Содержания методической работы педагогического сопровождения рассказывания детей по картине
статья по развитию речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Содержания методической работы педагогического сопровождения рассказывания детей по картине
Методика обучения рассказыванию по картине имеет некоторые особенности.
Структура занятия:
- Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.
- Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы).
- Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их оценка. [1]
Методические приемы:
- Вопросы (проблемные вопросы)
- Образец педагога
- Частичный образец педагог
- Совместное рассказывание
Предполагаемые результаты по развитию умения составлять рассказы по картинам. [7]
У детей сформированы следующие умения:
- точная передача сюжета;
- самостоятельность;
- образность;
- целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий);
- наличие связей предложений и частей рассказа;
- выразительность;
- умение интонировать;
- акцентирование наиболее значимых слов;
- плавность речи;
- фонетическая четкость каждой фразы. [8]
В обучении детей рассказыванию по картине выделяют несколько этапов.
В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.
Средний дошкольный возрасте характеризуется становлением монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Следующий этап работы – рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех) – возможен при наличии у детей умения описывать картины. [5]
В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.
В подготовительной к школе группе дети должны уметь самостоятельно составлять описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи. Для обучения используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение. [4]
Для того чтобы работа с картиной была эффективной, нужно соблюдать следующие правила:
- Использовать на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
- Включать в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;
- После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;
- Перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений. Поощрять детей, которые выполняют данное требование;
- Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка данного дошкольного возраста. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности;
- Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим;
- Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;
- Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;
- Во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой;
- По возможности завершать занятие игрой развивающего характера. [2]
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие. – М.: 1997. – 400с.
- Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2004. — 255 с.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2021.
- Саво И.Л. Обучение дошкольников рассказыванию по картине /И.Л. Саво// Дошкольная педагогика. – 2009. – № 6. – С. 45-49.
- Тышкевич И.С. Развитие речи и творчества дошкольников старшего возраста//Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
- Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос, 2004. – 288 с.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/02/21/statya-na-temu-metodika-rasskazyvaniya-po-kartine
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/02/21/statya-na-temu-metodika-rasskazyvaniya-po-kartine
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА ТЕМА: «Организация и содержание методической работы в ДОУ»
В работе раскрыта теория: общие задачи, формы, содержание, типы методической работы....
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...
Методическая разработка «Система методической работы по сопровождению профессионально-личностного роста педагога в условиях введения ФГОС ДО в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара»
В данной работе подробно описана Модель методической службы и основные направления проектирования методической работы в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара. Также описаны функции и структура методи...
Методическая разработка «Содержание и формы педагогического просвещения родителей детей дошкольного возраста».
Методическая разработка позволит эффективно повысить заинтерисованность родителей в образовательном процессе детского сада...
Конспект занятия «Коммуникация» Развитие речи и общения детей. Обучение рассказыванию детей по картине «Зимние забавы»
Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.Программное содержание:1. Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине.2. Закреплять умение п...
Характеристика структуры и содержания психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях ДОО
Характеристика структуры и содержания психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях ДОО...
Вопросы организации и содержания психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в контексте определения образовательной траектории ребенка.
В данной статье рассматриваются важнейшие аспекты организации психолого-педагогической поддержки родителей в процессе выбора образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья...