Консультация "Правильно ли звучит ваша речь?"
консультация по развитию речи

Попова Марина Михайловна

  Правильной речи человек обучается всю жизнь. В дошкольный период особенно возрастает внимание детей к речи взрослых. Ребенок воспринимает не только обращенные к нему высказывания, но и беседы взрослых. Взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на ее грамотность, внятность, но и на тон, тематику, выбор слов и выражений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_pravilno_li_zvuchit_vasha_rech.doc337 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Правильно ли звучит ваша речь?»

                         

Учитель-логопед: М.М.Попова

Дай поправлю твои бантЫ, — любуется мама дочерью, собирающейся на свидание. — А шарфик возьми лучше голубой. Открой шкаф, там все наши шарфЫ.

— Не шарфЫ, а шАрфы, — поправляет дочь.

— Ну вот еще! Всю жизнь так говорила…

Ладно, если придешь поздно, ты позвОнишь?

— ПозвонИшь! — опять поправляет дочь. Убежала. А мама разобиделась: ишь, грамотная. А может, я права?

Полезла к своей студентке в стол за словарем. Сама же ей и подарила. И вынуждена была признать правоту дочери.

Вот ведь незадача. Как теперь перестраиваться? Оказывается, и шАрфы, и бАнты. И еще кое-что обнаружила: не тортЫ, а тОрты, не тостЫ, а тОсты, не туфлей, а туфель…

   Культура речи – сложное понятие. В быту под ним понимают грамотность. Но это еще и целая отрасль языкознания, называемая ортологией. В энциклопедии русского языка культура речи трактуется как владение нормами устного и письменного литературного языка, т.е. правилами произношения. ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций речь оценивают как правильную или неправильную, допустимую или недопустимую.                                                                                                                                                                                                        Правильной речи человек обучается всю жизнь. В дошкольный период особенно возрастает внимание детей к речи взрослых. Ребенок воспринимает не только обращенные к нему высказывания, но и беседы взрослых. Взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на ее грамотность, внятность, но и на тон, тематику, выбор слов и выражений.

      Не существует волшебных таблеток, которые, если вложить их в уста ребенку, сделают его красноречивым. Нельзя сердиться на тех, кому искусство свободной, живой речи не дается. Но детям мы должны стараться привить вкус к хорошей речи и отвращение к речи грубой, вульгарной, безграмотной.

     Давайте и мы, взрослые, задумаемся, всегда ли правильно звучит наша речь? Мы предлагаем вам сегодня побыть знатоками русского языка. Пожалуйста, послушайте стихи, которые написала воспитатель ДОУ №88 г. Каменск-Уральский, и постарайтесь найти в тексте все неверно употребленные слова, запишите их.

   Почти по Михалкову

        Автор

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел.

И сказал ребятам Коля:

          Коля

- Я на сад вчера пошел!

         Автор

- Заболел ты, Коля, что ли?

Ты хоть сад-то свой нашел?

        Коля

- Да, нашел, не в этом дело!

Там клубники понаспело!

Ягоды – не то что наши!

Да, таких не видел свет!

Жаль соседа, дядю Сашу:

Он придет, а ягод нет!

        Автор

Вика, Светина подружка:

       Вика

- Здесь понятно и ежу!

Я викторию не кружку,

Не в ведро, а в рот ложу!

Да и брат Артем, он тоже

Только в рот малину ложит!

           Надя

- Что заладили о саде?!-

         Автор

Возмутилась громко Надя,

        Надя

- Сменим тему! Не секрет,

Что у нас фазенды нет!

Ну и мы, конечно, Вика,

Плотим деньги за клубнику!

…………………………….

               Света

Из подъезда кто-то вышел …

Ой, сейчас я упаду!

Пропусти-ка Коля к Мише,

Я потуда щас пойду!

Ой, посюда мне поближе…

Миша, ты куда. К кому?

Он и здесь меня не слышит,

Как Герасим из «Му-му»!

Тоже мне герой романа –

Без носок и без манишки,

Нет любови  без обмана!

Все обманщики – мальчишки!

            Надя

 - Что из вашей встречи вышло?

           Света

- Я с ним больше не играю!

          Вика

- Ты стери из сердца Мишу –

Запиши в нем Николая!

Не нашедши истин в споре,

Утомились дети вскоре.

Обсудили все, что можно –

Языком молоть не сложно!

   Пожалуй, перед каждым педагогом в той или иной ситуации возникают сомнения: как сказать правильно, избежать ошибки в словосочетании, произношении, как точнее выразить мысль? Такие вопросы чаще всего появляются при письменном изложении выступления на педсовете, родительском собрании и др. В этом случае воспитатель проявляет довольно высокую взыскательность к слову. Почему?

   Когда мы письменно оформляем свою мысль, то хотим, чтобы она звучала аргументировано, доходчиво и поэтому сознательно подыскиваем нужные слова, обдумываем построение фразы, порядок слов и т.д. В общем, работаем над точным выражением мысли.

   Что касается устной речи в быту, в разговоре с коллегами, воспитанниками и их родителями, то подобная работа над словом почти исключена. Ведь разговорная речь должна литься свободно, плавно, без неоправданных логически пауз. Нужные и точные слова должны сами собой всплывать из тайников нашей памяти и выстраиваться в правильные фразы. Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и речевая культура и ее дефицит. Здесь можно слышать и неправильное ударение в словах, неверное употребление некоторых форм слов, ошибки в произношении некоторых звукосочетаний и др.

