НОД "Гуси-лебеди"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Казакова Дарья Алексеевна

НОД в группе раннего возраста по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gusi_lebedi.docx13.48 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи в группе раннего возраста

Дата проведения:17.01.2023

Тема: “Рассматривание иллюстраций к сказке “Гуси-Лебеди”.Чтение русской народной сказки “Гуси-Лебеди”

Цель: познакомить со сказкой “Гуси-лебеди”, поиграть в сказку

Задачи:

Образовательные: учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, учить рассматривать сюжетные картинки, делать простейшие выводы, высказывать предположение.

Развивающие: развивать связную речь

Воспитательные: воспитывать интерес к сказкам.

Материал и оборудование: русская народная сказка «Гуси-лебеди», иллюстрации по сказке, музыкальное сопровождение: главный образ – «Русская народная песня» (П. И. Чайковский), эпизоды поиска и спасения брата – «Русская песня» (И.Беркович).

Ход занятия

1. Приветствие. Сюрпризный момент – приход куклы Даши.

– Посмотрите ребята, кто к нам пришел сегодня в гости, эту куклу зовут Даша и она очень любит слушать сказки, и сегодня мы все вместе послушаем сказку которая называется «Гуси-лебеди», сядьте по удобнее, и приготовьтесь слушать.

2. Чтение русской народной сказкой «Гуси-лебеди» под музыкальное сопровождение: главный образ – «Русская народная песня» (П. И. Чайковский), эпизоды поиска и спасения брата – «Русская песня» (И.Беркович).

3. Обсуждение с детьми русской народной сказкой «Гуси-лебеди» при помощи демонстрации картинок и иллюстраций, нахождение основного ключа и идеи.

– Как называется сказка, которую я вам рассказывала? Она вам понравилась? (Ответы детей).

– С чего начинается сказка? (Ответы детей).

– Почему так случилось, что гуси-лебеди унесли братца? (Ответы детей).

– Что сделала Маша после того, как гуси-лебеди унесли братца? (Ответы детей).

– Кто помогал девочке искать братца? (Ответы детей).

– Кто прятал Машу и Ваню, когда они убегали от гусей-лебедей? (Ответы детей).

– Что было бы, если бы Маша, когда искала братца, встретила в лесу волка? Медведя? Лису? Зайчика? (Ответы детей).

– Что испытывали Маша с Ванюшей, когда их догоняли гуси-лебеди? (Ответы детей).

– Как заканчивается сказка? Рассказала ли Маша родителям, что случилось? Почему? (Ответы детей).

– Чему учит сказка? (Ответы детей).

4. Драматизация отрывка сказки «Гуси-лебеди».

- Какой эпизод сказки вам понравился больше? Давайте мы с вами попробуем его разыграть. Смотрите как:

Воспитатель: Бежит Машенька и видит, стоит в поле яблонька. Маша к ней.

Маша: Здравствуй яблонька (кланяется).

Яблонька: Здравствуй девочка (кланяется).

Маша: Яблонька - яблонька, скажи, пожалуйста, куда гуси - лебеди полетели?

Яблонька: Собери мои яблочки, тогда и скажу.

Воспитатель: Маша собрала яблочки в корзинку.

Яблонька: Спасибо Машенька, гуси - лебеди улетели в темный дремучий лес.

Маша: Спасибо яблонька за помощь.

Воспитатель: И побежала Машенька дальше.

5. Заключительная часть.

− Вы сегодня прослушали сказку. Как называется сказка? (Гуси-лебеди)

− Кого бы вы назвали хорошим героем сказки? Почему? (Ответы детей).

− Кто в сказке злые герои? Почему? (Ответы детей).

− Сказка «Гуси-лебеди» учит слушаться родителей, не капризничать и не убегать далеко от дома от своих родных и близких. Учит быть отзывчивыми на своем пути и помогать тем, кому нужна помощь.

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца!

Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях

Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.

Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили. Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.

Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня.

- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего лесного яблочка — скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся…
Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.

Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.

— У моего батюшки и сливочки не едятся…

Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой.

Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.

В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

Девочка вошла в избушку:

— Здравствуй, бабушка!

— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

— Садись покуда кудель прясть.

Баба Яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

- Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.
Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
— Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:
— Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
— Пряду, бабушка…
Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:
— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.
— Речка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
— Яблоня, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего лесного яблочка.
Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.

Добежала девочка до печки:

— Печка, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.