НОД "Что знал подсвечник"
план-конспект занятия по развитию речи

Ибрагимова Майна Зейнудиновна

 

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по речевому развитию детей подготовительной группы

 

 

Тема: «Что знал подсвечник»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по речевому развитию детей подготовительной группы

Тема: «Что знал подсвечник»

Разработала: Ибрагимова М.З.

Воспитатель

Когалым, 2018

Тема: «Что знал подсвечник»

Цель:

эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком и детей друг с другом на занятии,  совершенствование всех сторон развития речи.

Задачи: 

-  развивать связную речь, навыки речевого общения, вовлекать  детей в содержательное общение, диалог;

-  учить рассуждать, побуждать высказывать предположения;

-  продолжать  работу над смысловой стороной речи, развивать речевое  творчество;

-  уточнить знания детей о  словесном составе предложения, слоговом и звуковом составе слова; 

-  вызвать интерес к письменной речи;  упражнять в составлении схем предложения, определять место слова в предложении;

-  уточнить значение многозначных слов «ходит», «спустилась»;

- упражнять в  подборе слов - наоборот (антонимы), родственных слов, слов - признаков;

-  воспитывать умение работать в команде, договариваться, слушать и не перебивать других,  аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Материалы, оборудование:

2 мольберта,  подсвечник,  «сюрпризная» коробка, мяч, колокольчик, карманный фонарик, карточки с текстом пословиц, карточки с кроссвордом,  листы бумаги для составления предложений по схеме.

Предварительная работа:

Разговор с детьми по теме «Как люди раньше освещали свое жилище, как теперь». Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы. Вовлечение в образовательный процесс семей воспитанников  по созданию и оформлению тематической выставки «От лучины до лампы».

Ознакомление с материалами тематической выставки «От лучины до лампы».

Создание книжки-самоделки «Все-таки есть вокруг волшебство» (стихи, загадки, рисунки детей).

Воспитатель (В.)  (показывает детям «сюрпризную» коробку)

Ребята, чтобы отгадать, что лежит в нашей «сюрпризной» коробочке, вы можете задавать мне вопросы?  

Дети задают вопросы.  (Какой формы этот предмет? Из какого материала он сделан? Что с ним можно делать? Для чего он нужен? и т.п.)                                                                                                      

В. Правильно, это мяч. Предлагаю с ним поиграть в игру «Подскажи словечко». Вставайте в круг: я буду вам бросать мяч по очереди и говорить задание, а тот, кому я его брошу, будет отвечать.

Назови

          слово наоборот -  ГОРЯЧИЙ -…,   СВЕТЛЫЙ -…,  БЛИЗКО-…,  НОЧЬ -…;

первый звук в слове ЛУНА;  последний звук в слове СВЕТ;   назови по порядку все звуки в слове ДОМ, МИР, БРА;

 сколько слогов в слове  СВЕЧА,  ЛАМПА;

а теперь я буду называть слово - действие, а вы слово, которое обозначает, кто или что это делает:

 СВЕТИТ ...(лампа, еще что?, солнце…), ГОРИТ …(огонь, еще что… свеча),  СВЕРКАЕТ… ДУЕТ….ИДЕТ…;

В. Ребята, я вам еще кое-что принесла в  сюрпризной коробочке.

Кнопкой ты его включи.

Желтым он пятном в ночи

Вспыхнет. А на свет комарик

Прилетит: «Привет, …. Фонарик

Достает фонарик.  Как вы думаете, для чего он нужен? (Ответы детей)

В.  Ой, он не  включается, не светит. Без света – это не фонарь, а бесполезная вещь.

На мольбертах две  пословицы, давайте их прочитаем:

«Неученая голова - что фонарь без огня»,

«Мир освещается солнцем, а голова знанием».

Я предлагаю разделиться на две команды поровну.  Для каждой команды задание. Надо еще раз прочитать пословицу, вместе обсудить  смысл пословицы, подумать, как вы ее понимаете?  Справиться с заданием помогут дружба, умение высказывать свое мнение, договариваться, прислушиваться и  помогать  друг  другу.

