Консультация "Культура речи педагога"
консультация по развитию речи
Любой педагог должен грамотно говорить, уметь владеть культурными нормами речи. Это важно, так как от педагога идет прямая трансляция детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация "Культура речи педагога" | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура речи педагога
Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности.
Культура речи – владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.
На речь ребенка сильно влияет непосредственное общение со взрослыми. Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.
Поэтому речь должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недостатков в ней стремиться к их устранению. В результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недостатки могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться. Не замечают такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства.
Какие же требования должен предъявить педагог к своей речи, с тем, чтобы предупредить появление аналогичных недостатков у своих воспитанников?
Правила речевой культуры педагога:
1. Звуковая сторона речи, дикция.
Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с внятной, ясной и отчетливой речью, четко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, то есть у педагога с хорошей дикцией. Чаще всего речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы), недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.
2. Интонационная выразительность.
В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.
Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем перестают слушать.
3. Темп речи.
Речь воспитателя должна быть неторопливой. Торопливость речи недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. При чтении художественной литературы ускорение или замедление речи оправдано передаваемым в данный момент содержанием, является средством художественной выразительности.
4. Громкость голоса.
Педагог должен говорить негромко. Однако так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения
5.Связность речи педагога и ее лексико-грамматическое оформление.
Дети учатся у взрослых не только произносить правильно звуки и слова, но и пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы. В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы доступны для понимания и легки для усвоения.
В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.
Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность, выразительность речи воспитателя. Рассказ педагога должен быть полным, красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена логическая связь. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают речь выразительной, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты)
5. Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.
6. Невербальная культура общения педагога
Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения. Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - невербальными средствами. Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно - теряется до 10-15% информации. Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками).
Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:
-правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся нарушения речи
-иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию
-правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания
-в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа
-связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции
-не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.
-активно пользоваться невербальными средствами общения
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ В РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ:
- Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой рученьки», «Катенька, убери чашечку со столика);
- Употребление в речи лишних слов: ну, вот, значит, это, так сказать…
- Неуместное использование звукоподражательных слов, особенно в общении с более старшими детьми («Где ав-ав?»);
- Лексико-грамматические ошибки в речи: ложить вместо класть, свекла вместо свёкла, придумай слово вместо назови и припомни, позвоним вместо позвоним и др.
Практикум
«Искусство говорить с детьми»
1. «Правильно ли мы говорим?»
Произнесите слова с правильным ударением:
1 команда – звонит, баловать, досуг, документ, искра, комбайнер, комбайнёр, облегчить, предложить, статуя, без шарфа, сливовый
2 команда – квартал, щавель, красивее, коклюш, столяр, столяры, месяцами, алфавит, километр, нет торта, торты, свекла
3 команда - договор, договоры, ворота, нет волка, нет гуся, давнишний, завидно, задолго, инструмент, без зонта, шарфы, творог
2. «Умеем ли мы объяснять?»
Объясните значение слов:
1 команда – гидроэлектростанция (электростанция, использующая силу движения воды для выработки энергии)
2 команда – бортпроводница (служащая гражданского воздушного флота, обслуживающая пассажиров самолета)
3 команда – работа (занятие, труд; служба, занятие в каком-нибудь предприятии, учреждении как источник заработка; производственная деятельность по созданию чего-либо)
3. «Исправляем ошибки»
Исправьте ошибки в предложениях:
1 команда –
Он полный невежа в вопросах искусства.
Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.
2 команда –
Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
Все дети своевременно выполнили заданное задание.
3 команда –
Врачиха выписала детям лекарство.
Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.
4. «Упражнение на дикцию»
Произнесите скороговорки:
1 команда –
Бык - тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.
2 команда –
На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова. Не руби дрова посреди двора!
3 команда –
Сшит колпак, да не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.
5. «Проверьте свою грамотность».
