«Лимерик как средство развития детского речевого творчества»
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа)
Выступление на районном методическом объединении. Тема: "Особенности воспитательно-образовательного процесса в контексте реализации программы воспитания и ФГОС. Тема выступления "Лимерик как средство развития детского речевого творчества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Лимерик как средство развития детского речевого творчества» | 26.07 КБ |
Презентация | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Богатырева Л.Н.
МБДОУ Д/с «Одуванчик» с. Каменноозерное
Доклад «Лимерик как средство развития детского речевого творчества»
1й слайд
Лимерик как средство развития детского речевого творчества.
2 слайд
Цель: формирование социального опыта ребенка через его речевую и творческую активность.
Задачи:
- Развивать речь через создание стихотворных текстов (лимериков).
- Познакомить детей с моделью построения лимериков.
- Упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.
- Активизировать речь детей, обогащать словарный запас, использовать образные слова и выражения, развивать выразительность речи.
- Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности.
3 слайд
Одним из компонентов речевого развития ребенка является словарь. Овладение им является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирование понятий, развитие содержательной стороны мышления. Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.
4 слайд
Типичные проблемы развития речи дошкольника
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 6-7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее благоприятен к ее усвоению. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь).
- Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
- Плохая дикция.
5 слайд
В настоящее время мы наблюдаем критическую ситуацию в развитии речевой активности детей, и данная проблема день ото дня становится всё более актуальной. Поэтому развитию речи в нашем детском саду уделяется особое внимание. Перед педагогами стоит задача научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.
Неумение пользоваться богатством речи приводит не к тому, что окружающие вряд ли поймут, что хотел сказать ребенок. Проблема с годами только усугубляется и в результате уже в начальной школе начинаются сложности с усвоением учебного материала.
Только посредством речи развиваются такие важные вещи, как память, внимание, восприятие, воображение, логические способности. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений
6 слайд
Существует множество ТРИЗовских технологий и игр для работы с дошкольниками.
Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. Без словесной игры, которая содержится в рифмованных текстах, ребенок не сможет овладеть богатством родного языка. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.
Дети 3 - 5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение - это словесная "игрушка" ребенка. И в то же время детская поэзия - это свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. В своей практике дошкольного образования я пробую учить детей составлять стихотворные тексты. Для своей работы я взяла такую форму работы для решения этой задачи как «ЛИМЕРИК»
7 слайд
Лимерик является одним из средств развития детского речевого творчества.
Интересна история возникновения лимериков. Считается, что первым опубликовал лимерики Эдвард Лир, в книге «Книга нонсенсов», которая вышла в 1846 году и была переведена почти на все языки мира. С появлением книги появилось новое направление – литература нонсенса. Но возникли лимерики задолго до выхода книги в народном творчестве, чем и напоминают наши частушки.
Герои лимериков – большие чудаки и чудачки, которые совершают различные невообразимые поступки, чем и привлекают внимание читателей.
К старичку одному на окошко,
Забирались бродячие кошки,
И мяукали в лад,
С ним все песни подряд.
Пес подыгрывал им на гармошке.
Лимерик легко придумать, так как они имеют четкую структуру строения, изменять которую нельзя. Четко выполнив алгоритм создания лимерика, Вы получите собственное стихотворение. Оказывается, поэтом может стать каждый, пусть даже сочиняя шуточные стихи - лимерики.
Сюжет лимерик.
В лимериках обычно описывается некое происшествие, случившееся с кем-то где-то. Обязательным условием при этом является комизм происходящего, причем юмор обычно понимается в английском стиле, некая чудаковатость, парадоксальность, ирония, даже абсурд – все это весьма ценится. Каждая строчка несёт определённую ролевую нагрузку, отвечает за отведённую ей часть развития сюжета.
Лимерик легко запоминаются, благодаря лёгкости звучания, характерному ритму, юмористическому, каламбурному содержанию, чёткой рифмовке.
8 слайд
Форма лимерик.
Лимерик – это короткое стихотворение из 5 строчек, нелепица. Первые две строчки рифмуются между собой, третья и четвертая – между собой, пятая является выводом и может не рифмоваться.
Как правило, лимерик начинается со слов фольклорного зачина «Жил-был».
Жил-был котенок,
Розовый как поросенок
Он на дереве лежал
И сорок с него гонял
Вот такой котенок
Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов, возможно, начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы - игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.
