Пальчиковые игры
картотека по развитию речи (старшая группа)

Таранова Любовь Борисовна

Для детей 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_i_teatr_na_zimu.docx.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры

CНЕГ
Как на горке снег, снег,
(показывать руками «горку»)
Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)
И под горкой снег, снег,
(показывать руками «под горкой»)
Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)
А под снегом спит медведь.
(сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)
Тише, тише, не шуметь!
(пальчик ко рту, грозить пальчиком)

СНЕЖИНКИ 
(Движения по смыслу). 
Мы снежинки, мы пушинки, 
Покружиться мы не прочь. 
Мы снежинки-балеринки, 
Мы танцуем день и ночь. 
Встанем вместе мы в кружок - 
Получается снежок. 
Мы деревья побелили, 
Крыши пухом замели. 
Землю бархатом укрыли 
И от стужи сберегли. 

ЗАЙЦЫ 
(Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.) 
Скачет зайка косой 
Под высокой сосной. 
Под другою сосной 
Скачет зайка другой. 

ДЕРЕВЦО 
Дует ветер нам в лицо. 
(махать руками ладошками к себе) 
Закачалось деревцо. 
(руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону) 
Ветерок всё тише-тише, 
(плавно опустить руки) 
Деревцо всё выше-выше. 
(поднять руки и тянуться вверх)

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному) 
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками) 
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями) 
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами) 
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.) 
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) 
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки) 
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки) 

Ветер тучу-мельницу 
Крутит во весь дух (крутим ручками, словно мельница), 
И на землю стелется 
Белый-белый пух (встряхиваем ладошки). 
Закрывайте окна, 
Закрывайте двери (соединяем ладошки вместе). 
Закрывайте уши (закрываем ушки), 
Закрывайте нос (закрываем нос). 
Ходит, бродит по дорогам 
Старый дедушка Мороз (ходим указательным и средним пальцами) 
Щиплет уши, щиплет нос, 
Щиплет щёчки дед Мороз (щипаем названные части тела).

Белый пух, снежный пух, 
Все-все-все в пуху вокруг. 
Пух на шапках (показываем на названные вещи), 
Пух на шубках, 
Пух на бровках, 
Пух на губках. 
Как щекотно — ух! (щекочем талию) 
Кто щекочет — пух! 

Медведь в берлоге крепко спит, 
Всю зиму до весны сопит. 
Спят зимою бурундук, 
Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики). 
Только заиньке не спится (показываем большой палец). 
Убегает от лисицы (вращаем пальцем). 
Мелькает он среди кустов, 
Напетлял – и был таков (соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот


“НА ЁЛКЕ”
Посмотри: на нашей ёлке (сложить ладошки вместе)
Очень колкие иголки. (указательные пальцы выставлены крест-накрест)
От низа до макушки (показываем низ и верх)
Висят на ней игрушки —
Звёздочки и шарики, (сложить две руки, словно шарик)
Яркие фонарики (крутим фонарики).

ДОМАШНИЙ ТЕАТР "ПЕРВЫЙ СНЕГ"
Жил-был зайчик. Однажды утром пошел он погулять и увидел, что вся зелень, кусты и деревья стали белыми. Попробовал лапкой — холодно... Да это ведь снег!
Первый снег выпал! Обрадовался зайчик и стал прыгать и скакать, следы на снегу оставлять. Прыгает и песенку напевает: «Белый снег, белый снег, как хорош ты,белый снег!». Вдруг слышит зайчик: сучки затрещали — медвежонок идет. Топ-топ-топ-топ. «Медвежонок, давай по снегу вместе бегать, в снежки играть», — говорит зайчик. «Я бы рад, да не могу, мне пора идти в берлогу, спать ложиться до весны, чтоб приснились мишке сны». И медвежонок пошел дальше по лесу. Тут зайчик увидел — ежик бежит, ножками стучит. «Давай, ежик, с тобой бегать по снежку!» — «Не могу, я спешу в мою норку 
под сосной. Пора мне спать ложиться до весны, смотреть всю ночь я буду сны» — и ежик затопал своими маленькими ножками. Удивился зайка: и медвежонок, и маленький ежик будут спать всю зиму. А зайчик зимой не спит! И он опять стал весело прыгать по снежку. «Белый снег, белый снег, как хорош ты, белый снег!».

КУКОЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ "РАЗ МОРОЗНОЮ ЗИМОЙ" 
Раз морозною зимой, вдоль опушки лесной шел медведь к себе домой в теплой шубе меховой. Шел он шел к своей берлоге, по проселочной дороге и шагая через мост наступил лисе на хвост. Подняла лисица крик, зашумел темный лес. И медведь с испугу в миг на сосну большую влез. На сосне веселый дятел белке домик конопатил. 
Он промолвил : Ты , медведь, должен под ноги смотреть! 
С той поры медведь решил, что зимой нужно спать, по тропинкам не гулять, на хвосты не наступать! 
И теперь он безмятежно спит зимой под крышей снежной и доволен неспроста , что родился без хвоста! 
Можно сопровождать сказку разными звуками (ксилофон , крахмал, молоточек).

БЕЛОЧКА (по мотивам народной песенки)

(поглаживаем руку, расправляя кулачок)

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

СЕМЬЯ

Этот пальчик - дедушка (большой),

Этот пальчик - бабушка (указательный),

Этот пальчик - папочка (средний),

Этот пальчик - мамочка (безымянный),

Этот пальчик - я (мизинец).

Вот и вся моя семья.   (Хлопать в ладоши).

ЁЛОЧКА.

Праздник приближается, ёлка наряжается:

Шарики висят (упражение-фонарики, кисти рук крутятся в воздухе)

Звёздочки горят,

А хлопушка – бом (хлопок в ладоши)

Конфетти кругом!

У ЖИРАФОВ

У жирафа пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках. Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела, называем любые части тела сверху вниз.

У слонов есть складки, складочки везде.

Щипаем, как бы собирая складки.

На лбу, на носу, на ушах и т.д.

У котяток шёрстка, шёрсточка везде.

Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, на носу, на ушах и т.д.

ЧАСЫ (эту игры, как правило, дети быстро запоминают, начинают делать сами. Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки. С ребёнком ближе к 1,5 годам можно делать все его ручками.

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом!”,          рука шлёпает легонько по макушке.

Мышь скатилась кувырком.

Руки "скатываются" на по телу вниз..

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”      Два хлопка.

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”    Три хлопка.

Мышь скатилась кувырком.

КОШКА. (игра-расслабление, для снятия возбуждения. Ребёнок лежит на животике, вы поглаживаете его по спинке)

Придёт кошка не спеша и погладит малыша.

-МЯУ-МЯУ! - скажет кошка, - наша детка хороша!

ДОМИК.

Стенка, стенка (потрогать щечки),

Потолок (потрогать лобик),

Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),

Дзинь - звонок! (нажать на носик)

 

Паучок:

Бежит-бежит паучок, бежит по стенке  (рукой-паучком мама бежит по предметам, называя их)

Бежит по…. И к (имя ребёнка, ребёнка щекочут)

Важно в этой игре – чтобы ребёнок следил глазами за движениями руки.

Где же наши ручки?

Вот наши ручки!

Где же наши ножки?

Вот наши ножки!

А вот это Лизин нос

Весь козюльками зарос.

А вот это глазки, ушки,

Щечки – толстые подушки,

А вот это что? Животик!

А вот это Лизин ротик!

Покажи-ка язычок

Пощекочем твой бочок

Пощекочем твой бочок.

***

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!

Этот пальчик для того, чтоб показывать его!

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!

А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

Этот пальчик хочет спать,

  Этот пальчик лег в кровать,

  Этот пальчик прикорнул,

  Этот пальчик уж уснул!

  А последний – пятый пальчик

  Шустро прыгает, как зайчик.

