НОД "Что знал подсвечник"
план-конспект занятия по развитию речи
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по речевому развитию детей подготовительной группы
Тема: «Что знал подсвечник»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по речевому развитию детей подготовительной группы
Тема: «Что знал подсвечник»
Разработала: Ибрагимова М.З.
Воспитатель
Когалым, 2018
Тема: «Что знал подсвечник»
Цель:
эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком и детей друг с другом на занятии, совершенствование всех сторон развития речи.
Задачи:
- развивать связную речь, навыки речевого общения, вовлекать детей в содержательное общение, диалог;
- учить рассуждать, побуждать высказывать предположения;
- продолжать работу над смысловой стороной речи, развивать речевое творчество;
- уточнить знания детей о словесном составе предложения, слоговом и звуковом составе слова;
- вызвать интерес к письменной речи; упражнять в составлении схем предложения, определять место слова в предложении;
- уточнить значение многозначных слов «ходит», «спустилась»;
- упражнять в подборе слов - наоборот (антонимы), родственных слов, слов - признаков;
- воспитывать умение работать в команде, договариваться, слушать и не перебивать других, аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Материалы, оборудование:
2 мольберта, подсвечник, «сюрпризная» коробка, мяч, колокольчик, карманный фонарик, карточки с текстом пословиц, карточки с кроссвордом, листы бумаги для составления предложений по схеме.
Предварительная работа:
Разговор с детьми по теме «Как люди раньше освещали свое жилище, как теперь». Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы. Вовлечение в образовательный процесс семей воспитанников по созданию и оформлению тематической выставки «От лучины до лампы».
Ознакомление с материалами тематической выставки «От лучины до лампы».
Создание книжки-самоделки «Все-таки есть вокруг волшебство» (стихи, загадки, рисунки детей).
Воспитатель (В.) (показывает детям «сюрпризную» коробку)
Ребята, чтобы отгадать, что лежит в нашей «сюрпризной» коробочке, вы можете задавать мне вопросы?
Дети задают вопросы. (Какой формы этот предмет? Из какого материала он сделан? Что с ним можно делать? Для чего он нужен? и т.п.)
В. Правильно, это мяч. Предлагаю с ним поиграть в игру «Подскажи словечко». Вставайте в круг: я буду вам бросать мяч по очереди и говорить задание, а тот, кому я его брошу, будет отвечать.
Назови
слово наоборот - ГОРЯЧИЙ -…, СВЕТЛЫЙ -…, БЛИЗКО-…, НОЧЬ -…;
первый звук в слове ЛУНА; последний звук в слове СВЕТ; назови по порядку все звуки в слове ДОМ, МИР, БРА;
сколько слогов в слове СВЕЧА, ЛАМПА;
а теперь я буду называть слово - действие, а вы слово, которое обозначает, кто или что это делает:
СВЕТИТ ...(лампа, еще что?, солнце…), ГОРИТ …(огонь, еще что… свеча), СВЕРКАЕТ… ДУЕТ….ИДЕТ…;
В. Ребята, я вам еще кое-что принесла в сюрпризной коробочке.
Кнопкой ты его включи.
Желтым он пятном в ночи
Вспыхнет. А на свет комарик
Прилетит: «Привет, …. Фонарик
Достает фонарик. Как вы думаете, для чего он нужен? (Ответы детей)
В. Ой, он не включается, не светит. Без света – это не фонарь, а бесполезная вещь.
На мольбертах две пословицы, давайте их прочитаем:
«Неученая голова - что фонарь без огня»,
«Мир освещается солнцем, а голова знанием».
Я предлагаю разделиться на две команды поровну. Для каждой команды задание. Надо еще раз прочитать пословицу, вместе обсудить смысл пословицы, подумать, как вы ее понимаете? Справиться с заданием помогут дружба, умение высказывать свое мнение, договариваться, прислушиваться и помогать друг другу.
Как будете готовы, найдете смысл пословицы, дайте сигнал: позвоните в колокольчик.
