Конспект интегрированного занятия "Необычный талисман Победы" (на материале сказки Паустовского К.Г. «Похождения жука-носорога»)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Светлана Николаевна Крючкова

Целью данного занятия  является создание условий для развития интереса у детей старшего дошколь-ного возраста  к событиям Великой Отечественной войны средствами художественной литературы и изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_neobychnyy_talisman_pobedy.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Кичменгско-Городецкого муниципального района

«Детский сад комбинированного вида «Берёзка»

Методическая разработка

Конспект интегрированного занятия

в компенсирующей группе

для детей с нарушениями речи

«Необычный талисман Победы»

(на материале сказки Паустовского К.Г.

«Похождения жука-носорога»)

Автор:

Учитель-логопед

Крючкова Светлана Николаевна

Кичменгский Городок

Аннотация:

   Выбор  произведения  К.Г. Паустовского  «Похождения жука-носорога» был неслучаен. На мой взгляд, детям дошкольного возраста   достаточно сложно рассказывать о Великой Отечественной войне, и подобрать художественное произведение, которое бы не повредило бы психике ребенка, очень ответственно и важно для  педагога.  

   Здесь же, в этой солдатской сказке, события, внешне для войны обычные, раскрываются с позиции жука-носорога, «по-насекомовски». Писатель  в простой форме рассказывает детям о  войне, военных действиях, о великой Победе. И конечно, дает образец добросердечия, любви; говорит о ценности взаимопонимания, взаимоуважения; о чувстве своей неотделимости от род-ных мест, милее которых ничего нет на земле; об ответственности за родную землю, что очень ценно в воспитании подрастающего поколения.

   Мальчик Степа подарил отцу, уходящему на войну, спичечный коробок с жуком-носорогом.  И в сумке от противогаза Пётр Терентьев отправился с ним в трудный и опасный путь. И где бы ни был отец Степы,— шел ли в атаку, сидел ли в землянке или переправлялся на пароме под свист пуль, его не покидал верный друг, жук-носорог. Он был частицей родной земли, памятью о дорогих и близких ...

  Цель: создание условий для развития интереса у детей старшего дошколь-ного возраста  к событиям Великой Отечественной войны средствами художественной литературы и изобразительного искусства.

 Задачи: 

Образовательные:

- образовательная область «Речевое развитие»:

  • активизировать и обогащать словарный запас детей по теме «Защитники Родины», «Праздник Победы»;
  • учить детей правильно подбирать слова-антонимы, родственные слова;
  • формировать навык связного последовательного пересказа сказки К.Г. Паустовского «Похождения жука-носорога» по опорным картинкам;
  • закреплять навык грамматически правильного оформления высказываний.

- образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • познакомить детей с картиной Б.Иогансона «Парад Победы» как жанром батальной живописи;
  • формировать эмоциональную культуру детей, учить чувствовать настроение, характер произведения, радоваться, печалиться, сопереживать героям, эмоционально реагировать на художественный образ.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать свободное общение; диалогическую и монологическую формы речи;
  • развивать операции мышления (обобщение, анализ), внимание, зрительное восприятие.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к Родине, к людям, чувство патриотизма.

Оборудование: мультимедиапроектор, ноутбук, экран, беспроводная мышь, рисунок - иллюстрация  к произведению, выполненная педагогом,  опорные картинки (приложение №1: мальчик, спичечная коробка,  жук, воин, окопы, солдаты, куст, сумка, лазарет, дом); текст сказки К.Г. Паустовского «Похождения жука-носорога», мяч, диск (мультимедийная презентация к занятию, видеоклип «О той весне», песни «День Победы», «Мы шагаем как солдаты»).
Предварительная работа: выставка произведений художественной лите-ратуры по теме «День Победы», прослушивание песен, посвященных Дню Победы, чтение сказки К.Г. Паустовского «Похождения жука-носорога» (воспитателем и родителями) с объяснением новых слов, чтение других художественных произведений о войне, посещение музейной экспозиции «Великая Отечественная война».

Методы и приемы: методы развивающего обучения (наглядное моделирование, продуктивные вопросы), словесные (беседа, отгадывание загадок, речевые игры), ИКТ, наглядные (рассматривание рисунка, картины).
План:

  1. Вход в занятие.

  Логопед предлагает детям отгадать загадки.

  • Рог изогнут впереди.                                    Он готов в огонь и бой,
    Панцирь очень крепкий.                              Защищая  нас с тобой.
    Он силён, как муравей,                                Он в дозор идёт и в град,
    Но в природе редкий. (Жук-носорог)         Не покинет пост…    (Солдат)
  • Любой профессии военной
    Учиться надо непременно,
    Чтоб быть опорой для страны,
    Чтоб в мире не было …   (Войны)

       На панно выставляется рисунок, выполненный учителем-логопедом и являющийся иллюстрацией к одному из эпизодов сказки.

Логопед: Ребята, а как  вы думаете, какое произведение из прочитанных нами недавно в детском саду и дома вам напомнили эти загадки и  данный рисунок? (ответы детей). Да, сегодня мы вспомним сказку К.Г.Паустовского «Похождения жука-носорога»,  какие приключения произошли в жизни жука и его хозяина, и как долго они продолжались. А еще поговорим об одном важном событии для всех людей, живущих в России и в других странах.

II. 1. Беседа по прочитанной книге с включением рисунка-иллюстрации.

Логопед: Что изображено на рисунке? Давайте вспомним, что было сначала?  Куда уходил Петр Терентьев, и что подарил ему сын Степа? Куда мальчик посадил жука и для чего? Как он вел себя  в коробке? Что сделал Стёпа, чтобы  насекомое не погибло?  С какими словами сын подарил жука отцу? Почему носорог притих в  коробке?  Чем питался жучок? Дети, а кто интересовался на фронте подарком сына и почему? Представьте, что отец написал сыну письмо.  Что он рассказал ему? Почему с куста бузины посыпались красные ягоды? Что произошло однажды ночью? Как утром нашелся жук? Куда Пётр стал его сажать? От чего проснулся жук?  Что он увидел? Как  Петр  попал в лазарет,  и где был жук? Что прокричал Петр, сидя на земле?  Как  звал Пётр жука?  Почему жук не хотел улетать из сумки?  О чем спросил Степа у Петра, заплакав от радости? Сколько длилось путешествие жука?  Почему отец и сын выпустили его? Как вы думаете, почему автор так назвал свой рассказ? Как вы думаете, чем жук был для Петра? Понравилась ли вам сказка?

III. Динамическая пауза

     Покажем, какие мы – будущие солдаты, защитники Родины (движения под песню «Мы шагаем как солдаты»: марш, спортивные упражнения)

    Речевая игра «Подбери родственное слово» (с мячом).

  • Война - военный, воин, воевать, воинственный.
  • Рана - ранить, раненый,  ранка, ранивший.
  • Победа - победитель, побежденный, побеждать, победить.

       Речевая  игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Война – мир                                 Дать – взять (забрать)

Смеяться – плакать                     Защищать - нападать

Воевать – мириться                    Запустить – выпустить

Терять – находить                       Любить - ненавидеть

III. Составление пересказа текста с опорой на картинки.
 Логопед: Давайте попробуем пересказать эту солдатскую сказку, а помогут нам  вот такие картинки. (На панно выставляются опорные картинки.)

   Дети дают название каждому пункту плана. После этого логопед предлагает детям составить пересказ и приглашает  четверку желающих. Дети договариваются между собой о том, кто будет начинать рассказ, кто рассказывать о событиях, происходивших с жуком на фронте, а кто заканчивать. Далее логопед оценивает пересказы детей.
IV. Праздник Победы в творчестве известных художников (мультимедийная презентация к занятию - диск).                                                        Логопед: Дети, какое  радостное  событие описано в конце сказки К. Г. Паус-товского? (Ответы детей). Праздник Победы - это один из главных праздников нашей страны!  (Слайд №1).

   - Ребята, многие художники выразили свое отношение к этому важному событию в своих произведениях - картинах (слайды 2 - 7: картины художников (А. Китаев «Возвращение с Победой», М. Когач «Возвращение», П. Кривоногов «Победа», В. Дмитриевский «День Победы», Ф. Коган «Салют на Красной площади», П. Оссовский «Салют Победы»).

   Мы познакомимся с картиной известного художника Бориса Иогансона «Праздник Победы» (слайд № 8), где он показал торжество Победы.

    Рассматривание картины:

– Что изображено на картине?
– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?
– Как вы думаете, что самое главное в картине?
– Как это изобразил художник?
– Что в картине самое яркое?
– Что этим хотел сказать художник?
– Какое настроение передал художник?
– Как вы догадались, что именно такое настроение отражено?
– Как это удалось сделать художнику?
– О чём думаете, когда вы смотрите на эту картину?

Логопед читает стихотворение:

Звучал везде салют Победе и ликованье, песни, пляс.

Там были – счастье, горе, слезы – смешалось все в победный час!

V.  Итог занятия.

Логопед: И в наше время в каждом  городе, селе, поселке  9 мая в День Победы звучит праздничный салют в честь нашей Армии  (слайд № 9), взрослые и дети возлагают цветы  к памятникам погибшим героям. (слайды 10,11).  Мы с вами также посетим Сквер Воинской Славы и возложим цветы к памятнику Неизвестному солдату. Предлагаю вам еще раз вспомнить наших Защитников (Видеоклип песни «О той весне» (диск).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия "День Победы"

на сайте всё так долго. Вам понравится конспект...

конспект интегрированного занятия "День Победы"

на сайте всё так долго. Вам понравится конспект...

Конспект подгрупповой образовательной деятельности для детей старшей группы на тему «Солдатская сказка» (по произведению К.Паустовского «Похождения жука-носорога»)

Образовательная область: познавательное  развитиеВид деятельности:  образовательнаяВозрастная группа: старшая  группаТема: «Солдатская сказка» (По произведению К.Паустовского «Похождени...

Сказка К.Паустовкого "Похождение жука-носорога"

Уважаемые родители!Предлагаю познакомить детей со сказкой К.Паустовкого "Похождение жука-носорога"Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не знал, что подари...

НОД для детей старшей группы на тему «Солдатская сказка» (по произведению К.Паустовского «Похождения жука-носорога»).

Беседа о Войне. Просматривание мультфильма "Солдатская сказка" (по произведению К.Паустовского «Похождения жука-носорога»)....

Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности «Материалы из которых шьют одежду»

Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности «Материалы из которых шьют одежду»Цель: познакомить воспитанников с названиями наиболее распространённых видов ткани и...