«Сенсорное развитие, как основа математического образования дошкольников»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
В Отечественной педагогике дошкольный возраст является важным этапом, определяющий все дальнейшее развитие и воспитание ребенка.
Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Проблема развития и сенсорных способностей привлекла внимание многих ученых, исследователей в области педагогики и психологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_vospitanie.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Смольковский детский сад»
«Сенсорное развитие, как основа математического образования дошкольников»
Выполнила воспитатель:
Казакова М.Ю.
с.Смольки 2023 г.
Сенсорное развитие, как основа математического образования дошкольников.
В Отечественной педагогике дошкольный возраст является важным этапом, определяющий все дальнейшее развитие и воспитание ребенка.
Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Проблема развития и сенсорных способностей привлекла внимание многих ученых, исследователей в области педагогики и психологии.
Актуальность: на современном этапе недостаточно методических программ для детей раннего и младшего дошкольного возраста, возможно, поэтому воспитателями уделяется недостаточно внимания именно сенсорному воспитанию.
Основные задачи и способы их решения:
-определить место сенсорного развития в математическом образовании младших дошкольников;
-выделить особенности математического развития детей младшего дошкольного возраста по программе;
-изучить принципы и технологии организации непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию младших дошкольников;
-рассмотреть игры с позиции средства развития математических представлений младших дошкольников на основе сенсорного развития..
Уже в 80-е гг. XX века началось обсуждение путей совершенствования как содержания, так и методов обучения детей дошкольного возраста математике.
Специалисты выясняли возможности интенсификации и оптимизации обучения, способствующие общему и математическому развитию ребенка, отмечали необходимость повышения теоретического уровня осваиваемых детьми знаний. Одним из таких направлений стало математическое образование дошкольников на основе сенсорного развития.
Под математическим развитием дошкольников понимаются сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Таким образом, математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.
Понятие «математическое развитие дошкольников» является сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, и непрерывности величины. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого «ключа» не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной «картины мира».
Сенсорное развитие - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов «способность ощущения». Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятия детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др. ), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.
Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И.Тихеева,а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики: Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П. Усова, Н.П.Сакулина и другие.
Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям. Были созданы системы в основу которых положены современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитие ребенка, о месте дидактических игр и упражнений в общем процессе сенсорного воспитания. Применение системы будет успешно только в том случае, если воспитатель достаточно глубоко усвоит принципы подбора и усложнения заданий, поймет особенности их связи друг с другом. Для этого необходимо познакомиться с основными положениями теории сенсорного воспитания дошкольников, разработанной советскими учеными, и с тем, как эта теория, была использована при подборе, разработке и систематизации игр и упражнений.
Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение воспринимать величину предметов путем сравнения их по длине, ширине, высоте. Именно в эти годы у ребенка пробуждается интерес к предметному окружению, стремление активно действовать с предметами и управлять ими.
В педагогической практике знакомство с качествами величины, осуществляется на непосредственно образовательной деятельности с использованием распространенных игровых приемов.
В дополнение к этим приёмам необходимо использовать игры, направленные на развитие четкого и осознанного восприятия величины и ее признаков. В большинстве предлагаемых игр действуют народные игрушки – пирамидки, матрешки, мисочки — вкладыши и другие деревянные поделки, отдельные детали и части которых отличаются только размером.
Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического и интеллектуального развитие детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываются черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Ребенок в этот период сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Каждый ребенок даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь – то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой. Именно это направление в своей работе я определила приоритетным.
Я работаю воспитателем в группе детей младшего возраста. Именно возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Ведущим типом мышления детей дошкольного возраста является наглядно-действенное мышление. Приступая к математическому обучению детей младшего дошкольного возраста, главное - организовать непосредственную образовательную деятельность таким образом, чтобы для ребенка это было увлекательной игрой или любимой деятельностью.
Играя, дети даже не подозревают, что осваивают способы обследования предметов, сопоставление эталонов между собой. Советуем подбирать увлекательные игры, где необходимо выделение отдельных математических параметров.
Обучение различным математическим отношениям посредством игр позволит детям более успешно овладевать математическими представлениями. Поэтому дидактические игры и упражнения сенсорного характера при ознакомлении с формой и величиной широко используются в математическом образовании детей младшего дошкольного возраста. Если математические представления детей младшего дошкольного возраста формируются на специальных непосредственных образовательных деятельностях, то закрепляются они средствами дидактической, сюжетно- ролевой игры, а впоследствии это могут быть книги- альбомы с математическим содержанием.
Дидактические игры направлены на математическое развитие младших дошкольников: Матрёшки, Столбики.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие - как основа умственного развития детей раннего возраста
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, спешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей.В истории дошкольной пед...
Теоретические основы экологического образования дошкольников
1.1. Цели и задачи экологического образования детей дошкольного возраста1.2. Методы воспитания ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста1.3. Формы взаимодействия дошкольной образова...
Исторические этапы становления и развития «Теории и методики математического образования дошкольника»
Исторические этапы становления и развития «Теории и методики математическогообразования дошкольника» Смотреть файл приклеплённый ниже:...
Презентация "Сенсорное развитие – как основа умственного развития детей. Игры на развитие сенсорного восприятия".
Одной из задач умственного воспитания ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни. Познание начинается с чувств...
Буклет "Сенсорное развитие - как основа умственного развития детей"
Буклет, который можно разместить в уголке консультаций для родителей. В буклете говориться о сенсорном развитии ребенка, приводятся примеры игр, в которые можно играть с ребенком....
Сенсорное развитие-как основа умственного развития детей
Консультация для родителей по развитию сенсорной сферы ребенка. Сформированность сенсорной культуры влияет на всестороннее разитие ребенка....