"Математический планшет - Геометрик"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
«Использование математического планшета «Геометрик»
для познавательного развития детей дошкольного возраста»
Цель мастер – класса:
Создание условий для ознакомления педагогов с различными способами использования математического планшета «Геометрик» для познавательного развития детей дошкольного возраста.
3адачи:
- Познакомить слушателей мастер – класса с приемами работы с математическим планшетом «Геометрик»;
- Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении способами работы с планшетом «Геометрик»;
Оборудование: столы, математические планшеты, резиночки разные, мелкие игрушки.
Ожидаемые результаты мастер - класса:
1. Практическое освоение участниками мастер-класса навыков работы с математическим планшетом «Геометрик».
2. Активизация познавательной деятельности участников мастер – класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СИТНЕЩЕЛКАНОВСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД «БЕРЁЗКА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МАДОУ Ситнещелкановский ЦРР – д/с «Березка»
_______________________________________________________________
142822, Московская область, Телефон (496 64) 9-62-36, d.s.berezka@gmail.com
городской округ Ступино,
с.Ситне-Щелканово,
ул. Первомайская, владение 6
Семинар - практикум
Использование современных форм и методов в познавательно – речевом развитии дошкольников через различные виды деятельности.
«Математический планшет «Геометрик»
/средняя группа/
Подготовила воспитатель
высшей категории:
Колесникова Елизавета Алексеевна
Февраль 2021 г.
«Использование математического планшета «Геометрик»
для познавательного развития детей дошкольного возраста»
Цель мастер – класса:
Создание условий для ознакомления педагогов с различными способами использования математического планшета «Геометрик» для познавательного развития детей дошкольного возраста.
3адачи:
- Познакомить слушателей мастер – класса с приемами работы с математическим планшетом «Геометрик»;
- Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении способами работы с планшетом «Геометрик»;
Оборудование: столы, математические планшеты, резиночки разные, мелкие игрушки.
Ожидаемые результаты мастер - класса:
1. Практическое освоение участниками мастер-класса навыков работы с математическим планшетом «Геометрик».
2. Активизация познавательной деятельности участников мастер – класса
-Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по использованию математического планшета «Геометрик», как одного из способов развития познавательной сферы дошкольника.
Вводная часть. Все вы используете в своей работе с детьми развивающие игры. Сегодня я хочу вас познакомить с математическим планшетом «Геометрик" .
Что же представляет собой математический планшет «Геометрик»?
Математический планшет придумал математик Калеб Гаттерно (Гатеньо) в конце 1950-х гг. ХХ века. Математический планшет - это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его психосенсомоторному, когнитивному развитию, а также развитию творческих способностей.
Данное пособие можно найти в книжном или детском магазине, но можно сделать и самостоятельно, это гораздо проще и быстрее.
Основная часть
Планшет представляет собой деревянную дощечку (это может быть кусок фанеры или обычная разделочная доска) с расположенными на ней цветными силовыми кнопками.
Математический планшет можно использовать с раннего возраста, но я хочу показать,как можно провести работу с детьми средней группы. Детям старше 4 лет можно не ограничивать пространство и сделать планшет любого размера. Кнопки могут быть расположены друг от друга на расстояние 3 см. (показывает планшет, а так же на расстояние 5 см (показывает планшет). Кнопки вы можете закрепить двумя способами: вбить молотком в деревянную поверхность или с помощью маленького сверла сделать отверстия, а затем, обмакнув в клей кнопки, вставить в отверстие. Планшет готов! А к нему в комплект вы можете подобрать самые разнообразные цветные резиночки (показать): банковские, резинки для волос,, а так же различные модели машинок, макеты домов, дорожные знаки и т. д.
В средней группе (4 - 5л) с целью развития у детей мышления, я использую различные игры и упражнения.
Приглашаю для участия в мастер - классе 2 человека. (работа с маленькими планшетами). Способов игры с Геометриком очень много. Если у вас дети раннего и младшего дошкольного возраста, предложите для начала просто надевать резинки на кнопки, сортировать их по цветам. В старшем возрасте задачи, конечно же, усложняются. Вам, дорогие участники, я предлагаю для начала, взять одну резинку и попробовать растянуть ее на прикрепленных к доске кнопках (участники растягивают резинки). Обратите внимание, что это можно сделать не только по прямой, но и по диагонали, разворачивая резиночку. Так же вы можете использовать не одну, а две, три, да еще разного цвета, что позволяет ребенку проявить свою фантазию. Проявите и вы, уважаемые участники свою фантазию, выложите любую фигуру.
