Конспект интегрированного занятия "Необычный талисман Победы" (на материале сказки Паустовского К.Г. «Похождения жука-носорога»)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Целью данного занятия является создание условий для развития интереса у детей старшего дошколь-ного возраста к событиям Великой Отечественной войны средствами художественной литературы и изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Кичменгско-Городецкого муниципального района
«Детский сад комбинированного вида «Берёзка»
Методическая разработка
Конспект интегрированного занятия
в компенсирующей группе
для детей с нарушениями речи
«Необычный талисман Победы»
(на материале сказки Паустовского К.Г.
«Похождения жука-носорога»)
Автор:
Учитель-логопед
Крючкова Светлана Николаевна
Кичменгский Городок
Аннотация:
Выбор произведения К.Г. Паустовского «Похождения жука-носорога» был неслучаен. На мой взгляд, детям дошкольного возраста достаточно сложно рассказывать о Великой Отечественной войне, и подобрать художественное произведение, которое бы не повредило бы психике ребенка, очень ответственно и важно для педагога.
Здесь же, в этой солдатской сказке, события, внешне для войны обычные, раскрываются с позиции жука-носорога, «по-насекомовски». Писатель в простой форме рассказывает детям о войне, военных действиях, о великой Победе. И конечно, дает образец добросердечия, любви; говорит о ценности взаимопонимания, взаимоуважения; о чувстве своей неотделимости от род-ных мест, милее которых ничего нет на земле; об ответственности за родную землю, что очень ценно в воспитании подрастающего поколения.
Мальчик Степа подарил отцу, уходящему на войну, спичечный коробок с жуком-носорогом. И в сумке от противогаза Пётр Терентьев отправился с ним в трудный и опасный путь. И где бы ни был отец Степы,— шел ли в атаку, сидел ли в землянке или переправлялся на пароме под свист пуль, его не покидал верный друг, жук-носорог. Он был частицей родной земли, памятью о дорогих и близких ...
Цель: создание условий для развития интереса у детей старшего дошколь-ного возраста к событиям Великой Отечественной войны средствами художественной литературы и изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- образовательная область «Речевое развитие»:
- активизировать и обогащать словарный запас детей по теме «Защитники Родины», «Праздник Победы»;
- учить детей правильно подбирать слова-антонимы, родственные слова;
- формировать навык связного последовательного пересказа сказки К.Г. Паустовского «Похождения жука-носорога» по опорным картинкам;
- закреплять навык грамматически правильного оформления высказываний.
- образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- познакомить детей с картиной Б.Иогансона «Парад Победы» как жанром батальной живописи;
- формировать эмоциональную культуру детей, учить чувствовать настроение, характер произведения, радоваться, печалиться, сопереживать героям, эмоционально реагировать на художественный образ.
Коррекционно-развивающие:
- развивать свободное общение; диалогическую и монологическую формы речи;
- развивать операции мышления (обобщение, анализ), внимание, зрительное восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, к людям, чувство патриотизма.
Оборудование: мультимедиапроектор, ноутбук, экран, беспроводная мышь, рисунок - иллюстрация к произведению, выполненная педагогом, опорные картинки (приложение №1: мальчик, спичечная коробка, жук, воин, окопы, солдаты, куст, сумка, лазарет, дом); текст сказки К.Г. Паустовского «Похождения жука-носорога», мяч, диск (мультимедийная презентация к занятию, видеоклип «О той весне», песни «День Победы», «Мы шагаем как солдаты»).
Предварительная работа: выставка произведений художественной лите-ратуры по теме «День Победы», прослушивание песен, посвященных Дню Победы, чтение сказки К.Г. Паустовского «Похождения жука-носорога» (воспитателем и родителями) с объяснением новых слов, чтение других художественных произведений о войне, посещение музейной экспозиции «Великая Отечественная война».
Методы и приемы: методы развивающего обучения (наглядное моделирование, продуктивные вопросы), словесные (беседа, отгадывание загадок, речевые игры), ИКТ, наглядные (рассматривание рисунка, картины).
План:
- Вход в занятие.
Логопед предлагает детям отгадать загадки.
- Рог изогнут впереди. Он готов в огонь и бой,
Панцирь очень крепкий. Защищая нас с тобой.
Он силён, как муравей, Он в дозор идёт и в град,
Но в природе редкий. (Жук-носорог) Не покинет пост… (Солдат) - Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было … (Войны)
На панно выставляется рисунок, выполненный учителем-логопедом и являющийся иллюстрацией к одному из эпизодов сказки.
Логопед: Ребята, а как вы думаете, какое произведение из прочитанных нами недавно в детском саду и дома вам напомнили эти загадки и данный рисунок? (ответы детей). Да, сегодня мы вспомним сказку К.Г.Паустовского «Похождения жука-носорога», какие приключения произошли в жизни жука и его хозяина, и как долго они продолжались. А еще поговорим об одном важном событии для всех людей, живущих в России и в других странах.
II. 1. Беседа по прочитанной книге с включением рисунка-иллюстрации.
Логопед: Что изображено на рисунке? Давайте вспомним, что было сначала? Куда уходил Петр Терентьев, и что подарил ему сын Степа? Куда мальчик посадил жука и для чего? Как он вел себя в коробке? Что сделал Стёпа, чтобы насекомое не погибло? С какими словами сын подарил жука отцу? Почему носорог притих в коробке? Чем питался жучок? Дети, а кто интересовался на фронте подарком сына и почему? Представьте, что отец написал сыну письмо. Что он рассказал ему? Почему с куста бузины посыпались красные ягоды? Что произошло однажды ночью? Как утром нашелся жук? Куда Пётр стал его сажать? От чего проснулся жук? Что он увидел? Как Петр попал в лазарет, и где был жук? Что прокричал Петр, сидя на земле? Как звал Пётр жука? Почему жук не хотел улетать из сумки? О чем спросил Степа у Петра, заплакав от радости? Сколько длилось путешествие жука? Почему отец и сын выпустили его? Как вы думаете, почему автор так назвал свой рассказ? Как вы думаете, чем жук был для Петра? Понравилась ли вам сказка?
III. Динамическая пауза
Покажем, какие мы – будущие солдаты, защитники Родины (движения под песню «Мы шагаем как солдаты»: марш, спортивные упражнения)
Речевая игра «Подбери родственное слово» (с мячом).
- Война - военный, воин, воевать, воинственный.
- Рана - ранить, раненый, ранка, ранивший.
- Победа - победитель, побежденный, побеждать, победить.
Речевая игра «Скажи наоборот» (с мячом)
Война – мир Дать – взять (забрать)
Смеяться – плакать Защищать - нападать
Воевать – мириться Запустить – выпустить
Терять – находить Любить - ненавидеть
III. Составление пересказа текста с опорой на картинки.
Логопед: Давайте попробуем пересказать эту солдатскую сказку, а помогут нам вот такие картинки. (На панно выставляются опорные картинки.)
Дети дают название каждому пункту плана. После этого логопед предлагает детям составить пересказ и приглашает четверку желающих. Дети договариваются между собой о том, кто будет начинать рассказ, кто рассказывать о событиях, происходивших с жуком на фронте, а кто заканчивать. Далее логопед оценивает пересказы детей.
IV. Праздник Победы в творчестве известных художников (мультимедийная презентация к занятию - диск). Логопед: Дети, какое радостное событие описано в конце сказки К. Г. Паус-товского? (Ответы детей). Праздник Победы - это один из главных праздников нашей страны! (Слайд №1).
- Ребята, многие художники выразили свое отношение к этому важному событию в своих произведениях - картинах (слайды 2 - 7: картины художников (А. Китаев «Возвращение с Победой», М. Когач «Возвращение», П. Кривоногов «Победа», В. Дмитриевский «День Победы», Ф. Коган «Салют на Красной площади», П. Оссовский «Салют Победы»).
Мы познакомимся с картиной известного художника Бориса Иогансона «Праздник Победы» (слайд № 8), где он показал торжество Победы.
Рассматривание картины:
– Что изображено на картине?
– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?
– Как вы думаете, что самое главное в картине?
– Как это изобразил художник?
– Что в картине самое яркое?
– Что этим хотел сказать художник?
– Какое настроение передал художник?
– Как вы догадались, что именно такое настроение отражено?
– Как это удалось сделать художнику?
– О чём думаете, когда вы смотрите на эту картину?
Логопед читает стихотворение:
Звучал везде салют Победе и ликованье, песни, пляс.
Там были – счастье, горе, слезы – смешалось все в победный час!
V. Итог занятия.
Логопед: И в наше время в каждом городе, селе, поселке 9 мая в День Победы звучит праздничный салют в честь нашей Армии (слайд № 9), взрослые и дети возлагают цветы к памятникам погибшим героям. (слайды 10,11). Мы с вами также посетим Сквер Воинской Славы и возложим цветы к памятнику Неизвестному солдату. Предлагаю вам еще раз вспомнить наших Защитников (Видеоклип песни «О той весне» (диск).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгрупповой образовательной деятельности для детей старшей группы на тему «Солдатская сказка» (по произведению К.Паустовского «Похождения жука-носорога»)
Образовательная область: познавательное развитиеВид деятельности: образовательнаяВозрастная группа: старшая группаТема: «Солдатская сказка» (По произведению К.Паустовского «Похождени...
Сказка К.Паустовкого "Похождение жука-носорога"
Уважаемые родители!Предлагаю познакомить детей со сказкой К.Паустовкого "Похождение жука-носорога"Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не знал, что подари...

НОД для детей старшей группы на тему «Солдатская сказка» (по произведению К.Паустовского «Похождения жука-носорога»).
Беседа о Войне. Просматривание мультфильма "Солдатская сказка" (по произведению К.Паустовского «Похождения жука-носорога»)....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «РАДУЖНАЯ СКАЗКА»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «РАДУЖНАЯ СКАЗКА»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе«РАДУЖНАЯ СКАЗКА»...

Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности «Материалы из которых шьют одежду»
Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности «Материалы из которых шьют одежду»Цель: познакомить воспитанников с названиями наиболее распространённых видов ткани и...