НОД для детей старшего дошкольного возраста «В стране загадок»
план-конспект занятия по развитию речи
Предварительный просмотр:
НОД для детей старшего дошкольного возраста «В стране загадок»
Подготовила:Е.С.Кудрявцева
Цель: развитие речевого творчества старших дошкольников.
Задачи:
1) образовательные: учить детей составлять загадки, опираясь на модель; упражнять в умении анализировать и сравнивать предметы, искать образные сравнения, общие признаки и отбирать их для составления загадки; обогащение словарного запаса детей; развитие образности речи, умение составлять предложения.
2) развивающие: развивать творческую речевую деятельность; наглядно-образное и элементы логического мышления; интеллект, произвольное внимание, память и кругозор.
3) воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству,
воспитывать умение выслушивать загадки сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их.
Оборудование: картинки-фото: котенок, комар, солнце, белка; цветные круги для дидактической игры или мяч.
Предварительная работа: дидактические игры, составление описательных рассказов, отгадывание загадок.
Ход НОД.
Дети становятся в круг, и начинается непосредственно-образовательная деятельность словами приветствия: «Здравствуй».
Воспитатель:
Здравствуй, солнышко, дружок (руки вверх с «фонариками»,
Здравствуй, носик-пятачок (нажимаем на нос,
Здравствуйте, губки, чмок-чмок,
Здравствуйте, зубки, стук-стук (стучат зубами,
Руки вверх подняли,
И ими помахали,
А теперь все вместе,
«Здравствуйте» сказали! (хором)
Воспитатель: Нам следует немного потренироваться. Я знаю, что вы любите играть.
Проводится игра с мячом (дети отвечают на вопросы). Что растет на ветке? Что или кто бывает белым? Кто живет в воде? Что бывает высоким? Что растет под землей? Что может быть горячим? и т. д.
Воспитатель:
Дети, мы уже с вами пробовали составлять загадки. И отгадывать их.
- Выбираем предмет и нам нужно найти его признаки т. е. рассказать, какой он? Затем, что бы загадка получилась красивой, сравнить его с другим предметом, с которым похожи, но чем-то отличаются. (Что бывает таким же)
Пусть наша загадка будет про солнце.
Солнце.
«Какое» «Что такое же?»
Яркое
Круглое
Жаркое Лампа
Колесо
Огонь
Используем связку слов «как» или «а-не».
Получилась загадка :
Оно круглое, как колесо
Жаркое, но не огонь,
Яркое, а не лампа.
Что это?
Воспитатель предлагает нескольким детям повторить получившуюся загадку (дети по очереди повторяют).
Воспитатель: дети, Настя приготовила для вас загадку. «Это домашнее животное, у него есть шерсть, 4 лапы, хвост, усы, он ласковый, любит играть, умеет прыгать бегать. Кто это?»
Дети отгадывают.
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам составить загадку про котёнка. На что или на кого он похож? Заполняем левую часть таблицы. Затем правую.
«Он похож на мягкую игрушку, но живой, он похож на льва, но нет гривы, уши его торчат как у совы, но он не летает».
На что похоже? Чем отличается?
игрушка живой
лев нет гривы
сова не летает
«Он похож на игрушку, но живой.
Похож на льва, но без гривы,
Он похож на сову, но не летает.
Кто это?» (Котенок).
Загадку повторяют некоторые дети.
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, что загадки можно придумывать и без слов?
Дети выходят в центр группы проводится игра «Угадай-ка».
Воспитатель вызывает ребенка говорит слова «Сим- сала- бум, превращаю тебя в….» и на ухо говорит какой образ должен изобразить ребёнок (мостик, лягушка, скрипач, дерево, чайник, ворона, читатель и т. д.) Нужно показать действия, характерные предмету или живому объекту. Остальные отгадывают.
Воспитатель: - Дети, кто это поскакал по веткам весело и резво? Звучит песня «Белочка». Детей превращаю в белочек, и они двигаются, имитируя ее движения.
