Программа развития
рабочая программа по развитию речи
Развитие - это целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующееся разноуровневой организацией, инновационной направленностью и постоянно увеличивающимся потенциалом роста. Этот процесс сложный и длительный, требующий организации, согласованности действий всех сотрудников учреждения, контроля над промежуточными результатами.
Программа развития МБДОУ (далее Программа) - это система действий для достижения желаемого результата развития учреждения. Программа направлена на повышение качества воспитания и обучения в МБДОУ «Детский сад № 152» и предполагает активное участие всех участников педагогического процесса в ее реализации - руководителей образовательной организации, педагогов, детей и их родителей.
Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа исходного состояния детского сада, потребности родителей, воспитанников в образовательных и иных услугах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_mbdou_152_2022.docx | 260.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Раздел 2. Информационная справка 6
3.1. SWOT-анализ потенциала развития образовательной организации. 18
3.2. Аналитико – прогностическое обоснование программы развития программы развития………………………………………..………………………………………………..19
Раздел 4. Концепция развития ДОУ 20
4.1. Механизм реализации программы развития……………………………………………..22
4.2. Структура обновленного образовательного процесса…………………………………..22
4.3. Образ выпускника образовательной организации……………………………………….25
4.4. Образ педагога образовательной организации…………………………………………..26
Раздел 5. Основные направления Программы развития ДОУ 28
5.1. Этапы реализации программы развития………………………………………………….28
5.2. Система управления программой развития………………………………...……………29
5.3. План работы педагогического коллектива по реализации программы развития……...30
Раздел 6. Критерии эффективности реализации программы развития 32
Раздел 7. Экспертный лист Программы Развития ДОУ 34
Введение
Развитие - это целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующееся разноуровневой организацией, инновационной направленностью и постоянно увеличивающимся потенциалом роста. Этот процесс сложный и длительный, требующий организации, согласованности действий всех сотрудников учреждения, контроля над промежуточными результатами.
Программа развития МБДОУ (далее Программа) - это система действий для достижения желаемого результата развития учреждения. Программа направлена на повышение качества воспитания и обучения в МБДОУ «Детский сад № 152» и предполагает активное участие всех участников педагогического процесса в ее реализации - руководителей образовательной организации, педагогов, детей и их родителей.
Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа исходного состояния детского сада, потребности родителей, воспитанников в образовательных и иных услугах.
Раздел 1. Паспорт Программы
1 | Наименование Программы | Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Иваново «Детский сад № 152» |
2. | Нормативно – правовая база |
|
3. | Разработчик программы | МБДОУ «Детский сад № 152» |
4. | Исполнители программы | Все сотрудники МБДОУ «Детский сад № 152» |
5. | Цель Программы | Создание системы работы по развитию речи дошкольников. |
6. | Задачи Программы |
|
7. | Сроки реализации Программы | Программа разработана на 2022 - 2026 годы и будет реализована в три этапа: I этап (подготовительный) июнь 2022 г.- август 2022 г. Цель: подготовить ресурсы для реализации Программы Развития II этап (реализации) сентябрь 2022 г.- май 2027 г. Цель: практическая реализация Программы Развития |
III этап (обобщающий) июнь-август 2027 г. Цель: выявление соответствия полученных результатов по основным направлениям Развития ДОУ поставленным целям и задачам | ||
8. | Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
|
11. | Система организации контроля реализации Программы, периодичность отчета исполнителей, срок предоставления отчетных материалов | Контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация ДОУ. Результаты контроля будут и доступны для всех участников образовательного процесса. В экспертизе качества мероприятий реализуемой Программы будут участвовать администрация, педагоги ДОУ и представители родительского сообщества. В ходе контроля реализации этапов Программы будут использоваться педагогические методы отслеживания результативности деятельности всех участников образовательного процесса, путем сбора, обработки, анализа статистической, справочной и аналитической информации и оценки достигнутых результатов с периодичностью 1 раз в год (в конце учебного года). Полученные данные будут оформляться в виде аналитического отчёта о результатах самообследования ДОУ с обязательным его размещением на официальном сайте ДОУ в срок не позднее 20 апреля текущего года. Полученные результаты будут служить основанием для внесения (при необходимости) корректировочных поправок в план реализации Программы. |
Раздел 2. Информационная справка
Полное наименование ДОУ | муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иваново «Детский сад № 152» | |
Адрес | 153014, г. Иваново, Почтовой отделение 14, д. 8 | |
Учредитель | Управление образования Администрации города Иваново | |
Предмет деятельности ДОУ | Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования; присмотр и уход за детьми в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. | |
Вид деятельности | - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; - обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников; - воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; - осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; - взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития воспитанников; - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей; - организация оздоровительных мероприятий, оказание профилактической помощи воспитанникам. | |
Телефон | (4932) 47-00-77 | |
Сайт | http://dou152.ivedu.ru | |
Почта | dou152@ivedu.ru | |
Социальное партнерство | Партнерские отношения ДОУ налажены с Дворцом детского и юношеского творчества, Центром социальной помощи семье и детям Октябрьского района, музеем ВТА, детской библиотекой №10 и родителями. С целью повышения качества образовательных услуг, уровня реализации Образовательной программы ДОУ в течение учебного года коллектив детского сада поддерживал прочные отношения с социальными учреждениями:
В Доме творчества старшие дошкольники посещают различные секции и концерты различных коллективов. Наши воспитанники посещают детскую библиотеку. Сотрудники библиотеки организовывают для детей различные праздники, игры, беседы, развлечения, тематические выставки в ДОУ. Детский сад сотрудничает с детской поликлиникой № 5 и «Центром здоровья для детей» (диагностическим центром). Такое взаимодействие помогает выявить и предупредить различные заболевания, оказать своевременную помощь детям. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №152" успешно функционирует с 1963 года. В нем бережно сохраняются и развиваются лучшие традиции воспитания здорового поколения, обеспечение физического и психического здоровья ребенка, постоянно идет поиск новых технологий работы с детьми дошкольного возраста.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №152" расположено по адресу: 153014, г. Иваново, п/о 14, д.8.
