Пальчиковые игры
картотека по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Самомассаж пальцев рук и пальчиковая гимнастика, как эффективные приемы при коррекции речи детей.
Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Поэтому развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук, и тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
Еще В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити, ручейки, которые питают источник творческой мысли». А великий немецкий мыслитель И. Кант сравнивал руку с «как бы вышедшим наружу головным мозгом».
Как правило, если движение пальцев у ребенка развиты в соответствии с возрастом, то и его речевое развитие в пределах возрастной нормы.
У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их неточны, не согласованны. Такие дети не могут длительное время удерживать карандаш или ручку. Ребенок с плохой координацией движения рук хуже рисует, испытывает трудности на занятиях физкультурой, трудового обучения, поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще задолго до поступления в школу.
Практика показывает необходимость развития тонких движений пальцев с самого раннего возраста. И самое первое, с чего необходимо начать развитие ребенка и самое простое – это массаж пальчиков, который можно делать ребенку с самого рождения, а затем переходить к массажу, который будет ребенок делать себе сам - самомассаж.
В нашем дошкольном учреждении в системе занятий по коррекции речевого развития детей с ТНР самомассаж пальцев рук и пальчиковая гимнастика занимают особое место. Это доступные и эффективные приемы, которые можно проводить с группой детей, используя при этом разнообразное оборудование, получая отличные результаты.
С помощью игр и упражнений, направленных на формирование тонких движений пальцев рук, можно:
- развивать умение слушать и понимать содержание стихов,
- улучшить усидчивость, самоконтроль, совершенствовать внимание и память
- улавливать ритм речи, а ритмизация очень важна для развития речи,
- развивать фантазию, творческие способности, - подготовить руку к письму,
- научиться контролировать свое тело, развивать навыки использования обеих рук,
При работе с детьми с нарушениями речи по развитию тонкой моторики рук следует:
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей
- Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время
- Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
- Вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными.
- Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе).
- Упражнения выполняются непродолжительно, не затягивать, чтобы ребенок не устал.
- Все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп. Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая показом, затем показ устранять.
- Важно, чтобы указания логопеда, воспитателя были ясными, четкими, содержали элементы ободрения, оценки действия детей.
Каждый комплекс разучиваем в течение недели, затем повторяем. Обычно пальчиковая гимнастика или соответствует лексической теме. Если в процесс активно вовлекается воспитатель, то в этой группе у детей гораздо лучше развита речь. Гимнастику рекомендуется проводить в течении 2- 3- х минут в начале занятия, либо в середине, как физкультминутку.
Рассмотрим виды гимнастики и массажа пальцев рук.
В начале коррекционного пути на первом этапе используем простые упражнения, чтобы ребенок почувствовал свое тело, а так же самомассаж
- самомассаж подушечек пальцев рук
- массаж «прижимающий»
- упражнение «Щелчки»
- потягивание пальцев из стороны в сторону
- самомассаж пальцев с использованием предметов
- упражнение со стопором
- упражнение с эспандером
Самомассаж осуществляется с помощью различных приспособлений:
- Массажных мячиков
- Шариков и колечек су-джок
- Массажных ковриков
- Шестигранных карандашей
- Бельевых прищепок
- Ватных палочек, помпонов
- Щёток массажных
- Губок
- Бигуди
- Сосновых шишек, желудей, каштанов, грецких орехов
На втором этапе, после того, как ребенок привык к разного рода ощущениям, научился делать простые упражнения пальчиками, можно предложить упражнения для улучшения скоординированности, переключаемости движений.
Упражнение «Ладонь-кулак» - руки одновременно сжимаются в кулак и затем расжимаются
«Руки, как глазки, закрылись – открылись, Словно из сказки они появились»
Упражнение «Пианист» - пальцы опускаются на стол по прядку от мизинца к большому на каждый слог стиха.
Упражнение «Колечки» - большой и указательный палец сомкнуть в колечко и надевать по очереди на все пальцы левой руки. Затем поменять руки.
Упражнение «Комканье платка» - используя пальцы только одной руки.
Упражнение «Пальчики кивают» - одноименные пальцы «кивают»
Упражнение «Чудесный мешочек»
Упражнение с пробками – используем пластиковые крышки, надеваем на указательные и средние пальцы. Идем пальцами, как ножками, не отрывая от стола.
На третьем этапе даем упражнения для формирования скорости движения, точности переключения с одного движения на другое. Учим составлять из пальцев композицию. Делаем «ушки зайчика», «рожки улитки», «гнездо», «фонарики» и т.д. Действие с предметами усложняется. Катаем шарики, помпоны.
«Цепочки» - потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны
Упражнение «Кулак – ладонь»
Один кулак – одна ладошка,
И поменяй их быстро, крошка!
Теперь – ладошка и кулак,
И все быстрее делай так!
Упражнение «Пальчики здороваются»
Упражнение «Соединение одноименных пальцев»
Упражнение «Пальцеход»
Упражнение «Колодец»
Упражнение со счетными палочками – брать одноименными пальцами от указательного к мизинцу и перекладывать . На каждую строчку – по одной палочке.
Активные упражнения для пальцев часто носят подражательный характер: дети имитируют форму различных предметов и животных, повторяют их движения. Следует для наглядности образа показывать картинки с используемыми для игры объектами, тогда дошкольнику будет легче проводить ассоциации между своими пальцами и демонстрируемыми предметами или животными. Есть много разных книжек с пальчиковой гимнастикой с картинками, интересными для ребенка. Можно использовать их.
На 4 –ом этапе ребенок учится одновременно совершать движения и проговаривать описание своих действий.
Упражнения для развития мелкой моторики: движения с проговариванием описания действий.
- Упражнение «Китайские шары»
Пару каучуковых мячиков берем в одну руку и без помощи второй стараемся обвести один мячик вокруг другого. После двустишия – смена рук.
«Вы видали циркача? Мяч идет вокруг мяча!
Кружит с видом знатока, Будто шмель вокруг цветка»
- Упражнение с бусами.
Ребенок проговаривает строчку стихотворения и откладывает бусину той же рукой, которой держит. Работают большой, указательный и средний пальцы, а безымянный придерживает бусы.
- Упражнение «Бусина»
Ребенок берет нитку за края и одновременно обеими руками, перебирая по одной бусине, двигается к центру. На центральной бусине руки встречаются и начинаются расходиться в противоположные стороны.
- Упражнение «Горошки»
Насыпаем горох на блюдце (16 горошин). Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод), набирая таким образом целую горсть. Каждая горошина берется на ударный слог. После двустишия – смена рук.
Пальчиковая гимнастика для малышей будет иметь максимальный эффект, если она носит регулярный характер не только в детском саду, но и дома. Причем эти минутки тесного общения с мамой или папой не должны быть принудительными, тогда они войдут в привычку, а ребенок получит огромное удовольствие от них.
Пальчиковые игры помогут не только развить речь ребенка, положительно влияют на общее развитие ребенка, повышают его интеллект, делают его более творческим и эмоциональным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?
Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...
Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....
Пальчиковые игры и мелкая моторика. Развитие речи через пальчиковые игры
Пальчиковые игры и мелкая моторика....
Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.
Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....
Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"
Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...