НОД "Воробей"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Воспитатель Завьялова Наталья
Сергеевна МКДОУ дет/сад №29
Еманжелинского муниципального района
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой
Чтение рассказа Евгения Чарушина «Воробей» в старшей группе
Цель: учить пересказывать произведение по отрывкам, умение слушать и отвечать на вопросы полным предложением, воспитывать интерес к литературе.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить у детей знание зимующих птиц;
- формировать умение слушать рассказ, беседовать по содержанию;
- активизировать словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику и двигательную активность.
Предварительная работа: знакомство с писателем Евгением Чарушиным, рассматривание его фотографии, чтение рассказаов «Друзья», «Как лошадка зверей катала».
Материал: картинки с изображением зимующих птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_vorobey.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель Завьялова Наталья
Сергеевна МКДОУ дет/сад №29
Еманжелинского муниципального района
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой
Чтение рассказа Евгения Чарушина «Воробей» в старшей группе
Цель: учить пересказывать произведение по отрывкам, умение слушать и отвечать на вопросы полным предложением, воспитывать интерес к литературе.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить у детей знание зимующих птиц;
- формировать умение слушать рассказ, беседовать по содержанию;
- активизировать словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику и двигательную активность.
Предварительная работа: знакомство с писателем Евгением Чарушиным, рассматривание его фотографии, чтение рассказаов «Друзья», «Как лошадка зверей катала».
Материал: картинки с изображением зимующих птиц.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте назовём какое сейчас время года.
А теперь вспомним каких птиц мы встречаем на участке во время прогулки. Для этого поиграем в игру «Цепочка». Слушаем друг друга внимательно и запоминаем, чтобы не разорвать цепочку. А подсказкой вам могут быть картинки на доске. (Первый ребёнок называет, например, воробей, второй – воробей, голубь, третий – воробей, голубь, синица и т.д.)
Как одним словом назвать всех этих птиц? Правильно, «зимующие».
Пальчиковая игра «Воробей»
Ты, малыш-воробей, скрестить большие пальцы и изобразить крылья
На морозе не робей
По кормушке клювом бей подушечкой указательного пальца правой руки
стучать по левой ладошке
Наедайся поскорей поменять руки
Воспитатель: сегодня мы прочитаем рассказ Евгения Чарушина «Воробей».
Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит — кто-то чирикает: Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!
И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге. Нахохлённый такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.
— Смотри-ка, папа, — закричал Никита, — воробей не настоящий! А папа говорит:
— Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда.
Тут побежал Никита ловить воробья и поймал. И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.
Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит — есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, — он зачирикает и всех разбудит.
Тогда Никита сказал:
— Я научу его летать и выпущу.
Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.
«— Ты крыльями вот так маши», — сказал Никита и показал руками, как надо летать. А воробей ускакал под комод.
Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать. Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями.
Полетел воробей!
Вот он через карандаш перелетел. Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал.
«— Плохо ты ещё летаешь», — говорит ему Никита. — Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю.
Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел. Через стул перелетел. Через стол с кувшином перелетел. Вот только через комод не мог перелететь — свалился.
Видно, надо его ещё кормить. На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил.
Воробей через кирпич перелетел. Через пенёк перелетел. И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.
А на следующий день он и через забор перелетел.
И через дерево перелетел.
И через дом перелетел.
И совсем от Никиты улетел.
Вот как здорово научился летать!
Воспитатель:
Я вам прочитала небольшой рассказ. Кто мне скажет о чём он?
(Ответы детей)
Воспитатель: А как ещё можно назвать этот рассказ?
(Ответы детей)
Воспитатель: Каким воробей был в рассказе – опишите его?
(Ответы детей)
Воспитатель: В рассказе автор сравнивает воробья с шариком. Послушайте как мягко и нежно звучит «шарик». Не с шаром и кругом, а именно с маленьким шариком.
Как воробушек попал к Никите?
(Ответы детей)
Воспитатель: Зачем мальчик забрал птицу домой?
(Ответы детей)
Воспитатель: Хорошо ли воробью было в доме у мальчика?
(Ответы детей)
Воспитатель: Для чего Никита стал учить воробья летать?
(Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, Никита правильно поступил, что отпустил воробья?
(Ответы детей)
Воспитатель: Воробышку хорошо жилось в доме у мальчика. Может надо было его оставить, не отпускать?
(Ответы детей)
Воспитатель: Вспомните, как расстались воробей и Никита?
(Ответы детей)
Воспитатель: Что чувствовал Никита при расставании?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте мы с вами попробуем пересказать этот рассказ. Он большой, поэтому мы его разделим на части. Первую часть назовём: «Встреча Никиты и воробья». Вторую часть назовём: «Как воробей жил у мальчика». Третью часть назовём: «Расставание друзей».
Ребята, подумайте, кто какую часть желает пересказать. А все вместе мы перескажем целый рассказ.
Пересказ рассказа детьми.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. С каким рассказом Е. Чарушина мы сегодня познакомились?
(Ответы детей)
Воспитатель: Назовите главных героев рассказа?
(Ответы детей)
Воспитатель: Чему нас учит этот рассказ?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда мы пойдём на прогулку, давайте внимательно присмотримся к воробьям на улице. Может среди них есть и наш воробушек из рассказа.