Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе
картотека по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №52 Аленький цветочек
Воспитатель:Иванова И.В.
Картотека дидактических игр
по развитию речи в старшей группе
«Какой? Какая? Какое?»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными по теме «Продукты питания»
Материал: предметные картинки с изображением продуктов питания.
Ход игры: ребенок выбирает предметную картинку, воспитатель задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.
Каша (какая?) – вкусная, горячая, манная…
Чай (какой ?) – сладкий, теплый, душистый….
Яблоко (какое ?) – кислое, круглое, румяное…
«Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры: воспитатель называет слово или словосочетание и бросает мяч ребенку. Ребенок должен вернуть вам мяч и изменить слово или фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково:
Кот-котик
Собака-собачка
Яблоко-яблочко
Ветка-веточка
Мама-мамочка
Зима холодная – зимушка холодненькая
Руки чистые – ручки чистенькие
Кошка серая – кошечка серенькая
Помидор красный – помидорчик красненький
«Узнай по описанию»
Цель: учить составлять описательные загадки о фруктах, ягодах, овощах, грибах.
Материал: предметные картинки с изображением фруктов, ягод, овощей, грибов.
Ход игры: воспитатель предлагает детям выбрать картинку и самостоятельно составить описательную загадку о том, что на ней изображено:
«Есть ножка, шляпка, растет на пнях целыми семьями…»
«Съедобные – ядовитые»
Цель: закреплять знания о съедобных и ядовитых грибах. Материал: карточки с картинками грибов; корзинка.
Ход игры: воспитатель предлагает детям выбрать картинку, и определить какой это гриб, если съедобный положить в корзинку, если ядовитый оставить на столе.
«Мой. Моя. Мое. Мои»
Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.
Материал: карточки с предметными картинками.
Ход игры: воспитатель предлагает детям выбрать картинку и определить какое местоимение подойдет к предмету, изображенному на ней, и произнести вслух:
Очки мои
Кукла моя
Стул мой
Яблоко мое
«Кто где живет?»
Цель: закреплять место обитания животных, упражнять в употреблении предложного падежа существительного.
Ход игры: воспитатель начинает предложение, а дети должны его закончить:
Лиса живёт в ….
Медведь зимует в… .
У волка в лесу…
Белка живёт в … .
Собачий дом - …
Свинья живет в ….
Птица вьет …..
У скворцов есть….
«Закончи предложение»
Цель: упражнять в употреблении нужного слова в определенном падеже, чтобы предложение имело смысл.
Ход игры. Воспитатель называет слово и предлагает его изменить соответственно смыслу предложения:
Машина.
По дороге ехала грузовая ….
Колесо прокололось у ……
Домой я доберусь на …..
Мой папа – водитель ….
Мягкое сиденье в нашей ….
«Кто что делает»
Цель: закрепить употребление глаголов в профессиях людей.
Оборудование: мяч.
Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок возвращает мяч и называет действия людей данной профессии:
Доктор лечит.
Повар…
Пожарный….
Учитель…
Балерина…
«Какое блюдо?»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход: воспитатель говорит начало предложения, дети заканчивают по смыслу, опираясь на опорные слова:
Суп из гороха какой? Гороховый.
Котлеты из рыбы…..
Салат из свеклы…….
Гуляш из курицы…..
Начинка из яблок…..
«Улетели птицы»
Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.
Ход: воспитатель задает детям вопросы, они отвечают.
Нет (кого?) – нет лебедя, утки, воробья, голубя…
Нет (кого?) – нет лебедей, уток, воробьев, голубей….
«Назови одним словом»
Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом».
Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
«Зоопарк»
Цель: Расширять словарный запас детей на тему «Зоопарк». Продолжать знакомить детей с многообразием слов.
Ход: Дети называют животных, птиц, рыб, которые живут в «Зоопарке». Воспитатель каждый раз акцентирует внимание детей на термине «слово». За названные слова дети поощряются фишками. У кого фишек больше, тот и победитель.
«Найди рифму»
Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.
Ход: Воспитатель называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей, ребенок называет слово- рифму и возвращает мяч обратно:
галка-палка,
лягушка-подушка
мышка-мишка,
печка-свечка.
«Спортсмены»
Цель: Активизировать словарь детей по теме «Спорт». Формировать звуко-слоговую структуру слова. Развивать грамматический строй речи, образование слов в мужском и женском роде.
Ход игры:
Занимается спортом (кто) – спортсмен, спортсменка
занимается гимнастикой – гимнаст, гимнастка
занимается фигурным катанием – фигурист, фигуристка
занимается теннисом – теннисист, теннисистка
занимается акробатикой — акробат, акробатка
катается на лыжах – лыжник, лыжница
бегает на коньках – конькобежец, конькобежка
играет в футбол – футболист, футболистка
играет в хоккей – хоккеист, хоккеистка
играет в шахматы — шахматист, шахматистка
стреляет из лука — лучник, лучница
ездит на велосипеде — велосипедист, велосипедистка
ездит на мотоцикле — мотоциклист, мотоциклистка
прыгает в высоту, в длину – прыгун, прыгунья
прыгает с парашютом — парашютист, парашютистка
плавает – пловец, пловчиха.
«Чем (кем) был раньше?
Цель: Развивать мышление, расширить словарь. Закрепить падежные окончания.
Оборудование: мяч.
Ход игры:
Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были.
Воспитатель, бросая мяч ребёнку, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
цыпленок – яйцом,
лошадь – жеребенком,
корова – теленком,
дуб – желудем,
рыба – икринкой,
яблоня – семечком,
лягушка – головастиком,
бабочка – гусеницей,
хлеб – мукой,
шкаф – доской,
велосипед – железом,
рубашка – тканью,
ботинки – кожей,
дом – кирпичом.
«Скажи наоборот.»
Цель:расширение словаря детей,формирование навыка подбора разных по значению слов.
Воспитатель бросает ребенку мяч.Ребенок должен произнести слово противоположное по значению.
Большой-маленький
Широкий-узкий
Веселый-грустный
Легкий-тяжелый
Длинный-короткий
Белый-черный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе
Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе...
Картотека дидактических занятий по развитию речи в старшей группе.
Данное пособие рассчитано на детей 5-6 лет.Позволяет совершенствовать восприятие детьми окружающего мира ,пополнять и активизировать словарь ,совершенствовать умение согласовывать слова в предложения ...
Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе детского сада.
Предложенные дидактические игры развивают у детей мышление,связную речь, грамотический строй речи, воображение, память. Детям они очень нравятся, они с удовольствием в них играют....
Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе
Игры на развитие речи....
Картотека дидактических игр по развитию речи для старшей группы.
Картотека дидактических игр по развитию речи для старшей группы....
Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе
В данной картотеке представлены игры по звуковой культуре речи, игры на развитие словаря, игры на формирование грамматического строя речи, игры на развитие связной речи....
Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе.
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, може...