Программа "Болтушка"
рабочая программа по развитию речи
Программа дополнительного образования по речевому развитию "Болтушка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
boltushka_programma.docx | 86.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 9»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
на педагогическом совете Заведующий МБДОУ
протокол №_____ «Детский сад комбинированного
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9» НМР РТ
вида № 9» НМР РТ _____________Е. А. Анастасьева
от «_____»_______________20_____года Вводится в действие на приказа
№____от «____»_____20___года
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Болтушка»
Возраст воспитанников: 4 – 7 лет
Срок реализации: 1 год
Составила:
Учитель - логопед:
Жаравина Оксана Владимировна
Нижнекамск – 2020
№ п/п | Содержание | Страницы |
I | Целевой раздел | 3 |
1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1 | Общее положение | 3 |
1.2 | Направленность и уровень программы | 4 |
1.3 | Актуальность и новизна программы | 4 |
1.4 | Цель и задачи программы | 5 |
1.5 | Основные принципы реализации программы | 6 |
1.6 | Характеристика контингента обучающихся | 8 |
1.6.1 | Особенности речи детей 4-5 лет | 8 |
1.6.2 | Особенности речи детей 5-6 лет | 9 |
1.6.3 | Особенности речи детей 6-7 лет | 10 |
1.7 | Взаимодействие с родителями обучающихся | 11 |
1. | Срок реализации программы | 12 |
1.10 | Планируемые результаты | 12 |
II. | Содержательный раздел | 13 |
2.1 | Формы и режим проведения занятий | 13 |
2.2 | Оценочный материал | 13 |
2.3 | Содержание календарно-тематического плана | 14 |
III. | Организационный раздел | 28 |
3.1 | Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса программы. | 28 |
3.2 | Материально-технические средства. Оснащение предметно-пространственной развивающей среды. | 28 |
IV. | Дополнительный раздел. | 29 |
4.1 | Краткая презентация программы | 29 |
V. | Список используемой литературы | 30 |
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1 Общее положение
Данная программа является нормативно-управленческим документом дополнительного образования, характеризующая систему организации дополнительной образовательной деятельности и направлена на: полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.
Нормативно - правовую основу для разработки данной программы составили:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 21.01.2019 N 31);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 27.10 2020 года);
- Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Зарегистрировано в Минюсте 6 декабря 2013, № 30550, в ред. Приказа Минтруда РФ от 05.08.2016 N 422н;
- Устав МБДОУ.
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности серии 16ЛО1 № 0005559 регистрационный № 9487 от 10.02.2017г., выданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, срок действия – бессрочно.
1.2 Направленность и уровень программы
Направленность предлагаемой программы «Речевое развитие». По содержанию является социально-педагогической, так как способствует воспитанию качеств личности, необходимых для успешной интеграции учащегося в современное общество, его социализации в образовательном пространстве, мотивации к познанию и творчеству. По форме организации – индивидуально-подгрупповой.
1.3 Актуальность и новизна программы.
Современная система образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционной логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Актуальность данной программы диктуется ее практической значимостью и востребованностью данной услуги. Изучение данной программы поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную общеобразовательную программу; позволит своевременно, то есть еще до поступления в школу помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Содержание данной программы ориентировано на создание необходимых условий для личностного развития учащихся, их позитивной социализации и удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном развитии.
Новизна программы обусловлена использованием инновационных образовательных технологий, которые направлены на решение в интервалах одного занятия разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих различные стороны речевого развития – фонетическую, лексическую, грамматическую, а в итоге – развитие всех сторон устной речи.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она развивает и расширяет развитие речи у учащихся через игровую деятельность. Все занятия насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями. Применяются здоровьесберегающие технологии: использование физкультминуток, динамических пауз, зарядки для глаз, пальчиковой гимнастики.
Отличительной особенностью данной программы является то, что весь используемый материал имеет практическую направленность и приоритет при его отборе отдан игровым упражнениям, направленным на развитие всех сторон устной речи.
Важно отметить, что программа позволяет педагогу предоставлять учащимся помощь с постоянным ее сокращением в зависимости от успехов детей.
1.4 Цель и задачи программы:
Цель программы:
Максимально полно скоррегировать нарушения в устной речи детей, в соответствии с уровнем и степенью речевого нарушения: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, развивать связную речь, грамматический строй речи, способствовать накоплению словарного запаса.
