы появляется на чудо – дереве).

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

Два огромных страшных глаза

Кругом вертит голова,

Ты её узнаешь сразу,

Коль заухает ...(Сова)

Непоседа эта птица   одного с берёзой цвета. (Сорока)

В.: Ну, вот, теперь нашим птицам будет нескучно в лесу! Давайте откроем следующий конверт.

В.: Игра «У кого кто?»  (Проводится игра). (Воспитатель называет птиц, а дети детёнышей-птенцов)

 В.: У кукушки-кукушонок, у скворца- скворчонок, у совы- совёнок, у грача-грачёнок , у соловья- соловьёнок, у воробья -воробушек, у аиста-аистёнок, у вороны – воронёнок и т.д.

 Молодцы! Справились и с этим заданием! Давайте снимем следующий конверт.

«Викторина по сказкам.»У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).

Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).

Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).

Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).

Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).

В.: Теперь птицы уверены, что вы о них знаете очень много!  Ну вот, ребята, птиц на нашем чудо- дереве теперь много, а жить им пока негде. Давайте  поможем им. У меня есть гнезда и скворечники, но, боюсь, птицы их не заметят. Я предлагаю вам раскрасить домики и подарить их птицам.

(Дети раскрашивают гнезда, скворечники и «дарят» их птицам).

В.: - Ребята, мне понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали на мои вопросы. Молодцы!

В.:А теперь пусть птицы выбирают себе гнезда, а мы с вами не будем им мешать.

 «Викторина по сказкам.

У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).

Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).

Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).

Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).

Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии "Пришла весна, прилетели птицы". ( старшая группа)

Данное занятие расширяет и уточняет представления детей о весенних изменениях в природе, знания о птицах. Учит  выделять и называть характерные особенности птиц. Формирует представление о том, чт...

Конспект занятия «Пришла весна, прилетели птицы» (для детей старшего возраста)

Открытое мероприятие для студентов ЗПК им.В.В.ВиноградоваКонспект по изодеятельностиТема: «Пришла весна, прилетели птицы»(для детей старшего возраста)Программное содержание:• Учить детей передавать в ...

Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения 6-7 летнего возраста.Тема: «Весна. Прилетели птицы».

Работа то теме перелетные птицы. Весна. развитие ориентировки в пространстве.Обогощение чувственного опыты....

НОД Конспект"Пришла весна прилетели птицы"

Конспект НОД по ФГОС  для ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...