Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
консультация по развитию речи
Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Приёмы педагогической работы по воспитанию
у детей навыков правильного произношения звуков»
Цели:
-уточнить знания воспитателей о задачах воспитания звуковой культуры речи.
-познакомить с приёмами работы, направленные на воспитание звуковой культуры речи.
Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей.
Можно выделить следующие основные задачи:
1. Формирование правильного произношения звуков.
Звук речи — минимальная, нечленимая речевая единица. Звуки как материальные знаки языка выполняют две функции: доведения речи до восприятия слухом и различения значимых единиц речи (морфем, слов, предложений). Интересно, что у ребенка сначала формируется речевой слух, т. е. различение звуков речи, а их произношением он овладевает позднее. Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей.
2. Выработка дикции.
Дикция — внятное, четкое произношение слов и их сочетаний. Работа над дикцией производится в соответствии с «Программой» детского сада начиная со второй младшей группы (в основном в процессе пения и чтения стихотворений), а в старшей группе выработка внятности произношения выдвигается специальной задачей занятий по развитию речи. Для ее решения в старших группах используют специальные методы и приемы обучения.
3. Работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением.
Своеобразие речи дошкольника, особенно младшего, диктует необходимость выдвинуть формирование правильного словопроизношения как отдельную задачу. Иногда ребенок четко произносит все звуки и имеет хорошую дикцию, но допускает ошибки в произношении отдельных слов.
4. Развитие речевого слуха и речевого дыхания.
Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны речи является слух. С развитием ребенка постепенно развиваются слуховое внимание, восприятие шумов и звуков речи. У ребенка старшего дошкольного возраста нужно развить и более высокую ступень речевого слуха — фонематическое восприятие, т. е. умение вычленять звуки в слове, определять их порядок и количество. Речевое дыхание — одна из основ голосообразования и речи (речь представляет собой озвученный выдох). Задача воспитателя — помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию.
Особое внимание уделяется длительности и силе выдоха в процессе речи и бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы.
Для решения многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы.
• В первую очередь к ним относятся занятия.
• Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры-драматизации, хороводы, праздники, развлечения и др.
• речевая гимнастика (1-2 мин артикуляционных упражнений в конце утренней гимнастики, 2-3 раза в неделю).
Для решения вышеперечисленных задач применяются различные приёмы работы:
• Уточнение и совершенствование движений органов речевого аппарата.
Во второй младшей группе детям рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата: губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперед трубочкой; нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот; язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперед и назад.
В средней группе уточняют предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа — нижняя губа, верхние зубы — нижние зубы, бугорки за верхними зубами. Уточняют движения губ, языка и учат делать язык одновременно широким и тонким.
В старшей группе закрепляют все, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях в предыдущих группах. Дают понятие о спинке языка и учат делать язык то широким, то узким.
В подготовительной к школе группе уточняют основные движения губ, языка, соотнося эти движения с произнесением звуков. Например: «Губы умеют улыбаться, когда мы произносим [и], умеют вытягиваться вперед трубочкой, когда мы произносим [у]», и т. д.
• Артикуляционная гимнастика.
Показ и объяснение артикуляции часто включается в игровой сюжет.
Можно использовать в работе следующую литературу:
Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика»
Т. А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»
Н. Нищева «Весёлая артикуляционная гимнастика»
Т.В. Вересова Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса.
• Звукоподражание
Инсценировки небольших рассказиков с использованием звуков
Например:
Девочка плачет: «А-а-а-аа-аа-а». Мышонок смеется: «И-и-ии-ии». Медведь сердится: «Э-э-э-э-э-э-э». Волк зовет другого волка: «У-у-у-у-у». Лось трубит в лесу: «О-о-о-о-о-о». Ребенок маленький плачет: «Уа-уа-уа-уа-уа». Дети в лесу перекликаются: «Ау-ау» и т.д.
Чтение, драматизация рассказов, сказок с имитациями голосов животных
(В. Сутеев «Кто сказал мяу», С. Маршак «Глупый маленький мышонок»…)
• Заучивание чистоговорок, скороговорок, стихов
Работа повторяется трижды: в первый раз «чистоговорки», скороговорки произносятся в замедленном темпе; во второй — в обычном темпе; в третий — убыстрение.
Сначала дается материал, содержащий наиболее лёгкие согласные звуки: п, б, м, т, д, н, к, г.
Например:
У бабы бобы, у деда дубы.
Фаня в гостях у Вани. У Вани в гостях Фаня.
У пеньков опять пять опят стоят.
Дед Данила делил дыню, Дольку Диме, дольку Дине.
Вы малину мылили? Мыли, но не мылили.
Петя пилил пилой пень.
За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.
С детьми четвертого года жизни отрабатываются «чистоговорки»: «Посеем мак, мак; взойдет вмиг, вмиг», «Польем лютики и лилии из лейки».
С детьми пятого года жизни: «В гору — бегом, с горы — кувырком», «Машины шинами по шоссе шелестят», «Ужин нужен и жуку и ужу».
С детьми шестого года жизни отработка правильной артикуляции проводится тем же приемом игры, но в усложненной форме. Ребенку дается задание произнести одну за другой сразу несколько «чистоговорок» на разные согласные. Например: «Шла Саша по шоссе», «На шесте — дворец, во дворце — певец», «Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели».
• Игры на развитие воздушной струи
«Подуй на султанчик», «Сдуй снежинку», «Помоги летать бабочке», «Футбол»
• Дидактические игры (настольные, словесные)
Например: «Добавлялки»
(небольшие стихотворные тексты, в которых ребёнок должен добавить последний слог последнего слова.)
Плачет бедный серый кот,
У него болит жи_________!
В болоте тонет и ревёт,
Неуклюжий беге_______
Эту птицу угадай-ка,
Над волной парила чай_____
На поляне стоит домик,
Кто хозяин в доме? гно_____
А у папы для красы
Под носом пышные у______
Меня лижет прямо в лобик
Мой щенок весёлый Бо_____
Как на занятии, так и вне занятий ведущим приемом является
- образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;
Так же активными приемами являются:
- хоровые и индивидуальные повторения;
- совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь – с 5 лет (незамедлительное повторение ребенком речи-образца). - обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно дается или в эмоционально-шутливой форме («Давайте поучим индюка петь веселую песенку!»), или в деловой («Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофе-е-ер, шоферы, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво — кому же хочется попасть в смешное положение?»);
- индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребенка («Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи — он умеет быть ласковым, заботливым»); - пример правильной речи сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков». Подготовил: учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин Киселева Э.
Консультация для воспитателей на тему:«Приёмы педагогической работы по воспитаниюу детей навыков правильного произношения звуков».Подготовил: учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин...
Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе работы над правильным звукопроизношением дошкольников....
Консультация для педагогов "Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков" (2020 г.)
Консультация для педагогов "Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков" (2020 г.)...
Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
Консультация для педагогов на тему: «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе...
Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
laquo;Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»...
Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»Подготовила:Учитель-логопед Мороз Светлана ВячеславовнаНор...
Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков» ...