Определите род существительных, и употребить слово в правильной форме:
1 команда –
Окна занавешены (тюль)
Лицо скрыто (вуаль)
2 команда –
Крышу кроют (толь)
Вымою голову (шампунь)
3 команда –
Я ударилась (мозоль)
Голова покрыта (шаль).
Образуйте форму повелительного наклонения глаголов в единственном и множественном числе:
1 команда –
ехать – поезжай (те);
бежать – беги (те);
2 команда –
махать – маши (те);
класть – клади (те);
3 команда –
положить – положи (те);
лечь – ляг (те).
6. «Упражнение на интонацию»
Прочитайте предложения повествовательно, побудительно и вопросительно. В побудительные предложения можно внести небольшие изменения, но без потери смысла.
1 команда –
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
2 команда –
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
3 команда –
Ночевала тучка золотая,
На груди утеса-великана.
Детские перлы из передачи "Устами младенца"
Бортпроводница:
Она должна быть обязательно худой. А то, если она будет толстая, она застрянет между рядами. Придется пилоту выходить и проталкивать ее по проходу. А это не очень удобно.
(Даша Левина, 7 лет)
Живот:
Это очень важное место у человека. Там расположены макароны, компот, борщ. Среди всего этого где-то еще сердце помещается.
(Галя Шаулова, 5 лет)
Бессоница:
Это может быть у невесты. Лежит она ночью и думает: "Какое у меня завтра платье будет? Красивое или нет? А главное – какой у меня завтра муж будет?"
(Маша Синельникова, 7 лет)
Аристократы:
Если им предложить мясо тухлое и молоко прокисшее, или хлеб засохший, они обычно отказываются. Говорят, что этого не любят. Вот такие они интеллигентные люди.
(Юля Шутилова, 7 лет)
Влюбленный:
Вот, например, муж за женой ходит-ходит, глаз с нее не сводит целый день. Тогда она начинает догадываться, что он в нее, видимо, влюблен.
(Марина Казакова, 8 лет)
Джентельмен:
Это то же самое, что и леди. Только мужчина.
(Толя Мирный, 6 лет; Максим Толкачев, 6 лет)
Гадание:
Сначала я собиралась жениться на Яше, но потом я решила погадать на Леву, получилось, что лучше жениться на Антоне.
(Маша Солнцева, 6 лет)
Гурман:
Этот человек может на вкус определить, чего не хватает. Например, угостят его пирогом, он попробует и скажет: "А куда из пирога малина подевалась?"
(Марина Сокольская 9 лет; Зоя Харакоз, 8 лет)
Еда:
Самая вкусная получается у бабушки, у мамы тоже хорошо получается. А папа зато хлеб хорошо режет!
(Вера Кустеева, 7 лет)
Жена:
Это девушка, которая готовит мужчине обед, стирает белье и ухаживает за его ребенком.
(Андрей Канифатов, 4 года; Андрей Пичугин, 6 лет)
Муж:
С этим человеком сложно. Потому что с ним много хлопот… Расходы большие… Подвести тебя этот человек может: например, сначала он был красивый и хороший, а после того, как ты на нем женился, стал ругучим и толстым.
(Кирилл Абакумов, 7 лет)
Жених:
Так дяденьку называют до того, как он женится. А после того, как он женится, его уже называют другими разными словами.
(Аня Глебова, 9 лет)
Круиз:
После него мужчинам и женщинам часто приходится жениться.
(Лена Радковская, 7 лет)
Манекенщица:
Профессия тяжелая, потому что нужно все время сидеть на диете и быстро снимать с себя одежду.
(Ира Мазунова, 9 лет, Маша Кириллова, 9 лет)
Овсянка:
Больше всего ее любят англичане. Как они едят эту гадость – я не представляю.
(Таня Кузьминская, 9 лет)
Счастье:
У детей этого половина на половину. Потому что мама то ругает, то мороженое покупает.
(Зульфия Хакимова, 8 лет)
Телесериал:
Это больше всего нравится женщинам, потому что там всякие захватывающие события происходят. Мужчин, например,убивают по нескольку штук сразу.