(работа детей в командах)
В. Договоритесь в кругу дружбы, кто будет отвечать от каждой команды? …
Дети по очереди высказывают свои суждения, размышления. Воспитатель с помощью вопросов подводит рассуждения детей к итогу:
Голова пустая, без знаний похожа на фонарь, который не светит, не приносит пользы. Поэтому говорят: «Неученая голова - что фонарь без огня».
Когда человек думает, у него даже глаза светятся, много знающего человека, называют просвещённым. Главное для жизни на земле – свет и тепло солнца, а для жизни человека – знания. Поэтому говорят: «Мир освещается солнцем, а голова знанием».
С каким сложным заданием вы справились, значит, у вас светлые головы и вместе вы справитесь еще с одним заданием.
В. (убирает пословицы и вывешивает на мольберты кроссворды для команд)
Это задача-головоломка, кроссворд *, в пустые клетки надо вписать буквы, чтобы получились слова – отгадки к загадкам.
Слушаем внимательно загадку
- Горит, а не жжет, висит, и свет дает, про нее говорят: висит груша – нельзя скушать, что это? (лампа)
слово - отгадка с цифрой 1 – ЛАМПА, сколько букв в этом слове? (пять), какая четвертая буква? (П).
Аккуратно впишите по буквам это слово.
- Спутница Земли, планета. Круглолица и бледна. Ярко светит нежным светом с неба темного …. ЛУНА – отгадка под цифрой 2- напишите все буквы (один пишет, остальные проверяют).
- Таять может, да не лед, не фонарь, а свет дает …. СВЕЧА
Вы нашли, куда будете вписывать третью отгадку, на какую букву это слово? (С)
- С помощью этого предмета в старину освещали дома…. ЛУЧИНА.
Все пустые клетки кроссворда вы заполнили. Молодцы, справились с заданием. А какое слово в кроссворде самое длинное? Можете его прочитать?
Правильно, подсвечник.
Для выполнения следующего задания, предлагаю подойти к столам, на которых лежат фломастеры, чистые листы бумаги.
В. Задание: надо составить любое предложение со словом ПОДСВЕЧНИК. Записать схему вашего предложения, поместить его на мольберте и прочитать (индивидуальные вопросы малоактивным детям: сколько слов в твоем предложении? какое первое слово? каким станет твое предложение, если поменять первое и второе слово?).
Ребята, я не знаю загадку и не придумала предложение про подсвечник, но могу прочитать вам стихотворение Г. Горбовского «Что знал подсвечник».
(Зачитывает детям стихотворение Г. Горбовского «Что знал подсвечник»)
Я старый подсвечник.
А вы - ротозеи,
вы мимо меня
прошагали в музее.
Сто пятнадцать лет назад,
Или чуть поменьше
(ты тогда и в детский сад
не ходил, конечно),-
жил на свете
тихий дед
с добрыми глазами,
дед по имени – Поэт,
шевелил усами.
За столом,
где он молчал,
возле тёплой печки,
полыхали по ночам
восковые свечки.
Написал Поэт стишок,
вся бумага в пятнах.
Получилось хорошо,
только непонятно:
«Ходит дождик по дороге…»
(У дождя нашёл он – ноги!)
«Ночь спустилась…»
(Ну и шутит!
Или ночь – на парашюте?)
«Вышла бледная луна…»
(Может, пудриться она?)
«Ветер гладит всё вокруг…»
(Знать, у ветра есть утюг!)
…Написал Поэт… Зевнул.
Лёг на лавку
и уснул.
…А старый подсвечник
в музейном окне
всю ночь улыбался
старушке луне…
Воспитатель: Я вижу, вам понравилось стихотворение. Хотите, я еще раз прочитаю, а вы постарайтесь запомнить, каким словам поэта удивился подсвечник.
Воспитатель задает вопросы детям:
- Что было непонятно подсвечнику?
- Что подумал подсвечник о дожде? («У дождя нашел он – ноги»)
- Что подумал подсвечник о ночи? («Ночь – на парашюте?»)
