Конспект по развитию речи в средней группе на тему"Лето"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Белкина Альбина Николаевна

 НОД. Развитие речи.

Тема: Лето.

Цель: создание социальной ситуации развития процессе речевой активности детей

Задачи:

- способствовать расширению и уточнению знания детей о временах года

- создать условия для обогащения и активизации словаря по лексическим темам: «Лето», «Ягоды», «Дикие животные», «Насекомые».

- способствовать закреплению употребление множественного числа имен существительных в родительном падеже, согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе.

- создать условия для умения составлять связный рассказ с опорой на схему, картину.

- способствовать закреплению знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Воспитывать любовь к природе. 
Оборудование и материалы: картинки по временам года, с изображением леса, диких животных с детенышами и  насекомых (стрекоза, комар, жук, муравей и т. д.); игра «Чей домик?»; картинки с изображениями домиков белки, медведя, зайца, пчелы, муравья, мыши, птиц; картинки с изображением лесных ягод; картинки для деформированного рассказа (солнышко, трава, цветы, грибы, ягоды, листья, птицы, лес).

Цель ребенка: узнать о лете

Мотивация: в утреннем круге спросить у детей какое время года и что они знают о лете
Ход занятия. 
Воспитатель (загадывает загадку): 
Я соткано из зноя, Несу тепло с собою 
Я реки согреваю. «Купайтесь» - приглашаю. 
И любите за это. Вы все меня. Я … (Лето) 
- Да, ребята, мы с вами сегодня будем говорить о лете. 
Воспитатель: Выставляет большие картинки и говорит: 
- Ребята, а вы любите лето? 
- За что вы любите лето? 
- Почему вам нравится лето? Дети: (Отвечают на заданные вопросы) 
Воспитатель: - А теперь поиграем. 
Игра «Чего (кого) много летом?». Воспитатель: Выставляет картинки и спрашивает: 
- Чего (кого) много летом?  Дети: (Отвечают на заданные вопросы): 
Летом много цветов, грибов, бабочек, листочков, дождей и т. д. 
Воспитатель: - Назовите летние месяцы. - Назовите первый месяц лета, последний. 

 Формирование представлений о смене времен года.

Выставляются картинки с временами года. 
Воспитатель: - Скоро придет жаркое … Дети: (Отвечают - лето) 
Воспитатель: - А потом наступит прохладная … Дети: (Отвечают - осень) 
Воспитатель: - А после осени наступит холодная … Дети: (Отвечают - зима) 
Воспитатель: - А после зимы наступит теплая … Дети: (Отвечают - весна) 
Дидактическая игра «Какой, какая, какое?» 
Воспитатель: Называет природные явления, дети должны образовать словосочетания с прилагательным «летний» согласовав его с существительным в роде, числе. 
- Но скоро наступит лето, и будет: 
- День какой?  - Дождь какой? 
- Солнце какое?  - Утро какое? 
- Вечер какой?  - Закат какой? 
- Небо какое?  - Дни какие? 
- Вечера какие?  и т. д.  Дети: (Отвечают – например: день – летний и т. д.) 
Воспитатель: - Хорошо летом. Давайте мы с вами пойдем, прогуляемся по летнему лесу.
Физкультминутка 
По дороге мы идем. (шагают; )
Путь далек, далек наш дом.  Жаркий день, сядем в тень. (садятся; )
Мы под дубом посидим, Мы под дубом полежим. (ложатся;) 
Полежим, отдохнем, Потом дальше пойдем (встают и идут дальше. )
Воспитатель  (показывает картинку и говорит): - Вот мы и в лесу. 
- Каких животных мы можем встретить в лесу? 
- Как называются эти животные?  - Кто заботится о диких животных? 
Дети: (Отвечают – например: животные в лесу – дикие. Кто заботится? – Никто, они сами добывают себе корм, сами строят жилища, заботятся о своих детенышах.) 
Дидактическая игра  «Закончи предложения названиями детенышей» 
Воспитатель задает вопросы: Дети отвечают: 
- У волчицы появились…? - волчата; 
- У медведицы родилось двое …? - медвежат; 
- У белки появился один …? - бельчонок; 
- У зайчихи родилось трое …? - зайчат; 

- У лисы появилось двое …? - лисят; 
- У ежика родились …? - ежата. 
Работа над звуковой стороной речи. 
Воспитатель: - А еще в лесу летом можно встретить много насекомых. Повторите чистоговорки:
- За – за – за, вот порхает стрекоза. - Ры – ры – ры, прилетели комары. 
- Чок – чок – чок, по листу ползет жучок. - Вей – вей – вей, прибежал к нам муравей. 

