Занятие по развитию речи.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 13 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
Образовательная область «Речевое развитие»
Раздел «Развитие речи»
Тема «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Составила: Сунагатуллина А.Ф. Должность: воспитатель Категория: первая
г. Туймазы, 2023 г.
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте
Цель. Создать условия для совершенствования фонематического восприятия.
Задачи:
Развивающие: способствовать развитию коммуникативных навыков общения и интонационной выразительности речи.
Обучающие: закрепить умение выполнять звуковой анализ слов, делить слова на слоги (части), упражнять детей определять последовательность звуков в словах, определять количество и последовательность слов в предложении.
Воспитательные: воспитывать умение слушать других детей, способствовать формированию умения работать в команде.
Средства реализации:
Словарная работа: предложение, слово, слог, звук (гласный, согласный).
Ход занятия
Организационный момент
В.: Вы совсем стали взрослыми, почти школьники, все уже многое знают и умеют. И мудрая сова хочет проверить вас. После занятия я спрошу у вас, о чем мы говорили.
- В.: Поиграем в игру, которую приготовила мудрая Сова: «Доскажи словечко».
1. Он плывет по простыне, как кораблик по волне
Он хозяйкам добрый друг, электрический (утюг)
2. Вот пришла и осень, листья пожелтели
И с прощальным криком птицы (улетели)
4 Долгожданный дан звонок - это кончился (урок)
5 Все ребята со двора малярам кричат (ура)
В.: Какой звук вы услышали в начале каждого слова?
Д.: звук – у
В.: Молодцы, внимательно слушали. А вы знаете, что звуки бывают разные, они делятся на гласные и согласные? Как вы думаете, гласные звуки от согласных отличаются и чем? Вот послушайте. (произносит по очереди звуки: «у», «м», «а», «к».)
Д.: одни тянутся, другие произносятся быстро.
В.: правильно, одни поются, вот например: «У-У-У…», «А-А-А.», а звуки «к», «м» или «д» - произносятся отрывисто. Те, которые поются – они гласные, а те, которые произносятся отрывисто – согласные. Попробуем их произнести. (На доску выставляются картинки: утка, мел, кот, дом. Дети произносят звуки по очереди вместе с воспитателем и индивидуально).
- В.: Сегодня мы с вами еще будем определять последовательность звуков в словах. Например, в слове мак три звука: м, а, к. В слове кот тоже три звука. Какие? (К, о, т.) А сколько звуков в слове коты и что это за звуки?
Д.: 4 звука «К» «О» «Т» «Ы».
В.: Назовите звуки в словах сыр, сыры».
Д.: (ответы детей)
- Упражнение: «Определи, гласный или согласный звук»
В.: Перед вами на столах лежат круги – красные и синие. Красные – обозначают гласные звуки, а синие – согласные. Сейчас я буду произносить слова со звуками, а вы покажите соответствующий кружок, красный или синий. ( Арбуз, рис, пицца, осел, ваза, роза, ириска)
Д.: Дети по очереди показывают круги.
В.: Хорошо, молодцы, в свободное время мы ещё с вами поиграем.
В.: Выложите, пожалуйста на столе схему слова «КОТ»
Игра: «Произнеси слово со звуком «Ц»
В.: Дети, поиграем в игру. (Показываю картину с цаплей.) Кто на картинке?
Д.: Цапля.
В.: На какой звук начинается слово цапля?
Д.: На «Ц»
В.: Цапля питается лягушками. Поможем лягушкам спрятаться от цапли?
Надо накрыть каждую лягушку листочком. Для этого по очереди надо назвать картинку, которая изображена на листике. (Дети выходят к доске и накрывают листик словом на звук «Ц»)
Физминутка «Услышь звук»
В.: А теперь поиграем на местах. Если вы услышите в слове звук «Ц», то вам надо хлопнуть в ладоши, а если его там не будет, вы присядете. (цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, корова, слон.)
В.: Хорошо, а теперь слушаем звук –у. (утюг, ложка, мурка, кружка, сарафан, сумка, светлый, утро).
- Упражнение: «Определи место звука в слове»
В.:Дети, у вас на столах лежат листы с ячейками. Вам необходимо заселить в ячейки звуки «ч», «р» и «у». Я буду называть слова, а вы фишкой определите место звука в слове, поставить её в нужную клетку. (Дети выполняют упражнение, воспитатель называет слова со знакомыми звуками: «ч», «у», «р».)
В.: час, рак, сук, луч, мяч, ручей, рот, мир. (Дети, используя фишки и отмечают позицию звуков в словах, после выполнения каждого задания ребенок убирает фишку).
В.:Дети, а что такое слог, кто может сказать?
Дети: Он состоит из букв.
В.: Правильно, вот, например: слово чашка начинается на «ча». - Сколько звуков вы слышите?
Д.: Два.
В.: Назовите эти два звука.
Д.: «Ч» и «А»
В.: Два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова
В.: Итак, дети, поработали мы сегодня хорошо. Мудрая Сова говорит, что вы все молодцы и готовы пойти в школу. Какие задания вам понравились? Какие показались сложными? Чему вы сегодня научились, что узнали нового?
Д.: Учились слышать слова и звуки, познакомились со слогом, узнали, что звуки бывают гласные и согласны, определяли место звука в слове.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.
1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи, изображение №1
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)
Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...