Для того, чтобы научить детей составлять рифмованные тексты, я
использовала игровые задания и упражнения
Последовательность игровых заданий и упражнений по обучению детей составлению рифмованных текстов.
9 слайд
1. «Складушки-ладушки»
Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.
Ход: воспитатель называет какое - либо слово, дети придумывают к нему рифмовки.
ПРИМЕР: воспитатель говорит "миска", дети добавляют: "Киска, мурыська, сосиска".
10 слайд
2. «Придумываем рифмованные строчки»
Цель: учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.
Ход: воспитатель предлагает детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала надо взять существительные) и сочинить рифму следующим образом "Жил-был кто-то и был похож на что-то". Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию.
ПРИМЕР: "Жил-был рак и был похож на мак"; "Жил-был кто-то и был похож на что-то".
11 слайд
3. «Подскажи словечко»
Цель: учить детей подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.
Ход: воспитатель предлагает детям описать картинки, подобрать к ним существительные, прилагательное и глаголы.
Пример: «Лягушка – квакушка», «лягушка – подушка»
12 слайд
4. «Составь 5 строчек смешного стихотворения»
Цель: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.
Ход: воспитатель предлагает детям сочинить смешные стишки. Вывешивает табличку с моделью составления лимерика:
Жил-был объект |
Какой? |
Что делал? |
С кем общался? |
Вывод |
Воспитатель предлагает детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (птичка - синичка, бежала - лежала). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми воспитатель сочиняет текст лимерика по модели. Лимерик повторяется несколько раз детьми.
ПРИМЕР:
Жила-была певунья-птичка,
Была красивой, как синичка.
По дороге она за жуком бежала,
А потом на травке долго лежала.
Вот какая беззаботная птичка.
13 слайд
5 «Соедини рифмующие картинки между собой»
Цель: закрепить знакомство детей с рифмой.
Ход: раздаю детям карточки с картинками, на которых изображены предметы. Дети соединяют карандашом картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.
14 слайд
В конце рабочей недели по изученной лексической теме мы с детьми составляем лимерики и загадки. на первом этапе я записываю словотворчество, а позже дети рисуют к ним рисунки.
Не была бы у нас работа результативной без участия родителей. На родительском собрании я познакомила их с моделями составления лимериков и загадок, заинтересовывала их. Обращаюсь к ним с просьбой составлять вместе с детьми смешные стихи и загадки, а они с удовольствием выполняют задание.
15 слайд
В результате работы над данной темой дети стали с большим интересом рифмовать разные слова, попробовали на вкус словотворчество и стали более активны в общении. Для детей группы такие упражнения проходят, как небольшие развлечения, в которые они могут играть в течение дня.
16 слайд
Таким образом, такая форма работа, как «Лимерик» имеет большое значение и положительно сказывается в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста.
17 слайд
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Э двард Лир ( 1812 — 1888 ) — английский художник и поэт , один из основоположников «поэзии бессмыслицы» автор многочисленных популярных абсурдистских лимериков .
Лимерик – это короткое стихотворение из 5 строчек, нелепица
«Складушки-ладушки»
«Придумываем рифмованные строчки»
« Подскажи словечко»
«Составь 5 строчек смешного стихотворения»
«Соедини рифмующие картинки между собой»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Использование нетрадиционной техники рисования как средства развития детского изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста с ОНР»
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохра...
Презентация педагогического опыта по теме " ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА"
Это презентация, которую я создала и представила на конкурс: Педагогическое мастерство-2015. Я представила в ней актуальность данной темы, цель, задачи, принципы, методы и приёмы, сотрудничество с род...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
Актуальность данной темы заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природ...
Лимерик как средство развития детского речевого творчества.
Нет ничего проще, чем написать лимерик! Конечно, Вы можете сказать, что вы не поэт и писать стихи не можете. Позвольте не согласиться. Если речь идет о таких стихах, как лимерики, то напис...
Презентация из опыта работы " Пластилинография как средство развития детского изобразительного творчества"
Организация с детьми работы по интересам в технике пластилинография "Волшебный пластилин"...
Мастер - класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского изобразительного творчества»
Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе. На листочке дерева, на газете. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А ...
Рецензия ОД по речевому развитию: составление творческих рассказов по картине. Технология развития детского речевого творчества.
Рецензия Тема: «Подводный мир»Дата: 18.11.2022Направленность: ОД по речевому развитию: составление творческих рассказов по картине. Технология развития детского...