Ознакомление дошкольников с портретной живописью через репродукцию картины В. Серова «Мика Морозов»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Аввакумова Татьяна Евгеньевна

Конспект занятия по ознакомлению старших дошкольников с одним из видов жанровой живописи:портрет. В данном конспекте в простой и доступной форме педагог знакомит детей с картиной В.Серова "Мика Морозов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление дошкольников с портретной живописью через репродукцию картины В. Серова «Мика Морозов»

             Подготовила педагог- организатор Аввакумова Т.Е.

http://valentin-serov.ru/wp-content/uploads/2016/10/Untitled-1.jpg

Цели:

-  Дать детям знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения: одиночный портрет, групповой, автопортрет.

- Вызвать у детей интерес к портрету, желание его внимательно рассматривать; выражать свои переживания и ощущения.

-    Воспитывать эмоциональную отзывчивость к произведениям живописи;

- Воспитывать эстетические чувства посредством рассматривания репродукций.

Материал: Репродукция картины В. Серова «Мика Морозов»

Ход занятия:  
Воспитатель:

     Сегодня я буду вашим экскурсоводом и приглашаю вас в музей. А перед тем как начать нашу экскурсию, я хочу узнать: Какие жанры живописи вы знаете? Правильно: пейзаж, натюрморт, потрет. Я хочу вас пригласить на выставку всего одной картины, представленной в жанре «портрет».

     Портрет — это жанр живописи, где главным является изображение   человека. Слово портрет означает в переводе с французского языка “воспроизводить черта в черту” изображаемого человека. Портрет всегда рисуется с натуры. Художник выбирает человека, которого хочет изобразить, придает ему красивую позу, иначе говоря, просит позировать. Перед художником стоит сложная задача – передать внешний облик человека, его лицо, фигуру, движение, костюм, обстановку, в которой он находится. Но главная ценность этого жанра в том, что он нам передает не только внешний вид человека, но и его характер, настроение, его внутренний мир, индивидуальность, возраст.

     Сегодня я хочу вас познакомить с картиной замечательного художника Валентина Александровича Серова, под названием «Мика Морозов».

На картине изображен маленький мальчик. Его звали Миша Морозов. Но родные звали его Мика, потому что так он сам называл себя, не выговаривая звук Ш. Малыш был сыном друзей художника. Однажды художник был у них в гостях.  И ему захотелось нарисовать портрет малыша.  Было утро, Мика только-только встал со своей уютной постели и побежал быстрыми шагами в одну из комнат, где его уже ждал Валентин Александрович.

Художник изобразил мальчишку сидящим на большем, деревянном стуле. Стул был обшит маленькими пестрыми и яркими подушечками. Мальчик сидит на самом краю. Такое чувство, что он хочет побыстрее сорваться с места и подбежать к Серову, чтобы посмотреть, что же художник творит на полотне.

     Мальчик одет в белоснежную ночную сорочку. Она украшена маленьким кружевом. Он еще не успел переодеться после сна. Наверное, он даже еще не завтракал, так как хотел, чтобы Серов поскорее нарисовал его. Его маленькие ручки лежат на подлокотнике стула. За спиной у Мики, на спинке стула, висит что-то яркое. То ли платок, то ли какая - то яркая одежда. Возможно, это его одежда. И ещё я вижу прямо за ним мягкую игрушку. Заяц! Такой серый с черными глазками и забавными ушами. Внизу – справа от ребенка – тоже что-то цветное, но сложно разглядеть. Похоже на какую - то корзину. Расскажите, что вы еще видите на картине. Как вы думаете, сколько лет мальчику, во что он любит играть.

Сейчас я хочу прочитать стихотворение Ивана Есаулкова, которое так и называется «Мика Морозов Валентина Серова»:

Великолепно, очень тонко
Художник написал портрет
Четырёхлетнего ребенка
И подобрал контрастный свет!

Его полуоткрыты губы,
Раскрыты широко глаза,
Блестят коралловые зубы.
А мальчик, видно, – егоза!

Похож немного на Амура –
Кудряв и шаловлив, как он.
Сейчас взметнётся ввысь фигура
И птицею помчится вон!

За подлокотники он взялся –
Покинуть креслице готов.
Портрет художнику удался...
Не удивительно: Серов!

Румянец щёк, виска и шеи
Он белым цветом подчеркнул
Рубашки: стали те теплее -
Художник словно притянул

Контрастом и тепло, и ласку
И оживил румянца цвет.
Ребёнок будто слушал сказку, -
Так выразителен портрет!

Пушисты волосы ребёнка,
Но, главное, – его глаза!
Всё подчеркнул художник тонко,
Всё о ребёнке рассказал!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с портретной живописью

В статье раскрываются теоретические аспекты вопроса, дается характеристика восприятия портрета детьми разного возраста, приводятся конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с портретной живописью...

ознакомление дошкольников с портретной живописью

методика ознакомления дошкольников с портретной живописью...

Ознакомление дошкольников с портретной живописью

материал для педагогов и родителей дошкольников с примерами бесед и занятий по ознакомлению с портретной живописью...

«Ознакомление дошкольников с портретной живописью»

                                                  ...

«Ознакомление дошкольников с портретной живописью»

Конспект ООД на тему: "Ознакомление детей дошкльников с портретной живописью"...

Ознакомление дошкольников с портретной живописью через репродукцию картины В.М. Васнецова «Аленушка»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с жанровой живописью на занятиях по развитию речи на примере репродукции картины художника В.М. Васнецова "Аленушка" ...