картотека упражнений на развитие выразительности речи
картотека по развитию речи
Направление | Упражнение |
Работа над дикцией | «Бублик» - максимально растянуть губы, произнося звук «о»; «Конфетка» - надо упираться языком поочередно в каждую щеку. Рот закрыт; «Кью-икс» - произносить слоги «кью» и «икс». Проговаривая «кью» сильно вытянуть губы трубочкой, на слог «икс» растянуть губы в улыбке. |
Работа над правильным речевым дыханием | «Насос» - да вдох медленно поднять руки вверх через стороны, на выдох так же медленно их опустить, произнося «с-с-с»; «Семафор» - сидя, ноги сдвинуты вместе, поднимание рук в стороны и медленное их опускание вниз с длительным выдохом и произношением звука «с-с-с». Повторить 3-4раза; «Накачать шину» - детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно. |
Голосовые упражнения | «Маляр» Дети красят забор и водят рукой вверх – вниз, и вместе с рукой меняются их голоса, они звучат то высоко, то низко; «Ленивый мальчик» Зовёт маму тихо, затем погромче «м-а-а-ам, дай молока!» «Рисуем голосом картинки» Открыли скрипучую дверь и увидели за ней разные картинки. Изображаем голосом и показываем рукой, как бы рисуя в воздухе. Чем выше рука. тем выше голос, и наоборот. Например, «домик с трубой», «зайчик с длинными ушами», «динозаврик». |
Упражнения на высоту и силу голоса | «Пожарная машина» - начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам города и издает пронзительные звуки сирены: "У-у-у-у-у"; «Эхо» - дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: "А!" Другие тихо отзываются: "А-а-а"; «Вьюга» - изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу "Вьюга начинается" вы тихо произносите: "У-у-у". По сигналу "Сильная вьюга" говорите громко: "У-у-у". По сигналу "Вьюга кончается" произносите тише и смолкаете по сигналу "Вьюга кончилась". |
Интонационная выразительность речи | Упражнение №1 Смоделируйте диалог, в котором одну фразу нужно произносить с вопросительной интонацией, а другую — с утвердительной. ШТУ-ШТО-ШТА-ШТЭ-ШТИ-ШТЫ? ЖТУ-ЖТО-ЖТА-ЖТЭ-ЖТИ-ЖТЫ! ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ ШТЫ-ЖДЫ? ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ ШТЫ-ЖДЫ! Упражнение №2 Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства. «Открой дверь!» — гневно, грустно, радостно, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном. «Пришла!» — с радостью, тревогой, с презрением, с ехидством. «Молодец!» — восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе. «Кушать подано!» — ласково, удивленно, вопросительно, с огорчением, восторженно Упражнение №3 Произнесите сочетания гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким, грудным голосом, как будто вы рассказываете страшную сказку. У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ. |
Развитие ритма речи | Упражнение «Козлик» Серенький козленок, маленькие рожки Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках Будешь козлик ты играть, А мы станем повторять. Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять! (ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко!; «Назови свое имя» Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена. «Кто справа?» Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_uprazhneniy_na_razvitie_vyrazitelnosti_rechi.docx | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека упражнений на развитие выразительности речи
Направление | Упражнение |
Работа над дикцией | «Бублик» - максимально растянуть губы, произнося звук «о»; «Конфетка» - надо упираться языком поочередно в каждую щеку. Рот закрыт; «Кью-икс» - произносить слоги «кью» и «икс». Проговаривая «кью» сильно вытянуть губы трубочкой, на слог «икс» растянуть губы в улыбке. |
Работа над правильным речевым дыханием | «Насос» - да вдох медленно поднять руки вверх через стороны, на выдох так же медленно их опустить, произнося «с-с-с»; «Семафор» - сидя, ноги сдвинуты вместе, поднимание рук в стороны и медленное их опускание вниз с длительным выдохом и произношением звука «с-с-с». Повторить 3-4раза; «Накачать шину» - детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно. |
Голосовые упражнения | «Маляр» Дети красят забор и водят рукой вверх – вниз, и вместе с рукой меняются их голоса, они звучат то высоко, то низко; «Ленивый мальчик» Зовёт маму тихо, затем погромче «м-а-а-ам, дай молока!» «Рисуем голосом картинки» Открыли скрипучую дверь и увидели за ней разные картинки. Изображаем голосом и показываем рукой, как бы рисуя в воздухе. Чем выше рука. тем выше голос, и наоборот. Например, «домик с трубой», «зайчик с длинными ушами», «динозаврик». |
Упражнения на высоту и силу голоса | «Пожарная машина» - начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам города и издает пронзительные звуки сирены: "У-у-у-у-у"; «Эхо» - дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: "А!" Другие тихо отзываются: "А-а-а"; «Вьюга» - изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу "Вьюга начинается" вы тихо произносите: "У-у-у". По сигналу "Сильная вьюга" говорите громко: "У-у-у". По сигналу "Вьюга кончается" произносите тише и смолкаете по сигналу "Вьюга кончилась". |
Интонационная выразительность речи | Упражнение №1 Смоделируйте диалог, в котором одну фразу нужно произносить с вопросительной интонацией, а другую — с утвердительной. ШТУ-ШТО-ШТА-ШТЭ-ШТИ-ШТЫ? ЖТУ-ЖТО-ЖТА-ЖТЭ-ЖТИ-ЖТЫ! ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ ШТЫ-ЖДЫ? ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ ШТЫ-ЖДЫ! Упражнение №2 Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства. «Открой дверь!» — гневно, грустно, радостно, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном. «Пришла!» — с радостью, тревогой, с презрением, с ехидством. «Молодец!» — восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе. «Кушать подано!» — ласково, удивленно, вопросительно, с огорчением, восторженно Упражнение №3 Произнесите сочетания гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким, грудным голосом, как будто вы рассказываете страшную сказку. У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ. |
Развитие ритма речи | Упражнение «Козлик» Серенький козленок, маленькие рожки Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках Будешь козлик ты играть, А мы станем повторять. Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять! (ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко!; «Назови свое имя» Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена. «Кто справа?» Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры-упражнения на развитие выразительности речи
Развитие восприятия мелодики, речевого темпа, тембра, интонации....
Картотека упражнений средств интонационной выразительности речи.
В картотеке представлены комплексы упражнений при проведении которых реч вашего ребенка станет интанационно выразительной....
Игры-упражнения на развитие выразительности речи
Развитие восприятия мелодики, речевого темпа, тембра, интонации....
Игры - упражнения на развитие выразительности речи
Развитие восприятия мелодики, речевого темпа, тембра, интонации....
Игры-упражнения на развитие выразительности речи
материал по развитию речи (старшая группа)...
Картотека упражнений для развития выразительности, мимики
Цель: формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов, движений...
Игры-упражнения на развитие выразительности речи
Игры-упражнения на развитие выразительности речи...