Здание ДОУ расположено в военном городке, хорошо вписывается в окружающий ландшафт. Шумовой фон нормальный.
Опасных мест для прогулки на территории детского сада нет, уровень освещённости, влажности соответствует санитарным нормам.
Материально – техническая база ДОУ
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) организована на принципах ФГОС ДО. РППС организуется таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметно-пространственное окружение ДОУ эстетически продумано и оформлено. В каждой возрастной группе создана своя предметно-развивающая среда, созвучная тем программам и технологиям, по которым работают педагоги.
Каждая группа имеет групповое помещение, приёмную, туалетную комнаты. Группы оборудованы необходимой мебелью, мягким инвентарём. В 5-ти группах имеются мини-стадионы.
При оформлении групповых ячеек воспитатели исходят их требований безопасности используемого материала для здоровья детей, а также характера воспитательно-образовательной модели, которая лежит в основе планирования и оборудования группы.
В ДОУ имеется медицинский блок, состоящий из кабинета для медицинских работников, изолятора, процедурного кабинета. Оборудован 1 музыкальный зал совместный со спортивным.
В физкультурной зоне зала располагают все виды оборудования, необходимыми для ведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Имеются мячи всех размеров, гимнастические мячи разной формы, палки, предметы для выполнения общеразвивающих упражнений, гимнастические стенки, скамейки, кольца для метания, тактильные дорожки, обручи, маты гимнастические (большие и маленькие), мешочки для метания, степ - платформы. Большой перечень нестандартного оборудования.
В музыкальной зоне зала имеется пианино, музыкальный центр, телевизор, наборы музыкальных инструментов, диски с записями музыки различных жанров, музыкальных сказок, музыкально-дидактические игры.
В ДОУ имеются технические средства: проектор, экран, телевизоры, магнитофоны, компьютеры.
Имеется достаточное количество научно-методической литературы и учебно-наглядных пособий для обеспечения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Режим работы ДОУ
Деятельность ДОУ в режиме развития — целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития.
Детский сад работает с понедельника по пятницу с 7.00 до 19.00. Режим дня соответствует гигиеническим требованиям к организации образовательного процесса и предусматривает: - четкую ориентацию на возрастные и психические возможности детей, - выделение достаточного количества времени для сна, прогулки, строгое соблюдение интервалов между приемами пищи; - наличие целесообразного соотношения организованной взрослыми и самостоятельной деятельности детей.
Обеспечение безопасности
В целях осуществления комплекса организационных и профилактических мер по предупреждению террористических актов, пожаров подготовлены нормативно – распорядительные документы, регламентирующие деятельность МБДОУ по организации антитеррористической и противопожарной защищенности, а также проведены мероприятия, направленные на формирование практических навыков дошкольников по безопасности жизнедеятельности. Установлена и обслуживается кнопка тревожной сигнализации, которая контролируется через пульт вневедомственной охраны.
Ведется работа по предупреждению травматизма среди детей, антитеррористическая и противопожарная работа. Для обеспечения пожарной безопасности установлена автоматическая пожарная сигнализация, разработана схема оповещения МБДОУ "Детский сад №152".
В ДОУ осуществляется направленная деятельность по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма. С родителями проводится инструктажи, родительские собрания, развлечения с включением вопроса о правилах безопасного поведения детей на улицах и дорогах. В группе оформлены уголки, посвященные безопасности дорожного движения.
На территории детского сада ведется круглосуточное видеонаблюдение.
Контингент воспитанников
В ДОУ воспитывается 216 детей.
Виды групп:
11 групп общеразвивающей направленности:
3 – ясли (от 1 до 2 лет) – 57 детей
1 - первая младшая группа (от 2 до 3 лет) – 21 ребенок
1 – вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) – 21 ребенок
1 – средняя группа (от 4 до 5 лет) – 22 ребенка
2 – старшие группы (от 5 до 6 лет) – 43 ребенка
2– подготовительные группы (от 6 до 7 лет) – 52 ребенка
Переполненности нет ни в одной группе. Количество детей указано по списку, без учета фактического присутствия.
Режим работы | Показатель | Сад | Ранний возраст (чел) |
общеразвивающие | общеразвивающие | ||
12 часов | Детей | 138 | 78 |
Групп | 7 групп | 4 группы | |
ИТОГО | 138/7групп | 78/4 группу |
Социальный паспорт семей воспитанников
Из 177 опрошенных семей были выявлены следующие категории семей:
Типология семей по составу
тип | количество | % |
полная | 152 | 85,9% |
неполная | 25 | 14,1% |
Таким образом, видим, что большинство семей полные.
По диаграмме видно, что количество полных семей выросло по отношению к 2021 году, а количество неполных семей – сокращается.
Типология семей по количеству детей в семье
тип | количество | % |
многодетная | 11 | 6,2% |
2 ребенка | 87 | 49,2% |
1 ребенок | 79 | 44,6% |
Большинство семей имеют двух детей.
По диаграммам видно, что количество многодетных семей за 2021 г. увеличилось на 1,2%, а количество семей с одним ребенком увеличилось на 12.7%. Количество семей с двумя детьми уменьшилось на 14.7% по сравнению с прошлым годом.
Уровень дохода семей
уровень | количество | % |
Низкий | 27 | 15,3% |
Средний | 147 | 83% |
Высокий | 3 | 1,7 % |
С целью создания единого образовательного пространства развития ребенка в семье и ДОУ разработана технология работы с родителями, которая включает в себя:
1. Адаптационный период: знакомство с ДОУ (договор, экскурсия, знакомство с программой).
2. Выявление потребностей, интересов и возможностей семьи. Разработка системы мероприятий и подбор дифференцированных форм работы.