  Мы сейчас его уложим

  И уснем с тобою тоже!

 СИНИЧКА 
Птичка синичка (Пальцы собраны «клювиком»). 
Прилетела к нам, к нам, к нам. (Стучим по другой ладошке — «клюем»). 
Птичке синичке («Крошим»: большие пальцы трут) 
Зернышки я дам, дам, дам. (об указательные и средние). 
Птичка синичка (Ритмично складываем) 
Зернышки клюет, клюет, (и раскрываем выпрямленные пальцы). 
Птичка синичка (Можно с «птичкой» поиграть), 
Песенки поет. (спеть песенку про синичку). 

ДРУЖНЫЕ ДЕТИ 
Дружат наши дети, (Ритмично сжимаем) 
девочки и мальчики. (и разжимаем пальцы), 
Мы с тобой подружим (соединяем пальцы обеих рук) 
наши пальчики. (между собой). 

МОРОЗ 
Мороз прибежал, (Ладошками стучим по столу). 
Колотушкой застучал. (Стучим кулачок о кулачок). 
Мы мороза не боимся, (Резкое движение рук от себя). 
Мы на санках с горки мчимся (2 раза). (Ладошкой провести по руке до кончиков пальцев, затем то же со сменой рук). 

СНЕГОВИК 
Давай, дружок, (Имитируем катание кома). 
смелей, дружок, 
Кати по снегу свой снежок — 
Он превратится в толстый ком, (Руки перед собой сомкнуть в круг), 
И станет ком снеговиком. (постепенно поднимаем руки вверх). 
Его улыбка так светла! (Ладошки прижимаем к щекам, улыбаемся). 
Два глаза... шляпа... (Показываем на глаза, на макушку, нос); 
Нос... метла. (руку с растопыренными пальцами вверх). 
Но солнце припечет слегка — (Руки вверх, медленно опускаем) 
Увы! — и нет снеговика. (пожимаем плечами).

ХОЛОДНО ЗИМОЙ 
Очень холодно зимой, (Обнимаем себя). 
Но мы пойдем гулять с тобой. (Ладошками хлопаем по столу). 
Я надену шубку, (Гладим себя по рукам), 
Я надену шапку, (по голове), 
Я надену шарфик, (по шейке). 
А потом — красивые, (Гладим одной ладошкой другую).. 
теплые, пушистые 

Крошки-рукавички на ручки натяну.
1.Белый снег пушистый (Поглаживание по спинке). 

В облаке кружится (Круговые движения большим), 
И на землю тихо (указательным и средним пальцами). 
Падает, ложится. (Растираем мышцы спины). 
А наутро поле, поле забелело, (Поглаживаем спину). 
Будто пеленою все его одело. 

Мишка по лесу гулял, 
мишка лапами топтал: (Сильное нажатие ладонями на спинку) 
Топ-топ, топ-топ, (Похлопывание). 
мишка лапами топтал. 
Зайка по лесу гулял, (Ритмичные поступательные) 
зайка по лесу скакал: (движения пальцами) 
Скок-скок, скок-скок, 
зайка по лесу скакал. 
А лисонька-лиса, 
вот какие чудеса, 
По лесу гуляла, 
следы заметала (2 раза). (Поглаживание по спинке). 

Тушки-тутушки, (Мамы держат малышей за ручки), 
веселы все детушки. (дети ритмично приседают). 
Поднялся Егорка (Дети поднимаются на ноги). 
на крутую горку, 
С горки покатился (Мамы, держа малышей за пояс), 
И в снежок свалился! (плавно опускают их по своим ногам), 
(Играем 2—3 раза.) (внизу раздвигают ноги). 
Снежинка 