Задачи программы:
- Обучающие:
-Формировать слуховое внимание и восприятие;
-Формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений; познакомить с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение»;
-Формировать понятия о грамматических категориях языка;
-Обогащать и активизировать словарный запас;
-Формировать нравственно – этические нормы поведения.
- Развивающие:
-Развивать дыхание, голос и мимические мышцы;
-Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
-Развивать слуховое и зрительное внимание;
-Развивать фонематическое восприятие;
-Развивать связную речь.
- Воспитательные:
-Воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога;
-Воспитывать умение слушать друг друга;
-Воспитывать самоконтроль за речью;
-Воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения;
-Воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом.
1.5. Основные принципы реализации программы:
Логопедическая работа строится с учётом следующих дидактических принципов:
Принцип комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений.
Принцип максимальной опоры на различные анализаторы, так как формирование высших психических функций представляет сложный процесс организации функциональных систем: зрительной, кинестетической, двигательной.
Принцип поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину), при котором работа над каждым типом задания проводиться в определённой последовательности.
Принцип учёта зоны ближайшего развития (по Л.С.Выготскому), при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда.
Принцип усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу.
Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.
Принцип учета эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.
Принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).
Принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.
Категория воспитанников: Программа рассчитана на детей от 4 до 7 лет.
1.6 Характеристика контингента воспитанников.
1.6.1 Особенности речи детей 4-5 лет.
У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков.
На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук.
Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый). Начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.). Появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).
Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало. Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч.
Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.
Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.
1.6.2 Особенности речи детей 5-6 лет.
На шестом году жизни ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под...), может правильно изменять имена существительные по числам и падежам и правильно согласовывать в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет); может согласовывать прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой) и образовывать притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин...); правильно по смыслу применяет все части речи.
Дети шестого года жизни без дополнительных вопросов могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений. То есть начинают владеть одной из самых сложных речевых форм – монологической.
В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. Достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить слово, и малыш быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.
Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого неба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно.
В речи ребенка этого возраста появляются собирательные существительные. Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший...), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный).
1.6.3 Особенности речи детей 6-7 лет.
У ребенка шести лет совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает.
В процессе богатой речевой практики ребенок к моменту поступления в школу овладевает также основными грамматическими закономерностями языка. Он правильно строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий. Наиболее часто он употребляет слова, обозначающие предметы и действия. Несколько позже в его речи появляются и распространенные предложения, содержащие, кроме подлежащего и сказуемого, определения, обстоятельства. Наряду с формами прямых падежей ребенок употребляет и формы косвенных падежей. Усложняются также грамматические конструкции предложений, появляются придаточные конструкции с союзами «потому что», «если», «когда» и т. д. Все это говорит об усложняющихся процессах мышления у ребенка, что находит свое выражение в речи. В этот период у него появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры.
Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10 тысяч слов. Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия. Процент конкретных существительных по сравнению с отвлеченными довольно высок. Это объясняется тем, что ребенок мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства конкретных предметов и явлений.
Внимательный глаз ребенка замечает много подробностей и деталей в окружающем мире, его наглядно-образная память, как губка, впитывает впечатления непосредственно воспринимаемой действительности, высказывания взрослых, прочитанное и услышанное. Дети в этом возрасте уже пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы. Об этом свидетельствуют интересные сравнения, появляющиеся в их речи. А к концу дошкольного возраста возникает речевое общение со взрослым на личностные темы.
Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.
1.7 Взаимодействие с родителями.
Взаимоотношения с родителями строятся на основе договора об оказании дополнительных образовательных услуг.
Процесс совместной работы с семьей включает:
- ознакомление родителей с содержанием коррекционно-развивающей работы, направленной на речевое развитие детей;
- информирование родителей о процессе образовательной деятельности;
- индивидуальное консультирование;
- консультирование через вспомогательные наглядные средства (стенды, папки передвижки, консультации).
1.8 Срок реализации программы.
Программа «Болтушка» рассчитана на учебный год обучения в количестве 72 часа, исходя из 36 учебных недель в учебном году, по 2 часа в неделю. Занятия, проходящие по учебному графику в праздничный день, переносятся на предыдущий или последующий день.
1.9 Планируемые результаты.
- Укрепление и развитие мышц артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков в результате выполнения артикуляционной гимнастики;
- уточнение артикуляционных укладов для произношения разных звуков;
- развитие фонематических процессов, а также слухового внимания и памяти;
- овладение умением координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
- развитие речевого дыхания и целенаправленного выдоха в результате дыхательных упражнений;
- укрепление силы голоса в результате;
- овладение умением оперировать лексико-грамматическими категориями языка;
- пополнение словарного запаса;
- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.
