План занятия по развитию связной речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Формировать умение с помощью картин пересказать рассксаз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_no_4.docx | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2065»
ГБОУ Школа № 2065 Россия, 108819, г.Москва , г.Московский, 3-й микрорайон, дом 8. ИНН 5003096290; КПП 775101001; ОГРН 1115003007790 | тел. / факс: 8 (495)410-38-95; email: 2065@edu.mos.ru; web: www.sch2065tn.mskobr.ru | |
План занятия по развитию связной речи детей старшего возраста
Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»
Подготовила и провела воспитатель:
Хачатрян Диана Николаевна
2021
Цель: формировать умение пересказывать содержание сказки с помощью картин. (Создание условий для развития связной речи.)
Задачи:
1.Обучающие задачи: формировать умение детей связно, последовательно рассказывать сказку по картинкам, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки; ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования.
2.Развивающие задачи: совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи; побуждать детей давать ответы полными, распространёнными предложениями; развивать умение аргументировать свои высказывания.
3.Воспитательные задачи: воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, отзывчивость, готовность оказать помощь другу в трудную минуту; продолжать развивать интерес детей к художественной литературе; оценивать поступки литературных героев; формировать умение выслушивать друг друга, не перебивать.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Музыкальное развитие», «Чтение художественной литературы».
Активизация словаря: хвастливый, скорлупка, захлебнуться.
Средства реализации: презентация, пошаговые картинки - иллюстрации к произведению В. Сутеева «Кораблик», сундучок, аудиозапись песни «Вместе весело шагать», видеопроектор, раскраски с кораблём.
Предварительная работа: беседа о писателе-художнике В. Сутееве, чтение сказок В. Сутеева.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся. (СЛАЙД 1)
Я вижу, что у вас отличное настроение. Давайте поздороваемся с гостями и подарим им свое хорошее настроение.
Дети: Здравствуйте. (дети здороваются с гостями, улыбаются им, присаживаются: осанка)
(Раздаётся голос лягушки) (СЛАЙД 2.)
Воспитатель: Ребята, кто это?
Дети: Лягушонок. (СЛАЙД 2, высвечивается лягушка)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, лягушонок веселый или грустный?
Дети: Лягушонок грустный.
Воспитатель: А давайте попробуем развеселить лягушонка?
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Мы потянем и перестанем
И нисколько не устанем.
На полянке у пруда
В прятки началась игра.
И видны из-за кадушки
То слонёнок, то лягушка.
Каждый день, как и ребята,
Зубки чистят все зверята.
Вправо-влево щетка ходит,
Белизну зубам наводит.
Воспитатель: Лягушонка развеселить не получилось у нас. Что у него могло произойти?
Дети: Варианты ответов.
Лягушка: «Ква-ква! Ребята, помогите мне догнать моих друзей!
(СЛАЙД 3. Лягушонок исчезает с экрана, оказывается на столе (игрушка) рядом с воспитателем. У лягушонка книга В.Сутеева.)
(СЛАЙД 4. Вдали уплывает кораблик)
Воспитатель: Интересно, почему друзья не взяли лягушонка?
Дети: Варианты ответов.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у лягушонка книга есть, возможно ответ мы найдем в этой книге. (Воспитатель у лягушки берет книгу)
Это книга Владимира Сутеева. Ребята, мы уже знакомы с творчеством Владимира Сутеева, (СЛАЙД 5) с его сказками.
Воспитатель: Вспомните, какие сказки Владимира Сутеева вы знаете?
Дети: «Кто сказал «мяу»?, «Разные колёса», «Под грибом», «Утёнок и цыплёнок», «Мышонок и Карандаш» и другие. ( СЛАЙД 6)
Воспитатель: Ребята, а сегодня мы познакомимся еще с одной интересной сказкой, называется «Кораблик». (СЛАЙД 7) Хотите послушать, о чем эта сказка? Тогда вы слушайте внимательно, запоминайте, чтобы ответить на вопросы. (Чтение сказки. Экран во время чтения закрывается)
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы узнали из сказки. Я буду
задавать вопросы, а вы постарайтесь отвечать на них полными
предложениями и выбирайте подходящую сюжетную картинку, иллюстрирующую ответ.
(СЛАЙД 8, открывается постепенно. Таким образом, на доске появляется картинный план пересказа.)
Воспитатель: О ком рассказывается в этой сказке?
Дети: В этой сказке рассказывается о Лягушонке, Цыпленке, Мышонке, Муравье, Жучке.
Воспитатель: Куда пошли друзья?
Дети: Друзья пошли на речку.
Воспитатель: Кто прыгнул в воду? Что он сказал?
Дети: Лягушонок сказал: «Давайте купаться» и прыгнул в воду.
Воспитатель: Почему остальные не стали купаться?
Дети: Они не умеют плавать.
Воспитатель: Что сказал Лягушонок своим друзьям? Как он стал хохотать?
Дети: Лягушонок сказал: «Куда вы годитесь» и так засмеялся, что чуть не захлебнулся. (В. ответ может прочитать из книги)
Воспитатель: Как отнеслись к словам Лягушонка друзья?
Дети: Друзья обиделись и начали думать.
Воспитатель: Что принёс Цыплёнок и Мышонок?
Дети: Цыплёнок принёс листочек, а Мышонок – Ореховую скорлупку.
Воспитатель: Что притащил Муравей? Жучок?
Дети: Муравей притащил соломинку, Жучок – веревочку.
Воспитатель: Что построили друзья?
Дети: Они построили кораблик.
Воспитатель: Как они строили кораблик?
Дети: Они строили кораблик вместе, дружно. В скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали.
Воспитатель: Что они сделали потом?
Дети: Столкнули в воду его, сели и поплыли.
Воспитатель: Какими словами?
Дети: И не догонишь.
Воспитатель: Кто не принимал участие в строительстве корабля?
Дети: Лягушонок не принимал участия в строительстве корабля.
Воспитатель: Лягушонок какой в этой сказке?
Дети: Лягушонок хвастливый, насмешливый, озорной.
Воспитатель: А его друзья какие?
Дети: Друзья смелые, находчивые, трудолюбивые, дружные.
Воспитатель: Давайте с вами подберём похожие слова к слову “ДРУГ”. Дети: Друзья, дружочек, дружище, дружный, дружок, дружить, подружка, сдружиться, дружба.
Воспитатель: А теперь представим, как путешествовали герои сказки. (экран на время физминутки закрывается)
Физкультминутка.
«Сели на кораблик ».
Сели на кораблик верные друзья (садимся на корточки),
Плыли, плыли, плыли в далекие края (выполняем волнообразные движения руками),
Лягушонок смотрит – раз и два (подносим «бинокль» из рук к глазам с поворотом головы вправо, потом влево),
Не догнать кораблик (поворачиваем голову вправо и влево несколько раз)
Ква-ква-ква (подпрыгиваем на корточках и квакаем).
Воспитатель: Молодцы! Занимаем свои места. Послушайте сказку еще раз. Потом мы попробуем ее пересказать, и понять, почему лягушонок остался один. (Повторное чтение)
Воспитатель: Молодцы, внимательно слушали. А теперь попробуйте
пересказать сказку «Кораблик». Вспомнить сказку и то, какие
события происходили в нём, нам помогут эти картинки (на доске
серия сюжетных картин - основа для пересказа). Ребята, пересказывать такую большую сказку одному сложно, а если разбить текст на части, то её можно пересказывать втроем, даже вчетвером. Давайте попробуем?
(СЛАЙД 8) (Потом пересказывает 1-2 ребенка. Все дети вместе с воспитателем оценивают их пересказ.) (экран закрывается)
Воспитатель: Спасибо, ребята. Все хорошо пересказали. Чей пересказ ближе к тексту? Кто был более выразителен?
Воспитатель: Так почему же, ребята, лягушонок остался один?
