методики развития речи детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи
обзор методик развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_razvitiya_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Методики по развитию речи детей дошкольного возраста
1.Приёмы и методы словарной работы.
Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запоминать новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться.
Важную роль в системе словарной работы играют методы и приёмы работы над словом. Анализ литературы показал, что их существует достаточно много. Условно методы словарной работы можно разделить на две группы:
Первая группа – методы накопления содержания детской речи (ознакомление с окружающим миром и обогащение словаря).
Очень часто используется метод наблюдения за объектом.
Наблюдение – это преднамеренное, планомерное, непосредственное восприятие объекта, цель которого – проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или признаков. Оно требует постановки чёткой цели и планирования. Эта целенаправленность и отличает наблюдение от простого созерцания.
В ходе наблюдения ребёнок наглядным образом знакомиться с самим предметом и явлением, его свойствами и попутно запоминает слова, имеющие как предмет или явление, так и его качества и особенности. При проведении наблюдений, осмотров, экскурсий необходимо соблюдать следующие требования:
1. Осмотры должны быть интересны детям. Заинтересованность детей ведёт к точности наблюдения и глубине восприятия.
2. Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленные подробности. Один и тот же предмет или явление могут быть объектом наблюдений детей разного возраста, но методы работы должны быть различны.
3. Обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают, и сами обязательно о чём-то спрашивали.
4. Для максимального использования экскурсий в целях развития речи детей необходимо заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые.
Эти требования педагогически оправданы, они опираются на знание закономерностей развития ребёнка, проверены многолетней практикой и, безусловно, не потеряли своего значения.
К методам накопления содержания детской речи относятся также рассматривание и обследование предметов и живых объектов. Они проводятся во всех группах и имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребёнок часто соприкасается в своей жизни. Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий. Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используются приёмы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. На этой основе ребёнок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи. Речь детей обогащается прилагательными, наречиями.
Речевой образец педагога (называние нового или трудного слова) имеет особое значение. Новые слова должны произноситься чётко, внятно, медленно. Педагог должен так произнести слово, чтобы дети обратили на него внимание (интонационно выделить слово, несколько усилить его артикулирование, повторно проговорить слово и словосочетание с детьми). С точки зрения физиологии и психологии роль этих приёмов вызвана необходимостью запоминания слова, сохранения в памяти его звукового образа, образования кинестетических ощущений, возникающих при его многократном произнесении.
Речевой образец педагог часто сопровождает пояснением слова, толкованием его смысла. При пояснении значения слов, прежде всего, обращают внимание ребёнка на функции предметов.
Не последнее место среди методов обогащения словаря занимает показ картин с малознакомым содержанием. Картина, в данном случае, даёт детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных и др.). Рассматривание картины сопровождается речевым образцом, пояснениями и рассказом воспитателя, а иногда чтением стихов, загадыванием и отгадыванием загадок. Также проводится работа по объяснению и толкованию новых слов, сопоставлениюих с уже известными, по постановке вопросов, многократному проговариванию слов детьми в разном контексте. При выборке картин в целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным.
Одним из средств обогащения словарного запаса детей наряду с речью окружающих взрослых является художественная литература.
Словарная работа выступает как важнейшее звено в работе над текстом. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. В связи с этим работа над лексическим значением слов углубляет понимание замысла автора. Особую роль литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами и выражениями.
В связи с чтением художественной литературы могут использоваться следующие приёмы работы над словом: акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку; накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем с целью подготовки детей к восприятию произведения; лексический анализ языка художественных произведений; проговаривание слов детьми; объяснение педагогом значений слов; замена авторских слов словами, близкими по значению; подбор слов для характеристики героев; употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.
Вторая группа методов словарной работы используется для закрепления и активизации словаря.
Рассматривание картин направлено на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь. Словарная работа при этом тесно связана с развитием диалогической речи. Воспитатель своими вопросами побуждает детей использовать определённые (заранее им отобранные) слова и словосочетания. Вопрос является основным приёмом работы над словом. Эффективность зависит от умелого подбора и постановки вопросов, которые должны быть логически связаны между собой. Детям дошкольного возраста нужно задавать вопросы не только основные, но и подсказывающие (вспомогательные), которые активизируют мысль и помогают ребёнку отыскать правильный ответ.
Дидактические игры – широко распространённый метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся, т. к. сообщение нового слова (пояснения, показ) отвлекает детей и ведёт к разрушению игры.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях. Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарной работы. Одним из условий чёткого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению.
Дидактические упражнения. Существуют различные виды упражнений. В методике принято выделять лексические или словарные упражнения. Лексическими называются упражнения, служащие для закрепления знаний ребёнка в области лексики.
Известно, что дидактическое упражнение в отличие от дидактической игры не имеет игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова, что представляет для детей определённую сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом.
Упражнения содействуют формированию умения свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают условия для активного отбора слов.предлагает упражнения, цель которых состоит в расширении лексики и речевых навыков: подбор эпитетов к слову, узнавание по эпитетам предмета, подбор к предмету действий, подбор предметов к действию, подбор обстоятельств, подбор пропущенных слов, распространение предложения, добавление придаточного предложения, определение составных частей целого, составление предложений с определённым словом, составление предложения с несколькими заданными словами, объяснение слов, отгадывание и составление загадок, классификация предметов).
Среди многочисленных приёмов словарной работы, которые могут быть использованы на занятиях, можно выделить следующие:
1. Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимание и запоминания данное слово включается в знакомый ребёнку контекст. Далее проводятся различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.
