«Раз словечко, два словечко»
материал по развитию речи (старшая группа)
Цель:
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovechko.docx | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 ИМЕНИ ГЕРОЯ РФ
М. Н. ЕВТЮХИНА»
ул. М. Горького, 61, г. Псков, 180002 тел.: 57-64-90, 56-47-13 e-mail: org25@pskovedu.ru
Рабочая программа кружка
Тема: «Раз словечко, два словечко»
воспитателя Гусаровой А.В.
старшей группы
дошкольного отделения МБОУ «СОШ №5
им. Героя РФ М. Н. Евтюхина»
Дата начала работы над темой: 1.09.2017 г.
Дата окончания работы: 31.05.2018 г.
Псков, 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Роль родного языка в воспитании детей очень велика. Через речь ребенок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передать ощущения и чувства.
Уже с дошкольного возраста ребенок проявляет большой интерес к языковой деятельности, "экспериментирует" со словом, создает новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведет к овладению всеми богатствами родного языка. При стихийном речевом развитии дети получают достаточное обучение в школе раннего развития.
В наше время информационных технологий развитие речи является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять свое речевое творчество - не умеют. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-5 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребенком и грамотно построенное обучение родной речи.
К числу важнейших задач логопедической работы детей относится формирование связной монологической речи. Это необходимо для подготовки к школьному обучению дошкольников.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития детской речи.
Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, творческого мышления, координации движений и мелкой моторики. Развитие связной речи формируется при составлении описательного рассказа, рассказа по картине, пересказ литературно-художественных произведений, рассказ по серии сюжетных картин. Специальные упражнения способствуют развитию памяти, мышления и внимания.
Целью программы является:
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Образовательные задачи:
- Учить владеть навыками составления простых предложений по вопросам. демонстрации действий, по картинке, по картинно-графической схеме.
- Учить навыкам составления короткого описательного рассказа, пересказу, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов.
- Формировать навыки диалогической речи.
Развивающие задачи:
- Формирование словаря и грамматического строя речи:
развивать понимание речи, умение вслушиваться в обращенную речь;
- формировать практическое усвоение простых способов словообразования уменьшительно- ласкательной формы и множественного числа имен существительных;
- формировать усвоение некоторых форм словоизменения: падежных окончаний имен существительных; согласование имен прилагательных и числительных с существительными;
- формировать понимание и практическое усвоение предлогов.
- развивать умение отвечать на вопросы полным ответом.
- Развитие общей и мелкой моторики и графических навыков.
- Развитие памяти, внимания, мышления.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей культурные навыки общения.
- Воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей. 3.Воспитывать у детей эстетическое восприятие литературных произведений.
- Воспитывать у детей артистизм, выразительность речи.
Принципы обучения:
Систематичность: занятия по развитию связной речи проводятся регулярно.
Доступность: педагог доступно объясняет и показывает задания и следит за выполнением.
Активность: основной формой деятельности дошкольников является игра. Исходя из этого, на занятиях используются игры и игровые упражнения. Это позволяет разнообразить занятия, повышает активность детей и делает интересным процесс обучения.
Наглядность: для успешного обучения используются наглядные пособия (иллюстрации, предметные и сюжетные картины и т.д.)
Последовательность и постепенность: при обучению детей связной речи предусматривается последовательное и постепенное усложнение заданий.
Сроки реализации.
Данная программа рассчитана на 1 год.
Форма проведения занятий.
Наилучшей формой является групповые занятия. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Цикл занятий включает в себя 38 занятия в год. Длительность занятия 25 минут.
К концу года дети могут:
1) активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;
2) подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;
3) понимать и употреблять разные значения многозначных слов;
4) дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).
Грамматика
1) Образовывать название детенышей животных {лиса — лисенок, корова — теленок); подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе;
2) образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! Потанцуй! искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);
3) строить сложные предложения разных типов.
Фонетика
1) Дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ л-р различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие;
2) изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;
3) подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.