(Арина Табанакова, 7 лет; Оля Занина, 8 лет)
Хвост:
Он приделан к зверям сзади. Например, корова кончается, и начинается он.
(Оля Лучкова, 4 года)
Поэт:
Приходит к нему муза, а потом опять уходит. И он наполовину рад, а наполовину расстроен. Рад – потому что она приходила, а расстроен, потому что теперь целый год ждать, когда снова придет.
(Женя Новиков, 9 лет)
Псевдоним:
Это артисты придумывают себе какое-нибудь красивое имя, чтобы в программках писать. А у самих – некрасивое. Бывает и у писателей: они сочиняют какие-нибудь стихи, а имя напишут другого писателя.
(Женя Пак, 7 лет)
Стиральный порошок:
Обычно это насыпают в стиральную машину. А вот что будет, если его насыпать в суп, я не знаю. Потому что, еще не пробовала.
(Даша Ушакова, 8 лет)
Объяснялки
Объяснялка 1.
- Они бывают всякие: приезжие, столичные, пришедшие в дом к кому-нибудь.
- Званые и незваные.
- Долгожданные и нежданные.
- Желанные и нежеланные.
- Могут приносить что-нибудь, например, подарки, а могут придти без ничего, с пустыми руками.
- Про них еще говорят, что если они незваные, то хуже татарина.
- Их могут пригласить, а могут сами придти, без приглашения.
- Их надо кормить, угощать, чаем поить, развлекать.
- Они - главные герои фильма «... из будущего».
- Чаще бывает, что им рады.
Родители дают ответ: гости.
Объяснялка 2.
- Они приходят и уходят, уходят, уходят...
- Часто поют романсы.
- Порядочные люди их зарабатывают, а мошенники и воры - воруют.
- Без них ничего не купишь, но нам можно пока проехать в транспорте, не имея их.
- Больше всего их, наверное, в банках.
- Часто когда дети просят у родителей что-то купить, а родители, чтобы дети не приставали, говорят, что не могут этого сделать, потому что не на что, их нет, еще не получили.
- Не стоит огорчаться, если их нет. Можно тратить и время.
Родители дают ответ: финансы, деньги.
Объяснялка 3.
- Этот человек выполняет главную миссию на Земле.
- Он может быть начальником, прачкой, велосипедистом, водителем, доктором - да кем угодно.
- Ему принадлежит самое доброе сердце и самые заботливые руки.
- Без этого человека не могут быть счастливы дети.
- Имя этого человека прославляют, ему всяк поклонится.
- На разных языках оно звучит по-разному: нана, баба, morther.
Родители дают ответ: мама.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ: Речь педагога – основной источник развития речи детей. Требования к культуре речи педагога.
Речь воспитателя как образец для подражания дошкольников....
Игра - практикум для педагогов ДОУ "Грамотная речь педагога-важнейшее условие формирования речи дошкольников"
Мастер класс для педагогов ДОУ, который был разработан и проведен в 2017 году совместно с учителем-логопедом Богдановой Надеждой Викторовной....
Консультация для педагогов. Тема: "Речь педагогов как средство развития речи у детей"
Консультация для педагогов.Тема: "Речь педагогов как средство развития речи у детей"...
Консультация для педагогов на тему «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»
Все мы знаем, как важно для любого человека иметь правильную, красивую, образную речь, тем более для педагога, который является образцом для подражания у своих воспитанников. При этом следуе...
Семинар – практикум для педагогов ДОУ: «Грамотная речь педагога – важное условие для развития речи дошкольника».
Семинар-практикум предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Речь педагога как образец, эталон, инструмент для воспитания эмоциональной и интонационной выразительности речи дошкольников»
мастер-класс для педагогов по развитию речи...
Консультация для педагогов " Грамотная речь педагога, важное условие для формирования речи дошкольников"
Консультация для педагогов «Грамотная речь педагога - важное условие для формирования речи дошкольников» Речь-это удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы по...