Конспект "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мишакова Наталья Викторовна

Систематизировать знания детей. Способствовать развитию мышлению,вниманию,памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka_zama_podg._gr.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной  группе

Тема: «Зимушка-зима»

 

                Оборудование:

                 для детей: предметные картинки с изображением зимы, опорные схемы.

                 для воспитателя: ноутбук, презентация «Зима», композиция А.Вивальди «Зима», композиция «Белые снежинки», схемы предложения.

                Приоритетная  область: речевое развитие.

                Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, физическое развитие.

                Цель. Создать условия для позитивной мотивации к познанию и положительного отношения к миру; систематизировать знания по теме «Зима».

               Задачи:

 Образовательные:

-Добиться уточнения знаний и представлений  детей о зиме, сезонных изменениях в природе, связанных с зимним периодом, расширять и уточнять представления детей о диких животных и зимующих птицах.

-Обеспечить умение словесно рисовать, используя выразительные средства при описании зимы.

- Добиться повторения  усвоения систематизации знания детей о зиме.

Развивающие:

-Обеспечить  развитие  у детей умения анализировать, делать самостоятельные выводы.

-Способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти.

 Воспитательные:

-Пробудить чувства эмоционального удовлетворения.

-Способствовать формированию у детей самостоятельности, коммуникативных навыков.

                 Словарь: снегокат, пушистое одеяло, завьюжило, трескучий, снежная, ледяная, метелица, скользкая, морозит, метет, завывает, морозец, метелица.

                Планируемые результаты: Положительный  настрой на предстоящую работу, активизировать детей  выражать свои мысли по средством речи.

               Методы и приемы:    

Практические: лексические игры, игровые ситуации, игровые упражнения, физкультминутки.

Наглядные: наблюдение, рассматривание иллюстраций, презентаций.

Словесные: загадки, вопросы-ответы, ситуативный разговор, беседа – рассуждение, объяснение воспитателя, составление предложений.

                 Содержание занятия:

I Организационный этап.

  1. А сейчас, дети, попробуйте угадать тему нашего занятия.

Дел у неё немало.

Белым одеялом,

Всю землю укрывает.

В лёд реки убирает.

Белит леса, поля, дома.

А зовут её

Дети: Зима

2) Игровая мотивация

Воспитатель предлагает детям быстро, правильно и полным ответом ответить на вопросы:

- Какое сейчас время года?

-Месяц?

-День недели?

-Что бывает перед зимой, а что за ней?

-Сколько зимних месяцев? Назовите их.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Декабрь, январь, февраль

Проходят чередой

С морозом, со снежком,

С Рождественской звездой.

II. Основной этап.

  1. Актуализация знаний 
  2. Воспитатель: Совершенно верно, ребята! Мы сегодня с вами поговорим о самом загадочном времени года – зима.

                 Игра: «Подбери признак».

Воспитатель:  А теперь ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, я буду называть существительное, а вы отвечая на вопрос, «какая» или «какой», будете называть к нему прилагательные.  А поможет нам в этом  волшебный  клубочек. Например: Я кидаю клубочек, называю слово зима- какая? морозная. Благодаря этому, мы с вами узнаем, какая же бывает зима:

Зима (какая?) - …(холодная, снежная, снежная, веселая, долгая ).

Снег (какой?) - …(мокрый, холодный, пушистый, серебристый, белый, сверкающий).

Сосулька (какая?) - …(ледяная, холодная, твердая).

Мороз (какой?) - …(холодный, сильный, злой, крепкий, слабый, трескучий, кусачий).

Горка (какая?) - …(снежная, ледяная, большая). 

Дорожка изо льда (какая?) - ... (ледяная, скользкая). 

Воспитатель: Посмотрите у меня в руках конверт с игрой «Назови ласково». В этом конверте картинки. Вам нужно назвать предмет или явление природы, а потом назвать его ласково.

              Игра: «Назови ласково».

Лед - …(ледок)

Мороз - …(морозец)

Санки - …(саночки)

Холод - …(холодок)

Метель - …(метелица)

Зима - …(зимушка)

Снег - …(снежок)

Солнце - …(солнышко)

Воспитатель: Молодцы!

Посмотрите на экран. Сейчас мы с вами будем сочинять небольшие стихи про зиму.

               Составление краткого рассказа -зима

1.Зима

Холодная, снежная

Морозит, метет, завывает

Зимой катаемся на санках

Красиво.

2.Зима

Пушистая, блестящая

Порхает, кружится, морозит

На деревьях блестит иней!

Весело.

3.Зима

Снежная, холодная

Наступила, завьюжили, покрыла

Укутался лес пушистым одеялом

Новый год.

Воспитатель: Вы отлично справились с эти заданием.

  1. Открытие детьми нового знания

1.Дифференциация слова и предложения.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что можно составить из слов?

Дети: Предложения.

Воспитатель: А что нам может помочь составить предложение?

Дети: Схема предложения. (воспитатель вывешивает на доску схему предложения .)

Воспитатель: Ребята, а чем отличается слово от предложения?

 Дети: Слово одно, а предложение может состоять из нескольких слов.

Воспитатель: Ребята, перед вами схема предложения, как вы думаете, сколько слов в этом предложение?

Дети: Одно слово.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что в схеме нарисован один прямоугольник.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь придумайте мне по этой схеме предложение.

Дети: Зима. Вечереет. Ночь. Туман.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас мы с Вами попробуем составить предложения по вашим схемам на тему «Зима». (Воспитатель вывешивает на доску схему предложений)

Составление предложений.

Физкультминутка «Я мороза не боюсь»:

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

               2.Чтение рассказа «Зима» воспитателем.

Воспитатель: Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Медведь залез в берлогу. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах, санках и снегокатах.

                         3.Работа по содержанию рассказа «Зима».

(Воспитатель задает детям вопросы, когда ответ получен, воспитатель выставляет соответствующую картинку на доску – зима, снег, голые деревья, животные в норах, радующиеся дети, дети катаются на лыжах и санках).

Воспитатель: Ребята, какое наступило время года?

Дети: Наступила зима.

Воспитатель: Что лежит кругом?

Дети: Кругом лежит белый снег.

Воспитатель: Какие стоят деревья?

Дети: Деревья стоят голые.

Воспитатель: Куда залез медведь?

Дети: Медведь залез в берлогу.

Воспитатель: Кто рад зиме?

Дети: Рады зиме дети.

Воспитатель: Что делают дети зимой?

Дети: Дети катаются на лыжах, санках и снегокатах.

              4.Составление детьми рассказа о «Зиме»

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, а теперь я предлагаю вам самим составить рассказ о зиме, опираясь на опорные схемы.

Составление несколькими детьми рассказа о «Зиме».

                III.Заключительный этап.        

                3. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, что мы с вами сегодня делали?

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! А сейчас я предлагаю вам закончить наше зимнее занятие, задвинуть свои стульчики и под музыку разлететься со своих мест кто куда, и потанцевать, как снежинки.

Воспитатель включает музыку, и дети разлетаются со своих мест кто куда, и плавно танцуют.