Связная речь
1) В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;
2) составлять описание, повествование или рассуждение;
3) развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ
№ | Тема | Цель | Источник | Количество занятий |
1 | Листопад | Расширять и активизировать словарь, согласовывать прилагательные с существительными в числе, развивать мышление и мелкую моторику рук. | О.Е.Громова. стр.33 | 1 |
2 | Беседа по теме «осень» | Формировать представление об осени, ее признаках. Учить строить форму из 2-4 слов. Учить воспроизводить простой ритм. | Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. "Логопедические занятия в детском саду" стр.42 | 1 |
3 | Отгадываем загадки о фруктах | Обучение детей "чтению" и отгадыванию загадок о фруктах по карточкам с условными обозначениями и предметным картинкам. Учить детей составлять простые предложения по картинкам. Развивать произвольное внимание | Н.Е.Арбекова, стр.67 | 1 |
4 | Овощи. Описательный рассказ. | Закреплять обобщающее понятие "овощи". Учить составлять простой описательный рассказ. Закрепить использование имен существительных в форме родительного падежа единственного числа. | Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. "Логопедические занятия в детском саду" стр.38 | 1 |
5 | Заяц в огороде. | Составление линейного пересказа текста по картинкам. Активизировать предметный и глагольный словарь по теме "Овощи".Учить детей правильно отвечать на вопросы по тексту. развивать у детей произвольное внимание. | Н.Е.Арбекова, стр.76 | 1 |
6 | Отгадывание загадок об овощах. | Обучение детей "чтению" и отгадыванию загадок о фруктах по карточкам с условными обозначениями и предметным картинкам. Учить детей составлять простые предложения по картинкам. Развивать произвольное внимание | Н.Е.Арбекова, стр.79 | 1 |
7 | Прогулка в осенний сад. | Активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме "Осень". Учить правильно согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде. Учить составлять предложения с опорой на предметные картинки и условные обозначения. | Н.Е.Арбекова, стр.56 | 1 |
8 | Заучивание стихотворения К.Бальмонт "Осень" | Познакомить детей с новым стихотворением, заучить его. Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строчки из текста. Воспитывать интерес к поэзии. | Г.Я.Затупина, стр.26 | 1 |
9 | Пересказ рассказа "Лиса" (по Е.Чарушину) | Формировать навыки пересказа короткого текста с использованием графических схем. Развивать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-5 слов. | Л.В.Лебедева, стр.8 | 1 |
10 | Мое любимое домашнее животное. | Учить составлять рассказ из личного опыта, по памяти. Учить использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Развивать интонационную выразительность речи. | Г.Я.Затупина, стр.86 | 1 |
11 | Пересказ рассказа К.Д.Ушинского "Спор животных" | Учить детей составлять пересказ по тексту и опорным картинкам. Учить отвечать на вопросы по тексту полным ответом. | Н.Е.Арбекова. стр.53 | 1 |
12 | Составление описательных рассказов по теме "Дикие животные" | Учить детей составлять описательные рассказы с опорой на графические схемы. Учит согласовывать числительные с именами существительными. | О.Е.Громова, стр.67 | 1 |
13 | Заучивание стихотворения М.Дружининой "Мишка" | Познакомить детей с новым стихотворением. учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строчки из стихотворения. Развивать интонационную выразительность. | С.В.Бойко, стр.69 | 1 |
14 | Мамин праздник. | Формировать связную речь. закрепить и активизировать словарь по теме. | Т.Ю.Бардышева , стр.129 | 1 |
15 | Зима. Беседа. | Уточнить и расширить словарь детей о признаках зимы. продолжать учить строить фразы из 2-5 слов. воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе. | Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. "Логопедические занятия в детском саду" стр.109 | 1 |
16 | Зима. Составление рассказа. | Закрепить представление о зиме, ее признаках. Формировать связную речь. Учить составлять рассказ по картинному плану. Развивать внимание, память. | Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. "Логопедические занятия в детском саду" стр.115 | 1 |
17 | Украшаем елочку. | Учить составлять рассказ по сюжетной картине. Учить детей правильно отвечать на вопросы. | Н.Е.Арбекова, стр.130 | 1 |
