Содержания методической работы педагогического сопровождения рассказывания детей по картине
статья по развитию речи

Гатауллина Яна Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Содержания методической работы педагогического сопровождения рассказывания детей по картине

Методика обучения рассказыванию по картине имеет некоторые особенности.

Структура занятия:

  1. Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.
  2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы).
  3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их оценка. [1]

Методические приемы:

  • Вопросы (проблемные вопросы)
  • Образец педагога
  • Частичный образец педагог
  • Совместное рассказывание

Предполагаемые результаты по развитию умения составлять рассказы по картинам. [7]

У детей сформированы следующие умения:

  • точная передача сюжета;
  • самостоятельность; 
  • образность;
  • целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий);
  • наличие связей предложений и частей рассказа;
  • выразительность; 
  • умение интонировать;
  • акцентирование наиболее значимых слов; 
  • плавность речи;
  • фонетическая четкость каждой фразы. [8]

В обучении детей рассказыванию по картине выделяют несколько этапов.

В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.

Средний дошкольный возрасте характеризуется становлением монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Следующий этап работы – рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех) – возможен при наличии у детей умения описывать картины. [5]

В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.

В подготовительной к школе группе дети должны уметь самостоятельно составлять описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи. Для обучения используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение. [4]

Для того чтобы работа с картиной была эффективной, нужно соблюдать следующие правила:

  • Использовать на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
  • Включать в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;
  • После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;
  • Перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений. Поощрять детей, которые выполняют данное требование;
  • Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка данного дошкольного возраста. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности; 
  • Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим;
  • Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;
  • Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;
  • Во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой;
  • По возможности завершать занятие игрой развивающего характера. [2]

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие. – М.: 1997. – 400с.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2004. — 255 с.
  3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2021.
  4. Саво И.Л. Обучение дошкольников рассказыванию по картине /И.Л. Саво// Дошкольная педагогика. – 2009. – № 6. – С. 45-49.
  5. Тышкевич И.С. Развитие речи и творчества дошкольников старшего возраста//Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
  6. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос, 2004. – 288 с.
  7. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/02/21/statya-na-temu-metodika-rasskazyvaniya-po-kartine
  8. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/02/21/statya-na-temu-metodika-rasskazyvaniya-po-kartine


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА ТЕМА: «Организация и содержание методической работы в ДОУ»

В работе раскрыта теория: общие задачи, формы, содержание, типы методической работы....

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...

Методическая разработка «Система методической работы по сопровождению профессионально-личностного роста педагога в условиях введения ФГОС ДО в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара»

В данной работе подробно описана Модель методической службы и основные направления проектирования методической работы в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара. Также описаны функции и структура методи...

Методическая разработка «Содержание и формы педагогического просвещения родителей детей дошкольного возраста».

Методическая разработка позволит эффективно повысить заинтерисованность родителей в образовательном процессе детского сада...

Конспект занятия «Коммуникация» Развитие речи и общения детей. Обучение рассказыванию детей по картине «Зимние забавы»

Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.Программное содержание:1. Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине.2. Закреплять умение п...

Характеристика структуры и содержания психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях ДОО

Характеристика структуры и содержания психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях ДОО...

Вопросы организации и содержания психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в контексте определения образовательной траектории ребенка.

В данной статье рассматриваются важнейшие аспекты организации психолого-педагогической поддержки родителей в процессе выбора образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья...