Мастер – класс
картотека по развитию речи

Сартакова Олеся Николаевна

Мастер – класс

для педагогов

«Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_igry_na_razvitie_rechi.docx794.76 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

для педагогов

«Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста»

Овладение ребенком речью, годы детского языкового творчества – один из наиболее счастливых этапов в жизни человека, звездный час детства.

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Чем лучше будет развита речь ребенка, тем выше гарантия его социализации, успешного школьного обучения.

Основная цель работы по познавательно речевому развитию дошкольников заключается в развитии всех компонентов устной речи.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО.

1. овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

2. обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей);

3. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей: диалога и монолога; строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);

4. развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. ; все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);

5. знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);

6. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

7. развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи);

8. расширение представлений детей об окружающем, обучение умению наблюдать и выделять характерные признаки в предметах и явлениях, сравнивать их по этим признакам, объединять предметы по группе признаков; развитие способности устанавливать простейшие причинно-следственные связи между явлениями.

Используя традиционные методы и формы организации работы, не всегда можно добиться высокого уровня развития речи детей; поэтому самый короткий путь решения этих проблем – это путь через игру. До школы у ребенка игровая деятельность считается ведущей. Да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти, речиразвития мелкой моторики, воображения.

Современная речевая дидактическая игра является тем условием, в котором может быть реализована речевая практика. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной для детей игровой формеДидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны воспитателя оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Основным стимулом познавательной деятельности становится не указание воспитателя, а естественное для дошкольников желание поиграть. В соответствии с этим воспитатель одновременно является наставником и участником игры, а дети узнают много нового.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Прежде всего, она должна содержать задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Обязательным компонентом являются правила игры, благодаря которым можно управлять действиями детей.

Основные виды игр:

игры с предметами (игрушками, природным материалом,

- настольно-печатные игры

- словесные игры.

игры с предметами (игрушками, природным материалом,

(В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде, задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития активного словаря и развития речи дошкольника).

- настольно-печатные игры

(Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.)

- словесные игры.

(Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе.)

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т. д.

Хочу познакомить вас с рядом игр, которые я применяю в своей практике:

В играх с предметами я использую игрушки и различные предметы. Например, с природным материалом играем в такие игры«Найди дерево по описанию?»«С какой ветки детки?»«Собери букет из осенних листьев» и другие. В таких играх формируются мыслительные процессы, развиваются речь и память. Эти игры уместны в старшем дошкольном возрасте.

При изучении животных предлагаю детям игру «Чей детеныш. Бросая мяч всем детям по очереди, ведущий называет начало фразы, а ребенок, который поймал мяч, заканчивает ее. (Например: В.: У коровы … Р.: теленок, «Во саду ли, в огороде» -классификация фруктов, овощей, грибов…, «Для чего нужен этот предмет?»(профессии) и т. д.).

Дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх с предметами решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательностей.

Настольно – печатные игры интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, собери узор и многие другие. Задачи, которые решаются при использовании этих игр различны. Одни устанавливают связь между предметами (подбор картинок по общему признаку, например, в игре «Что растет в саду? (в лесу, в огороде)» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки, а в игре «А что было потом?» дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий; другие направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания («Отгадай, какую картинку спрятали»«Что лишнее?»«Что изменилось?»«Что перепутал художник?»). Игры на составление разрезных картинок учат детей логическому мышлению, развивает у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Описательные настольно – печатные игры (рассказ о картинке) развивают не только речь детей, но и воображение творчество. Например: Назовите, какое время года изображено на картинке? Почему? Какую одежду можно надеть на куклу, если на улице зима? весна? лето? осень?

Словесные игры направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукового произношения, уточнения, закрепления, активизации словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. Дети любят играть в словесные дидактические игры. Это потешки, отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика, составление рассказов. Например:

1.«Дополни предложения»

- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью.

- Зайчик летом, а зимой.

- Грибы растут., а огурчики - на.

- Рыба живет в., а медведь - в.

- Сахар сладкий, а лимон.

- Днем светло, а ночью.

2. «Расскажи о животных, которые живут у вас дома, в лесу». С целью эффективного проведения игры читала детям рассказы и сказки, где даются описания животных.

3. «Скажи какой» - игра для детей старшего дошкольного возраста:

- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный.

- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший.

- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький.

- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая.

- Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая.

С помощью словесных игр у детей воспитываю желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко.

Развитие диалогической речи детей в дидактической игре.

Диалог – основная форма общения дошкольников. Открывают диалог инициативные реплики, это реплики-стимулы. К ним относятся вопросы, сообщения и побуждения. Другие реплики поддерживают диалог, это реплики-реакции, а именно ответ на вопрос, реакции на сообщения и побуждения.

Задачи обучения дошкольников диалогу:

• развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения);

• учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях;

• задавать вопросы;

• побуждать партнера по общению к совместной деятельности;

• формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами;

• развивать умения следовать правилам ведения диалога

Методы формирования диалогической речи

• разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог);

• беседы (индивидуальные и групповые);

• чтение литературных произведений;

• разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения. А чтобы ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем их многообразии, а также правилами ведения диалога — как речевыми, так и социальными.

Учитывая двухсторонний характер речевой деятельности, можно выделить два аспекта этого процесса: во-первых, ребенок учится принимать (воспринимать) разные функциональные единицы диалога, реагировать на выполнение (невыполнение)партнером по общению правил поведения в диалоге, а во-вторых, он учится пользоваться разными диалогическими репликами для вступления или поддержания разговора и следовать правилам диалога.

Задача взрослого — помочь усвоить это как можно быстрее. В решении этой задачи лучший помощник – игра (с\р, д\и, п\и, игры-инсценировки, драматизации).

Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей.

Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развиваютбыстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А. К. Бондаренко, О. С. Ушакова и другие)«Факты»«Согласен, не согласен»«Магазин»«Разговор по телефону»«В гостях у куклы».

Пример игры на развитие диалогического общения:

«Почта»

Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Ход игры

Выбирают (назначают по жребию) ведущего игрока. Между ним и остальными участниками игры, завязывается диалог:

— Динь-динь-динь.

— Кто там?

— Почта.

— Откуда?

— Из Рязани. (Называется любой город.)

— И что там делают?

— Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают, крякают, ныряют, барабанят, стирают, пилят и т. д.).

Все играющие должны изобразить названные действия.

Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси- гуси»«Мы веселые ребята»). В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.

Для совершенствования диалогической речи подходят:

- театрализованные игры;

- народные подвижные игры;

игры с правилами (игры в театр и различные элементы театра в самодеятельных сюжетно-ролевых играх).

В дидактические игры дети могут играть как на занятиях так и вне их. Во многие игры успешнее играть на свежем воздухе, так как здесь больше возможностей для движения, для развития фантазии («Найди дерево по описанию»). Во время трудовой деятельности играем в игры типа «Опиши цветок»«Расскажи, как правильно сервировать стол» и другие. Такие игры позволяют успешнее организовывать трудовой процесс.

После сна дети чаще играют в настольно – печатные игры, что позволяет развивать самостоятельность, дружелюбие, способствует созданию психологического комфорта в группе.

Мы – взрослые должны быть готовы к тому, что в период детства дети талантливее нас в том, что касается языка, и нужно дать ребенку возможность проявить свой талант в полную силу. Для этого мы, взрослые, тоже должны обладать талантом – талантом умной и внимательной любви к детям.

C:\Users\Admin\Desktop\МК.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\МК (2).jpg

C:\Users\Admin\Desktop\МК (3).jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...