18 | Письмо Деду Морозу. (Ознакомление с миром предметов) | Продолжать знакомить детей с миром предметов, необходимых в жизни. Расширять познавательные интересы, умение активно участвовать в беседе. | Г.Я.Затулина, стр.61 | 1 |
19 | Заучивание стихотворения "Елочк" З.Александровой | Познакомить детей с новым стихотворением, заучить его. Учить отвечать на вопросы словами текста. Воспитывать любовь к поэзии. | Г.Я.Затулина. стр.62 | 1 |
20 | Зима в городе. | Учить составлять рассказ по сюжетной картине. Учить правильно отвечать на вопросы. | Н.Е.Арбекова, стр.112 | 1 |
21 | Как ребята лепили снеговика. | Учить составлению рассказа по тексту и серии сюжетных картинок. учить правильно отвечать на вопросы полными предложениями. | Н.Е.Арбекова. стр.26 | 1 |
22 | Заучивание потешки. Раз, два, три, четыре. пять" | Познакомить детей с потешкой. Заучивание потешки с помощью мнемотаблицы. Развивать интонационную выразительность речи | Интернет источник. Maam.ru | 1 |
23 | Зимующие птицы. | Продолжать знакомить детей с зимующими птицами. Учить описывать птиц по картинке. Развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи. | Г.Я.Зату-лина, стр.69 | 1 |
24 | Кормушка. | Составление линейного пересказа текста по опорным картинкам. Активизировать предметный и глагольный словарь по теме: "Зимующие птицы". Учить отвечать правильно на вопросы по тексту. Развивать у детей произвольное внимание. | Н.Е.Арбекова, стр.123 | 1 |
25 | Защитники Отечества. | Учить составлять простые предложения о защитниках нашего Отечества. Активизировать словарь по теме "Праздник пап". | Н.Е.Арбекова, стр.161 | 1 |
26 | Пересказ русской Народной сказки "Каша из топора" | Составление пересказа русской народной сказкис элементами драматизации и использованием различных предметов. | Н.Е.Арбекова, стр.59 | 1 |
27 | Мамин праздник. | Формировать связную речь. закрепить и активизировать словарь по теме. | Т.Ю.Бардышева , стр.129 | 1 |
28 | Пересказ рассказа А.А. Седугина "Тихо- тихо" | Учить составлять пересказ по тексту и опорному рисуночному плану. Учить детей отвечать на вопросы по тексту. Развивать произвольное внимание, логическое мышление. | Н.Е.Арбекова, стр.172 | 1 |
29 | Пересказ рассказа "Весна пришла"(по Л.Толстому) | Формировать навыки пересказа короткого текста с использованием графических схем. Развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями. | Л.В.Лебедева , стр.27 | 1 |
30 | Заучивание стихотворения "Уж тает снег..." А.Плещеева | Учить детей запоминать короткое стихотворение, читать его с естественной интонацией. учить детей отвечать на вопросы по содержанию строчками из стихотворения. Воспитывать интерес и любовь к поэзии. | Г.Я.Затулина. стр.102 | 1 |
31 | "Пришла весна, Потекла вода.." Л.Н.Толстой. Пересказ рассказа. | Учить пересказывать короткий литературный текст. учить детей отвечать на вопросы по тексту полными предложениями. Воспитывать эстетические чувства. | Г.Я.Затулина. стр.104 | 1 |
32 | Заучивание стихотворения Д.Хармса "Кораблик" | Учить детей запоминать короткое стихотворение, читать его с естественной интонацией. достаточно громко. Воспитывать интерес к литературе разных жанров. | Г.Я.Затулина. стр.108 | 1 |
33 | Весна в городе. | Учить составлять рассказ по сюжетной картине. Учить детей правильно отвечать на вопросы. | Н.Е.Арбекова, стр.63 | 1 |
34 | Пересказ рассказа В.Д.Берестова "Мать- и-мачеха" | Упражнять в составлении пересказа по тексту и опорным картинк на вопросы. | Н.Е.Арбекова. стр.92 | 1 |
35 | Этот День Победы. | Учить детей составлять и распространять предложения по сюжетным картинкам и фотографиям. Активизировать словарь по теме "День Победы". Развивать у детей сострадание к другим людям, патриотизм. | Н.Е.Арбекова. стр.205 | 1 |
36 | «Наша армия сильна» | Продолжать учить детей составлять творческие рассказы по наглядной модели. | 1 | |
37 | Весна. | Продолжать формировать связную речь. Закрепить понятие "весна". | Т.Ю.Бардышева, стр.135 | 1 |
38 | "Узнай сказку". Викторина | Закрепить в памяти детей сказки, учить узнавать их по цитатам, знать краткое содержание и главных героев. Совершенствовать диалогическую речь. | Г.Я.Зату-лина. стр.139 | 1 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ :
1. Использование средств наглядности;
2. Дидактические игры;
3. Пальчиковая гимнастика;
4. Логоритмические упражнения;
5. Игры малой подвижности;
6. Словесные игры;
7. Игры-драматизации;
8. Индивидуальная помощь;
9. Оценка (самооценка).
