Конспект занятия "В гостях у русских народных сказках".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Татьяна Владимировна Котельникова

Приобщать детей к устному народному творчеству. Закреплять знания детей о русских народных сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_sredney_gruppe.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  в средней группе

«В гостях у русской народной сказки».

Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.

Задачи:

Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;

закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования;

Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;

Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;

Воспитывать интерес к русским народным сказкам;

Формировать навык сотрудничества, доброжелательности;

Воспитывать любовь к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".

Предварительная работа:

1. Чтение, рассказывание русских народных сказок.

2. Рассматривание иллюстраций к сказкам.

3. Просмотр мультфильмов по теме: "Русские народные сказки".

4. Проведение дидактических игр: "Узнай сказку по картинкам", "Чей головной убор?", "Из какой сказки герой?", "Собери сказку", "Что сначала, что потом?".

5. Разгадывание загадок.

Оборудование: иллюстрации к сказкам, сундучок.

Ход:

1. Организационный момент.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево

В центре круга соберёмся

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём,

И играть сейчас начнём.

2.Основная часть:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня я буду сказочницей. А кто такие сказочники? А вы любите сказки?

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в сказочную страну. А кто, может жить в этой стране?

Воспитатель: А на какие группы  делятся сказки ? (Народные и авторские).

Воспитатель: А что вы можете сказать про авторские сказки?

Воспитатель: А что такое народные сказки? Когда-то давно книги были не у всех, не все люди умели писать и читать. Но, чтобы не скучать, взрослые сами придумывали сказки и рассказывали их друг другу, своим детям, внукам. Сказки народ передавал от одного человека к другому, из уст в уста. Что такое уста? (Ответ детей)

- Уста - это губы. Поэтому сказки - это устное народное творчество. (Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали  собирать и записывать).

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по русским народным сказкам. А кто же сочинил эти сказки? (Русский народ)

Воспитатель: А полетим мы туда на воздушных шариках.

Дыхательная гимнастика: Давайте надуем шарики. Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш). (Руками изображают шар) - А теперь надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с).

- Вот и попали мы с вами в сказочную страну.

Наша жизнь скучна без сказок

Дорог день, как целый год,

Всех добрей и ярче краски,

Если сказка к нам придёт,

В гости сказочка идёт,

Она встречи с вами ждёт.

Много сказок есть на свете,

Сказки эти любят дети.

- Ой, ребята, смотрите волшебный сундучок. Что же в нём? (Открываем.)

В сундучке моём чудесном

Много сказок, много песен

Только сказки до поры,

Спрятались от детворы.

Тогда закроем глазки

И очутимся в сказке.

А сундучок поможет нам

Расставить всё по местам.

Воспитатель: Все готовы? Раз, два, три – в какой мы сказке, расскажи?

1. Что за сказка: кошка, внучка,

Да ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали

Корнеплоды собирали? («Репка».)

2. Все минуточку внимания!

Сказку я хочу начать.

Этой сказочки названье

Поспешите отгадать.

Не садись на пенёк

Не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке! («Маша и медведь».)

3. Как настали холода,

Дом слепила изо льда.

Грело солнце день за днём

И растаял этот дом

Выгнала она косого

Из домика лубяного. («Заюшкина избушка».)

4. В сказке живёт

Он не ёжик и не кот,

Из муки он был печён,

На сметане был мешён

На дорожке он катился

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка,

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису

От неё уйти не смог

Что за сказка? («Колобок»)

5. Нравом зол, цветом сер,

Семерых козлят он съел. («Волк и семеро козлят»)

6. У Алёнушки сестрицы

Унесли братишку птицы,

Та с подружками играла,

Братца Ваню проморгала. («Гуси-лебеди»)

7. Что за гостья в дом пришла

К трём лесным медведям?

Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала,

А хозяева вернулись –

Еле ноги унесла! («Три медведя»)

8. Что за домик на опушке

Дал приют Ежу, Лягушке,

Мышке, Зайцу, Петуху?

Дом с трубою наверху,

Из трубы идёт дымок.