- Как вы понимаете выражение «ночь спустилась»? (Выслушивает ответы детей)
- А как вы понимаете предложение «Вышла бледная луна?».
- А кто такие ротозеи? (предположения детей…)
Воспитатель помогает: РОТОЗЕЕМ называют рассеянного, невнимательного человека. (Образовано сложением двух основ: рот и утраченного зей от зиять. Буквально – тот, кто разевает рот. Тот, кто любит смотреть на кого-либо из праздного любопытства.)
В. «Ходит дождик по дороге…» А как еще можно сказать о дождике? Что он еще может делать? (капать поливать, моросить).
- А если дождик очень сильно льет? Как можно сказать? (льёт как из ведра) - А какой бывает дождик? (сильный, грустный, веселый, громкий, тихий, спокойный и т.д.).
- А стихотворение, которое я вам прочитала какое? (смешное, весёлое).
Дождик веселый, а стихотворение …..веселое. Чувствуете, как изменилось слово ВЕСЕЛЫЙ, ВЕСЕЛОЕ. - А о ком или о чем можно еще сказать веселый? А веселая? (Выслушивает ответы детей).
- А настроение у вас, какое? (веселое…)
В. Ребята, о каком предмете я читала вам стихотворение? (Подсвечник).
У меня к вам просьба, поищите загадку про подсвечник, может быть, ваши родители знают, знакомые. Мы добавим его в нашу книжку загадок.
А еще давайте сочиним забавные истории про все предметы нашей выставки, а ваши родители или мы воспитатели их запишем?
В. Ребята, я предлагаю подарить нашим гостям добрые и ласковые слова, наши веселые улыбки:
….Пусть у вас всегда будет хорошее и веселое настроение… (Дети улыбаются и вежливо прощаются с гостями, используя слова: До свидания! Спасибо, что вы к нам пришли! Всего вам доброго! Приходите к нам еще! Мы были рады вас видеть).
_______________________________________
В конспекте частично использован материал развивающего занятия «Что знал подсвечник» (Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. /Под ред. Л.А. Парамоновой)
____________________________________________
*приложение Кроссворд
| |||||||||
2 | |||||||||
1 | П | ||||||||
О | |||||||||
Д | |||||||||
С | |||||||||
В | |||||||||
Е | |||||||||
4 | Ч | ||||||||
Н | |||||||||
И | |||||||||
К | |||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказочный подсвечник
Сказочный подсвечник Исходный материал: 2 скорлупы от грецкого ореха одинакового размера, краска в болончике, пластилин, свечка, разный природный материал(шишочки Ольхи, пшено, фасоль, цветы Гипс...
Подсвечник к Новому году!
С детками делали сувениры на новогодний праздник!Для этого нужны:старый СD-диск;мишура;шишки;свечка;пластилиновая змейка и руки!!!!...
Снежные подсвечники
При взгляде на эти подсвечники, создаётся ощущение, что они полностью в снегу. Подсвечники, декорированные таким способом, будут особенно эффектно смотреться на новогоднем или рождественском столе....
Конспект занятий по изобразительной деятельности для старшей группы. Тема «Подсвечники»
Лепка из пластилина и бросового материала....
«Изготовление подсвечника " (лепка, соленое тесто).
Открытый урок по декоративно-прикладному искусству.Тема: «Изготовление подсвечника (лепка, соленое тесто) Описание материала: представленный конспект открытого занятия по декоративно-п...
Мастер-класс для воспитателей детских садов "Новогодние мастерилки. Снежный подсвечник"
Мастер-класс для воспитателей "Снежный подсвечник". презентация с подборкой новогодних поделок, которые можно сделать с детьми разного возраста....
«Полковник знал и знал солдат, что есть в России Танкоград»
Танкоград – город, которого не было на карте нашей Родины. Такое неофициальное имя Челябинск получил в годы Великой Отечественной войны, когда на заводах стали выпускать танки вместо тракторов.Ч...