Наглядность обеспечения дополнительной образовательной программы:
1. Иллюстрации к литературным произведениям;
2. Предметные и сюжетные картины;
3. Планы-схемы;
4. Муляжи овощей и фруктов;
5. Фонотека записей музыкальных произведений для проведения упражнений;
6. Картотека игр и упражнений для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.
Методика, диагностирующая состояние связной речи
«Пересказ текста»
Назначение методики: выявление уровня связной речи детей дошкольного возраста.
Организация методики: детям предлагается прослушать небольшие по объему рассказ или сказку ( в соответствии с возрастом).
Оценка выполнения задания: оценка 10 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста (правильное воспроизведение), свыше 5 баллов – среднему уровню (незначительные отклонения в от текста, отсутствие грубых грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок), меньше 5 баллов – низкому уровню (неверное воспроизведение текста, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках).
Учитываются показатели: правильно ли ребенок формулирует основную мысль, умение последовательно и точно строить пересказ, полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными; правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения; наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста.
Методика, диагностирующая изучение грамматической правильности речи (Тест заимствован из статьи Н.Б.Михайловой: Адаптированный вариант Гейдельбергского теста речевого развития детей.// Современные модели психологии речи и психолингвистики. – М., 1990).
Назначение методики: выявление уровня владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова.
Задание № 1. Понимание грамматических структур.
Материал: 4 куклы, 10 фигурок животных, 1 кубик.
Организация методики. Педагог произносит фразу и просит ребенка проиллюстрировать ее смысл с помощью игрушек. Например: 1) уложи маленького ребенка спать; 2) кошка поймана мальчиком; 3) утка убежала, прежде чем ее схватила овца; 4) собака кусает медведя, который схватил зайца; 5) собака позволяет мальчику погладить ее. Всего предлагается 10 предложений для понимания. Трудность задания различается по необходимости использования правил применения глубинных структур в разработке стратегий, по использованию поверхностных грамматических структур и по степени обобщенности этих правил. Задания выявляют, интерпретирую ли дети предложения, исходя из предложенной в их основу грамматической конструкции, или ориентируются на последовательность названия понятий.
Оценка выполнения задания: Результаты оцениваются как верные (1 балл) и неверные (0 баллов). Высшая общая оценка составляет 10 баллов
Задание № 2. Образование форм имен существительных, обозначающих детенышей животных.
Материал: 10 картинок с изображением животных и их детенышей (лошадь, слон, лиса, кошка, заяц и др.).
Организация методики Задания предъявляются в форме игры "Кто у кого?". Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы множественного числа именительного и родительного падежей (у лисы — лисята; у лисы много лисят и др.).
Оценка выполнения задания Высшая оценка 20 баллов. Безошибочное употребление обеих форм — 2 балла; 1 балл— незначительные отклонения от нормы; 0 баллов — неверные ответы.
Задание № 3. Конструирование предложений.
Организация методики Ребенку предлагают 3 слона (имена существительные в именительном падеже, глаголы — в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение. Всего 5 наборов слов. (Например: дети, гулять, парк; аквариум, рыбка, плавать и др.).
Оценка выполнения задания Высшая оценка 10 баллов. 2 балла — предложение сконструировано верно, все слова употреблены правильно; 1 балл — в предложении есть незначительные отклонения от правил; 0 баллов — не все слова использованы, есть нарушения правил.