Этот домик — ...(Теремок).

Ведущий: Вижу, сказки вам читали и героев все узнали.

Молодцы! Справились с заданием!

А теперь давайте сами построим свой теремок с помощью физ. минутки.

В чистом поле теремок

Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)

Звери разные там жили,

Жили дружно, не тужили (поклон)

Там и мышка (руки перед собой на носочках)

И лягушка (присели)

Зайчик (прыжки)

С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)

Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)

В дружбе знали они толк. (поклон)

Но набрел на теремок

Мишка косолапый (изобразить мишку)

Раздавил он теремок

Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)

Звери очень испугались,

Поскорее разбежались т(бег на месте)

А потом собрались снова

Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)

Воспитатель: Сейчас я хочу проверить, а знаете ли вы названия сказок. В есть ошибки – давайте найдем их.

1. «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».

2. «Даша и медведь» – «Маша и медведь».

3. «Волк и семеро котят» – «Волк и семеро козлят».

4. «Петушок  и гороховое зернышко» – «Петушок  и бобовое зернышко».  

5. «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».

6. «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.

7. «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

8. «Заюшкин домик» – «Заюшкина  избушка».

Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы отдохнем и зарядку проведем. пальчиковая гимнастика «Любимые сказки». (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши).

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель: Ребята, а на какие виды еще делятся сказки?(сказки  о животных, волшебные сказки,бытовые сказки).

По какому признаку они различаются?(в сказках о животных главными героями  являются животные, они приобретают человеческие черты; каждый герой наделен человеческим характером).

В  волшебных  сказках  происходят чудесные  события,  волшебные  превращения, неожиданные перевоплощения. Действие бытовой сказки разворачивается в повседневной жизни.

Воспитатель: Ребята, еще нам нужно вспомнить,  на сколько частей делится сказка, какие это части?(начало –зачин сказки, середина –кульминация сказки, конец –концовка сказки). В  зачине упоминаются некоторые герои сказки. В кульминации разворачивается сюжет сказки, знакомство с главными героями. В концовке мы узнаем чем сказка закончилась.

Дид.игра «Охарактеризуй героев».

Воспитатель: Какая лиса в сказках?(Хитрая, коварная, умная, бессердечная, ловкая, лживая, грубая, завистливая, льстивая, находчивая, ловкая, изворотливая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса).

А какой зайчик?(Добрый, доверчивый, слабый, беззащитный, горемыка).

А петушок какой? (смелый, храбрый, хороший, красивый).

А волк какой? (злой, сильный, коварный, бессердечный,глупый).

А медведь? (неуклюжий, ленивый, нерасторопный, сильный).

Рефлексия:

Воспитатель: Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам?  А, что вам больше понравилось?  А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат?

Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать - слабых.  Выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль. Недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СЮЖЕТУ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА» (подготовительная группа)

Цель: Закрепление порядкового счета в пределах 10 и развитие логического мышления.Задачи:1.     Образовательные:- Закрепить умение складывать изображение из геометрических фигур.- ...

Конспект занятия по сюжету русской народной сказки "Репка"

С использованием современных образовательных технологий:-здоровьесберегающих;-педагогических;-обучающих;-игровых;-воспитательных....

Конспект занятия по сюжету русской народной сказки "Три медведя"

познавательное занятие-игра по развитию речи...

Конспект занятия по сюжету русской народной сказки "Теремок"

интегрированное занятие по развитию математических представлений  у дошкольников...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ ПО СЮЖЕТУ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ТЕРЕМОК»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 1.  Задачи на развитие познавательных способностей: закрепить порядковый счет, порядковые числительные; сравнивать предметы по величине; -    развивать...

Конспект занятия-игры по русской народной сказке «Гуси-лебеди» с использованием ИКТ и мнемотехники «Проделки бабы Яги»

Игра с использованием ИКТ и мнемотехники "Проделки Бабы Яги"Цель: обучить заучиванию стихотворения с помощью мнемотаблиц, корригировать связную речь.Задачи:1)развитие речи и пополнение ...