(Пока участники выкладывают свои фигуры, дать информацию)
Геометрик способствует развитию пространственного и ассоциативного мышления, воображения, развитию логики, мелкой моторики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости, умения действовать по заданному образцу.
(Обращение к участникам)
Скажите, пожалуйста, что вас получилось? Ответы. Как видите, у каждого получилась своя фигура. Вы можете попросить ребенка рассказать, что у него получилось, что будет способствовать развитию его речи.
Для закрепления математических представлений, вы можете предложить ребенку выложить геометрическую фигуру. Уважаемые участники, выложите, пожалуйста, на своих планшетах треугольник. Обратите внимание, что фигура всегда получится ровная, ребенок испытает положительные эмоции. Получилось? Молодцы!
- Далее задание усложняется. Изобразите квадрат красного цвета, треугольник желтого цвета, а прямоугольник зеленого цвета.
(Комментарии)
Математический планшет Геометрик прост в использовании. "Рисование резиночками" – уникальный способ изображения предметов. Он позволяет ребенку "прочувствовать пальцами" форму геометрических фигур, изображаемых силуэтов. Закрепление основных цветов проходит непосредственно в игре.
Еще один способ взаимодействия с Геометриком – это выполнение задания по образцу. Например, слева на планшете вы можете выложить простую геометрическую форму, букву, цифру или какой – либо предмет, (Выложить для участников на планшетах какую – нибудь фигуру, цифру, букву и т. д.) а затем попросить ребенка справа на планшете ее повторить. Пожалуйста, выполняйте. Такая игра способствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость.
Все вы знаете, что дети любят отгадывать загадки. В более старшем возрасте дети могут с помощью планшета изображать отгадки на загадки. Например, вы загадывайте загадку, а отгадку предлагаете ребенку выложить на планшете. Здесь можно использовать несколько резиночек. Обратите внимание, что загадки нужно тщательно подбирать. А отгадку предварительно выложить самому, прежде чем предлагать детям. И вам предлагаю послушать загадки, а отгадки – изобразить на планшете.
Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — вода в руке… (снежинки)
***
Словно крылья, паруса,
Это, что за чудеса,
Не коптит и не шумит,
По волнам легко скользит! (парусник)
***
Я его беру с собой
Не нужна мне шляпа,
Разверну над головой,
Если дождь закапал.
(Зонтик)
***
Любого ударишь —
Он злится и плачет.
А этого стукнешь —
От радости скачет!
(Мячик)
Вот огромный шумный мир,
В нем четыреста квартир,
Пять подъездов, домофоны,
Остекленные балконы… (дом)
***
После того, как выложили дом, можно предложить детям его обыграть. Для этого и пригодятся различные мелкие предметы: машинки, макеты домов и т. д. Так же данная игра поможет ребенку закрепить умение ориентироваться на плоскости. Вы можете использовать словесную инструкцию: например, возьмите, пожалуйста, фигурку человека и поставьте ее в правом (или левом) верхнем углу. Затем возьмите резиночки и выложите дорогу, по которой человек придет к дому. Затем каждый участник рассказывает, как его человек пришел к дому (например: спустился сверху вниз, затем повернул направо (налево) и т. д.).
Спасибо вам за активное участие. Присаживайтесь на места.
Игровое поле планшета может быть небольшим и использоваться в индивидуальной работе с воспитанниками (как сейчас и играли наши участники). А так же вы можете приобрести или изготовить планшет, который рассчитан на подгруппу детей (работа на большом планшете). И сейчас я предлагаю выйти другим 4 участникам.
Спектр использования «Геометрика» очень широк. Планшет может превратиться в лабиринт, даже в макет. Работа с таким большим геометриком предполагает подгруппой. Сюжет может быть разнообразным. Например, правила дорожного движения. Уважаемые участники, нарисуйте с помощью резиночек лабиринт- дорожку. Затем расставьте по своему усмотрению предметы, которые у вас есть (макеты домов, дорожные знаки и т. д.) Именно работа в команде развивает у детей умение договариваться, слаженно работать вместе, развивать игровой сюжет.
(Пока участники все расставляют сказать, дать информацию что) Геометрический планшет – это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его познавательному развитию, а также развитию творческих способностей. А это означает – развитие тонкой моторики, дифференцированного восприятия, сенсомоторной памяти. Развитие воображения будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности и обеспечит полноценную готовность к школьному обучению и дальнейшие успехи в школе. Посмотрите, что у вас получилось. А получился макет города или микрорайона.
Далее вы можете предложить своим воспитанникам еще одну интересную игру, называется она «Дорисуй». Возьмите, пожалуйста, равное количество резинок. Например, три. Затем начинайте «рисовать» какой – либо предмет, используя по одной резиночке за один ход. Каждый следующий элемент должен составлять какой- то узнаваемый осмысленный рисунок. Проигрывает тот, кто не сможет придумать следующий ход. Например, у вас может получиться такая цепочка превращений: полоска – крестик – снежинка - цветок и т. д. Или квадрат – домик - окошко в домике – заборчик - крыльцо и т. д. Старайтесь не акцентировать внимание ребенка на проигрыше, лучше обращайте его внимание на то, как одни и те же элементы становятся частями совершенно разных рисунков, как изменяется первоначальный замысел в зависимости от действий другого игрока.
(Пока участники играют, рассказать что:)
Игры с математическим планшетом «Геометрик» способствуют развитию логики, мелкой моторики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости, комбинировать. Ребенок может воплотить свои фантазии. Вы также можете помочь ему придумывать различные способы изображения предметов, при этом сочинять различные истории, развивая у малыша тем самым фантазию, память, логику, речь. А сейчас посмотрим, что получилось у наших участников. Расскажите, какая у вас получилась цепочка. Что вызвало затруднение? Что понравилось больше всего? Я благодарю вас за участие. Присаживайтесь, пожалуйста.
Заключительная часть. Уважаемые коллеги.
Вывод:. Использование математического планшета способствует развитию зрительного и слухового восприятия, внимания, тактильной чувствительности, мелкой моторики рук, пространственной ориентации. Его можно использовать для развития логики, мелкой моторики, речи, воображения, координации и творческих способностей детей.
«Математический планшет» воздействует на сенсорное восприятие, помогает осваивать абстрактные образы через физическое, тактильное ощущение.
Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит
высказывание:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это инструмент всех инструментов»,
- сказал еще Аристотель.
«Руки – это своего рода внешний мозг»,
- писал Кант.
Дайте ребенку возможность творить, создавая причудливые узоры и картинки.
Пособие «Математический планшет» дает сильнейший толчок фантазии, предоставляя огромный простор для самостоятельного, оригинального, интересного «рисования».
Спасибо за внимание!
Ссылки на источники
- Логинова В.И. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". - Л. : 1990г. стр.24 - 37.
2. Репина Г.А. «Математическое развитие дошкольников. Современные направления» - Смоленск, 1999г.
3. Ерофеева Т. Использование игровых проблемных ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошкольное воспитание, 1996. No 2. с. 17.
4. Колесникова Е.В. Математика для детей 3 - 4 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. М.: ТЦ Сфера , 2004. 88 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математический планшет Геометрик
Развивающая игра своими руками...
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ "ГЕОМЕТРИК"
Отличная развивающая игрушка для детей, которую очень просто сделать самостоятельно! Математический планшет представляет собой резиночный конструктор. На квадратном поле расположено 25 штырьков (...
Математический планшет "Геометрик"
По мнению ученых математические способности очень важно развивать в дошкольном возрасте, потому что основные кирпичики для будущих гениев закладываются в возрасте до 7 лет. Задача педагога открыть для...
на конкурс Мастер-класс для педагогов "Математический планшет "Геометрик"
Цель мастер – класса: создание условий для ознакомления педагогов с процессом изготовлением и использованием математического планшета «Геометрик».3адачи: Познакомить ...
проект "Моделирование предметно-развивающей среды для творческих игр детей Математический планшет геометрик "
Развивать логику, воображение, усидчивость, внимание. Выполняя задания, дети учатся логически мыслить, концентрировать внимание на выполнении определенного задания....
Буклет "Работа с математическим планшетом Геометрик"
Буклет посвящен работе и созданию математического планшета Геометрик...
Использование математического планшета «Геометрик» как один из методов работы с детьми дошкольного возраста
Математический планшет придумал математик Калеб Гатеньо в конце 1950-х гг. Математическая доска - это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его психосенсомоторному, когнит...