Мы ладошки раскрываем (сжимают и разжимают кулачки) 
И снежинки собираем: ( показывают раскрытые ладошки) 
- Раз, два, четыре, пять, ( загибают пальцы, начиная с большого) 
Нет снежинок и опять: ( показывают ладошки) 
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы) 
Снег в ладоши набираем (сжимают и разжимают кулачки) 
И снежинки все считаем: 
- Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы по одному) 
Каждая снежинка (попеременные хлопки ладонями) 
Чётко мне видна, 
Словно балеринка (работают кисти рук и пальцы) 
Кружится она 


Зима 

Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки) 
Я зиму, и снег, и снежинки люблю. (Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки) 
Но где же снежинки? В ладошке вода! (На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать) 
Куда же исчезли снежинки? Куда? (На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать) 
Растаяли хрупкие льдинки-лучи... (Мелкие потряхивания расслабленными ладонями) 
Как видно, ладошки мои горячи

Облако зимнее, что несёшь в корзине ты? Снега сыпучие. Ветра колючие. Метели вьюжные. Да снежинки дружные.
Выпал снег. Упал мороз. Кошка лапой моет нос. У щенка на темной спинке тают белые снежинки. Все тропинки замело. Все кругом белым бело.

Как на тоненький ледок (Ручки вверх; медленно опускаем) 
Выпал беленький снежок. (касаясь пола). 
Эх, зимушка-зима, (Хлопаем руками). 
зима снежная была! 
Дети по снегу бежали, (Дети с мамами бегут), 
Поскользнулись и упали! (падают на пол). 
Эх, зимушка-зима, (Мамы с малышами встают), 
зима снежная была! (берутся за руки), 
Мама дитятко взяла, (водят хоровод парами). 
вместе с ним в пляс пошла. 
Эх, зимушка-зима, 
зима снежная была! 
Мы погреемся немножко, (Танцуем в парах, выполняя движения по тексту.) 

Мы похлопаем в ладошки: 
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! (2 раза) 
Ножки тоже мы погреем, 
Мы потопаем скорее: 
Топ-топ, топ-топ! (2 раза) 

(Энергично в парах, движения по смыслу.) 

Шёл Козёл по лесу, по лесу, по лесу. 
Нашёл себе Принцессу, Принцессу, Принцессу. 
Давай, Козёл, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем! 
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, 
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, 
И ножками потопаем, потопаем, потопаем! Мееее!

РУКАВИЧКА (короткий вариант)


Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел да и обронил рукавичку. Вот бежала мышка, влезла в эту рукавичку и говорит: «Тут я буду жить». Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает: «Кто, кто в рукавичке живет?» — «Мышка- поскребушка. А ты кто?» — «А я зайчик-побегайчик. Пусти и меня!» — «Иди». Вот их уже двое. Бежит лисичка: «Кто, кто в рукавичке живет?» — «Мышка- поскребушка да зайчик-побегайчик. Аты кто?» — «А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!» Вот их уже трое сидят. Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает: «Кто, кто в рукавичке живет?» — «Мышка-поскребушка, зайчик-побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?» — «А я волчок — серый бочок.
Пустите и меня!» — «Ну иди!» Влез и этот. Стало их четверо. А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет. «Кто, кто в рукавичке живет?» — «Мышка-поскребушка, зайчик побегайчик, лисичка-сестричка да волчок — серый бочок. А ты кто?» — «Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я
медведюшка-батюшка. Пустите и меня!» — «Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно!» — «Да как-нибудь!» — «Ну уж иди, только с краешку!» Влез и этот. Пятеро стало, да так тесно, что рукавичка, того и гляди, разорвется. А тем временем дед хватился — нету рукавички! Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда: «Гав-гав-гав!» Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ (с мизинца- к большому пальцу)

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
Зайка начал умываться.

Видно в гости он собрался.

Вымыл ротик,

Вымыл носик,

Вымыл ухо,

Вот и сухо!
Укладывание спать

Все котятки

Мыли лапки:

Вот так! Вот так!

Мыли ушки,

Мыли брюшки:

Вот так! Вот так!

А потом они устали:

Вот так! Вот так!

Сладко - сладко засыпали:

Вот так! Вот так!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...