II. Содержательный раздел
2.1. Формы и режим проведения занятий
Развитие речи детей реализуется через организацию деятельности кружка «Болтушка». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение.
Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем, вызывает постоянный интерес к игровому материалу. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и ребенка. Занятия целиком проходят в форме игры.
Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
Длительность индивидуальных занятий для детей от 4 до 7 возраста – не более 30 минут. Длительность занятий может корректироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
2.2. Оценочный материал (диагностика)
Вводная диагностика направлена на сбор информации о показателях развития ребенка по пособию Крупенчук О. И. «Картинный материал к речевой карте ребенка 4-7 лет». Результаты фиксируются в индивидуальных речевых картах (приложение 1).
Итоговая мониторинговая диагностика проводится по специально разработанному контрольно-оценочному материалу Крупечук О. И. «Картинный материал к речевой карте ребенка 4-7 лет».
2.3 Содержание календарно-тематического плана
Месяц | Тема | Материал | задачи |
Сентябрь | Диагностика | Материал для обследования | Выявление возможных дефектов звукопроизношения (отсутствие, искажение, замена звука) и состояния слоговой структуры слов |
Знакомство с язычком | Зеркала, дидактическое пособие «бегемотик» | Закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов; знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции. | |
Знакомство с язычком | Зеркала, дидактическое пособие «бегемотик» | Закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов; знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции. | |
Осень. Деревья. Осенние цветы | Настольные зеркала, математический планшет, предметные картинки, изображающие осень | Активизировать лексический запас по теме «Осень». Уточнять представления об осени. Развивать подвижность языка, учить удерживать определенную артикуляционную позу в течение 5 секунд | |
Осень. Деревья. Осенние цветы | Плоскостные изображения листьев. Сюжетная картинка «Осень», мяч | Закрепление знания признаков осени, умения различать листья разных деревьев. Развитие слухового внимания, артикуляционной и тонкой моторики. |
Осень. Деревья. Осенние цветы | Лото, картина «Ранняя осень», предметные картинки деревьев и листьев. | Обучение различению деревьев по характерным особенностям строения листьев. Развитие длительного выдоха, речевого слуха, тонкой моторики | |
Постановка звука Ш | ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см, пособия для артикуляционной гимнастики, настольное зеркало, картинки- символы неречевых звуков, муляжи овощей, фруктов, пособия на развитие мелкой | Воспитание воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, формирование артикуляционного уклада звука «ш», дифференциация названий овощей, фруктов, развитие мелкой моторики пальцев рук. | |
Что мы слышим | Презентация на компьютере «Звуки» | Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале внеречевых звуков и слов, близких по звуковому составу | |
Октябрь | Одежда, обувь | Предметные картинки с одеждой и обувью, математические планшеты | Пополнить и активизировать лексический запас по теме; закрепить знание обобщающих понятий «одежда», «обувь». |
Одежда, обувь | Предметные картинки по теме; мяч; су-джок; лото «Одежда» | Учить отгадывать загадки; закрепить знание некоторых названий одежды и обуви; развивать слуховое и зрительное внимание; развивать мелкую моторику рук | |
Постановка звука Ш | Настольные зеркала, су-джок. | Подготовить артикуляционный аппарат к правильному произношению звука Ш. Формировать правильное произношение звука Ш; |
Овощи и фрукты | Натуральные овощи, конверты с целыми и разрезными предметными картинками с изображением овощей. | Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках. Уточнение и расширение словаря по теме «Овощи» | |
Овощи, фрукты | Корзинами с фруктами, карточки с изображением фруктов. | Уточнение и расширение представлений детей о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение словаря по теме «Фрукты» | |
Автоматизация звука ш в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Теремок») | Фигурки пальчикового театра | Развивать тонкую моторику пальцев рук и артикуляционного аппарата, закреплять навык автоматизации звука ш в слогах, словах. | |