2. Объяснение происхождения данного слова (хлебница – посуда, в которой хранят хлеб).
3. Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный медведь – очень большой медведь, тот, который выше всех других медведей).
4. Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Это заяц большой или маленький?»), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.
5. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.
6. Распространение предложений путём введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.
7. Составление предложения по опорным словам.
В работах доказана методическая целесообразность использования загадки как средства, помогающего последовательному овладению словом на уровне многозначного переносного значения. Своеобразие жанра диктует необходимость для отгадывания и сочинения загадки видеть предмет в многообразии его признаков, устанавливать их иерархию.
В методике имеются следующие требования к применению загадок:
- загадывание загадок должно предшествовать ознакомлению детей с предметами, их характерными признаками;
- загадки должны быть доступны детям с точки зрения, как содержания, так и формы;
- обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов);
- отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания;
- придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок;
- загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.
В логике работы с загадкой целостно отражаются этапы овладения словом, что позволяет обеспечить динамичность и осознанность освоения детьми средств языковой выразительности.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что в словарной работе используются различные методы и приёмы в совокупности, которые зависят от уровня овладения ребёнком слова.
2.Методы и приемы развития речи
Методы обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение формирование у детей речевых навыков и умений.
В методике обучения родному языку условно можно выделить три группы методов — наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы используются в детском саду гораздо чаще, нежели другие, они подразделяются на непосредственные и опосредованные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства - это рассматривание игрушек, иллюстраций, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам, просмотр кинофильмов и диафильмов.
Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах), описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов.
Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы: заучивание наизусть, пересказ, рассказывание без опоры на наглядный материал (рассказ без показа (в группах раннего возраста) рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых (в дошкольных группах)), обобщающая беседа (старших дошкольном возрасте для закрепления накопленных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору).
Данные методы требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах используются наглядные приемы обучения: показ предметов, игрушек, рассматривание иллюстраций, картин, или демонстрация наглядного объекта для разрядки детей или отдыха (чтение стихов, загадок и т. д.).
Практические методы направлены на:
-обучение детей применять полученные знания на практике;
- усвоение и совершенствование речевых умений и навыков.
В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.
К практическим методам относятся различные дидактические игры (игры с наглядным материалом и словесная игра — универсальный метод закрепления знаний и умений.Она используется для решения всех задач развития речи), игры-драматизации (работа со знакомым литературным текстом), игры-инсценировки, хороводные игры, дидактические упражнения (ознакомление с новым, закрепление умений или навыков, творчески переработать усвоенную информацию). Основная задача этих игр-занятий — воспитание культуры поведения детей, они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи.
В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.
Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.
Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции — в продуктивных. Соотношение их колеблется. Например, если в словарном упражнении дети выбирают из своего словарного запаса наиболее подходящее слово для характеристики предмета, то по сравнению с тем же выбором слова из ряда заданных или повторением вслед за воспитателем при рассматривании и обследовании предметов первое задание носит более творческий характер. В самостоятельном рассказывании творческое начало и воспроизведение могут также проявляться по-разному в рассказах по образцу, плану, предложенной теме. Характеристика хорошо известных методов с точки зрения характера речевой деятельности позволит более осознанно использовать их в практике работы с детьми.
Приёмы развития речи.
Прием является основным элементом метода. В настоящее время методика развития речи не располагает устойчивой классификацией приемов, однако по роли наглядности и эмоциональности их можно разделить на словесные, наглядные, практические (игровые)
Наиболее широкое распространение в детском саду приобрели словесные приемы. К ним относятся: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец — правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки для повторения, подражания. Он произносится четко, громко и неторопливо.
Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.
Объяснение— раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Широко используется в словарной работе - для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
Указания — разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Указания воспитателя можно разделить на указания обучающего характера, организационные и дисциплинирующие.
Словесное упражнение — многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.
Оценка детской речи — развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.
В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» — попытаться исправить свой ответ.
Вопрос — словесное обращение, требующее ответа, это задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. По своему содержанию вопросы разделяются на:
- основные (требующие констатации (репродуктивные), отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? где? как? куда?)
- вспомогательные (поисковые, требующими установления связей и отношений между явлениями, отвечающие на вопросы: почему? зачем? чем похожи?. Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.
Каждый вид вопроса по-своему ценен. При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.
Наглядные приемы — показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесения звуков и др.— также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.
Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или действия по замыслу. Вызывают интерес и повышают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?»), красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.
Практические методы ( игровые приемы ) направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, также показ положения органов артикуляции, при произнесения звуков, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Традиции и инновации в методике развития речи детей дошкольного возраста"
Традиционная методика лишает ребёнка самостоятельности, навязывая шаблонность. Что предлагает нам современная методика, какие инновации для развития речи вводятся сейчас в дошкольном образовании - об ...
Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЗАГАДКАМИ И КОЛЫБЕЛЬНЫМИ ПЕСНЯМИ
Цель: учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; формировать представления о жанре загадки; познакомить со скороговорками, их назначением, учить четко произносить их, п...
Деловая игра: «Знатоки методики развития речи детей дошкольного возраста». ( педагогический совет)
активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности. ...
Методика развития речи детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей.Речь является одним из важных приобретени...
Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие».
Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие»....
Методическая разработка: Методика развития речи детей дошкольного возраста
Основная цель методики развития речи – это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа....
Методика развития речи детей дошкольного возраста. Ушакова О.С, Струнина Е.М.
Методика развития речи детей дошкольного возраста. Ушакова О.С, Струнина Е.М....