Дидактическая игра «Насекомые»
- Кто из насекомых летает? - комары;  - А кто из насекомых ползает? - муравьи; 
- А какие насекомые прыгают? - кузнечик. 
Дидактическая игра «Чей домик?» 
Воспитатель: - Как хорошо летом: тепло, ярко светит солнышко, можно долго гулять. Вот и лесные жители обрадовались теплому летнему дню и вышли из своих домиков погулять. 
(Раздает детям картинки с изображениями лесных жителей) 
- Но вот большая туча закрыла солнышко, загремел гром, пошел сильный дождь. 
- Помогите лесным жителям найти свои домики. (Раскладывает на столе картинки с изображением домиков) 
- Кто изображен на твоей картинке?  - Где живет …? 
- Кто живет в норке?  - Кто живет в дупле? 
Воспитатель: - Ребята, вставайте, пойдем дальше гулять по лесу. 
Физкультминутка 
Мы по лесу шли, шли. идут;  Землянику нашли.( садятся)
Сели, съели и дальше пошли. (встают, идут дальше; )
Мы по лесу шли, шли. идут; И малину нашли. (наклоняются; )
Присядем на полянке (садятся. ) И песенку споем. 
Образование родительного падежа 
- Мы ходили в лес и набрали ягод. (Выставляет картинки с изображениями ягод: земляники, черники, брусники, клюквы, малины, ежевики и т. д.) 
- Ягоды, какие? - ароматные, душистые, сладкие, вкусные; 
- Мама сварила варенье из малины. 
Какое варенье получилось? - малиновое; 
- Джем из земляники. Какой джем? - земляничный; 
- Сироп из черники. Какой сироп? - черничный; 
- Повидло из ежевики. Какое повидло? - ежевичное; 
- Компот из брусники. Какой компот? - брусничный; 
- Сок из клюквы. Какой сок? - клюквенный. 

- Ребята, хорошо мы с вами погуляли в лесу. А теперь давайте вместе сочиним рассказ о нашей прогулке. 
Воспитатель читает рассказ «Летом в лесу». 
Наступило лето. Очень ярко светит … (солнышко). На лесной полянке растет зеленая … (травка) и лесные … (цветы). В тени деревьев появилось много … (грибов). На кустах созрели … (ягоды). На деревьях много зеленых … (листьев). В лесу весело щебечут … (птицы). Хорошо летом в … (лесу). 
Дети называют слово, соответствующее смыслу прочитанного предложения.

Воспитатель подводит итог занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv.rechi_.leto_.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

23.05.23г. НОД. Развитие речи.

Белкина А.Н

Тема: Лето.

Цель: создание социальной ситуации развития процессе речевой активности детей

Задачи:

- способствовать расширению и уточнению знания детей о временах года

- создать условия для обогащения и активизации словаря по лексическим темам: «Лето», «Ягоды», «Дикие животные», «Насекомые».

- способствовать закреплению употребление множественного числа имен существительных в родительном падеже, согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе.

- создать условия для умения составлять связный рассказ с опорой на схему, картину.

- способствовать закреплению знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Воспитывать любовь к природе. 
Оборудование и материалы: картинки по временам года, с изображением леса, диких животных с детенышами и  насекомых (стрекоза, комар, жук, муравей и т. д.); игра «Чей домик?»; картинки с изображениями домиков белки, медведя, зайца, пчелы, муравья, мыши, птиц; картинки с изображением лесных ягод; картинки для деформированного рассказа (солнышко, трава, цветы, грибы, ягоды, листья, птицы, лес).

Цель ребенка: узнать о лете

Мотивация: в утреннем круге спросить у детей какое время года и что они знают о лете
Ход занятия. 
Воспитатель (загадывает загадку): 
Я соткано из зноя, Несу тепло с собою 
Я реки согреваю. «Купайтесь» - приглашаю. 
И любите за это. Вы все меня. Я … (Лето) 
- Да, ребята, мы с вами сегодня будем говорить о лете. 
Воспитатель: Выставляет большие картинки и говорит: 
- Ребята, а вы любите лето? 
- За что вы любите лето? 
- Почему вам нравится лето? Дети: (Отвечают на заданные вопросы) 
Воспитатель: - А теперь поиграем. 
Игра «Чего (кого) много летом?». Воспитатель: Выставляет картинки и спрашивает: 
- Чего (кого) много летом?  Дети: (Отвечают на заданные вопросы): 
Летом много цветов, грибов, бабочек, листочков, дождей и т. д. 
Воспитатель: - Назовите летние месяцы. - Назовите первый месяц лета, последний. 

 Формирование представлений о смене времен года.

Выставляются картинки с временами года. 
Воспитатель: - Скоро придет жаркое … Дети: (Отвечают - лето) 
Воспитатель: - А потом наступит прохладная … Дети: (Отвечают - осень) 
Воспитатель: - А после осени наступит холодная … Дети: (Отвечают - зима) 
Воспитатель: - А после зимы наступит теплая … Дети: (Отвечают - весна) 
Дидактическая игра «Какой, какая, какое?» 
Воспитатель: Называет природные явления, дети должны образовать словосочетания с прилагательным «летний» согласовав его с существительным в роде, числе. 
- Но скоро наступит лето, и будет: 
- День какой?  - Дождь какой? 
- Солнце какое?  - Утро какое? 
- Вечер какой?  - Закат какой? 
- Небо какое?  - Дни какие? 
- Вечера какие?  и т. д.  Дети: (Отвечают – например: день – летний и т. д.) 
Воспитатель: - Хорошо летом. Давайте мы с вами пойдем, прогуляемся по летнему лесу.
Физкультминутка 
По дороге мы идем. (шагают; )
Путь далек, далек наш дом.  Жаркий день, сядем в тень. (садятся; )
Мы под дубом посидим, Мы под дубом полежим. (ложатся;) 
Полежим, отдохнем, Потом дальше пойдем (встают и идут дальше. )
Воспитатель  (показывает картинку и говорит): - Вот мы и в лесу. 
- Каких животных мы можем встретить в лесу? 
- Как называются эти животные?  - Кто заботится о диких животных? 
Дети: (Отвечают – например: животные в лесу – дикие. Кто заботится? – Никто, они сами добывают себе корм, сами строят жилища, заботятся о своих детенышах.) 
Дидактическая игра  «Закончи предложения названиями детенышей» 
Воспитатель задает вопросы: Дети отвечают: 
- У волчицы появились…? - волчата; 
- У медведицы родилось двое …? - медвежат; 
- У белки появился один …? - бельчонок; 
- У зайчихи родилось трое …? - зайчат; 

- У лисы появилось двое …? - лисят; 
- У ежика родились …? - ежата. 
Работа над звуковой стороной речи. 
Воспитатель: - А еще в лесу летом можно встретить много насекомых. Повторите чистоговорки:
- За – за – за, вот порхает стрекоза. - Ры – ры – ры, прилетели комары. 
- Чок – чок – чок, по листу ползет жучок. - Вей – вей – вей, прибежал к нам муравей. 

Дидактическая игра «Насекомые»
- Кто из насекомых летает? - комары;  - А кто из насекомых ползает? - муравьи; 
- А какие насекомые прыгают? - кузнечик. 
Дидактическая игра «Чей домик?» 
Воспитатель: - Как хорошо летом: тепло, ярко светит солнышко, можно долго гулять. Вот и лесные жители обрадовались теплому летнему дню и вышли из своих домиков погулять. 
(Раздает детям картинки с изображениями лесных жителей) 
- Но вот большая туча закрыла солнышко, загремел гром, пошел сильный дождь. 
- Помогите лесным жителям найти свои домики. (Раскладывает на столе картинки с изображением домиков) 
- Кто изображен на твоей картинке?  - Где живет …? 
- Кто живет в норке?  - Кто живет в дупле? 
Воспитатель: - Ребята, вставайте, пойдем дальше гулять по лесу. 
Физкультминутка 
Мы по лесу шли, шли. идут;  Землянику нашли.( садятся)
Сели, съели и дальше пошли. (встают, идут дальше; )
Мы по лесу шли, шли. идут; И малину нашли. (наклоняются; )
Присядем на полянке (садятся. ) И песенку споем. 
Образование родительного падежа 
- Мы ходили в лес и набрали ягод. (Выставляет картинки с изображениями ягод: земляники, черники, брусники, клюквы, малины, ежевики и т. д.) 
- Ягоды, какие? - ароматные, душистые, сладкие, вкусные; 
- Мама сварила варенье из малины. 
Какое варенье получилось? - малиновое; 
- Джем из земляники. Какой джем? - земляничный; 
- Сироп из черники. Какой сироп? - черничный; 
- Повидло из ежевики. Какое повидло? - ежевичное; 
- Компот из брусники. Какой компот? - брусничный; 
- Сок из клюквы. Какой сок? - клюквенный. 

- Ребята, хорошо мы с вами погуляли в лесу. А теперь давайте вместе сочиним рассказ о нашей прогулке. 
Воспитатель читает рассказ «Летом в лесу». 
Наступило лето. Очень ярко светит … (солнышко). На лесной полянке растет зеленая … (травка) и лесные … (цветы). В тени деревьев появилось много … (грибов). На кустах созрели … (ягоды). На деревьях много зеленых … (листьев). В лесу весело щебечут … (птицы). Хорошо летом в … (лесу). 
Дети называют слово, соответствующее смыслу прочитанного предложения.

Воспитатель подводит итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в средней группе на тему « Игра-путешествие. Транспорт»

Расширять знания детей о транспорте, закреплять умения выделять некоторые особенности предметов; умения делать простейшие умозаключения; развивать связную речь; умения сравнивать, классифицировать, ан...

Конспект по развитию речи в средней группе на тему "деревья".

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "деревья"....

Конспект по развитию речи в средней группе на тему: "Моя семья".

Цель: уточнение представлений детей о семье и родственных отношениях.Задачи:1) Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью.2) Развивать диалогическую речь ...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме «Лето»

Цели : расширить словарь детей по теме "Лето";развивать умение в подборе слов-признаков, речь с движением;учить подбирать предметы к признакам, слова-антонимы...

Конспект по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи: звуки л, ль»

Цель: Упражнять детей в чётком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие — учить определять слова со звуками л, ль....