Перелетные и зимующие птицы | Предметные картинки по теме. Настольные зеркала | Развивать артикуляционный аппарат, учить выгибать язык, опираясь на нижние зубы; учить отгадывать загадки; закрепить знание обобщающих понятий «перелетные птицы», «зимующие птицы», учить выделять характерные особенности птиц. | |
Перелетные и зимующие птицы | Предметные картинки по теме, силуэтное изображение птиц, бумажные птички на ниточки, пазлы «Птицы» | Закрепить в речи умение использовать предлоги на, за, в, с, из-за, над; учить строить трехсложные предложения. Учить дифференциации носового вдоха и ротового выдоха. | |
Ноябрь Автоматизация звука ш в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки М. Гаршина «Лягушка – | Настольное зеркало; картинки к сказке. | Развивать тонкую моторику пальцев рук и артикуляционного аппарата, закреплять навык автоматизации звука ш в слогах, словах. |
Домашние животные | Предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей; мяч | Учить различать характерные признаки домашних животных (внешний вид, повадки); закреплять знания названий домашних животных и их детенышей. Формировать правильную артикуляцию звука ш. | |
Домашние животные | Предметные картинки по теме. Настольные зеркала, су-джок | Активизировать мышцы артикуляционного аппарата; развивать мышцы нижней челюсти. Закрепить знание слов, обозначающие пространственные отношения (справа-слева, между, на) | |
Автоматизация звука ш в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь) | Картинки к сказке «Маша и медведь; простой и красный карандаш | Развивать тонкую моторику пальцев рук и артикуляционного аппарата, закреплять навык автоматизации звука ш в слогах, словах. | |
Постановка звука ж | Настольные зеркала, предметные картинки, игрушка «Жук» | Закрепление артикуляционных упражнений на звук Ж; учить изолированному произношению звука; развитие фонематического слуха; | |
Дикие животные. Подготовка к зиме. | Предметные картинки с изображением диких животных; аудиозапись «Голоса животных». |
Дикие животные. Подготовка к зиме. | Предметные картинки по теме; игрушка-медвеженок; пластилин | Развивать концентрацию и переключаемость внимания; закреплять знания названий диких животных; учить заканчивать стихотворные строки | |
Постановка звук Ж (продолжение) | Настольные зеркала, картинки с изображением жука, жар птицы, жирафа, жабы. Прищепки. | Развивать артикуляционную моторику, фонематический слух, речевое дыхание. Продолжать учить выделять звук [ж] из ряда слов. Развивать внимание, память, мелкую моторику. | |
Декабрь Квартира. Мебель | Настольное зеркало, предметные картинки по теме, счетные палочки. | ||
Продолжить учить удерживать язык в статичном положении; закрепить артикуляцию звуков Ж, Ш ; учить выполнять языком сложнокоординированные движения языком (влево-вправо-вверх-вниз) в медленном темпе; расширение и конкретизация представлений о мебели. | |||
Квартира. Мебель | Предметные картинки по теме, лото «Мебель», су-джоки. | ||
Закрепить знание названий видов мебели; активизировать в речи прилагательные, обозначающие свойства и качества предметов; учить строить фразу из четырех предложений. | |||
Зима. Зимние заботы. | Картина «Зима в городе», настольное зеркало, снежинки вырезанные из бумаги | Учить рассматривать картину; закреплять о обобщать представления о зиме, зимних заботах людей; уточнять представления о жизни животных и людей в зимние время года. | |
Автоматизация звука ж в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки К.Чуковского «Муха- цокотуха | Предметная картинку «жук», сказка «Муха-цокотуха» | Развивать тонкую моторику пальцев рук и артикуляционного аппарата, закреплять навык автоматизации звука ж в слогах, словах. |
Новогодний праздник | Настольное зеркало, предметные картинки по теме, счетные палочки. | Совершенствовать движения артикуляционного аппарата; развивать мышцы щек4 учить делать язык тонким и удерживать на верхней и нижней губе; осуществлять круговые движения языком справа налево и слева направо; продолжить учить присасывать язык к небу и двигать нижней челюстью, растягивая уздечку. развивать слуховое внимание | |
Новогодний праздник | Настольные зеркала, игрушка снеговик, снежинки вырезанные из салфеток. Картина «Зима» | Активизировать лексический запас по теме; формировать правильную артикуляцию поставленных звуков; учить описывать картину 5-6 словными предложениями. | |
Постановка звука щ | зеркало, предметные картинки, краски, кисть, баночка с водой, бумага, лягушонок, уж, Доктор Айболит. | Уточнение артикуляции звука [Ш], постановка звука, уточнение изолированного положения; развитие речевой моторики; развитие фонематического слуха; развитие точных движений кисть руки. | |