3. Реализация общих мероприятий: школа психолога, совместные праздники, родительские собрания, обустройство участков и помещений детского сада.
4. Дифференцированная работа с семьями с учетом проблемного поля семьи: посещение ребенка на дому, почтовый ящик «Поговорим о наших детях», буклеты с оперативной информацией, консультации, беседы.
Структура управления ДОУ
Управление детским садом осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления. Управляющая система состоит из двух структур, деятельность которых регламентируется Уставом ДОУ и соответствующими положениями. Организационная структура управления ДОУ представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. В Учреждении сформированы коллегиальные органы управления, к которым относятся:
- Общее собрание работников Учреждения;
- Педагогический совет Учреждения;
- Управляющий Совет Учреждения;
- Родительский комитет Учреждения.
Все функции управления (прогнозирование, программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, анализ, коррекция) направлены на достижение оптимального результата. Планируется расширение внешних связей с различными структурами.
Концептуальные идеи, заложенные в программе развития, требуют от педагогического коллектива высокого уровня профессионального мастерства, в связи с этим в ДОУ проводится систематическая работа по повышению профессиональной компетентности, освоению новых технологий, методик.
Воспитательно-образовательную работу ведут 19 педагогов, которые занимаются развитием детей, среди них: старший воспитатель, 17 воспитателей, 1 музыкальный руководитель.
Важнейшими показателями, влияющими на результативность педпроцесса, являются условия его организации, анализ которых позволит наметить пути совершенствования и причины следствия. Главным условием являются человеческие ресурсы, а именно – педагогические кадры учреждения. Качественные изменения кадрового состава МБДОУ отражены в нижеследующих таблицах.
Характеристика педагогических кадров по категориям
Квалификационная категория | 2020 (18 чел) | % | 2021 (17 чел) | % | 2022 (19 чел) | % |
Высшая | 3 | 17% | 5 | 29,5% | 5 | 26,3% |
Первая | 11 | 61% | 7 | 41% | 8 | 42,1% |
Соответствие занимаемой должности (вторая) | - | - | - | - | - | - |
Не имеет | 4 | 22% | 5 | 29,5% | 6 | 31,6% |
В ДОУ успешно проходит процесс аттестации педагогических и руководящих работников. В 2022 увеличилось количество педагогов не имеющих квалификационной категории за счет прихода молодых специалистов, увеличился процент педагогов, имеющих высшую категорию.
Характеристика педагогических кадров по образованию
Образование | 2020 (18 чел) | % | 2021 (17 чел) | % | 2022 (19 ел) | % |
Высшее педагогическое | 9 | 50 % | 7 | 41% | 7 | 37% |
Высшее непедагогическое | - | - | - | - | - | - |
Среднее специальное педагогическое | 9 | 50 % | 10 | 59 | 12 | 63% |
Среднее специальное непедагогическое | - | - | - | - | - | - |
Характеристика педагогических кадров по стажу работы
Стаж | 2020 (18 чел) | % | 2021 (17 чел) | % | 2022 (19 чел) | % |
До 5 лет | 7 | 38% | 5 | 29% | 7 | 37% |
5-10 | 7 | 38% | 6 | 35% | 6 | 31,6% |
10-15 | - | - | 3 | 18% | 3 | 15,6% |
15-20 | 1 | 6% | 1 | 6% | 1 | 5,3% |
До 30 | 2 | 12% | 2 | 12% | 2 | 10,5% |
Свыше 30 | 1 | 6% | 0 | - | - |
Сведения о педагогических кадрах, имеющих ученую степень, почетные звания, ведомственные награды и отраслевые награды:
- Благодарность Департамента образования Ивановской области – 2 педагога,
- Благодарность Ивановской городской Думы – 4 педагога,
- Почетная грамота Управления образования г. Иваново – 12 педагогов.
Анализ потенциальных возможностей педагогического состава позволяет констатировать, что детский сад № 152 имеет работоспособный коллектив со следующим соотношением групп по стажу: наибольшее количество педагогических работников в учреждении (37 %), имеют общий стаж работы до 5 лет, приток молодых кадров происходит за счет открытия новых групп. Педагоги, которые имеют первую квалификационную категорию, составляют 42,1 % от общего числа педагогов и 26,3% имеют высшую квалификационную категорию.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ МБДОУ №152
ПО СТАЖУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПО КАТЕГОРИИ
План повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров имеется и реализуется в полном объеме.
Учебный год | Форма повышения квалификации | Планируемое количество педагогов, направленных на курсы повышения квалификации и (или) на профессиональную переподготовку | Количество педагогов, повысивших квалификацию или прошедших профессиональную переподготовку | % выполнения плана |
2021 | Курсы повышения квалификации | 6 | 6 | 200% |
Профессиональная переподготовка пед.кадров | 0 | 0 | 0% |
Участие дошкольного образовательного учреждения в работе областных и городских методических семинарах, конкурсах разного уровня
Учебный год | Название методических семинаров и совещаний | Тема выступлений, подготовки материалов | Участники |
2021 | Всероссийский педагогический конкурс «Творческий воспитатель – 2021» Патриотическая акция «Читаем детям о войне» Конкурс буктрейлеров «Ожившие страницы войны» Региональный этап Всероссийского конкурса на лучший стенд «Эколята – Дошколята» Конкурс краеведческих уголков «Мой отчий край ни в чем неповторим…» Городской конкурс «Азбука моего Иваново» I Региональный фестиваль декоративно – прикладного творчества «Уютная игрушка» XIV Международная научная конференция «Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых» Региональный конкурс научно – исследовательских, методических и творческих работ «Родина у нас одна» Всероссийский педагогический конкурс «Современное воспитание подрастающего поколения» Всероссийский конкурс для работников образования «Новогодние фантазии» | Представление опыта работы Методическая разработка Представление опыта работы Статья «Использование инновационных методов работы на музыкальных занятиях в детском саду» Представление опыта работы Творческие работы | Воспитатели Ганич Э. А. Яшугина А. И. Воспитатели Ефимкина М. В. Яшугина А. И. Ганич Э. А. Воспитатели Морозова А. Н. Городилова О. В. Баранова Н. Е. Никитина Е. В. Воспитатели: Дворова Е. А. Рымар Е. Н. Воспитатели: Морозова А. Н. Ефимкина М. В. Воспитатели: Морозова А. Н. Дворова Е. А., Ганич Э. А. Яшугина А. И. Музыкальный руководитель Васильева Екатерина Владимировна Музыкальный руководитель Васильева Екатерина Владимировна Воспитатель Колобкова Ирина Вадимовна Воспитатели: Шкода О. А. Ганич Э. А. Яшугина А. И. Воспитатели ДОУ |
Педагоги ДОУ создают условия для художественно-эстетического развития детей в процессе изобразительной, музыкальной, театрализованной, а также свободной деятельности.