Как будете готовы,  найдете смысл пословицы,   дайте сигнал: позвоните в колокольчик.

 (работа детей в командах)

В. Договоритесь в кругу дружбы, кто будет отвечать от  каждой  команды? …

Дети по очереди высказывают свои суждения, размышления.  Воспитатель с помощью вопросов подводит рассуждения детей к итогу:  

Голова пустая, без знаний похожа на фонарь, который не светит, не приносит пользы. Поэтому говорят: «Неученая голова - что фонарь без огня».

Когда человек думает, у него даже глаза светятся, много знающего человека, называют просвещённым. Главное для жизни на земле – свет и тепло солнца, а для жизни человека – знания. Поэтому говорят: «Мир освещается солнцем, а голова знанием».

С каким сложным заданием  вы справились, значит, у вас светлые головы и вместе вы справитесь еще с одним заданием.

В.  (убирает пословицы и вывешивает на мольберты кроссворды для команд)

  Это задача-головоломка, кроссворд *,  в  пустые клетки надо вписать буквы, чтобы получились  слова – отгадки к загадкам.

 Слушаем внимательно загадку

  1. Горит, а не жжет, висит,  и свет дает, про нее говорят: висит груша – нельзя скушать, что это?  (лампа)

слово - отгадка с цифрой 1 – ЛАМПА,  сколько букв в этом слове? (пять), какая четвертая буква? (П).

Аккуратно впишите по буквам это слово.

  1. Спутница Земли, планета. Круглолица и бледна. Ярко светит нежным светом с неба темного …. ЛУНА – отгадка под цифрой 2- напишите все буквы  (один пишет, остальные проверяют).

  1. Таять может, да не лед, не фонарь, а свет дает …. СВЕЧА

Вы нашли, куда будете вписывать третью отгадку, на какую букву это слово? (С)

  1. С помощью этого предмета в старину освещали дома…. ЛУЧИНА.

Все пустые клетки кроссворда вы заполнили.  Молодцы, справились с заданием. А какое слово в кроссворде самое длинное? Можете его прочитать?

Правильно, подсвечник.  

Для выполнения следующего задания,  предлагаю подойти к  столам, на которых лежат фломастеры, чистые листы бумаги.   

В. Задание: надо  составить любое предложение со словом ПОДСВЕЧНИК.      Записать схему вашего предложения, поместить его на мольберте и  прочитать (индивидуальные вопросы малоактивным детям:  сколько слов в твоем предложении?  какое первое слово?  каким станет твое предложение, если поменять первое и второе слово?).

 Ребята, я  не знаю загадку  и не придумала предложение про подсвечник, но могу прочитать вам стихотворение Г. Горбовского «Что знал подсвечник».

(Зачитывает детям стихотворение Г. Горбовского «Что знал подсвечник»)

Я старый подсвечник.
А вы - ротозеи,
вы мимо меня 
прошагали в музее. 

Сто пятнадцать лет назад,
Или чуть поменьше
(ты тогда и в детский сад
не ходил, конечно),-
жил на свете
тихий дед
с добрыми глазами,
дед по имени – Поэт,
шевелил усами.

За столом,
где он молчал,
возле тёплой печки,
полыхали по ночам
восковые свечки.

Написал Поэт стишок,
вся бумага в пятнах.
Получилось хорошо,
только непонятно:
«Ходит дождик по дороге…»
(У дождя нашёл он – ноги!)
«Ночь спустилась…»
(Ну и шутит!
Или ночь – на парашюте?)
«Вышла бледная луна…»
(Может, пудриться она?)
«Ветер гладит всё вокруг…»
(Знать, у ветра есть утюг!)
…Написал Поэт… Зевнул.
Лёг на лавку
и уснул.
…А старый  подсвечник
в музейном окне
всю ночь улыбался
старушке луне…

Воспитатель: Я вижу, вам понравилось стихотворение. Хотите, я еще раз прочитаю, а вы постарайтесь запомнить, каким словам поэта удивился подсвечник.