Автоматизация звука щ в слогах, словах и фразовой речи (по сказке «По щучьему велению) | Предметные картинки со звуком щ, картинки для штриховки | Развивать тонкую моторику пальцев рук и артикуляционного аппарата, закреплять навык автоматизации звука щ в слогах, словах. | |
Январь Зимние забавы | Картина «Детские забавы». Дидактическая игра «Времена года» | Активизировать лексический запас по теме; учить внимательно рассматривать картину; закреплять знание обобщающих понятий «зима», «зимние игры (забавы)». |
Зимние забавы | Настольное зеркало; ватные шарики; предметные картинки по теме. | Продолжить развивать артикуляционный аппарат: учить совершать круговые движения вправо и влево; совершенствовать умение удерживать артикуляционную позу в течение некоторого времени; учить выгибать язык дугой, упираясь в нижние зубы4 попеременно надувать щеки; умение делать короткий вдох носом и длительный выдох ртом; учить регулировать длительность воздушной струи. | |
Постановка звука ч | Настольное зеркало, игрушка «Бегемотик» | Развитие подвижности артикуляционного аппарата, силы голоса, выдоха. Закрепление звука [Ч] в отраженном повторении за логопедом. | |
Животные зимой | Предметные картинки с изображением диких животных. Карточки с изображением следов животных. | Активизировать детей о жизни животных зимой; познакомить со следами диких животных; учить образовывать прилагательные (лисий, волчий, лосиный, заячий, беличий) | |
Животные зимой | Предметные картинки по теме; математический планшет. | Учить по описанию угадывать название дикого животного; учить составлять короткий описательный рассказ, состоящий из 5-6 предложений с опорой на наводящие вопросы. | |
Автоматизация звука ч в слогах, словах и фразовой речи | Предметные картинки со звуком ч, мяч. | Развивать тонкую моторику пальцев рук и артикуляционного аппарата, закреплять навык автоматизации звука ч в слогах, словах. |
Постановка звука л | Клоун», карточки к артикуляционным упражнениям, силуэт лесенки, картинки на звук Л – лодка, лошадь, луна, лук, мешочек с 6- ю чайными ложками. | Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Вырабатывать артикуляционный уклад звука «Л». Поставить звук «Л». Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление | |
Кухня. Посуда | Настольное зеркало; предметные картинки по теме; математические планшеты. | Продолжить учить удерживать широко открытый рот по счет до пяти; закреплять правильную артикуляцию свистящих и шипящих звуков; учить сворачивать язык в виде трубочки и удерживать губами; выполнять упражнение «Чашечка»; называть по описанию посуду. | |
Февраль Постановка звука л (продолжение) | кукла Лариса, мелкие игрушки, картинки, в названии которых есть звук (Л), зеркало, карандаши | формирование правильного произношения звука [Л; уточнение акустического и произносительного образа звука [Л]; развитие мелкой моторики | |
Семья | Предметные картинки по теме; аудиозапись пальчиковой игры. | Активизировать лексический запас по теме (семья, крепкая, дружная, большая, бабушка, дедушка, мама, папа, внуки, дети, сестра, брат); учить отвечать на вопросы «какой?», «Какая?» «Зачем»; рассматривать сюжетную картинку. | |
Семья | Настольное зеркало, пластилин, дидактическая игра «профессии» | Учить двигать языком вверх-вниз; вправо-влево; развивать щечную мышцу; учить удерживать широкий язык под счет до 10; активизировать названия профессий; развивать тактильные ощущения. |
Постановка звука л (продолжение) | игрушка белка, зеркало, компьютер с презентацией, грибок с листиком на веревочке(пособие для развития воздушной струи), мяч «су- джок». | Уточнить артикуляцию звука [Л], поставить данный звук и закрепить артикуляцию в изолированном произношении; - учить точно и полно отвечать на вопросы | |
День защитника Отечества | Настольное зеркала, предметные картинки по теме. Дидактическая игра «профессии» | ||
Совершенствовать слуховое внимание; учить передавать определенный ритмический рисунок; учить договаривать слова; уточнять названия профессий (солдат, медсестра, шофер, летчик, капитан); активизировать лексический запас по теме4 совершенствовать умение вырабатывать длительность речевого выдоха на материале гласных звуков. | |||