Методика, диагностирующая состояние словарного запаса дошкольников.
Назначение методики: выявление уровня словарного запаса, способностей ребенка быстро подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.
Задание № 1. Классификация понятий.
Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей.
Организация методики: педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит ребенка дать определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных.
Оценка выполнения задания: В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок. Каждый неверный оценивается 0 баллов. Высшая оценка 30 баллов.
Задание № 2. Подбор антонимов.
Организация методики: Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению.
Предъявляют 10 слов (Например, грустный-веселый, трусливый-смелый и т.д)
Оценка выполнения задания: Высшая оценка 10 баллов, 1балл – если подобранное слово является антонимом к заданному слову; 0 баллов – не соответствует семантическому полю.
Методика, дигностирующая изучение состояния звуковой культуры речи (стандартная методика М.Ф. Фомичевой)
Назначение методики: выявление уровня сформированности звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.
Организация методики: Мы проверили, как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяли наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки умений дифференцировать звуки детям предлагали картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука (з-с, ж-ш, ц-ч, б-п, д-т, г-к, л-р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка — миска, лак — рак).
При обследовании произношения отмечали не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания.
Оценка выполнения задания: речь детей оценивалась по трехбалльной системе. Высший балл - 3, соответствует высокому (правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка; умение дифференцировать звуки; хорошая регуляция темпа речи и дыхания); 2 – среднему (неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциации звуков); 1-низкому уровню развития звуковой стороны речи детей (дефекты в произношении звуков; отсутствие их дифференциации; способность регулировать темпы речи и дыхания отсутствуют).
Качественные характеристики уровня речевого развития детей дошкольного возраста
№ п/п | Критерии оценки уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста | Оценка в баллах | Уровень речевого развития |
1 | Ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Проявляет инициативу в общении - делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. | 76-93 | Высокий |
2 | В рассказе ребенок допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Аргументирует суждения и пользуется формой речи – доказательства с помощью взрослого. Речь чистая, правильная; ребенок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Регулирует силу голоса, но выразительность недостаточна. Самостоятельно производит анализ четырехзвуковых слов. | 36-76 | Средний |
3 | Ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого. Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников). Словарный запас беден. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью – доказательством. Допускает отдельные грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении. Речь недостаточно выразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги. Затрудняется в определении ударения | 1-35 | Низкий |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арбекова Н.Е. "Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда".М. Изд-во ГНОМ, 2012.
2. Арбекова Н.Е. "Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда".М. Изд-во ГНОМ, 2012
3. Бардышева Т.Ю, Моносова Е.Н. "Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа". М. "Скрипторий 2003", 2014.
4. Бойко С.В. "Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет". СПб, Каро, 2007. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. "Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет". М. Творческий Центр, 2008.
5. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. М. "Скрипторий 2003", 2014.
6. Затулина Г.Я. "Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Старшая группа". М. Центр педагогического образования, 2009.
7. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., "Конспекты занятий по обучению детей пересказу. Старшаяя группа." М. Центр педагогического образования, 2009.
8. Сохин Ф.А. "Развитие речи у детей дошкольного возраста" Москва, 1976
9. Ушакова О.С. "Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду" М: Совершенство, 2009.
10. Яртова Л.А. "Пальчиковая гимнастика".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО
СБОРНИК ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИРЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Родительское собрание в форме мастер-класса «Раз словечко, два словечко»
Тема: Формирования лексики у детей с ОНР II уровня (3-4 года).Цель: познакомить родителей с особенностями формирования лексики у детей с ОНР II уровня.Содержание:Цель, задачи, оборудованиеАктуализация...
Перспективный план работы кружка "Раз словечко, два словечко..."
Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста....
"Раз-словечко, два-словечко"
В статье представлены рекомендации для родителей по развитию речи детей...
Дополнительная образовательная программа "Раз - словечко, два - словечко..."
На современном этапе развития системы дошкольного образования особенно актуальны вопросы предупреждения, диагностики и коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста. Представленная ...
Буклет "Раз словечко, два словечко..."
Памятка для родителей....
Проект "Раз словечко, два словечко ..."
Язык - это важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идет обучение и дальн...