Примеры распространения педагогического опыта работы на региональном и федеральном уровне у сотрудников МБДОУ «Детский сад № 152» имеются.
Педагоги МБДОУ № 152 активно обмениваются педагогическим опытом на международном образовательном портале MAAM.RU.
Таким образом, анализ профессионального уровня педагогов позволяет сделать выводы о том, что кадровое обеспечение в дошкольном учреждении способствует реализации ООП ДО.
Учебно-методическое, обеспечение в ДОУ соответствует требованиям реализуемой образовательной программы, обеспечивает образовательную деятельность, присмотр и уход. В ДОУ созданы условия обеспечивающие повышение мотивации участников образовательного процесса на личностное саморазвитие, самореализацию, самостоятельную творческую деятельность. Педагоги имеют возможность пользоваться как фондом учебно-методической литературы, так и электронно-образовательными ресурсами. Методическое обеспечение способствует развитию творческого потенциала педагогов, качественному росту профессионального мастерства и успехам в конкурсном движении.
Раздел 3. Проблемный анализ деятельности ДОУ за период, предшествующий инновационному циклу развития
3.1. SWOT-анализ потенциала развития образовательной организации.
Сильные стороны | Слабые стороны |
- положительный опыт по взаимодействию с родителями по укреплению и сохранению здоровья дошкольников: - распространение педагогического опта работы педагогов через участие в конференциях и конкурсах разного уровня; - использование проблемного и развивающего обучения; - использование игры в работе с воспитанниками и родителями как ведущего вида деятельности; - интеграция образовательных областей; - использование проектного метода в работе с детьми и родителями; - взаимодействие с социумом. | - имеются воспитанники, нуждающиеся в логопедической помощи; - имеет место недостаточно высокий уровень развития творческих способностей; - низкая посещаемость родителями совместных мероприятий ДОУ и семьи; - требуется совершенствование развивающей предметно – пространственной среды в группах ДОУ; - недостаточно учебно – методических пособий для работы с дошкольниками по ФГОС; - недостаточно ИКТ. |
Возможности | Угрозы и препятствия |
- участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства; - создание условий для эффективной работы с родителями по речевому развитию; - разработка перспективного планирования по речевому развитию дошкольников; - пополнить развивающую предметно – пространственную среду (центры согласно заявленной программы); - повышение уровня квалификации педагогов по речевому развитию дошкольников через посещение курсов повышения квалификации. | - недостаточный уровень знаний родителей по вопросам речевого развития детей; - непонимание родителями роли ДОУ в подготовке дошкольников к школе; - повышение тревожности и агрессивности ребенка в семейной среде и ДОУ; - неблагоприятная ситуация в социуме (курение, алкоголизм, наркомания); - недостаточно ИКТ; - недостаточность финансового обеспечения для обновления материально – технической базы учреждения. |
SWOT-анализ свидетельствует о том, что для дальнейшего развития ДОУ необходимо:
- разработать план взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетентности родителей по вопросам речевого развития дошкольников;
- создать в ДОУ систему работы по вопросам речевой культуры дошкольников;
- пополнить развивающую предметно – пространственную среду в соответствии с заявленной темой программы развития ДОУ.
3.2. Аналитико – прогностическое обоснование программы развития
программы развития
Необходимость разработки программы развития ДОУ обусловлена важностью целей развития образования в Российской Федерации.
Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимы характер. Данная программа развития, способствуя формированию современного образовательного пространства ДОУ, не только определяет основные задачи деятельности образовательного учреждения на данном этапе по проблемному направлению, но и поможет выстроить концепцию развития, разработать стратегические линии на будущее.
Проблема развития речевой культуры в системе образования в настоящее время все шире привлекает внимание не только педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным Минздрава в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения, так или иначе, скажутся на последующем развитии и обучении ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга.
Еще одной причиной снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Оно благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, живет в культурной, здоровой обстановке. Нарушение такого влияния искажает его речевое развитие.
При формировании у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности большое значение приобретает развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения новой информации, овладения наиболее совершенными способами общения с окружающими, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
На основе изучения результатов образовательного процесса, можно выделить следующие проблемы:
- дети не используют в своей речи сравнительные обороты, образные выражения;
- дети редко используют в рассказах разнообразные средства выразительности в описаниях и повествованиях;
- упрощение структурной формы диалога (приведение к вопросо – ответной форме) вызывает затруднения в формировании совокупности речевых и поведенческих коммуникативных умений, что значительно снижает уровень заинтересованности ребенка к речевому творчеству;
- достаточно сложно развить речевые творческие способности, сформировать интерес к речевой культуре и учитывать индивидуальные особенности речевого развития при большом списочном составе детей и регламентированном программой образовательном процессе.
Таким образом, проблему, стоящую перед ДОУ можно сформулировать как необходимость сохранения достигнутого уровня качества образования и воспитания, и создания системы работы по развитию речи и речевому творчеству детей.
