Пальчиковые игры
картотека по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры
CНЕГ
Как на горке снег, снег,
(показывать руками «горку»)
Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)
И под горкой снег, снег,
(показывать руками «под горкой»)
Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)
А под снегом спит медведь.
(сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)
Тише, тише, не шуметь!
(пальчик ко рту, грозить пальчиком)
СНЕЖИНКИ
(Движения по смыслу).
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок -
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
ЗАЙЦЫ
(Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.)
Скачет зайка косой
Под высокой сосной.
Под другою сосной
Скачет зайка другой.
ДЕРЕВЦО
Дует ветер нам в лицо.
(махать руками ладошками к себе)
Закачалось деревцо.
(руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону)
Ветерок всё тише-тише,
(плавно опустить руки)
Деревцо всё выше-выше.
(поднять руки и тянуться вверх)
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Ветер тучу-мельницу
Крутит во весь дух (крутим ручками, словно мельница),
И на землю стелется
Белый-белый пух (встряхиваем ладошки).
Закрывайте окна,
Закрывайте двери (соединяем ладошки вместе).
Закрывайте уши (закрываем ушки),
Закрывайте нос (закрываем нос).
Ходит, бродит по дорогам
Старый дедушка Мороз (ходим указательным и средним пальцами)
Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет щёчки дед Мороз (щипаем названные части тела).
Белый пух, снежный пух,
Все-все-все в пуху вокруг.
Пух на шапках (показываем на названные вещи),
Пух на шубках,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно — ух! (щекочем талию)
Кто щекочет — пух!
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).
Только заиньке не спится (показываем большой палец).
Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
Мелькает он среди кустов,
Напетлял – и был таков (соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот
“НА ЁЛКЕ”
Посмотри: на нашей ёлке (сложить ладошки вместе)
Очень колкие иголки. (указательные пальцы выставлены крест-накрест)
От низа до макушки (показываем низ и верх)
Висят на ней игрушки —
Звёздочки и шарики, (сложить две руки, словно шарик)
Яркие фонарики (крутим фонарики).
ДОМАШНИЙ ТЕАТР "ПЕРВЫЙ СНЕГ"
Жил-был зайчик. Однажды утром пошел он погулять и увидел, что вся зелень, кусты и деревья стали белыми. Попробовал лапкой — холодно... Да это ведь снег!
Первый снег выпал! Обрадовался зайчик и стал прыгать и скакать, следы на снегу оставлять. Прыгает и песенку напевает: «Белый снег, белый снег, как хорош ты,белый снег!». Вдруг слышит зайчик: сучки затрещали — медвежонок идет. Топ-топ-топ-топ. «Медвежонок, давай по снегу вместе бегать, в снежки играть», — говорит зайчик. «Я бы рад, да не могу, мне пора идти в берлогу, спать ложиться до весны, чтоб приснились мишке сны». И медвежонок пошел дальше по лесу. Тут зайчик увидел — ежик бежит, ножками стучит. «Давай, ежик, с тобой бегать по снежку!» — «Не могу, я спешу в мою норку
под сосной. Пора мне спать ложиться до весны, смотреть всю ночь я буду сны» — и ежик затопал своими маленькими ножками. Удивился зайка: и медвежонок, и маленький ежик будут спать всю зиму. А зайчик зимой не спит! И он опять стал весело прыгать по снежку. «Белый снег, белый снег, как хорош ты, белый снег!».
КУКОЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ "РАЗ МОРОЗНОЮ ЗИМОЙ"
Раз морозною зимой, вдоль опушки лесной шел медведь к себе домой в теплой шубе меховой. Шел он шел к своей берлоге, по проселочной дороге и шагая через мост наступил лисе на хвост. Подняла лисица крик, зашумел темный лес. И медведь с испугу в миг на сосну большую влез. На сосне веселый дятел белке домик конопатил.
Он промолвил : Ты , медведь, должен под ноги смотреть!
С той поры медведь решил, что зимой нужно спать, по тропинкам не гулять, на хвосты не наступать!
И теперь он безмятежно спит зимой под крышей снежной и доволен неспроста , что родился без хвоста!
Можно сопровождать сказку разными звуками (ксилофон , крахмал, молоточек).
БЕЛОЧКА (по мотивам народной песенки)
(поглаживаем руку, расправляя кулачок)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
СЕМЬЯ
Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка (указательный),
Этот пальчик - папочка (средний),
Этот пальчик - мамочка (безымянный),
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).
ЁЛОЧКА.
Праздник приближается, ёлка наряжается:
Шарики висят (упражение-фонарики, кисти рук крутятся в воздухе)
Звёздочки горят,
А хлопушка – бом (хлопок в ладоши)
Конфетти кругом!
У ЖИРАФОВ
У жирафа пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках. Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела, называем любые части тела сверху вниз.
У слонов есть складки, складочки везде.
Щипаем, как бы собирая складки.
На лбу, на носу, на ушах и т.д.
У котяток шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, на носу, на ушах и т.д.
ЧАСЫ (эту игры, как правило, дети быстро запоминают, начинают делать сами. Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки. С ребёнком ближе к 1,5 годам можно делать все его ручками.
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”, рука шлёпает легонько по макушке.
Мышь скатилась кувырком.
Руки "скатываются" на по телу вниз..
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
КОШКА. (игра-расслабление, для снятия возбуждения. Ребёнок лежит на животике, вы поглаживаете его по спинке)
Придёт кошка не спеша и погладит малыша.
-МЯУ-МЯУ! - скажет кошка, - наша детка хороша!
ДОМИК.
Стенка, стенка (потрогать щечки),
Потолок (потрогать лобик),
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
Дзинь - звонок! (нажать на носик)
Паучок:
Бежит-бежит паучок, бежит по стенке (рукой-паучком мама бежит по предметам, называя их)
Бежит по…. И к (имя ребёнка, ребёнка щекочут)
Важно в этой игре – чтобы ребёнок следил глазами за движениями руки.
Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это Лизин нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки, ушки,
Щечки – толстые подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это Лизин ротик!
Покажи-ка язычок
Пощекочем твой бочок
Пощекочем твой бочок.
***
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул!
А последний – пятый пальчик
Шустро прыгает, как зайчик.
Мы сейчас его уложим
И уснем с тобою тоже!
СИНИЧКА
Птичка синичка (Пальцы собраны «клювиком»).
Прилетела к нам, к нам, к нам. (Стучим по другой ладошке — «клюем»).
Птичке синичке («Крошим»: большие пальцы трут)
Зернышки я дам, дам, дам. (об указательные и средние).
Птичка синичка (Ритмично складываем)
Зернышки клюет, клюет, (и раскрываем выпрямленные пальцы).
Птичка синичка (Можно с «птичкой» поиграть),
Песенки поет. (спеть песенку про синичку).
ДРУЖНЫЕ ДЕТИ
Дружат наши дети, (Ритмично сжимаем)
девочки и мальчики. (и разжимаем пальцы),
Мы с тобой подружим (соединяем пальцы обеих рук)
наши пальчики. (между собой).
МОРОЗ
Мороз прибежал, (Ладошками стучим по столу).
Колотушкой застучал. (Стучим кулачок о кулачок).
Мы мороза не боимся, (Резкое движение рук от себя).
Мы на санках с горки мчимся (2 раза). (Ладошкой провести по руке до кончиков пальцев, затем то же со сменой рук).
СНЕГОВИК
Давай, дружок, (Имитируем катание кома).
смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок —
Он превратится в толстый ком, (Руки перед собой сомкнуть в круг),
И станет ком снеговиком. (постепенно поднимаем руки вверх).
Его улыбка так светла! (Ладошки прижимаем к щекам, улыбаемся).
Два глаза... шляпа... (Показываем на глаза, на макушку, нос);
Нос... метла. (руку с растопыренными пальцами вверх).
Но солнце припечет слегка — (Руки вверх, медленно опускаем)
Увы! — и нет снеговика. (пожимаем плечами).
ХОЛОДНО ЗИМОЙ
Очень холодно зимой, (Обнимаем себя).
Но мы пойдем гулять с тобой. (Ладошками хлопаем по столу).
Я надену шубку, (Гладим себя по рукам),
Я надену шапку, (по голове),
Я надену шарфик, (по шейке).
А потом — красивые, (Гладим одной ладошкой другую)..
теплые, пушистые
Крошки-рукавички на ручки натяну.
1.Белый снег пушистый (Поглаживание по спинке).
В облаке кружится (Круговые движения большим),
И на землю тихо (указательным и средним пальцами).
Падает, ложится. (Растираем мышцы спины).
А наутро поле, поле забелело, (Поглаживаем спину).
Будто пеленою все его одело.
Мишка по лесу гулял,
мишка лапами топтал: (Сильное нажатие ладонями на спинку)
Топ-топ, топ-топ, (Похлопывание).
мишка лапами топтал.
Зайка по лесу гулял, (Ритмичные поступательные)
зайка по лесу скакал: (движения пальцами)
Скок-скок, скок-скок,
зайка по лесу скакал.
А лисонька-лиса,
вот какие чудеса,
По лесу гуляла,
следы заметала (2 раза). (Поглаживание по спинке).
Тушки-тутушки, (Мамы держат малышей за ручки),
веселы все детушки. (дети ритмично приседают).
Поднялся Егорка (Дети поднимаются на ноги).
на крутую горку,
С горки покатился (Мамы, держа малышей за пояс),
И в снежок свалился! (плавно опускают их по своим ногам),
(Играем 2—3 раза.) (внизу раздвигают ноги).
Снежинка
Мы ладошки раскрываем (сжимают и разжимают кулачки)
И снежинки собираем: ( показывают раскрытые ладошки)
- Раз, два, четыре, пять, ( загибают пальцы, начиная с большого)
Нет снежинок и опять: ( показывают ладошки)
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы)
Снег в ладоши набираем (сжимают и разжимают кулачки)
И снежинки все считаем:
- Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы по одному)
Каждая снежинка (попеременные хлопки ладонями)
Чётко мне видна,
Словно балеринка (работают кисти рук и пальцы)
Кружится она
Зима
Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю. (Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)
Но где же снежинки? В ладошке вода! (На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать)
Куда же исчезли снежинки? Куда? (На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи... (Мелкие потряхивания расслабленными ладонями)
Как видно, ладошки мои горячи
Облако зимнее, что несёшь в корзине ты? Снега сыпучие. Ветра колючие. Метели вьюжные. Да снежинки дружные.
Выпал снег. Упал мороз. Кошка лапой моет нос. У щенка на темной спинке тают белые снежинки. Все тропинки замело. Все кругом белым бело.
Как на тоненький ледок (Ручки вверх; медленно опускаем)
Выпал беленький снежок. (касаясь пола).
Эх, зимушка-зима, (Хлопаем руками).
зима снежная была!
Дети по снегу бежали, (Дети с мамами бегут),
Поскользнулись и упали! (падают на пол).
Эх, зимушка-зима, (Мамы с малышами встают),
зима снежная была! (берутся за руки),
Мама дитятко взяла, (водят хоровод парами).
вместе с ним в пляс пошла.
Эх, зимушка-зима,
зима снежная была!
Мы погреемся немножко, (Танцуем в парах, выполняя движения по тексту.)
Мы похлопаем в ладошки:
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! (2 раза)
Ножки тоже мы погреем,
Мы потопаем скорее:
Топ-топ, топ-топ! (2 раза)
(Энергично в парах, движения по смыслу.)
Шёл Козёл по лесу, по лесу, по лесу.
Нашёл себе Принцессу, Принцессу, Принцессу.
Давай, Козёл, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем!
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем! Мееее!
РУКАВИЧКА (короткий вариант)
Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел да и обронил рукавичку. Вот бежала мышка, влезла в эту рукавичку и говорит: «Тут я буду жить». Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает: «Кто, кто в рукавичке живет?» — «Мышка- поскребушка. А ты кто?» — «А я зайчик-побегайчик. Пусти и меня!» — «Иди». Вот их уже двое. Бежит лисичка: «Кто, кто в рукавичке живет?» — «Мышка- поскребушка да зайчик-побегайчик. Аты кто?» — «А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!» Вот их уже трое сидят. Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает: «Кто, кто в рукавичке живет?» — «Мышка-поскребушка, зайчик-побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?» — «А я волчок — серый бочок.
Пустите и меня!» — «Ну иди!» Влез и этот. Стало их четверо. А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет. «Кто, кто в рукавичке живет?» — «Мышка-поскребушка, зайчик побегайчик, лисичка-сестричка да волчок — серый бочок. А ты кто?» — «Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я
медведюшка-батюшка. Пустите и меня!» — «Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно!» — «Да как-нибудь!» — «Ну уж иди, только с краешку!» Влез и этот. Пятеро стало, да так тесно, что рукавичка, того и гляди, разорвется. А тем временем дед хватился — нету рукавички! Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда: «Гав-гав-гав!» Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ (с мизинца- к большому пальцу)
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
Зайка начал умываться.
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо!
Укладывание спать
Все котятки
Мыли лапки:
Вот так! Вот так!
Мыли ушки,
Мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко - сладко засыпали:
Вот так! Вот так!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?
Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...
Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....
Пальчиковые игры и мелкая моторика. Развитие речи через пальчиковые игры
Пальчиковые игры и мелкая моторика....
Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.
Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....
Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"
Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...