Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений 2 младшая группа
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа)

Хачинян Нарине Самвеловна

Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений 2 младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitiei_rechi_vo_vtoroy_ml.gr_.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений 2 младшая группа

ХАЧИНЯН НАРИНЕ САМВЕЛОВНА

Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений (вторая младшая группа)

«Улавливай шепот».

Цель: развитие слухового внимания и восприятия.

Играющие делятся на две команды и выполняют задание:

1) Ведущий предлагает изобразить на лице определённое состояние (радость, грусть, усталость, испуг, внимание и т. д) или отгадать, какое состояние он сам изобразит.

2) Ведущий называет профессию, а дети показывают её с помощью движений.

Продолжительность игры 10-15 минут.

«Чего не стало».

Цель: активизировать в речи существительные в родительном падеже множественного числа с нулевым окончанием.

Наглядный материал: предметные картинки с изображением одного или нескольких предметов

- Чего не стало?

(яблок, носков, гольфов, сапог).

«Волшебный мешочек или Волшебная корзинка».

Цель: учить описывать предмет, упражнять в согласовании существительных, прилагательных; активизировать использование прилагательных.

Воспитатель достаёт из мешка предметы, не показывая их, а дети должны догадаться, что это.

1 Она длинная, оранжевая. Что это? (морковь)

2 Он зелёный, длинный. (огурец)

3 Оно круглое, красное. (яблоко)

4 Он круглый, оранжевый. (апельсин)

5 Он круглый, красный. (помидор)

6 Он желтый, овальный, кислый. (лимон)

«Кто внимательный?»

Цель: развитие фразовой речи, слуха.

Оборудование: куклы, кубики, машины, др.

Дети сидят на стульях. Вызванный ребёнок выполняет задание, произнесённое ведущим шепотом (действия с игрушками).

Водящим и ведущим могут быть дети, выбранные по желанию или считалкой.

Расстояние от водящего от 3 до 5-6 метров.

Игра 10-15 мин.

Кто где?

Цель: упражнять детей в различении пространственных отношений: рядом, напротив, друг за другом.

Наглядный материал: 3 пары кукол (две куклы рядом, две куклы напротив друг друга, куклы друг за другом).

- Где стоят куклы?

-А эти куклы?

- Найдите кукол, которые стоят рядом, и поставьте их на другом столе друг за другом.

-Найдите кукол которые стоят друг за другом, и поставьте на полки, одну на верхнюю, другую на нижнюю.

«Ласковые имена».

Цель: дать ласковые имена и названия (словообразование с помощью суффиксов)

Аня-Анечка, Соня-Сонечка, и т. д

Мама-мамочка, папа-папочка

(дочь, сестра, сын, брат, т. д)

«Что это?»

Цель: активизация употребления в речи детей несклоняемых существительных типа пальто.

Наглядность: картинки

Воспитатель задаё т вопросы:

- Что это? (пальто). Я уберу картинки, чего не стало? (пальто).

- Слово пальто произносится одинаково, много их или одно.

Предложения по картинкам :

- На вешалке висит много пальто;

- Девочка надевает (снимает) пальто;

Составьте рассказ о пальто.

Скажи одним словом.

Словарный материал:

Длинное ухо – длинноухий,

Короткий хвост – короткохвостый,

Длинные рога – длиннорогий,

Рыжий хвост – рыжехвостая,

Любит труд – трудолюбивый,

Ходит быстро – быстроходный и т. д.

«Красный-белый».

Цель: нахождение в словах, произнесённых голосом или шепотом, шипящих и свистящих звуков.

Оборудование: на каждого ребёнка по два кружка – красный и белый.

Воспитатель называет слова. Если в них есть шипящий или свистящий звук, дети поднимают красный кружок, если нет белый. Игра 10-20 мин.

«Эхо».

Цель: продолжать работу над дикцией, совершенствовать произношение слов и словосочетаний, развивать фонематический слух, вызвать интерес к слову.

Ход игры:

Выбирается ребёнок, использующий роль «эха». Остальные дети называют любое слово и чётко и внятно (не громко) произносят его. Ребёнок – «эхо» должен тот час громко повторить его, как бы вернуть обратно. Слово произносятся детьми полушепотом, они должны быть разнообразными.

«Найди исправь ошибку».

Цель: развивать слуховое внимание, учить слышать речь окружающих, учить соотносить звучащее слово с картинкой, упражнять в построении предложений с использованием глаголов.

Например – Кошка лает? (нет)

-А что может делать кошка? (мяукать, мурлыкать, царапать)

- Где живёт? (дома, с человеком и т. д).

«Поймай рыбку».

Цель: активизация свистящих и шипящих звуков.

Оборудование: небольшие картинки, к ним прикреплены скрепки, удочка с магнитом.

Дети по очереди вылавливают удочкой картинку с изображением рыбки (щуки, карпа, пескаря, и т. д, называют их, определяют наличие свистящего или шипящего звука.

Игра 20-30 мин.

«Угадай на что похоже?»

Цель: активизировать речь детей, развивать словарный запас, развивать воображение, мышление память.

Наглядный материал: картинки, требующих воображаемых дорисовок, которые могут изображать разные предметы.

Воспитатель показывает детям картинку и спрашивает «На что похоже?»

Например: - очки, штанга, самокат, велосипед.

«Новое слово».

Цель: научить детей образовывать новые глаголы при помощи приставок.