Раздел 4. Концепция развития ДОУ
В концепцию программы положены идеи ряда ученных, в трудах которых уделялось внимание представлениям о закономерностях речевого развития дошкольников. По их мнению, развитие речи должно рассматриваться не только с сугубо лингвистической точки зрения (как овладение ребенком языковыми умениями – фонетическими, лексическими, грамматическими), но и в контексте развития общения детей друг с другом и со взрослым (как становление коммуникативных способностей).
Взаимодействие ребенка с другими людьми требует от него особых социально – речевых умений: правильное понимание мысли собеседника, грамотно сформулированное собственное суждение, уместное употребление слов, выражений, умение быть доброжелательным собеседником, все это, в свою очередь, послужит хорошей базой для его успешного обучения в школе.
Активизации мышления, развитию памяти и образному восприятию, совершенствованию речи способствует методически грамотно спланированная и организованная педагогическая работа. Переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно.
Включение родителей в образовательный процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно – воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно – педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и детским садом.
Таким образом, деятельность педагогического коллектива МБДОУ «Детский сад № 152» будет направлена на объединение усилий для создания условий способствующих речевому развитию детей.
Цель программы: создание системы работы по речевому развитию дошкольников.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по формированию речевой культуры и творчества дошкольников;
- Совершенствовать овладение педагогами новых технологий и методик: проблемного обучения, игровых, мнемотехники, технологии ТРИЗ, способствующих развитию речевого творчества дошкольников;
- Совершенствовать в ДОУ развивающую предметно – пространственную среду, стимулирующую речевую активность и способствующую развитию речевой культуры дошкольника;
- Повысить уровень родительской компетентности в вопросах речевого развития детей, способствовать их активному участию в образовательном процессе.
Основные принципы, на которых будет строится деятельность
детского сада:
- принцип развивающего обучения, предполагающий использование новых развивающих технологий образования и развития детей;
- принцип вариативности, предполагающий разнообразие содержание форм и методов;
- принцип активности предполагает освоение программы ребенком через различные виды деятельности под руководством взрослого.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы развития ДОУ:
- В ДОУ создана система работ по речевому развитию дошкольника.
- Обновление содержание образования.
- Повышение уровня речевых высказываний детей, обогащение их лексического запаса, умение вступать в контакт, вести речевой диалог (выслушать, спросить, ответить, выразить объяснить).
- Практическое владение ребенком выразительной речью.
- Пополнение и обновление развивающей предметно – пространственной среды новыми пособиями, наглядным материалом, дидактическими играми.
- Повышение эффективности образовательной деятельности по речевому развитию за счет повышения уровня профессиональной компетентности педагогов.
- Повышение уровня родительской компетентности по вопросу речевой культуры, их активное участие в образовательном процессе.
- Использование комплексного подхода в решении задач речевого развития дошкольников.
4.1. Механизм реализации программы развития ДОУ.
Механизмом реализации программы развития ДОУ является составляющие ее проекты.
Научно-методическое и организационное сопровождение реализации проектов программы будут осуществлять рабочие группы, созданные из числа администрации, педагогов, родителей воспитанников, представителей общественных организаций и учреждений социального партнёрства.
Разработанная в Программе концепция развития ДОУ будет использована в качестве основы при постановке тактических и оперативных целей при разработке годовых планов.
Мероприятия по реализации проектов и программ включаются в годовой план работы образовательной организации.
Подведение итогов, анализ достижений, выявление проблем и внесение корректировок в программу будет осуществляться ежегодно на итоговом педагогическом совете, рассматриваться на родительских собраниях и представляться через Публичный доклад заведующего ДОУ ежегодно.
Предполагается организация и проведение серии семинаров, способствующих психологической и практической готовности педагогического коллектива к деятельности по реализации проектов.
- Структура обновленного образовательного процесса
Ранний возраст
(1 до 2)
Основные задачи | Формы организации детской деятельности | Предполагаемый результат |
- развитие у детей понимания речи; - развитие активной речи; - приобщение к детской художественной литературе. | - игры – потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки, звукоподражательные игры; - чтение и рассказывание малышам сказок, стихов, историй, пересказывание их детьми; - рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы; - игры – занятия с предметными и сюжетными картинками; - разгадывание простых загадок; - игры, направленные на развитие мелкой моторики. | • Дети активно вступают в речевое общение со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности. • Умеют вести диалог с воспитателем, слушать и понимать заданные вопросы, понятно отвечать на них. |
Младший дошкольный возраст
(2-4 года)
Основные задачи | Формы организации детской деятельности | Предполагаемый результат |
- побуждать использовать речь для общения со взрослыми и сверстниками, выражать свои ощущения в словесной форме; - формировать интонационную выразительность речи; - развивать способность участвовать в драматизации отрывков знакомых сказок; - способствовать освоению диалогической формы речи; - знакомить с народными песенками, сказками, авторскими произведениями; - развивать у детей умение следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них; - способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев; - способствовать формированию начальных навыков ролевого поведения; - способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами – игрушками. | - хороводные игры; - пальчиковые игры; - коммуникативные игры; - чтение, рассматривание иллюстраций; - имитативные упражнения, пластические этюды; - наблюдения; - дидактические игры; - речевые задания и упражнения; - игры – драматизации; - игры с предметами и сюжетными игрушками; - показ настольного театра. | - использует речь для общения со взрослыми и сверстниками; - способен понимать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, с помощью взрослого рассказать об игрушке; - способен пользоваться высотой и силой голоса, передавать вопрос или восклицание; Способен участвовать в драматизации отрывков знакомых сказок; -принимает посильное участие в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках. |
Средний дошкольный возраст
(4-5 лет)
Основные задачи | Формы организации детской деятельности | Предполагаемый результат |
- поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и детьми; - предоставлять детям возможность активного экспериментирования со словом; - развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы из личного опыта, об игрушке, по сюжетным картинкам; - развивать умение понимать содержание произведений искусства, внимательно слушать музыку, сказку, рассказ; - воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения и пересказа литературных произведений; - поощрять самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников; - развивать творческие способности детей в играх. | - беседы, рассматривание пейзажей, игрушек и предметов; - составление рассказов; - игры – драматизации; - коллективное составление сказок; - отгадывание загадок; - дидактические игры; - составление творческих рассказов с изменением конца истории; - речевые тренинги. | - проявляет инициативность и активность в общении; - самостоятельно пересказывает знакомые сказки с небольшой помощью взрослого, составляет описательные рассказы; - использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; - проявляет интерес к самостоятельному сочинению, созданию разнообразных творческих рассказов; - проявляет в рассказах индивидуальные способности к творческой речевой деятельности. |
Старший дошкольный возраст
(5 – 7 лет)
Основные задачи | Формы организации детской деятельности | Предполагаемый результат |
- продолжать совершенствовать все стороны речи, в том числе диалогическую и монологическую формы речи; - формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком; - совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием; - продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему; - продолжать развивать интерес к художественной литературе; - обращать внимание детей на изобразительно – выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); - помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову. | - Беседы; - решение проблемных ситуаций; - игра; - обсуждение; - рассказ; - исценирование; - развивающие игры и упражнения; - сочинение загадок; - использование различных видов театра; - речевые тренинги. | - свободно пользуется речью для установления контакта со взрослыми и сверстниками; Использует слова различных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально – оценочной лексикой и выразительными средствами языка; - проявляет интерес к речевому творчеству; - успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр; - самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы. |
- Образ выпускника дошкольного образовательного учреждения
В ФГОС ДО целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования представлены социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, исходя из которых мы может описать качества личности выпускника нашего ДОУ.
Самостоятельность и инициативность. У ребёнка заложены основы для проявления личной инициативы в различных видах деятельности. Он обладает творческим мышлением и способен действовать не по шаблону, а достигать цели альтернативным способом. Ребёнок способен самостоятельно ставить проблему, добывать необходимую информацию для её решения, применять полученные знания в практической деятельности.
Ответственность и самоконтроль. Ребёнок обладает навыками самоконтроля, умеет планировать, принимать решения и брать ответственность за них на себя, в том числе и по отношению к другим людям. Ребёнок понимает значимость своих действий. Умеет брать на себя такие обязанности, которые соответствуют его уровню развития и которые он может выполнить.
Чувство уверенности в себе и позитивная самооценка. Ребёнок обладает способностью составлять собственное мнение о себе и других людях, давать характеристику своим и чужим поступкам. Ребёнок признает за собой и за другими право быть непохожими, со своими интересами, привычками, умениями, а также национальными особенностями. Он знает свои сильные стороны, имеет опыт преодоления трудностей, обладает чувством собственного достоинства, а также имеет установку на положительное отношение к миру и другим людям.
Ребёнок овладевает начальными представлениями о ценности своего здоровья и необходимостью вести здоровый образ жизни. Он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими.
Социально-коммуникативное развитие. У ребёнка сложились надёж-ные доверительные отношения с родителями, педагогами. Он умеет устанавливать прочные дружеские взаимоотношения со сверстниками. Ребёнок проявляет любознательность в познании окружающего мира. Он умеет получать знания через собственный опыт: исследования, игру, взаимодействие.
В любой момент ребёнок способен проявить сострадание, милосердие, оказать помощь другому человеку. Ребёнок не боится решать проблемы самостоятельно или обращаться за помощью к сверстникам.
Использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. У ребёнка развито умение и привычка слушать собеседника, делиться своими мыслями и точкой зрения. Он обладает первичными навыками публичного выступления.
Выпускник детского сада обладает начальными знаниями о правилах и нормах жизни в семье, детском саду, обществе в целом, приобретает основы правового поведения.
Независимое и критическое мышление. Ребёнок обладает способно-стью самостоятельно мыслить, логически рассуждать, обладает навыками простейшего абстрагирования, умеет самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы.
Выпускник способен к принятию обоснованных решений (отклонить, согласиться или отложить) исходя из анализа собственного опыта и мнения собеседников, обладает гибкостью суждений.
Иными словами, мы должны выпустить ребенка физически и психи-чески здорового, приспособленного к условиям окружающей социальной среды, эмоционально раскрепощенного, легко идущего на контакт с взрослыми и сверстниками, имеющего стремление к поддержанию здорового образа жизни, с развитым в соответствии с возрастом интеллектом и творческим потенциалом.
- Образ педагога дошкольного образовательного учреждения
Ключевым условием для формирования компетенций ребенка является педагог со своими особыми компетенциями. Универсальные требования к педагогу сформулированы в профессиональном стандарте педагога и в ФГОС ДО, представленные в виде трудовых действий, необходимых умений, знаний и других характеристик.
Кроме этого, каждый педагог нашего детского сада разделяет и следует ценностям, формирующим корпоративный дух организации. Личность может воспитать только личность.
Качество дошкольного воспитания во многом определяется характером общения взрослого и ребенка. Проанализировав стиль общения педагогов детского сада с детьми, мы пришли к выводу, что большинство из них, приняли новую тактику общения – субъект - субъектное отношение, основанное на принципах сотрудничества, в котором позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада в будущем, можно определить следующую модель педагога детского сада (как желаемый результат):
Профессионализм воспитателя:
• имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;
• владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам;
• свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровье формирования, использует их как основу в своей педагогической деятельности;
• владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей своей группы;
• умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода;
• владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми;
• проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;
• умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ в образовательном процессе;
• стимулирует активность детей в образовательной деятельности, их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала;
• реализует систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников и их родителей;
• владеет способами оптимизации образовательного процесса путем включения в него новых форм дошкольного образования, расширения перечня дополнительных образовательных и оздоровительных услуг.