День защитника Отечества | Компьютер с презентацией, настольное зеркала, предметные картинки по теме. | Продолжать учить внимательно слушать художественное произведение; обогащать лексический запас за счет новых слов (маляры, кровельщики, подъемный кран, архитектор); продолжать учить регулировать силу выдыхаемой воздушной струи; увеличивать объем легких; учить различать не речевые звуки. | |
Автоматизация звука л в словах, слогах и фразовой речи | Предметные картинки со звуком л, массажные мячики су-джок | Развивать тонкую моторику пальцев рук и артикуляционного аппарата, закреплять навык автоматизации звука л в слогах, словах. |
Транспорт. Шофер. | Предметные картинки по теме, игрушки (машинка, гараж, дом, светофор, настольное зеркало. | Учить понимать оттенки значений слов, овладевать представлениями об изменениями значений слова с изменением приставки и суффикса; учить образовывать форму мн.ч. существительных. | |
Март 8 марта. Женский день | Настольное зеркала; предметные картинки по теме; мяч, математические планшеты. | Продолжить учить строить связное высказывание; учить понимать вопросы «Кем?», «как?», «Почему?», «Какой?» и отвечать на них; закреплять умение определять на слух, твердый и мягкий согласный звук; воспитывать речевое внимание; развивать фонематический слух. | |
8 марта. Женский день | Настольные зеркала; предметные картинки по теме, мяч. | ||
Учить загибать боковые края языка и удерживать под счет до 10; закреплять умение делать язык узким и широким; двигать языком слева направо и справа налево по кругу; учить распознавать голоса птиц; закреплять знание названий птиц.; делать вдох носом, а выдох ртом. | |||
К нам весна шагает | Сюжетная картинка о весне, математические планшеты, таз с водой, бумажные кораблики | Развивать эстетический вкус4 учить рассматривать пейзажные картины; учить внимательно слушать небольшой рассказ и пересказывать его с опорой на наводящие вопросы; учить делать воздушную струю длительной, плавной и короткой, отрывистой. | |
К нам весна шагает | 4-5 небольших комочков ваты, настольные зеркала, изображение мальчика и девочки | Учить согласовывать слова в предложении с предлогами под, из-под, в, с, на, со, перед; ввести в экспрессивную речь предлоги из-под, со, перед; |
Автоматизация звука л в словах, слогах и фразовой речи | Предметные картинки со звуком л | Развивать тонкую моторику пальцев рук и артикуляционного аппарата, закреплять навык автоматизации звука л в слогах, словах. | |
Магазин. Продавец | Предметные картинки по теме, шапочка продавца, мяч. | Совершенствовать диалогическую речь; дать представление о профессии продавца; уточнять представления о пищевых продуктах. | |
Автоматизация звука л в словах, слогах и фразовой речи | Предметные картинки со звуком л, лото «профессии» | Развивать тонкую моторику пальцев рук и артикуляционного аппарата, закреплять навык автоматизации звука л в слогах, словах. | |
Постановка звука р | Зеркало, листья, предметные картинки с изображением животных и их детёнышей, игрушки: дятел, ёжик. | развивать умение контролировать силу и выразительность голоса; тренировать артикуляционный аппарат ребенка в переключаемости с одного вида движений на другие; учить выделять звук “Р” среди других звуков. формировать сильную, длительную воздушную струю; упражнять в согласовании существительных с числительными; развивать фонематическое восприятие; совершенствовать мелкую моторику рук; | |
Апрель Закрепление в речи всех проставленных звуков | Предметные картинки на звуки ш, ж, щ, с, з, палочки Кюизенера. | Автоматизировать в самостоятельной речи свистящие, шипящие звуки. Развитие мелкой моторики. |
Встреча пернатых друзей. Скворец. Грач | Предметные картинки птиц, настольное зеркало, счетные палочки | Пополнить и уточнить знания об оседлых и перелетных птицах 9величина, окраска, повадки, издаваемые звуки; учить по описанию угадывать название птицы; развивать слуховое внимание. | |
Встреча пернатых друзей. Скворец. Грач Дифференциация звука з и с | Предметные картинки птиц, птичьи перышки. | Учить подбирать подходящие слово по смыслу; составлять описательный короткий рассказ с опорой на наводящие вопросы; закреплять правильное произношение звука р; совершенствовать умение делать вдох носом, а выдох – ртом. | |
Дифференциация звука л и р | Счетные палочки, предметные картинки со звуком л и р | Автоматизировать и дифференцировать звуки р и л в слогах, словах и фразах, развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата, рук, фонематический слух | |
Дикие животные и их детеныши весной | Предметные картинки по теме; счетные палочки; настольные зеркала. | ||