                            Правильное употребление некоторых слов.

  1. Сановясь в очередь, нужно спрашивать : «Кто последний?», а не «Кто крайний?». Последний  (тот, кто идет по следу) значит лишь то, что по времени он самый недавний      (только что начал очередь), а в пространстве – конечный в ряду других.
  2. Часто допускается ошибка в употреблении глагола «занять» вместо «одолжить», т.е. в значении, прямо противоположном литературному : «Дать взаймы, в долг кому-нибудь». Воспитатель обращается к своему коллеге: «Займите мне, пожалуйста, цветной бумаги». Получив, благодарит: «В следующий раз и я займу вам то, что понадобится». Таким образом, были допущены ошибки: вместо «Займите мне, пожалуйста» надо сказать «Одолжите» или «Дайте взаймы»; вместо «Я займу вам» - «Я одолжу вам» или «Я дам взаймы». Занимать – всегда значило и значит только «взять в долг», одолжить – «дать в долг».
  3. Одеть или надеть? Следует помнить, что надеть можно что-то (неодушевленное), а одеть кого-то (лицо одушевленное).
  4. Положить или класть? Употребление глагола ложить вместо класть считается грубейшей ошибкой литературной речи. Уже В.И.Даль отмечал, что ложить без приставки не употребляется, корень  -лож- обязательно должен сопровождаться либо приставкой (положить, заложить, выложить и др.), либо возвратной частицей  -ся (ложиться). Там, где нет приставки или постфикса  - ся, произносится класть.
  5. Правильно произносить пара носков (вместо пара носок), но пара чулок ( вместо пара чулков); пара туфель (вместо пара туфлей), много помидоров, апельсинов ( вместо много помидор, апельсин).
  6. В русском языке существуют слова, которые произносятся иначе, чем пишутся. По правилам современного русского языка в таких словах, как скучно, конечно, нарочно, буквосочетание «чн» следует произносить как «шн» (скушно, конечно, нарошно), а слова чего, никого, до того – как чиво, никаво, до таво.

     Немаловажно, как разговаривает педагог с детьми – быстро, умеренно или медленно. Ведь это один из значительных компонентов выразительности речи, который придает ей динамику, живость, убедительность. Речь убыстренная малышами воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят. Равномерный, монотонный темп без убыстрений и замедлений «убаюкивает», снижает внимание, и следовательно, сказанное может быть не понято или не дослушано. Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Недопустима бесстрастно-равнодушная растянутая речь.

    Голос – профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Неправильное использование голосовых возможностей ( например, форсирование звука, постоянные окрики, разговор на повышенных тонах) может привести к аномалиям связок. В результате голос становится тусклым, хриплым, невыразительным, человек начинает разговаривать в неудобном для него регистре.

     В заключении хочется отметить, что дети черпают свои знания о языке из окружающей речи. Они воспроизводят то, что слышали при общении со взрослыми. Поэтому воспитатель должен быть внимателен к собственной речи, постоянно следить за речью детей не только на занятиях, но и в повседневной деятельности.

Правильно ли вы говорите?

досточка

   

дощечка

красивее

   

красивее

чего ты делаешь?

   

что ты делаешь?

раньше меня

   

вперед меня

петля

   

петля

цемент

   

цемент

щелочка

   

щёлочка

дерматин

   

дермантин

бегите

   

бежите

холёный

   

холеный

окон

   

окон

навек

   

навек

статуя

   

статуя

коклюш

   

коклюш

понял, поняла

   

понял, поняла

биография жизни

   

биография

положи

   

положь

много делов

   

много дел

мерь

   

мерий

угля

   

угля

скучать по ком, без кого

   

скучать за кем

обобщенный

   

обобщённый

бежат

   

бегут

возвращаться из школы

   

возвращаться со школы

лыжня

   

лыжня

не дали

   

не дали

смеяться над кем

   

смеяться с кого

Правильно ли вы говорите?

досточка

дощечка

красивее

красивее

чего ты делаешь?

что ты делаешь?

раньше меня

вперед меня

петля

петля

цемент

цемент

щелочка

щёлочка

дерматин

дермантин

бегите

бежите

холёный

холеный

окон

окон

навек

навек

статуя

статуя

коклюш

коклюш

понял, поняла

понял, поняла

биография жизни

биография

положи

положь

много делов

много дел

мерь

мерий

угля

угля

скучать по ком, без кого

скучать за кем

обобщенный

обобщённый

бежат

бегут

возвращаться из школы

возвращаться со школы

лыжня

лыжня

не дали

не дали

смеяться над кем

смеяться с кого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всегда ли правильно звучит ваша речь?

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности по¬знать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведе...

"Всегда ли правильно звучит ваша речь?"

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка- одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку....

Кансультация для родителей: "Всегда ли правильно звучит ваша речь?"

Всегда ли правильно звучит ваша речь?   Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.    В 6-7 лет де...

Консультация для родителей. "Всегда ли правильно звучит ваша речь?"

Всегда ли правильно звучит ваша речь?   Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.    В 6-7 лет де...

"Всегда ли правильно звучит ваша речь?"

quot;Всегда ли правильно звучит ваша речь?" ...