Воспитатель задает вопросы детям:

- Что было непонятно подсвечнику?                                                                              

- Что подумал подсвечник о дожде? («У дождя нашел он – ноги»)   

- Что подумал подсвечник о ночи? («Ночь – на парашюте?»)                   

- Как вы понимаете выражение «ночь спустилась»? (Выслушивает ответы детей) 

- А как вы понимаете предложение «Вышла бледная луна?».

- А кто такие ротозеи?  (предположения детей…)

 Воспитатель помогает:  РОТОЗЕЕМ  называют рассеянного, невнимательного человека.    (Образовано сложением двух основ: рот и утраченного зей от зиять. Буквально – тот, кто разевает рот. Тот, кто любит смотреть на кого-либо из праздного любопытства.)

В.  «Ходит дождик по дороге…» А как еще можно сказать о дождике? Что он еще может делать? (капать поливать, моросить).                      

- А если дождик очень сильно льет? Как можно сказать? (льёт как из ведра)                                                                                                                      - А какой бывает дождик? (сильный, грустный, веселый, громкий, тихий, спокойный и т.д.).                                                                                     

   - А стихотворение, которое я вам прочитала какое? (смешное, весёлое).  

  Дождик веселый, а стихотворение …..веселое. Чувствуете, как изменилось слово ВЕСЕЛЫЙ,  ВЕСЕЛОЕ.                                                                                                                       - А о ком  или о чем можно еще сказать веселый? А веселая? (Выслушивает ответы детей). 

- А настроение у вас, какое? (веселое…) 

В. Ребята,  о каком предмете я читала вам стихотворение? (Подсвечник).

 У меня к вам просьба, поищите загадку про подсвечник, может быть,  ваши родители знают, знакомые.  Мы добавим его в нашу книжку загадок.

 А еще давайте сочиним забавные истории про все предметы нашей выставки, а ваши родители или мы воспитатели их запишем?

В. Ребята, я предлагаю подарить  нашим гостям добрые и ласковые слова, наши веселые улыбки:

….Пусть у вас всегда будет хорошее и веселое настроение… (Дети улыбаются и вежливо прощаются с гостями, используя слова:  До свидания! Спасибо, что вы к нам пришли! Всего вам доброго! Приходите к нам еще! Мы были рады вас видеть).

_______________________________________

В конспекте частично использован материал  развивающего занятия  «Что знал подсвечник» (Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. /Под ред. Л.А. Парамоновой)

____________________________________________

*приложение Кроссворд

   

2

1

П

О

Д

С

В

Е

4

Ч

Н

И

К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказочный подсвечник

Сказочный подсвечник Исходный материал: 2 скорлупы от грецкого ореха одинакового размера, краска в болончике, пластилин, свечка, разный природный материал(шишочки Ольхи, пшено, фасоль, цветы Гипс...

Подсвечник к Новому году!

С детками делали сувениры на новогодний праздник!Для этого нужны:старый СD-диск;мишура;шишки;свечка;пластилиновая змейка и руки!!!!...

Снежные подсвечники

При взгляде на эти подсвечники, создаётся ощущение, что они полностью в снегу. Подсвечники, декорированные таким способом, будут особенно эффектно смотреться на новогоднем или рождественском столе....

«Изготовление подсвечника " (лепка, соленое тесто).

Открытый урок по декоративно-прикладному искусству.Тема: «Изготовление подсвечника (лепка, соленое тесто) Описание материала: представленный конспект открытого занятия по декоративно-п...

Мастер-класс для воспитателей детских садов "Новогодние мастерилки. Снежный подсвечник"

Мастер-класс для воспитателей "Снежный подсвечник". презентация с подборкой новогодних поделок, которые можно сделать с детьми разного возраста....

«Полковник знал и знал солдат, что есть в России Танкоград»

Танкоград – город, которого не было на карте нашей Родины. Такое неофициальное имя Челябинск получил в годы Великой Отечественной войны, когда на заводах стали выпускать танки вместо тракторов.Ч...