Консультация "Правильно ли звучит ваша речь?"
консультация по развитию речи
Правильной речи человек обучается всю жизнь. В дошкольный период особенно возрастает внимание детей к речи взрослых. Ребенок воспринимает не только обращенные к нему высказывания, но и беседы взрослых. Взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на ее грамотность, внятность, но и на тон, тематику, выбор слов и выражений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_pravilno_li_zvuchit_vasha_rech.doc | 337 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Правильно ли звучит ваша речь?»
Учитель-логопед: М.М.Попова
— Дай поправлю твои бантЫ, — любуется мама дочерью, собирающейся на свидание. — А шарфик возьми лучше голубой. Открой шкаф, там все наши шарфЫ.
— Не шарфЫ, а шАрфы, — поправляет дочь.
— Ну вот еще! Всю жизнь так говорила…
Ладно, если придешь поздно, ты позвОнишь?
— ПозвонИшь! — опять поправляет дочь. Убежала. А мама разобиделась: ишь, грамотная. А может, я права?
Полезла к своей студентке в стол за словарем. Сама же ей и подарила. И вынуждена была признать правоту дочери.
Вот ведь незадача. Как теперь перестраиваться? Оказывается, и шАрфы, и бАнты. И еще кое-что обнаружила: не тортЫ, а тОрты, не тостЫ, а тОсты, не туфлей, а туфель…
Культура речи – сложное понятие. В быту под ним понимают грамотность. Но это еще и целая отрасль языкознания, называемая ортологией. В энциклопедии русского языка культура речи трактуется как владение нормами устного и письменного литературного языка, т.е. правилами произношения. ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций речь оценивают как правильную или неправильную, допустимую или недопустимую. Правильной речи человек обучается всю жизнь. В дошкольный период особенно возрастает внимание детей к речи взрослых. Ребенок воспринимает не только обращенные к нему высказывания, но и беседы взрослых. Взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на ее грамотность, внятность, но и на тон, тематику, выбор слов и выражений.
Не существует волшебных таблеток, которые, если вложить их в уста ребенку, сделают его красноречивым. Нельзя сердиться на тех, кому искусство свободной, живой речи не дается. Но детям мы должны стараться привить вкус к хорошей речи и отвращение к речи грубой, вульгарной, безграмотной.
Давайте и мы, взрослые, задумаемся, всегда ли правильно звучит наша речь? Мы предлагаем вам сегодня побыть знатоками русского языка. Пожалуйста, послушайте стихи, которые написала воспитатель ДОУ №88 г. Каменск-Уральский, и постарайтесь найти в тексте все неверно употребленные слова, запишите их.
Почти по Михалкову
Автор
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел.
И сказал ребятам Коля:
Коля
- Я на сад вчера пошел!
Автор
- Заболел ты, Коля, что ли?
Ты хоть сад-то свой нашел?
Коля
- Да, нашел, не в этом дело!
Там клубники понаспело!
Ягоды – не то что наши!
Да, таких не видел свет!
Жаль соседа, дядю Сашу:
Он придет, а ягод нет!
Автор
Вика, Светина подружка:
Вика
- Здесь понятно и ежу!
Я викторию не кружку,
Не в ведро, а в рот ложу!
Да и брат Артем, он тоже
Только в рот малину ложит!
Надя
- Что заладили о саде?!-
Автор
Возмутилась громко Надя,
Надя
- Сменим тему! Не секрет,
Что у нас фазенды нет!
Ну и мы, конечно, Вика,
Плотим деньги за клубнику!
…………………………….
Света
Из подъезда кто-то вышел …
Ой, сейчас я упаду!
Пропусти-ка Коля к Мише,
Я потуда щас пойду!
Ой, посюда мне поближе…
Миша, ты куда. К кому?
Он и здесь меня не слышит,
Как Герасим из «Му-му»!
Тоже мне герой романа –
Без носок и без манишки,
Нет любови без обмана!
Все обманщики – мальчишки!
Надя
- Что из вашей встречи вышло?
Света
- Я с ним больше не играю!
Вика
- Ты стери из сердца Мишу –
Запиши в нем Николая!
Не нашедши истин в споре,
Утомились дети вскоре.
Обсудили все, что можно –
Языком молоть не сложно!
Пожалуй, перед каждым педагогом в той или иной ситуации возникают сомнения: как сказать правильно, избежать ошибки в словосочетании, произношении, как точнее выразить мысль? Такие вопросы чаще всего появляются при письменном изложении выступления на педсовете, родительском собрании и др. В этом случае воспитатель проявляет довольно высокую взыскательность к слову. Почему?
Когда мы письменно оформляем свою мысль, то хотим, чтобы она звучала аргументировано, доходчиво и поэтому сознательно подыскиваем нужные слова, обдумываем построение фразы, порядок слов и т.д. В общем, работаем над точным выражением мысли.
Что касается устной речи в быту, в разговоре с коллегами, воспитанниками и их родителями, то подобная работа над словом почти исключена. Ведь разговорная речь должна литься свободно, плавно, без неоправданных логически пауз. Нужные и точные слова должны сами собой всплывать из тайников нашей памяти и выстраиваться в правильные фразы. Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и речевая культура и ее дефицит. Здесь можно слышать и неправильное ударение в словах, неверное употребление некоторых форм слов, ошибки в произношении некоторых звукосочетаний и др.