Воспитатель: Давайте сядем поудобнее и будем придумывать загадку о белке ( вывешивается модель: «Что делает - что (кто) делает так же»).
Что делает белка? Кто делает также?
Прыгает Обезьяна
Грызет Бобер
Собирает Хозяйка
Давайте соединим левую часть с правой, подставляя слова «как», «но не». Вот, что у нас получилось:
«Скачет как обезьяна,
Грызет как бобер,
Собирает, но не хозяйка».
Вот и получилась наша загадка о белке.
Дети приглашаются для следующей игры. Игра «Что это такое?»
На доске воспитатель рисует любую геометрическую фигуру, или схематическое изображение, или элемент какого – либо предмета. Задает вопрос детям: - Что это такое? Или на что похоже?
Дети называют предмет, на который похоже это изображение.
Воспитатель говорит: - Нет! Это не …
Затем воспитатель подрисовывает еще какие-либо части и опять спрашивает:
«Что это?». Дает отрицательный ответ детям и вновь дорисовывает части и так, пока дети не отгадают.
Воспитатель:
-Ребята, есть еще нарисованные загадки. Они называются ребусы. Для того чтобы их отгадать надо знать определенные правила: имеет значение порядок расположения всех изображений, запятые означают удаление звуков (если в начале слова, то запятая слева, а если в конце, то – справа и если один звук удаляется, то одна запятая, одна буква может заменяться другой, если какая-то буква внутри, то используем предлог «в», и т. д.
Г (роза, ВОЛК”7, Б (УСЫ, (ШАР)Ф, ДУШ* ХИ, ЛУК*ЖА, БА (БОЧКА, ПО2Л, ТЫ (КВА, в А за (ваза, Г (УСЫ)Ы=И (гуси).
Воспитатель: Молодцы, справились и разгадали все ребусы.
Воспитатель:
Дети, а вот загадки-рифмы отгадывать очень легко, попробуем?
Загадки - рифмы.
1. В подполье, в каморке
Живет она в норке
Серая малышка
Кто же это? (МЫШКА)
2. Носят их дети,
Носят старички,
Чтобы лучше видеть!
Что это?.
3. Жёлтые комочки,
Лёгкие, как вата!
Бегают за квочкой.
Это кто?.
4. Кто один имеет рог? Отгадайте.
5. Он большой,
Как мяч футбольный!
Очень сладкий он на вкус!
Это что?.
6. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут её …
7. Быстро в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет
Что такое?.
8. Много платьев,
Много хруста.
Как зовут её? Капуста.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Я думаю, что у нас сегодня все получилось. Вам понравилось? Предлагаю вам дома близким загадать те загадки, которые мы здесь составили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста Волшебная страна внутри нас
Для ребенка распознавание и передача эмоций – сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Мы, педагоги, начинаем знакомить детей с собственными э...
«ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК»
Одна из главных составляющих готовности к школе - интеллектуальное развитие. Для этого я использую составление загадок, в данном материале вы можете познакомиться с некоторыми способами по соста...
Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна - страна, в которой я познаю себя и мир»
Осуществление работы педагога-психолога с детьми в нашем ДОУ осуществляется в пространстве сенсорной комнаты, которая предоставляет огромные возможности для реализации различных программ и метод...
Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Паровоз загадок»
Цель - создать условия к развитию устойчивого интереса к музыкальной деятельности. Задачи:Образовательные:- развитие музыкально-двигательных способностей детей (ритмичность,...
Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Паровоз загадок»
Цель - создать условия к развитию устойчивого интереса к музыкальной деятельности.Задачи:Образовательные:- развитие музыкально-двигательных способностей детей (ритмичность, ...
Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Паровоз загадок»
Цель - создать условия к развитию устойчивого интереса к музыкальной деятельности. Задачи:Образовательные:- развитие музыкально-двигательных способностей детей (ритмичность,...
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Песочная страна - страна чудес»
Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.Программные задачи:Образовательные:- формировать познавательный интерес и познавательные действия р...