Дети: Лягушонок обидел своих друзей; поступил некрасиво; не попросил прощения.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы передадим привет от лягушонка его друзьям. Внимательно следим за указкой. А теперь от друзей передадим привет лягушонку. (Зарядка для глаз)
Воспитатель: Бывает так, что мы иногда ссоримся со своими друзьями. И тогда на помощь приходит «мирилка».
Давайте повернёмся друг к другу лицом и покажем, как мы умеем мириться:
Мы не будем больше злиться,
Мы решили помириться,
Злюка, уходи от нас.
Мы опять друзья сейчас!
(первые две строчки дети сцепляются мизинчиками, на третью строчку как бы стряхивают с рук грязь, на четвертую – обнимаются).
Воспитатель: Ребята, что должен был сделать лягушонок, чтобы не поссорится с друзьями?
Дети: Лягушонок не должен был обижать своих друзей, не смеяться над ними.
Воспитатель: А как теперь исправить ситуацию?
Дети: Он должен попросить прощения!
Воспитатель: Научите лягушонка просить прощение.
Игра «Я бы сказал…..»
Варианты ответов детей: извините; простите меня; я был не прав, пожалуйста, извините меня; я понял, что был не прав, я больше так не буду.
Воспитатель: Какие вы молодцы. Ребята, все это время лягушонок был рядом, и понял, как он некрасиво поступил со своими друзьями.
Лягушонок: Я понял! Понял, что надо помогать друзьям и поддерживать друг друга! Спасибо вам, ребята, побегу к друзьям! До свидания! (СЛАЙД 9)
Воспитатель: (уносит Лягушонка) До свиданья, лягушонок! Как хорошо, ребята, что у нас получилось помочь Лягушонку. Вы хорошо пересказывали сказку, и мы смогли догнать кораблик. Помашем нашим друзьям и пожелаем им счастливого плавания! (СЛАЙД 10) (экран закрыть)
Рефлексия.
Воспитатель: Из какой сказки к нам сегодня приходил в гости Лягушонок?
Дети: Лягушонок приходил в гости из сказки «Кораблик».
Воспитатель: Кто написал сказку «Кораблик»?
Дети: Эту сказку написал детский писатель Владимир Сутеев.
Воспитатель: Чем вам понравилась эта сказка?
Дети: Эта сказка понравилась тем, что учит нас учит доброте, учит дружить, помогать другим, трудолюбию.
Воспитатель: Что в ней больше всего запомнилось?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А вспомните, ребята, из чего друзья сделали свой кораблик?
Дети: Друзья сделали свой кораблик из листочка, скорлупы, соломинки, веревочки.
Воспитатель: А я тоже сделала свой кораблик. (В. показывает бумажный кораблик). Посмотрите внимательно и скажите, пожалуйста, из чего я его сделала? Если кораблик из бумаги, то он какой?
Дети: Бумажный.
Воспитатель: А вы хотите тоже научиться делать такие же кораблики? Я вас обязательно научу.
Воспитатель: Вы сегодня отлично поработали на занятии. Я приготовила вам подарок: трафареты кораблика. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.
Занятие кончается всем отдыхать пора,
А дружба продолжается, ура, ура, ура!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе «Заяц серый, куда бегал»
Программные задачи: Учить детей придумывать сказки, развивать творческое воображение, связную речь. Активизировать словарь. Воспитывать желание придумывать свой сюжет сказки. Материал: Доск...
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе детского сада «Пересказ сказки «Хитрый козел»
Тезисы,програмное содержание,материалы для занятия,конспект....
Конспект занятия по развитию связной речи «Зима» (старшая группа)
Цель: обучение детей составлению связного описательного рассказа по сюжетной картине.Задачи:- формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал;- закреплять и расширять сло...
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Пересказ рассказа "В берлоге" (по Н. Сладкову).
Обучение последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, демонстрация наглядной модели "медвежонок"....
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе: «Овощи»
- обучать детей приемам правильного речевого поведения;- продолжать знакомить с овощами, их внешним видом, вкусовыми качествами, способами сбора осенью;- расширять пассивный и активный словарь, в...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации
Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...
Перспективный план занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР
Перспективный план занятий в старшей логопедической группе для детей с ТНР...