Правильное употребление некоторых слов.
- Сановясь в очередь, нужно спрашивать : «Кто последний?», а не «Кто крайний?». Последний (тот, кто идет по следу) значит лишь то, что по времени он самый недавний (только что начал очередь), а в пространстве – конечный в ряду других.
- Часто допускается ошибка в употреблении глагола «занять» вместо «одолжить», т.е. в значении, прямо противоположном литературному : «Дать взаймы, в долг кому-нибудь». Воспитатель обращается к своему коллеге: «Займите мне, пожалуйста, цветной бумаги». Получив, благодарит: «В следующий раз и я займу вам то, что понадобится». Таким образом, были допущены ошибки: вместо «Займите мне, пожалуйста» надо сказать «Одолжите» или «Дайте взаймы»; вместо «Я займу вам» - «Я одолжу вам» или «Я дам взаймы». Занимать – всегда значило и значит только «взять в долг», одолжить – «дать в долг».
- Одеть или надеть? Следует помнить, что надеть можно что-то (неодушевленное), а одеть кого-то (лицо одушевленное).
- Положить или класть? Употребление глагола ложить вместо класть считается грубейшей ошибкой литературной речи. Уже В.И.Даль отмечал, что ложить без приставки не употребляется, корень -лож- обязательно должен сопровождаться либо приставкой (положить, заложить, выложить и др.), либо возвратной частицей -ся (ложиться). Там, где нет приставки или постфикса - ся, произносится класть.
- Правильно произносить пара носков (вместо пара носок), но пара чулок ( вместо пара чулков); пара туфель (вместо пара туфлей), много помидоров, апельсинов ( вместо много помидор, апельсин).
- В русском языке существуют слова, которые произносятся иначе, чем пишутся. По правилам современного русского языка в таких словах, как скучно, конечно, нарочно, буквосочетание «чн» следует произносить как «шн» (скушно, конечно, нарошно), а слова чего, никого, до того – как чиво, никаво, до таво.
Немаловажно, как разговаривает педагог с детьми – быстро, умеренно или медленно. Ведь это один из значительных компонентов выразительности речи, который придает ей динамику, живость, убедительность. Речь убыстренная малышами воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят. Равномерный, монотонный темп без убыстрений и замедлений «убаюкивает», снижает внимание, и следовательно, сказанное может быть не понято или не дослушано. Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Недопустима бесстрастно-равнодушная растянутая речь.
Голос – профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Неправильное использование голосовых возможностей ( например, форсирование звука, постоянные окрики, разговор на повышенных тонах) может привести к аномалиям связок. В результате голос становится тусклым, хриплым, невыразительным, человек начинает разговаривать в неудобном для него регистре.
В заключении хочется отметить, что дети черпают свои знания о языке из окружающей речи. Они воспроизводят то, что слышали при общении со взрослыми. Поэтому воспитатель должен быть внимателен к собственной речи, постоянно следить за речью детей не только на занятиях, но и в повседневной деятельности.
Правильно ли вы говорите?
досточка |
| дощечка |
красивее |
| красивее |
чего ты делаешь? |
| что ты делаешь? |
раньше меня |
| вперед меня |
петля |
| петля |
цемент |
| цемент |
щелочка |
| щёлочка |
дерматин |
| дермантин | |||
бегите |
| бежите | |||
холёный |
| холеный | |||
окон |
| окон | |||
навек |
| навек | |||
статуя |
| статуя | |||
коклюш |
| коклюш | |||
понял, поняла |
| понял, поняла | |||
биография жизни |
| биография | |||
положи |
| положь | |||
много делов |
| много дел | |||
мерь |
| мерий | |||
угля |
| угля | |||
скучать по ком, без кого |
| скучать за кем | |||
обобщенный |
| обобщённый | |||
бежат |
| бегут | |||
возвращаться из школы |
| возвращаться со школы | |||
лыжня |
| лыжня | |||
не дали |
| не дали | |||
смеяться над кем |
| смеяться с кого |
Правильно ли вы говорите?
досточка | дощечка |
красивее | красивее |
чего ты делаешь? | что ты делаешь? |
раньше меня | вперед меня |
петля | петля |
цемент | цемент |
щелочка | щёлочка |
дерматин | дермантин |
бегите | бежите |
холёный | холеный |
окон | окон |
навек | навек |
статуя | статуя |
коклюш | коклюш |
понял, поняла | понял, поняла |
биография жизни | биография |
положи | положь |
много делов | много дел |
мерь | мерий |
угля | угля |
скучать по ком, без кого | скучать за кем |
обобщенный | обобщённый |
бежат | бегут |
возвращаться из школы | возвращаться со школы |
лыжня | лыжня |
не дали | не дали |
смеяться над кем | смеяться с кого |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всегда ли правильно звучит ваша речь?
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности по¬знать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведе...
"Всегда ли правильно звучит ваша речь?"
консультация...
"Всегда ли правильно звучит ваша речь?"
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка- одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку....
Кансультация для родителей: "Всегда ли правильно звучит ваша речь?"
Всегда ли правильно звучит ваша речь? Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. В 6-7 лет де...
Консультация для родителей. "Всегда ли правильно звучит ваша речь?"
Всегда ли правильно звучит ваша речь? Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. В 6-7 лет де...
"Всегда ли правильно звучит ваша речь?"
quot;Всегда ли правильно звучит ваша речь?" ...