Активизировать лексический запас по теме; учить составлять предложения по «живой модели»; отвечать на вопросы по содержанию рассказа. | |||
Дикие животные и их детеныши весной | Предметные картинки по теме, сюжетная картинка, мяч | Активизировать лексический запас по теме; продолжить учить отгадывать загадки; учить составлять короткий рассказ; закреплять знание названий диких животных и их детенышей. | |
Дифференциация звука с и ш | Предметные картинки со звуками с и ш; мяч; лото | Автоматизировать и дифференцировать звуки с и ш в слогах, словах и фразах, развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата, рук, фонематический слух |
Домашние животные и их детеныши | Предметные картинки по теме, массажные мячики су-джок. | Активизировать лексический запас по теме; учить пересказывать короткий рассказ, закреплять знание названий детенышей домашних животных. | |
Май Дифференциация звуков с и ц | |||
Автоматизировать и дифференцировать звуки ж и ш в слогах, словах и фразах, развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата, рук, фонематический слух | |||
Домашние птицы | Сюжетная картинка «Птичий двор», мяч, предметные картинки по теме, геометрический фигуры. | Активизировать лексический запас по теме; ввести в экспрессивную речь понятие «домашние птицы»; уточнять знание названий домашних птиц, их строения, частей тела, окраски | |
Домашние птицы | Предметные картинки по теме, геометрические фигуры, предметные картинки к рассказу. | Закрепить в речи обобщающее понятие «домашние птицы; птенцы». - Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме; -Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными; числительных с существительными; подбор слов - действий). |
Правила дорожного движения | Дорожные знаки, мяч, разноцветные фигуры, предметные картинки по теме | Закрепление, расширение и углубление представления о правилах дорожного движения; наблюдение за движением транспорта, работой водителя; закрепление правильного употребления пространственной терминологии; развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти; развитие мелкой моторики; формирование слоговой структуры слова. | |
Правила дорожного движения | Мяч, палочки Киюзенера, предметные картинки по теме. | Продолжать учить слушать внимательно небольшое художественное произведение; учить отвечать на вопросы по содержанию полным предложением. | |
Насекомые | Игрушки из набора «Насекомые», предметные картинки по теме, мяч, разноцветные прищепки | Развитие навыка связной речи. закрепление навыка звукового анализа развитие воображение, логического мышления развитие мелкой моторики пальцев рук | |
Лето. Цветы на лугу | Искусственные цветы, лото, математический планшет. | Закреплять знание обобщающего понятия «луговые цветы»; названий луговых цветов; закрепить умение отгадывать загадки; продолжать развивать связную монологическую речь. | |
Диагностика | Диагностический материал. | Выявить уровень сформированности у ребенка фонетической системы (звукопроизношение, звукослоговая структура, динамическая организация речи), фонематических функций, лексико- грамматического строя речи, речевой моторики, связной речи. |
III. Организационный раздел
3.1. Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса программы.
Для реализации задач программы используются следующие методические пособия:
-Рыжова Н.В. «Логопедические занятия с детьми 4-5 лет;
-Нищева Н.В. «Картинный материал к речевой карте ребенка 4-7 лет»;
-Нищева Н. В. Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке;
- картинный материал для обучения рассказыванию;
-альбомы по автоматизации звуков;
-предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.
3.2 Материально-технические средства. Оснащение предметно-пространственной развивающей среды.
Занятия проводятся в кабинете логопеда. На занятиях используются:
- большое настенное зеркало и зеркала настольные для проведения артикуляционной гимнастики;
- магнитная доска и комплект материала к ней;
- аудиотека музыкального сопровождения занятий;
-набор игрушек (образные, строительный материал, игры-забавы);
-настольные игры (лото, домино);
-счетный материал;
-специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики (мозаика, шнуровка, камешки Марблс, пуговицы и др.);
-набор предметов разного цвета, величины, формы;
-набор звучащих игрушек;
- комплекты игрушек для работы по развитию речи (мебель, одежда, посуда, транспорт, домашние и дикие животные, овощи, фрукты);
- массажные мячики, шарики Су-джок, массажные кольца;
- тренажёры для развития речевого дыхания.