Проявление организационно-методических умений:
• использует в работе новаторские методики;
• включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей; формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии;
• владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности.
3. Личностные качества педагога:
• четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным образованием, стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее осуществление прогрессивных преобразований;
• имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам общества;
• обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребенка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью, тактичностью;
• владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбия детей, их родителей, коллег по работе;
• обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;
• креативен;
• воплощает идеи гуманизации педагогического процесса;
• развивает коммуникативно-адаптивные механизмы своей личности и личности ребенка с целью успешной интеграции в социуме;
• ведет работу по организации тесного взаимодействия медико-педагогического персонала учреждения, родителей и социума.
Таким образом, обе модели педагога и ребенка-выпускника отражают приоритеты в развитии ДОУ, основные характеристики желаемого будущего.
Раздел 5. Основные направления Программы развития ДОУ
5.1 Этапы реализации программы
1 этап – Организационно – подготовительный июнь 2022 г.- август 2022 г. | 2 этап – Реализация системы педагогических мероприятий Сентябрь 2022 г.- май 2027 г. | 3 этап - Аналитический июнь-август 2027 г. |
- Определение основных подходов к планированию и реализации программы развития. - Определение форм и методов работы. | - Организация образовательного процесса по решению задач программы развития. - Создание условий для повышения профессионального мастерства и роста педагогов, согласно заявленной темы. - Освоение и внедрение новых образовательных технологий, методик, программ. - Привлечение родителей к участию в совместной деятельности. - Обновление наглядных пособий, развивающих дидактических, словесных игр. Изготовление наглядных моделей, опорных схем – таблиц для использования в работе с детьми. - Организация творческих исследований по программе развития. - Создание условий обеспечивающих эффективность работы по реализации программы. | Определить эффективность реализации программы развития, проанализировать изменения. - Обобщение и распространение опыта работы педагогического коллектива. |
5.2. Система управления программой развития.
Система управления Программой развития представляет собой структуру, состоящую из нескольких уровней.
Первый уровень – стратегическое управление (уровень руководителя).
Заведующий ДОУ определяет стратегию развития, несет ответственность за организацию и жизнедеятельность учреждения, создает благоприятные условия для повышения квалификации педагогов, поощряет и стимулирует творческую инициативу сотрудников.
Педагогический совет – решает вопросы, связанные с реализацией программы развития, рассматривает актуальные проблемы воспитательно – образовательного процесса, принимает решения, за которые несет коллективную ответственность. Анализирует состояние реализации образовательных программ. Организует распространение и внедрение педагогического опыта.
Управляющий совет – содействует совершенствованию материально – технической базы, благоустройству помещений и территории, организации и совершенствованию образовательного процесса, участвует в подготовке и проведении мероприятий по речевому развитию дошкольников.
Второй уровень – тактическое управление.
Заместитель заведующего – обеспечивает необходимое санитарное состояние помещений, участка, оборудования, а также эксплуатацию и содержание здания ДОУ в соответствии с требованиями техники безопасности и производственной санитарии.
Старший воспитатель – обеспечивает программно – методическое обеспечение реализации программы развития, организует выявление и обобщение, изучение и внедрение передового опыта работы. Готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета, семинары, консультации, конкурсы. Осуществляет контроль за реализацией программы развития.
Медицинский работник – контролирует санитарное состояние помещений и участков ДОУ. Соблюдение санитарно – противоэпидемического режима. Проводит санитарно – просветительскую работу среди работников учреждения и родителей, участвует в педагогических советах, посвященных проблемам физического развития и здоровья детей.
Третий уровень – оперативное управление.
Педагоги ДОУ – планируют и осуществляют воспитательно – образовательную работу в соответствии с программой развития, годовым планом, учебным планом. Осуществляют взаимодействие с родителями согласно программе развития, привлекают к активному сотрудничеству с ДОУ. Создают необходимые условия в группах и в ДОУ для успешной реализации программы развития.
Младшие воспитатели, помощники воспитателя – помогают педагогам в организации образовательного процесса, соблюдают санитарный режим.
5.3. План работы педагогического коллектива по реализации программы развития.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные | ||
июль 2022 г.- август 2022 г | Сентябрь 2022 г.- май 2027 г. | июнь- август 2027 г. | |||
1 | Педагогический час «Координация деятельности сотрудников ДОУ по реализации программы развития» | + | + | + | Заведующий |
2 | Разработка перспективного плана по речевому развитию | + | Старший воспитатель | ||
3 | Мониторинг освоения образовательной области «Речевое развитие» | + | + | + | Воспитатели |
4 | Анкетирование воспитателей «Речевое развитие дошкольников» | + | Старший воспитатель | ||
5 | Проект «Методы и приемы ТРИЗ как средство развития речи дошкольников» | + | Старший воспитатель, воспитатели | ||
6 | Проведение педсоветов | + | + | Заведующий, старший воспитатель | |
7 | Семинар «Проектирование развивающей предметно – пространственной среды ДОУ по речевому развитию" | + | Старший воспитатель, воспитатели | ||
8 | Повышение уровня педагогического мастерства по речевому развитию | + | Старший воспитатель, воспитатели | ||
9 | Семинар «Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе» | + | Старший воспитатель, воспитатели | ||
10 | Пополнение и изготовление игр по совершенствованию речевой деятельности дошкольников | + | Старший воспитатель, воспитатели | ||
11 | Смотр – конкурс «Лучший уголок речевого развития» | + | Старший воспитатель, воспитатели | ||
12 | Консультация «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» | + | Старший воспитатель, воспитатели | ||
13 | Консультация «Значение мнемотехники в речевом развитии детей» | + | Старший воспитатель, воспитатели | ||
14 | Семинар «Развитие у детей коммуникативных способностей» | + | Старший воспитатель, воспитатели | ||
15 | Консультация «Влияние театрально –игровой деятельности на речевое развитие дошкольников» | + | Старший воспитатель, воспитатели | ||
16 | Консультация «Развитие речи на музыкальных занятиях» | + | Музыкальный руководитель | ||
17 | Семинар – практикум «Применение технологии ТРИЗ в коммуникативном развитии дошкольников» | + | Старший воспитатель, воспитатели | ||
18 | Анкетирование родителей | + | + | Воспитатели | |
19 | Отчетные мероприятия (драматизация сказок, поэтические вечера и другое) | + | Воспитатели | ||
20 | Распространение педагогического опыта по речевому развитию дошкольников | + | + | Старший воспита-тель, воспитатели | |
21 | Подведение итогов работы по программе развития | + | Заведующий, старший воспитатель, воспитатели |
Раздел 6. Критерии эффективности реализации программы
Критерии эффективности реализации программы
| Показатели эффективности программы
| Методы измерения | Единицы измерения показателя |
Личностные задачи | |||
Сформированность знаний о нормах родного языка | Знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими сообразно ситуации Сформированность качественных показателей речи: содержательность, логичность, выразительность, правильность, точность, логичность, чистота, уместность | Беседа Наблюдение Публичные выступления | Словесные Бальные |
Сформированность способов передачи речевого высказывания | Умение вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками Умение передать выражение мысли жестами, мимикой, позой и т.д. | Мониторинг: Наблюдение Публичные выступления | Словесные Бальные |
Умение создавать продукт речевой деятельности | Соблюдение норм родного языка Сформированность интереса к словотворчеству (сочинению сказок, рассказов и т.д.) | Наблюдение, ситуации общения
| Словесные Бальные |
Оценка значимости речевого общения | Владение литературными нормами и правилами родного языка Умение оценить высказывания взрослых и сверстников | Наблюдение, беседа, моделирование ситуаций | Словесные Бальные |
Управленческие задачи | |||
Взаимодействие с семьей | План совместной работы ДОУ и семьи. Участие родителей в совместных мероприятиях. | Анкетирование, тестирование. Собеседование, посещение мероприятий. | Бальные
Словесные
|
Отбор и адаптация педагогических технологий | Эффективность, доступность педагогических технологий Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей Соответствие формированию речевой культуры у дошкольников | Анализ и отбор педагогических технологий Анкеты Наблюдение Экспертная оценка Результаты мониторинга детей | Словесные Бальные |
Пополнение материально- технической базы ДОУ | Наличие: научно - методического обеспечения, ИКТ, учебно-наглядных пособий | Анализ материально - технической базы ДОУ | Словесные |
Организация предметно - развивающей среды. | Вариативность. Полифункциональность Трансформируемость | Контроль Наблюдение Собеседование Конкурсы | Экспертная оценка Словесные Бальные
|
Раздел 7. Экспертный лист Программы Развития ДОУ
Описание критерия | имеется | имеется не в полном объёме | не имеется | примечания эксперта |
Паспорт Программы развития | ||||
Наличие основных составляющих, в том числе: наименования / темы Программы; оснований для разработки Программы развития (ссылка на документы, на основании которых разработана Программа развития); сроков реализации Программы развития; система организации контроля реализации этапов программы |
|
|
|
|
2. Информационная справка об ОУ | ||||
Общие сведения об ОУ | ||||
3. Блок аналитического и прогностического обоснования Программы | ||||
3.1. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения образовательных потребностей. |
| |||
3.2. Анализ и оценка достижений, педагогического опыта, конкурентных преимуществ ОУ за период, предшествовавший нынешнему инновационному циклу развития. |
| |||
3.3. Проблемно-ориентированный анализ состояния ОУ. |
| |||
3.4. Анализ и оценка инновационной обстановки в ОУ, инновационных возможностей коллектива, потенциальных точек роста. |
| |||
4. Концепция (концептуальный проект) будущего состояния ДОУ | ||||
4.1. Стратегическое самоопределение (ценности, позиция, миссия, социальные обязательства, видение). |
|
|
|
|
4.2. Стратегические цели ОУ |
|
|
|
|
4.3. Ресурсы Описание ресурсов, методов их использования |
|
|
|
|
5. Стратегия и тактика перехода (перевода) ОУ в новое состояние | ||||
5.1. Основные направления, этапы, задачи осуществления инноваций и достигаемые рубежи |
|
|
|
|
5.2. Конкретный план действий по реализации Программы развития ОУ |
|
|
|
|
5.3. Ожидаемые результаты реализации Программы развития ОУ |
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа средняя группа программа"Развитие"
Данная программа разработана с учетом современных требований ФГТ. Программа предназначенна для среднегодошкольного возраста....
"Играй - ка" программа развития и фото к программе
"Играй - ка" программа развития интеллектуальных спосбностей через использовние развивающих игр...
Программа действий воспитателя МБДОУ №2. По реализации Программы развития ДОУ на 2012-2014 года.
Программа разработана на основе Программы развития ДОУ на 2012-2014 года в соответствии с требованиями нормативно- правовых документов,определяющих приорететные направления развития качества образован...
Рабочая программа по реализации основной общеразвивающей программы "Развитие" Л.А. Венгера группы общеразвивающей направленности для детей среднего возраста 4-5 лет
Цель программы: создание условий для становления познавательно-речевой, художественно-эстетической, социально-личностной и физически развитой личности, через создание единого образовательного простран...
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы «Развитие» под редакцией В.А. Венгера
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы «Развитие» под редакцией В.А. Венгера группы общеразвивающей направленности для детей старшего возраста 5-7 лет (II год обу...
Программа по реализации дополнительной образовательной программы развитие спортивной одарённости у детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день одной из приоритетных задач развития образования в России является развитие и поддержка одаренных детей. Об этом говориться в президентской программе «Дети России», вк...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...