Конспект по развитию речи в средней группе на тему"Лето"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
НОД. Развитие речи.
Тема: Лето.
Цель: создание социальной ситуации развития процессе речевой активности детей
Задачи:
- способствовать расширению и уточнению знания детей о временах года
- создать условия для обогащения и активизации словаря по лексическим темам: «Лето», «Ягоды», «Дикие животные», «Насекомые».
- способствовать закреплению употребление множественного числа имен существительных в родительном падеже, согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе.
- создать условия для умения составлять связный рассказ с опорой на схему, картину.
- способствовать закреплению знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование и материалы: картинки по временам года, с изображением леса, диких животных с детенышами и насекомых (стрекоза, комар, жук, муравей и т. д.); игра «Чей домик?»; картинки с изображениями домиков белки, медведя, зайца, пчелы, муравья, мыши, птиц; картинки с изображением лесных ягод; картинки для деформированного рассказа (солнышко, трава, цветы, грибы, ягоды, листья, птицы, лес).
Цель ребенка: узнать о лете
Мотивация: в утреннем круге спросить у детей какое время года и что они знают о лете
Ход занятия.
Воспитатель (загадывает загадку):
Я соткано из зноя, Несу тепло с собою
Я реки согреваю. «Купайтесь» - приглашаю.
И любите за это. Вы все меня. Я … (Лето)
- Да, ребята, мы с вами сегодня будем говорить о лете.
Воспитатель: Выставляет большие картинки и говорит:
- Ребята, а вы любите лето?
- За что вы любите лето?
- Почему вам нравится лето? Дети: (Отвечают на заданные вопросы)
Воспитатель: - А теперь поиграем.
Игра «Чего (кого) много летом?». Воспитатель: Выставляет картинки и спрашивает:
- Чего (кого) много летом? Дети: (Отвечают на заданные вопросы):
Летом много цветов, грибов, бабочек, листочков, дождей и т. д.
Воспитатель: - Назовите летние месяцы. - Назовите первый месяц лета, последний.
Формирование представлений о смене времен года.
Выставляются картинки с временами года.
Воспитатель: - Скоро придет жаркое … Дети: (Отвечают - лето)
Воспитатель: - А потом наступит прохладная … Дети: (Отвечают - осень)
Воспитатель: - А после осени наступит холодная … Дети: (Отвечают - зима)
Воспитатель: - А после зимы наступит теплая … Дети: (Отвечают - весна)
Дидактическая игра «Какой, какая, какое?»
Воспитатель: Называет природные явления, дети должны образовать словосочетания с прилагательным «летний» согласовав его с существительным в роде, числе.
- Но скоро наступит лето, и будет:
- День какой? - Дождь какой?
- Солнце какое? - Утро какое?
- Вечер какой? - Закат какой?
- Небо какое? - Дни какие?
- Вечера какие? и т. д. Дети: (Отвечают – например: день – летний и т. д.)
Воспитатель: - Хорошо летом. Давайте мы с вами пойдем, прогуляемся по летнему лесу.
Физкультминутка
По дороге мы идем. (шагают; )
Путь далек, далек наш дом. Жаркий день, сядем в тень. (садятся; )
Мы под дубом посидим, Мы под дубом полежим. (ложатся;)
Полежим, отдохнем, Потом дальше пойдем (встают и идут дальше. )
Воспитатель (показывает картинку и говорит): - Вот мы и в лесу.
- Каких животных мы можем встретить в лесу?
- Как называются эти животные? - Кто заботится о диких животных?
Дети: (Отвечают – например: животные в лесу – дикие. Кто заботится? – Никто, они сами добывают себе корм, сами строят жилища, заботятся о своих детенышах.)
Дидактическая игра «Закончи предложения названиями детенышей»
Воспитатель задает вопросы: Дети отвечают:
- У волчицы появились…? - волчата;
- У медведицы родилось двое …? - медвежат;
- У белки появился один …? - бельчонок;
- У зайчихи родилось трое …? - зайчат;
- У лисы появилось двое …? - лисят;
- У ежика родились …? - ежата.
Работа над звуковой стороной речи.
Воспитатель: - А еще в лесу летом можно встретить много насекомых. Повторите чистоговорки:
- За – за – за, вот порхает стрекоза. - Ры – ры – ры, прилетели комары.
- Чок – чок – чок, по листу ползет жучок. - Вей – вей – вей, прибежал к нам муравей.
Дидактическая игра «Насекомые»
- Кто из насекомых летает? - комары; - А кто из насекомых ползает? - муравьи;
- А какие насекомые прыгают? - кузнечик.
Дидактическая игра «Чей домик?»
Воспитатель: - Как хорошо летом: тепло, ярко светит солнышко, можно долго гулять. Вот и лесные жители обрадовались теплому летнему дню и вышли из своих домиков погулять.
(Раздает детям картинки с изображениями лесных жителей)
- Но вот большая туча закрыла солнышко, загремел гром, пошел сильный дождь.
- Помогите лесным жителям найти свои домики. (Раскладывает на столе картинки с изображением домиков)
- Кто изображен на твоей картинке? - Где живет …?
- Кто живет в норке? - Кто живет в дупле?
Воспитатель: - Ребята, вставайте, пойдем дальше гулять по лесу.
Физкультминутка
Мы по лесу шли, шли. идут; Землянику нашли.( садятся)
Сели, съели и дальше пошли. (встают, идут дальше; )
Мы по лесу шли, шли. идут; И малину нашли. (наклоняются; )
Присядем на полянке (садятся. ) И песенку споем.
Образование родительного падежа
- Мы ходили в лес и набрали ягод. (Выставляет картинки с изображениями ягод: земляники, черники, брусники, клюквы, малины, ежевики и т. д.)
- Ягоды, какие? - ароматные, душистые, сладкие, вкусные;
- Мама сварила варенье из малины.
Какое варенье получилось? - малиновое;
- Джем из земляники. Какой джем? - земляничный;
- Сироп из черники. Какой сироп? - черничный;
- Повидло из ежевики. Какое повидло? - ежевичное;
- Компот из брусники. Какой компот? - брусничный;
- Сок из клюквы. Какой сок? - клюквенный.
- Ребята, хорошо мы с вами погуляли в лесу. А теперь давайте вместе сочиним рассказ о нашей прогулке.
Воспитатель читает рассказ «Летом в лесу».
Наступило лето. Очень ярко светит … (солнышко). На лесной полянке растет зеленая … (травка) и лесные … (цветы). В тени деревьев появилось много … (грибов). На кустах созрели … (ягоды). На деревьях много зеленых … (листьев). В лесу весело щебечут … (птицы). Хорошо летом в … (лесу).
Дети называют слово, соответствующее смыслу прочитанного предложения.
Воспитатель подводит итог занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv.rechi_.leto_.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
23.05.23г. НОД. Развитие речи.
Белкина А.Н
Тема: Лето.
Цель: создание социальной ситуации развития процессе речевой активности детей
Задачи:
- способствовать расширению и уточнению знания детей о временах года
- создать условия для обогащения и активизации словаря по лексическим темам: «Лето», «Ягоды», «Дикие животные», «Насекомые».
- способствовать закреплению употребление множественного числа имен существительных в родительном падеже, согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе.
- создать условия для умения составлять связный рассказ с опорой на схему, картину.
- способствовать закреплению знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование и материалы: картинки по временам года, с изображением леса, диких животных с детенышами и насекомых (стрекоза, комар, жук, муравей и т. д.); игра «Чей домик?»; картинки с изображениями домиков белки, медведя, зайца, пчелы, муравья, мыши, птиц; картинки с изображением лесных ягод; картинки для деформированного рассказа (солнышко, трава, цветы, грибы, ягоды, листья, птицы, лес).
Цель ребенка: узнать о лете
Мотивация: в утреннем круге спросить у детей какое время года и что они знают о лете
Ход занятия.
Воспитатель (загадывает загадку):
Я соткано из зноя, Несу тепло с собою
Я реки согреваю. «Купайтесь» - приглашаю.
И любите за это. Вы все меня. Я … (Лето)
- Да, ребята, мы с вами сегодня будем говорить о лете.
Воспитатель: Выставляет большие картинки и говорит:
- Ребята, а вы любите лето?
- За что вы любите лето?
- Почему вам нравится лето? Дети: (Отвечают на заданные вопросы)
Воспитатель: - А теперь поиграем.
Игра «Чего (кого) много летом?». Воспитатель: Выставляет картинки и спрашивает:
- Чего (кого) много летом? Дети: (Отвечают на заданные вопросы):
Летом много цветов, грибов, бабочек, листочков, дождей и т. д.
Воспитатель: - Назовите летние месяцы. - Назовите первый месяц лета, последний.
Формирование представлений о смене времен года.
Выставляются картинки с временами года.
Воспитатель: - Скоро придет жаркое … Дети: (Отвечают - лето)
Воспитатель: - А потом наступит прохладная … Дети: (Отвечают - осень)
Воспитатель: - А после осени наступит холодная … Дети: (Отвечают - зима)
Воспитатель: - А после зимы наступит теплая … Дети: (Отвечают - весна)
Дидактическая игра «Какой, какая, какое?»
Воспитатель: Называет природные явления, дети должны образовать словосочетания с прилагательным «летний» согласовав его с существительным в роде, числе.
- Но скоро наступит лето, и будет:
- День какой? - Дождь какой?
- Солнце какое? - Утро какое?
- Вечер какой? - Закат какой?
- Небо какое? - Дни какие?
- Вечера какие? и т. д. Дети: (Отвечают – например: день – летний и т. д.)
Воспитатель: - Хорошо летом. Давайте мы с вами пойдем, прогуляемся по летнему лесу.
Физкультминутка
По дороге мы идем. (шагают; )
Путь далек, далек наш дом. Жаркий день, сядем в тень. (садятся; )
Мы под дубом посидим, Мы под дубом полежим. (ложатся;)
Полежим, отдохнем, Потом дальше пойдем (встают и идут дальше. )
Воспитатель (показывает картинку и говорит): - Вот мы и в лесу.
- Каких животных мы можем встретить в лесу?
- Как называются эти животные? - Кто заботится о диких животных?
Дети: (Отвечают – например: животные в лесу – дикие. Кто заботится? – Никто, они сами добывают себе корм, сами строят жилища, заботятся о своих детенышах.)
Дидактическая игра «Закончи предложения названиями детенышей»
Воспитатель задает вопросы: Дети отвечают:
- У волчицы появились…? - волчата;
- У медведицы родилось двое …? - медвежат;
- У белки появился один …? - бельчонок;
- У зайчихи родилось трое …? - зайчат;
- У лисы появилось двое …? - лисят;
- У ежика родились …? - ежата.
Работа над звуковой стороной речи.
Воспитатель: - А еще в лесу летом можно встретить много насекомых. Повторите чистоговорки:
- За – за – за, вот порхает стрекоза. - Ры – ры – ры, прилетели комары.
- Чок – чок – чок, по листу ползет жучок. - Вей – вей – вей, прибежал к нам муравей.
Дидактическая игра «Насекомые»
- Кто из насекомых летает? - комары; - А кто из насекомых ползает? - муравьи;
- А какие насекомые прыгают? - кузнечик.
Дидактическая игра «Чей домик?»
Воспитатель: - Как хорошо летом: тепло, ярко светит солнышко, можно долго гулять. Вот и лесные жители обрадовались теплому летнему дню и вышли из своих домиков погулять.
(Раздает детям картинки с изображениями лесных жителей)
- Но вот большая туча закрыла солнышко, загремел гром, пошел сильный дождь.
- Помогите лесным жителям найти свои домики. (Раскладывает на столе картинки с изображением домиков)
- Кто изображен на твоей картинке? - Где живет …?
- Кто живет в норке? - Кто живет в дупле?
Воспитатель: - Ребята, вставайте, пойдем дальше гулять по лесу.
Физкультминутка
Мы по лесу шли, шли. идут; Землянику нашли.( садятся)
Сели, съели и дальше пошли. (встают, идут дальше; )
Мы по лесу шли, шли. идут; И малину нашли. (наклоняются; )
Присядем на полянке (садятся. ) И песенку споем.
Образование родительного падежа
- Мы ходили в лес и набрали ягод. (Выставляет картинки с изображениями ягод: земляники, черники, брусники, клюквы, малины, ежевики и т. д.)
- Ягоды, какие? - ароматные, душистые, сладкие, вкусные;
- Мама сварила варенье из малины.
Какое варенье получилось? - малиновое;
- Джем из земляники. Какой джем? - земляничный;
- Сироп из черники. Какой сироп? - черничный;
- Повидло из ежевики. Какое повидло? - ежевичное;
- Компот из брусники. Какой компот? - брусничный;
- Сок из клюквы. Какой сок? - клюквенный.
- Ребята, хорошо мы с вами погуляли в лесу. А теперь давайте вместе сочиним рассказ о нашей прогулке.
Воспитатель читает рассказ «Летом в лесу».
Наступило лето. Очень ярко светит … (солнышко). На лесной полянке растет зеленая … (травка) и лесные … (цветы). В тени деревьев появилось много … (грибов). На кустах созрели … (ягоды). На деревьях много зеленых … (листьев). В лесу весело щебечут … (птицы). Хорошо летом в … (лесу).
Дети называют слово, соответствующее смыслу прочитанного предложения.
Воспитатель подводит итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи в средней группе на тему « Игра-путешествие. Транспорт»
Расширять знания детей о транспорте, закреплять умения выделять некоторые особенности предметов; умения делать простейшие умозаключения; развивать связную речь; умения сравнивать, классифицировать, ан...
Конспект по развитию речи в средней группе на тему "деревья".
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "деревья"....
Конспект по развитию речи в средней группе на тему: "Моя семья".
Цель: уточнение представлений детей о семье и родственных отношениях.Задачи:1) Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью.2) Развивать диалогическую речь ...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме «Лето»
Цели : расширить словарь детей по теме "Лето";развивать умение в подборе слов-признаков, речь с движением;учить подбирать предметы к признакам, слова-антонимы...
Конспект по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи: звуки л, ль»
Цель: Упражнять детей в чётком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие — учить определять слова со звуками л, ль....