IV. Дополнительный раздел
Краткая презентация программы дополнительного
образования Болтушка
№ | Наименование учреждения, реализующего программу | МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9» НМР РТ |
1 | Адрес учреждения | Г. Нижнекамск, ул. 50 лет Октября 17 А |
2 | Программа утверждена | приказ |
3 | Полное название программы | «Болтушка» |
4 | Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа | 4-7 лет |
5 | Срок реализации программы | 1год (учебный) |
6 | Сведения об авторах (ФИО, образование, должность, квалификация) | Жаравина Оксана Владимировна Высшее (бакалавр) Учитель-логопед Галимуллина Лиля Марселевна Высшее (бакалавр) Учитель-логопед 1я квалификационная категория |
Характеристика программы | ||
7 | Направленность | Речевое развитие |
8 | Содержание | Социально-педагогическое |
9 | Форма организации | Индивиуально-подгрупповая |
8 | Цель | Скоррегировать нарушения в устной речи детей, в соответствии с уровнем и степенью речевого нарушения: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, развивать связную речь и способствовать накоплению словарного запаса. |
9 | Уровень освоения | ознакомительный |
10 | Планируемые результаты | - Укрепление и развитие мышц артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков в результате выполнения артикуляционной гимнастики; - уточнение артикуляционных укладов для произношения разных звуков; - развитие фонематических процессов, а также слухового внимания и памяти; - овладение умением координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений; - развитие речевого дыхания и целенаправленного выдоха в результате дыхательных упражнений; - укрепление силы голоса в результате; - овладение умением оперировать лексико-грамматическими категориями языка; - пополнение словарного запаса. |
V. Список используемой литературы
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: Литера, 2010.
- Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005.
- Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. 50 упражнений с музыкальным сопровождением: Учебно-практическое пособие. М.: Изд-во Гном и Д, 2005.
- Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике: методическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2006.
- Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез.
- Егорова О.В.Звуки: М-Н, Т-Д, Б-П, В-Ф. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2005.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999..
- Зуева Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников. В 4-х альбомах. Звуки: Р-Л, С-З-Ц, Ш-Ж-Ч-Щ. – М.: ООО «Изд-во Астрель», 2003.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно – голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения у дошкольников. 2-ое издание дополненное. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001.
– М.: Гном-Пресс, 1999.
- Краузе Е.Н. Логопедия: Логопедический занятия с детьми раннего и младшего возраста. – 2-е изд., испр. - СПб.: КОРОНА принт, 2006.
- Крупенчук О.И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2015
- Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.
- Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Айрис – пресс, 2005.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003.
- Нищева Н.В. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004.
- Скворцова И.В. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет: Программа развития и обучения дошкольника. – СПб.: Изд. Дом «Нева», 2003.
- Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб.: КОРОНА принт, 2006.
Приложение 1
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
Дата______________
- Ф.И.ребенка
______________________________________________________________
- Дата рождения « » г.
- Ф.И.О.мамы
__________________________________________________________________
- Ф.И.О.папы
_________________________________________________________________
Фонематический слух.
Воспроизведение звукового ряда(б-п-б,т-д-
т)
Воспроизведение слогового ряда (ба-ба-па, са-за-
са)
____________________________________________________________
Воспроизведение ряда слов (почка-бочка-
точка)
____________________________________________________________
Звуковой анализ.
Выделение первого ударного гласного (утка, овощ,
аист)
____________________________________________________________________
Выделение гласного в середине слова (мак,
кот)
_____________________________________________________________
Выделение первого согласного (дом,
мост)
_____________________________________________________________
Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры.
Клубника
Сковорода
Лекарство
СтроительствоВелосипедист
Фотографироваться
Лексика.
- Времена года____________________________________________________
- Обобщающие понятия:
- Дикие животные, и их детеныши_____________________________
- Домашние животные, и их детеныши_________________________
- Овощи__________________________________________________
- Фрукты_________________________________________________
- Посуда__________________________________________________Мебель_________________________________________________
- Одежда_________________________________________________
- Транспорт_______________________________________________
Антонимы_______________________________________________________
Признаки и действия предмета_______________________________________
Грамматический строй речи.
- Словообразование:
- Уменьшительные
суффиксы
Прилагательные от
существительных
_______________________________________________________
- Словоизменение:
- Один ________________________________________________
много
- Падежные формы
существительных
________________________________________________________
- Согласование числительного с существительным
______________________________________________________
- Предлоги:
Простые
Сложные _______________________________________________
________________________________________________________
Связная речь
- Предложение по картинке________________________________________
_______________________________________________________________
- Рассказ по серии сюжетных картинок______________________________
Звукопроизношение.
звук | нарушение | звук | нарушение |
С | М | ||
С | М | ||
З | Н | ||
З | Н | ||
Ц | Б | ||
Ш | Б | ||
Ж | Д | ||
Ч | Д | ||
Щ | В | ||
Р | В | ||
Р | К | ||
Л | К | ||
Л | Х | ||
J | Х |
Заключение логопеда:
Подпись: