Картотека игр по развитию речи
картотека по развитию речи

Сивцева Федора Александровна

Картотека игр по развитию речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека игр по развитию речи 431.21 КБ

Предварительный просмотр:

       «Прятки»


Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)
Материал. Мелкие игрушки.
Ход.
Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»
Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

      «Олины помощники»


Цель: образовывать форму мн. числа глаголов.
Материал: кукла Оля.
Ход.
- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
- Что это? (Это ноги)
- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

      «Уложим Мишку спать»

Цель: учить использовать глагол ЛЕЖАТЬ в повелительном наклонении

Наглядный материал: медвежонок, кровать

Ход игры:

Воспитатель: этот мишка охотно ложится на бочок, спину, живот. Надо попросить его об этом.

Дети просят мишку употребляя глагол ЛЯГ

Усложняя задание, воспитатель создает новую игровую ситуацию с любой другой игрушкой.

      «Разговор по телефону»

Цель: развивать пространственные представления. Побуждать использовать в речи слова: ВВЕРХ, НАПРАВО, НАЛЕВО, ВНИЗ, ПРЯМО.

Ход игры: в одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил?

       «Один и много»

Материал:

Картинки по числу детей с изображением 1 или нескольких предметов

Ход игры: воспитатель раздает картинки. Просит назвать предметы, нарисованные на картинках. Дети отвечают:

- У меня окно

- У меня окна

Затем составляют пары картинок по принципу: один – много.

       «Где мишка искал свой мяч?»

Цель: привлечь внимание детей к различным вариантом пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи предлоги ПОД, ЗА, НА, ОКОЛО, С. Учить изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов.

Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечают

  • Что делает мишка? (спит)
  • Где спит мишка? (на кровати)
  • Что сейчас делает мишка? (встал)
  • Он проснулся. А разве он уже встал с кровати? (не встал, еще сидит)
  • Где он сидит? (на кровати)
  • Поиск мяча для мишки (за диваном, за столом…)

«На чем дети катаются»

Цель активизировать в речи предлога НА

Наглядный материал: сюжетные картинки (лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед)

 Ход игры: дети по картинке составляют предложения с предлогом на

  • Мальчик катается на самокате
  • Вера едет на машине. И т.д.

«Интересные предлоги»

Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "в", "под", "над", "с" и др.

Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение. 

"Кто кем хочет стать?"

Цель: употребление трудных форм глагола

Ход игры: Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу. 

«Доскажи словечко»

Цель: Учить детей образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками.

Ход игры:

  • Машина в гараж … (въезжает).
  • Мальчик из школы … (выходит).
  • Шофёр к машине … (подходит).
  • Девочка с горы … (съезжает).
  • Старушка через улицу … (переходит).
  • Девочка через лужу … (перепрыгивает).
  • Птичка из клетки … (вылетает).

        «Считай и называй»

Цель: учить считать до десяти предметы, правильно согласовывая числительные с существительными.

  • Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров.
  • Ведро, матрёшка, дерево, дом, окно, рыбка, трактор.

Картотека игр по развитию и формированию  грамматического строя речи (ГСР)

http://images.myshared.ru/5/512501/slide_5.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/84/858/84858968_0_88df5_35df04d9_XL11.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/84/858/84858819_0_88dee_4a4842ef_XL4.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/84/858/84858883_0_88df0_3ffb7acd_XL6.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/84/858/84858799_0_88dec_3fb5c764_XL2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотеки игр для развития речи детей 5-7 лет

Первая часть: Игры предназначены для детей пятого года жини.Вторая часть: Игры предназначены для детей 6-7 лет...

Картотека игр по развитию речи

Картотека игр по развитию речи, цель и описание игры....

Картотека игр по Развитию речи

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"

Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"...