Наглядный материал: картинки, с изображением мальчика в действии.

Дети рассматривают картинку, отвечают на)

Одним словом:

-Мальчик по тротуару (что делал) шёл

-Мальчик к дому (что сделал) подошёл

-Мальчик вокруг дома (что сделал) обошёл

Затем дети сами составляют:

- Коля пришёл …; - Коля вошёл, т. д.

«Весёлые предлоги».

Цель: упражнять в правильном употреблении предлогов.

Наглядный материал: сюжетные картинки.

Дети отвечают на вопросы, рассматривая сюжетные картинки.

1. Игрушки стоят в шкафу.

-Где стоят игрушки?

-Игрушки стоят в шкафу.

2. Стул стоит у стола.

-Где стоит стул?

-Стул стоит у (возле, около) стола.

«Добавь слог».

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры:

Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить слово:

«Ма» - «ма», «Кни» - «га».

Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.

«Составь предложение».

Цель: учить детей составлять предложения с однородными членами.

Наглядный материал: предметные картинки (цветы, овощи, фрукты, одежда).

По картинкам дети составляют предложения типа «В саду поспели фрукты: яблоки, сливы, груши» или «В магазине не продают одежду: пальто, платья, костюмы».

«Слово можно прошагать».

Цель: закрепить знание о том, что звуки в слове произносятся в определённой последовательности показать, что в разных словах разное количество звуков.

Содержание:

- Дети, узнать длинное слово или короткое можно по шагам.

Например произносит «суп» и делает шаг, «шар»- шагают один шаг с детьми.

Далее педагог предлагает называть разные слова и одновременно шагать.

-Кто назовёт самое длинное слово, тот и победитель!

«Звуковое лото».

Цель: учить опознавать звук в речевом потоке, учить составлять характеристики предметов (для описания).

Воспитатель выкладывает звук лото с предметными картинками, и просит отобрать те из них, закрыв их фишками, в названии которых есть звук (с, и т. д.

Далее ребёнок описывает картинку по выбору.

«Страна Гномия».

Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, упражнять в употреблении существительных во мн. числе.

Наглядный материал: карточки с парными картинками – высокий предмет, низкий предмет.

«Мальчик Саша попал в страну Гномия. Там всё было такое же, как у нас, но очень маленькое. Он увидел не дорогу, а дорожку, не куст, а кустик. Давайте поиграем в эту игру! Что ещё увидел мальчик в стране Гномии.

«Что для чего?»

Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределённой формы, конструкций сложноподчинённых предложений.

Игра: не обозначая словом сам предмет, назвать его применение.

Например: утюг- «Чтобы гладить», кисточка- «Чтобы рисовать».

«Закончи предложение».

Цель: учить детей составлять сложносочинённые предложения с союзом а.

Воспитатель начинает, а дети продолжают:

Морковь сладкая, а редька (горькая).

Помидор красный, а огурец (зелёный).

Усложнение: детям дают задание:

-сравнить по вкусу лимон и мёд;

-по цвету уголь и мел;

-на ощупь вату и дерево; т. д.

«Кому это?»

Цель: закреплять названия фруктов, овощей, их описание.

Упражнять в построении распространённых предложений с использованием прилагательных.

Перед детьми сидят заяц, белка и кукла.

Вынимая из конверта картинки с изображением овощей и фруктов, воспитатель спрашивает детей: -что это? –кому это?

«Какой? Какая? Какое?»

Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными, правильно строить фразу.

Наглядный материл: предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, кастрюлька, коробка сока, банка из под варенья.

Игра: назвать сок – вишнёвый (какой) – яблочный, какое варенье? – малиновое, какой суп? – грибной, гороховый.

«Подбери слово».

Цель: развивать сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Ход игры :

Воспитатель предлагает вопросы:

-Вспомните, что можно шить?

Дети – (пальто, платье, шубу и т. д)

-Что можно штопать? (носки, варежки, чулки и т. д)

-Завязывать? (верёвку, шнурки, шарф).

«Узнай по голосу».

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры:

На площадке круг. Все дети бегают по площадке. После слов воспитателя: «Раз, два, три, в круг беги!». Все дети собираются в круг. Один завязывает глаза. «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай».

Ребёнок в кругу называет имя водящего.

«Испорченный телефон».

Цель: развивать слуховое внимание

Ход игры:

Выбирается ведущий. Все садятся на стулья в ряд. Ведущий тихо говорит слово рядом сидящему, тот передаёт его следующему.

Ведущий спрашивает у последнего игрока: «Какое ты услышал слово?» если не правильно, остальные говорят что слышали они – узнают кто испортил.

«Ромашка».

Цель: активизировать речь, обогащать словарный запас, учить классификации предметов.

Наглядный материал: Лепестки ромашки с предметными картинками.

Игра: собери - предметы посуды

-растения

-мебель

-инструменты

-транспорт

-обувь

-одежда

-головной убор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений

Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений...

Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений

Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений...

Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений.

Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений....

Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений

Игра «Угадай, кто кричит»Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподра­жанию.Подготовительная работа. Подготовить озву...

Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений.

Картотека игр по развитию речи и речевых упражненийРАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.Игра «Угадай, кто кричит»Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей опред...

Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений

Картотека игр по развитию речи. Игры помогут активизировать словарный запас, будут  способствовать развитию связной речи....

Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений

Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ. Игра «Угадай, кто кричит»Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить...