Конспект НОД по развитию речи в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Вахонина Ирина Николаевна

Тема: «Составление рассказа по картине «Одуванчики»

Цель: Проверить, умеют ли дети придерживаться определённой последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину.

Задачи:

1. Продолжать учить детей рассматривать и описывать картину  в определённой последовательности.

2. Активизировать словарь детей посредством подбора прилагательных и образных сравнений.

3. Вызвать эмоциональный отклик детей на описание цветка в стихотворной форме, способствовать формированию бережного отношения к природе.

Оборудование: картинка «Одуванчики», приготовленные заранее рисунки одуванчиков, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: беседа о первых цветах – первоцветах, упражнение в подборе сравнений и прилагательных при описании предметов и объектов природы, чтение стихотворений о цветах, рисование цветов, слушание песен об одуванчиках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_razv.rechi_4-5l.docx144.84 КБ

Предварительный просмотр:

Новоярковский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189».

Конспект НОД по развитию речи

в средней группе

1236620_3.jpeg

Подготовил воспитатель:

Вахонина И.Н

Март 2023г.

Тема: «Составление рассказа по картине «Одуванчики»

Цель: Проверить, умеют ли дети придерживаться определённой последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину.

Задачи:

1. Продолжать учить детей рассматривать и описывать картину  в определённой последовательности.

2. Активизировать словарь детей посредством подбора прилагательных и образных сравнений.

3. Вызвать эмоциональный отклик детей на описание цветка в стихотворной форме, способствовать формированию бережного отношения к природе.

Оборудование: картинка «Одуванчики», приготовленные заранее рисунки одуванчиков, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: беседа о первых цветах – первоцветах, упражнение в подборе сравнений и прилагательных при описании предметов и объектов природы, чтение стихотворений о цветах, рисование цветов, слушание песен об одуванчиках.

Ход занятия:

В: Ребята, скажите какое сейчас время года? (весна).

А какая погода на улице?

Какие вы знаете весенние признаки?

А вы хотели бы, чтобы у нас поскорее растаял снег, и расцвели первые цветы?

Но к сожаленью у нас ещё весна не получила полные права.

В группе раздаётся стук. Сторож передаёт письмо.

В: Ребята, нам пришло письмо. Посмотрим, что там? …  «Здравствуйте, мальчики и девочки! Я очень хотела прийти к вам в гости, но у меня много дел.  И поэтому я решила отправить вам подарок. До скорой встречи. Весна».

Ребята в письме есть загадка. Давайте отгадаем её.

На лужайке, возле леса,

Расцвели цветочки.

Желтые, как солнышко.

На зеленой ножке.

А как только подрастут

Шапочки наденут-

Мягкие, воздушные-

Ветерку послушные!

(Одуванчики)

В: Да конечно очень грустно, что весна пока не может к нам прийти. Но мы можем сходить к ней в гости. Ребята, а вы любите путешествовать?

Д: Да

В: А давайте отправимся туда где сейчас весна.

Закройте глаза, и мы вместе произнесём волшебные слова «Крибле, крабле, бумс!»

В: Представьте себе мы с вами переместились на красивую солнечную полянку, на которой играют дети и вокруг много-много цветов. Как здесь красиво! Как вы думаете, какое время года наступило?

Д: Весна.

В: Что происходит весной?

Д: Снег тает, солнце греет…

В: А что происходит весной  на полянках, лужайках?

Д: Весной на полянках распускаются цветочки.

В: А какие цветочки появляются на полянках??

Д: На полянках появляются жёлтые одуванчики.

В: Посмотрите, ребята, на нашу полянку, сколько на ней много одуванчиков. Весной на лугу, как маленькие жёлтые солнышки, нежатся одуванчики. Расцветают, а потом отцветают. На длинных стебельках вместо жёлтых цветочков появляются белые пушистые шапочки. Из жёлтых одуванчиков можно плести венки. А на пушистые шапочки можно подуть, и пушинки разлетятся во все стороны. (Дети рассматривают картину, обмениваются впечатлениями.)

В: Сейчас мы будем с вами рассматривать солнечную весеннюю полянку, обмениваться впечатлениями. Но я, как всегда, хочу вам напомнить, что, чтобы составить красивый и правильный рассказ по картине, надо рассмотреть её … (в определённой последовательности).

В: Рассмотрите картину и расскажите, кто изображён на ней?

Д: Воспитатель, девочка и два мальчика.

В: Где они находятся и зачем они сюда пришли?

Д: Они вышли на луг погулять и поиграть.

В: Что делает воспитатель?

Д: Она держит в руках одуванчик и дует на него.

В:  Посмотрите на полянку, какие одуванчики вы видите?

Д: Мы видим жёлтые молодые одуванчики и те, которые уже отцвели и превратились в пушок.

В: А теперь закройте глаза,

                     Психогимнастическое упражнение.

