Конспект НОД "Русская изба. Предметы быта." (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Познакомить с предметами быта, научить определять их предназначение, сформировать общее представление о том, что такое быт.
Развивать интерес к истории своей страны, к предметам старины, развивать словарный запас детей, логическое мышление, фантазию, творческие способности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izba_konkurs.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД «Русская изба. Предметы быта».
Цель: сформировать представление о древнерусском быте, культуре Древней Руси.
Задачи:
1.Познакомить с предметами быта, научить определять их предназначение, сформировать общее представление о том, что такое быт.
2.Развивать интерес к истории своей страны, к предметам старины, развивать словарный запас детей, логическое мышление, фантазию, творческие способности детей.
3.Воспитывать уважение к рукоделию, труду.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что это такое?
Показывать поочерёдно предметы быта: фартук, скалку, деревянную посуду, матерчатых кукол, матрёшек, колпак на чайник, деревянная разделочная доска, платок вязаный, прихватку и т.д. Сначала спросить у детей – что это, для чего использовали? А потом дополнить их ответы своим рассказом.
Правильно, всё это – предметы быта древней Руси. А что такое быт? Это все то, что окружает нас дома, каждый день, чем мы пользуемся постоянно.
Презентация «Быт людей на Руси».
В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.
Изба (деревенский дом) – самая распространенная постройка того времени. Крестьянин ставил дом прочно, на века.
Обстановка в избе была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела.
Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.
Центральное место занимает печь. Печь ставили так, чтобы она была подальше от стены, чтобы не случилось пожара.
Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.
Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы. На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось.
Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.
В крестьянской избе вдоль стен были сделаны самодельные лавки. На лавках сидели члены семьи, работал хозяин, иногда спал на ней же. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой.
В центре крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала.
В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках.
Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами.
Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.
Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.
Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни.
Дети называют предметы быта на картинке.
Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи.
В каждой семье были «коробейки» - лубяные сундучки, обитые железом деревянные сундуки. В сундуках хранили семейные ценности: одежду, приданое. Сундуки закрывались на замки. Чем больше было сундуков в доме, тем богаче считалась семья.
Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.
В крестьянской избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие плоские миски), кринки для хранения молока, разных размеров чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки.
Крестьянские семьи были большими. Сыновья помогали отцу в поле. А матери и бабушки сидели с малыми детьми. Ходили лаптях. Каждая крестьянская семья держала о дворе скотину.
Скажите, какой был быт древней Руси? Назовите предметы быта, которые вы запомнили. Для чего они служили? Что такое быт?
Загадки о предметах быта:
1.Маленькая собачка
Свернувшись лежит,
Не кусает,
А в дом не пускает. (Замок)
2.Два конца, два кольца, посередине гвоздик.
(ножницы)
3.Всех накормлю с охотою,
А сама безротая.
4.Стоит «толстячок» подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит.
(самовар)
5. Маленький Ерофейка подпоясан коротенько,
По полу скок- скок и сел в уголок.
6.На веревке пальцы, держат одеяльце.
(прищепки).
7.Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень?
(Часы.)
8.Пузыри пускало,
Пеной кверху лезло -
И его не стало,
Всё оно исчезло.
(Мыло.)
9.Я увидел свой портрет,
Отошёл - портрета нет.
(Зеркало.)
10.Она снаружи вроде груши,
Висит без дела днём,
А ночью освещает дом.
(Лампочка.)
В конце занятия дети выполняют макет русской избы.
Спасибо всем за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для детей "Русская изба. Предметы быта"
Данная презентация знакомит детей с устройством русской избы, предметами быта....
Конспект проектной деятельности. «Предметы личной гигиены». Группа раннего возраста №1 «Ладушки».
Цели: Продолжать побуждать детей к ведению здорового образа жизни....
Презентация для детей по патриотическому воспитанию «Русская изба. Предметы быта» подготовительная группа.
Презентация для детей по патриотическому воспитанию «Русская изба. Предметы быта» подготовительная группа....
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа
laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...
Конспект занятия «Опасные предметы дома» (старшая группа)
Конспект занятия«Опасные предметы дома»(старшая группа)...
Презентация "Русская изба. Предметы быта" (старшая группа)
Сформировать представление о древнерусском быте, культуре Древней Руси....
Конспект НОД "Опасные предметы" вторая младшая группа
ull;Закреплять знания правил безопасного обращения с огнём.•Расширить представления детей об опасности, которая может возникнуть в окружающем мире.•Уточнить знания детей о правилах пользов...