Занятие по развитию речи.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Звуковая культура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_rr.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 13 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Речевое развитие»

Раздел «Развитие речи»

Тема «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Составила: Сунагатуллина А.Ф.                                                                        Должность: воспитатель                                      Категория: первая

г. Туймазы, 2023 г.

Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Цель. Создать условия для   совершенствования  фонематического восприятия.

Задачи:

Развивающие: способствовать развитию коммуникативных навыков общения и интонационной выразительности речи.

Обучающие: закрепить умение выполнять звуковой анализ слов, делить слова на слоги (части), упражнять детей определять последовательность звуков в словах, определять количество и последовательность слов в предложении.

Воспитательные: воспитывать умение слушать других детей, способствовать формированию умения работать в команде.

Средства реализации: 

Словарная работа: предложение, слово, слог, звук (гласный, согласный).

Ход занятия

Организационный момент

В.: Вы совсем стали взрослыми, почти школьники, все  уже многое знают и умеют. И мудрая сова хочет проверить вас. После занятия я спрошу у вас, о чем мы говорили.

  • В.: Поиграем в игру, которую приготовила мудрая Сова: «Доскажи словечко».

1. Он плывет по простыне, как кораблик по волне

Он хозяйкам добрый друг, электрический (утюг)

2. Вот пришла и осень, листья пожелтели

И с прощальным криком птицы (улетели)

4 Долгожданный дан звонок - это кончился (урок)

5 Все ребята со двора малярам кричат (ура)

В.: Какой звук вы услышали в начале каждого слова?

Д.: звук – у

В.: Молодцы, внимательно слушали. А вы знаете, что звуки бывают разные, они делятся на гласные и согласные? Как вы думаете, гласные звуки от согласных отличаются и чем? Вот послушайте. (произносит по очереди звуки: «у», «м», «а», «к».)

Д.: одни тянутся, другие произносятся быстро.

В.: правильно, одни поются, вот например: «У-У-У…», «А-А-А.», а звуки «к», «м» или «д» - произносятся отрывисто. Те, которые поются – они гласные, а те, которые произносятся отрывисто – согласные. Попробуем их произнести. (На доску выставляются картинки: утка, мел, кот, дом. Дети произносят звуки по очереди вместе с воспитателем и индивидуально).

  • В.: Сегодня мы с вами еще  будем определять последовательность звуков в словах.  Например, в слове мак три звука: м, а, к. В слове кот тоже три звука. Какие? (К, о, т.) А сколько звуков в слове коты и что это за звуки?

Д.: 4 звука «К» «О» «Т» «Ы».

В.:  Назовите звуки в словах сыр, сыры».

Д.: (ответы детей)

  • Упражнение: «Определи, гласный или согласный звук»

В.: Перед вами на столах лежат круги – красные и синие. Красные – обозначают гласные звуки, а синие – согласные. Сейчас я буду произносить слова со звуками, а вы покажите соответствующий кружок, красный или синий. ( Арбуз, рис, пицца, осел, ваза, роза, ириска)

Д.: Дети по очереди показывают круги.

В.: Хорошо, молодцы, в свободное время мы ещё с вами поиграем.

В.: Выложите, пожалуйста на  столе схему слова «КОТ»

Игра: «Произнеси слово со звуком «Ц»

В.: Дети, поиграем в игру. (Показываю картину с цаплей.) Кто на картинке?

Д.: Цапля.

В.: На какой звук начинается слово цапля?

Д.: На «Ц»

В.: Цапля питается лягушками. Поможем лягушкам спрятаться от цапли?

 Надо накрыть каждую лягушку листочком. Для этого по очереди надо назвать картинку, которая изображена на листике. (Дети выходят к доске и накрывают листик словом на звук «Ц»)

Физминутка «Услышь звук»

В.: А теперь поиграем на местах. Если вы услышите в слове звук «Ц», то  вам надо хлопнуть в ладоши, а если его там не будет, вы присядете. (цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, корова, слон.)

В.: Хорошо, а теперь слушаем звук –у. (утюг, ложка, мурка, кружка, сарафан, сумка, светлый, утро).

  • Упражнение: «Определи место звука в слове»

В.:Дети, у вас на столах лежат листы с ячейками. Вам необходимо заселить в ячейки звуки «ч», «р» и «у». Я буду называть слова, а вы фишкой определите место звука в слове, поставить её в нужную клетку. (Дети выполняют упражнение, воспитатель называет слова со знакомыми звуками: «ч», «у», «р».)

В.: час, рак, сук, луч, мяч, ручей, рот, мир. (Дети, используя фишки и отмечают позицию звуков в словах, после выполнения каждого задания ребенок убирает фишку).

В.:Дети, а что такое слог, кто может сказать?

Дети: Он состоит из букв.

В.: Правильно, вот, например: слово чашка начинается на «ча». - Сколько звуков вы слышите?

Д.: Два.

В.: Назовите эти два звука.

Д.: «Ч» и «А»

В.: Два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова

В.: Итак, дети, поработали мы сегодня хорошо. Мудрая Сова говорит, что вы все молодцы и готовы пойти в школу. Какие задания вам понравились? Какие показались сложными?  Чему вы сегодня научились, что узнали нового?

Д.: Учились слышать слова и звуки, познакомились со слогом, узнали, что звуки бывают гласные и согласны, определяли место звука в слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...