Представьте, что вы – маленькие одуванчики. Теплые солнечные лучи согрели землю. Вы – маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Вот они распрямились, и все вокруг увидали пушистый желтый цветок, похожий на солнышко.  

В: А сейчас мы опять вернёмся к рассматриванию нашей картины. А кого вы видите за спиной воспитателя? 

Д: Девочку в красном платьице.

В: Посмотрите, что вы видите на голове девочки?

Д: Венок из одуванчиков.

В: Венок из каких одуванчиков?

Д: Из молоденьких и жёлтеньких.

В: Что делает девочка? 

Д: Она наблюдает за действиями воспитателя и мальчика.

В: Посмотрите, ребята ещё на полянку, кого вы там ещё видите?

Д: Мальчика в кепочке.

В: Где он сидит?

Д: Мальчик сидит среди одуванчиков.

В: Что он делает?

Д: Он хотел сорвать жёлтый одуванчик, но засмотрелся на мяч, который лежит на травке).

В: А что на полянке делает мяч? 

Д: Ребята с воспитателем пришли поиграть в игры и увидели одуванчики.

В: Что дети  сделали с одуванчиками?

Д: Девочка сплела красивый венок, воспитатель с мальчиком решили попускать парашютики, а другой мальчик собрал в лукошко несколько цветочков, чтобы поставить их в группе.

В: Посмотрите, ребята, как кругом красиво, светло и празднично. Не так ли? Кому из вас хочется поиграть вместе с детьми на этой полянке? Тогда тихонечко вставайте, и мы с вами поиграем.

Физминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!

Стебель тоненький, как пальчик.        (Приседают, потом медленно поднимаются.)

Если ветер быстрый-быстрый

На поляну налетит,        (Разбегаются в разные стороны.)

Все вокруг зашелестит.        (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш».)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом,        (Берутся за руки и идут по кругу.)

И сольются с небосводом.        (Соединятся все в центре круга.)

В: А теперь, ребята, все тихонько сели и продолжаем работать. Мы с вами внимательно рассмотрели картину, и теперь будем составлять по ней рассказ. Причём по цепочке: начинает один, продолжает другой, заканчивает третий и четвертый ребёнок. Чтобы вам было легче рассказывать, используйте план:

• Какое время года изображено на картине?

• Кто изображён? Где происходит действие?

• Что делают воспитатель и дети на поляне?

• Что изображено вокруг?

   Но сначала послушайте, как составлю рассказ по картине я.

     (Рассказ детей.)

В: Ребята, молодцы, рассказ составили хорошо. Но я немного дополню о пользе одуванчиков. 

Одуванчик одним из первых появляется весной. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою головку-цветок. С кем дружит одуванчик? У одуванчика много друзей-насекомых. К одуванчику любят прилетать бабочки, чтобы своим хоботком попить сладкого нектара. Спешат к одуванчику шмели и осы, они тоже очень любят вкусный нектар. А пчелы делают одуванчиковый мед – густой и ароматный. У одуванчика много тайн.

Какую пользу приносит одуванчик? Одуванчик – лекарственное растение. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика. А из цветков одуванчика варят очень вкусное целебное варенье. Из высушенных корней изготавливают здоровый и полезный напиток, похожий на кофе, но при этом более полезный. Молодые листья практически лишены горечи, используются для приготовления салатов и борщей. Люди называют одуванчик – природным барометром. Еще до рассвета чувствует цветок, какой будет день, если хмурая и дождливая погода, то цветок не раскроется, если солнечная, то цветки раскрываются в 6 часов утра и до 2-3 часов дня золотятся его головки.

Вот сколько всего полезного вложила природа в такой маленький цветок.

Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. Будем любоваться красотой этого чудесного цветка!

На зеленой траве желтые одуванчики очень красивы. Хоть их и много, но не стоит их срывать. Одуванчики не будут долго стоять в вазе, они сразу поникнут. А венок из одуванчиков быстро потеряет свою красоту.

 Об этом говорится в стихотворении «Цветок». Послушайте

Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день постоял и завял.

А сколько бы он на лугу постоял.

В:  А сейчас я предлагаю вам украсить нашу полянку одуванчиками и посмотрим, что у нас получится. (Дети заранее нарисовали одуванчики желтой гуашью на тонированных (зеленых) листах бумаги. Приготовленные рисунки выкладываются рядом друг с другом на полу, получается «одуванчиковый луг».)

В:  Стали краски вдруг – цветами,

       Озарили все вокруг!

       В новом желтом сарафане

       Одуванчиковый луг.

4. Итог занятия.

- О чём мы сегодня с вами беседовали?

- Какую картину рассматривали?

- Что нового для себя усвоили?

Все вы, ребята, на занятии хорошо работали, молодцы! Большое спасибо!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Составление описаний персонажей сказки «Теремок».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет».  Составление описаний персонажей сказки «Теремок».Возраст воспи...