игра-как средство развития речи дошкольников
консультация по развитию речи
Игра-как средство развития речи дошкольников. Конспект выступления на РМО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект игра-средство речевого развития | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4
г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект выступления на районном методическом объединении для воспитателей средних групп
на тему: «Игра как средство развития речи дошкольников»
Подготовила: воспитатель
Габдрахманова Ю.Н.
Педагогический стаж: 10 лет
Квалификационная категория: первая
г.Туймазы, 2023г.
Игра, как средство развития речи дошкольников.
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу…»
А. С. МАКАРЕНКО
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в формировании грамматического строя. Одна из причин данной проблемы, это то, что в наше время уровень владения русским языком снижается, так же снижается и интерес к литературе. Вследствие этого и дети, которые только учатся говорить, слышат неправильную речь. И неумение говорить правильно превращается в замкнутый круг. Поэтому, тема развития речи дошкольников считается актуальной и необходимой.
При достижении этих целей не стоит забывать, что мы воспитываем современных детей, которые с легкостью запоминают то, что им интересно, а неинтересную, монотонную работу просто игнорируют.
Что же является ведущим, доступным и понятным видом детской деятельности в дошкольном возрасте? Ну, конечно же - игра.
В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, то есть происходит речевое развитие ребенка.
Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.
Вспомним основные виды игр, как средство развития речи дошкольников.
В творческой игре («Измени голос», «Узнай по носу», «Воображаемое путешествие», «Сломанный телефон», «Горячая картошка», «Игра с воображаемым предметом» и др.) совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Выразительность действий и речи достигается естественно, без специальной выучки, если дети захвачены сюжетом, вошли в роль, поняли и почувствовали её. В создании образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. В старшем дошкольном возрасте дети стараются все свои мысли, действия переводить в слова. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом, он пользуется, и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Игры-драматизации («Паровозики», «Великаны и гномы», «Телефон», «Игры-стихи», инсценирование сказок и др, ) способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности. В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоциональная насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. С помощью игр-драматизаций дети осваивают элементы общения – мимику, позу, интонацию, модуляцию голоса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Сюжетно – ролевая игра.
Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки). В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у неговорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Основные сюжетно-ролевые игры, в которые охотно играют дети, это: «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Строители» и пр. В этих играх идёт активная речевая деятельность, так как, дети, примеряя на себе ту или иную роль, вживаясь в неё, активно стараются подражать выбранной роли в речи. Так, например, больной обращается за помощью к врачу, описывая свою «историю болезни», врач выписывает рецепт; продавец обслуживает покупателя; парикмахер расспрашивает клиента. Каждое действие в этих играх сопровождается речью через вопросы и ответы.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, формируют правильное звукопроизношение, развивают объяснительную и связную речь. Использование дидактических игр в работе воспитателя, способствуют развитию речевой активности детей.
В таких дидактических играх, как «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покормим куклу обедом» дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию. Дидактические игры "Узнай, кто говорит", "Угадай, что в мешочке", "Угадай, что я делаю", "Назови предметы синего (красного, желтого) цвета", "Скажи, что звучит", "Как петушок кричит", "Как звенит колокольчик", "Угадай и скажи, кто, как кричит" направлены на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражания.
Для малоговорящих детей большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. В своей работе мы активно используем такие игровые приёмы, как нанизывание бус, забивание колышков, игры с мозаикой, игры с пальчиками ("Ладушки", "Сорока-ворона", "Гули-гуленьки", "Пальчик-мальчик").
Так-же мы активно используем такие виды дидактических игр, как игры-предположения (что было бы, если..) перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга, игры-загадки разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы и игры-беседы в основе их лежит общение, она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.
Словесные игры («Кто где живёт?», «Подскажи словечко», «Кто как передвигается», «Горячий холодный» и т.д.), цель которых закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогами, употребления в речи глаголов, согласовании слов, закрепление в словаре противоположных признаков предметов или слов-антонимов, употребление прилагательных и т.д., направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. Многие эти игры направлены на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражания.
Подвижные игры («Встань ко мне спиной», «Лисонька-лиса», «Эй, ребята, не зевайте», «Баба-Яга», «Пчёлы и медведь» и пр.), как метод стимулирования и развития речи дошкольников, оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Они учат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, развивают интонационную выразительность речи, грамматический строй. Одним из важных условий успешности в развитии речи в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры, организованные воспитателем, должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно.
Таким образом, развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо игровую деятельность, невозможно. Правильно и специально-подобранные игры и упражнения, способствуют благоприятному воздействию на все компоненты речи. В игре ребёнок получает возможность обогащать словарь, активизировать его, формировать грамматические категории, развивать связную речь и коммуникативные навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ" (презентация)
Презентация доклада:"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ"....
«Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников»
Театрализованная игра позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительной речи ребёнка....
Словесные игры как средство развития речи дошкольника. Советы для родителей.
В статье даны рекомендации для родителей, как с помощью игр в повседневной жизни можно развивать и обогащать речь малыша....
«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников». Из опыта работы.
Из опыта работы:Основная цель моей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры. ...
Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников
Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников...
«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»
Опыт работы по теме:«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»...
Театрализованная игра - как средство развития речи дошкольников
Консультация для родителей дошкольников....